Конспект урока по литературе. 11 класс. В. П. Астафьев "Пролетный гусь"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Хворова Ольга Владимировна

Конспект урока по литературе в 11 классе

Трагическая судьба простого советского человека в рассказе В.П.Астафьева «Пролетный гусь».

 

Цель урока - проанализировать содержание рассказа и ответить на вопросы:

  1. В чем трагизм судьбы простого советского человека?
  2. Как соотносится совестливость и праведность героев Астафьева с жестокостью бездушием окружающего мира?
  3. В чем заключается авторская позиция?
  4. Приемы выражения авторской позиции?
  5. Обратить внимание на важность нравственных принципов в становлении личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_proletnomu_gusyu_11_kl.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 11 классе

Трагическая судьба простого советского человека в рассказе В.П.Астафьева «Пролетный гусь».

Цель урока - проанализировать содержание рассказа и ответить на вопросы:

  1. В чем трагизм судьбы простого советского человека?
  2. Как соотносится совестливость и праведность героев Астафьева с жестокостью бездушием окружающего мира?
  3. В чем заключается авторская позиция?
  4. Приемы выражения авторской позиции?
  5. Обратить внимание на важность нравственных принципов в становлении личности.

ХОД УРОКА:

  • Знакомство с биографией писателя (по усмотрению учителя, согласно рабочей программе). Можно упомянуть о термине «жестокий сентиментализм». Обсудить высказывание В.Астафьева о «уене победы».
  • Проверка домашнего задания – чтения текста рассказа. Ответить на вопросы по содержанию:
  1. Почему Марина и Данила вышли на станции Чуфырино? (Даниле казалось, что он выдумал это название, и они с Мариной якобы туда ехали; когда оказалось, что эта станция есть, они там просто вышли)
  2. Зачем Данила ходил на охоту? (нужно было мясо, чтобы их сын Аркаша не болел)
  3. За что Виталия Гордеевна ругала Марину, когда та помогала соседям как медсестра? (Марина бесплатно помогает в любое время суток)
  4. Как Владимир Федорович Мукомолов провел военные годы? (Был в политотделе, не лез на передовую; создавал видимость тяжелой и нужной работы, был приспособленцем и карьеристом)
  5. Как отреагировала Виталия Гордеевна на известие о возвращении сына? (Расстроилась, предупредила Марину и Данилу, что «жизнь наша мирная круто изменится»)
  6. С какого события началась «война» между Мукомоловыми и Мариной с Данилой? (с ужина по случаю приезда Мукомоловых; у Данилы оказалось больше наград; Марина заступилась за мужа, когда над ним стал подшучивать Владимир Федорович)
  7. В чем раскаивалась Марина после смерти Аркаши? («Я бедного нашего Аркашу недавно набила. Сильно.»)
  8. Что сделала Марина на похоронах Данилы? (бросила в могилу подушечку с его наградами)
  9. Какой повод нашла Нелли Сергеевна, чтобы выгнать Марину из дома? («нам же нужна кухня, нам же надо питаться где-то. Так что квартирантка пусть освобождает летнюю кухню»... «Муж болел туберкулезом, и сама она на туберкулезницу похожа... они с Владимиром Федоровичем не желают заболеть такой дрянной болезнью.»)
  10.  Почему можно сказать, что Марина умерла из-за Мукомоловых не в переносном, а в прямом смысле? (она привязала к веревке, на которой повесилась, колесико от детской тележки-коляски Мукомолова-младшего).

  • Анализ терминов «маленький человек» (учащиеся) и «простой советский человек» (учитель).
  • Применимо ли к героям рассказа определение «маленький человек»? Доказать.
  • Судьба маленького человека в России 20 века – это трагедия. Трагична судьба многих персонажей Астафьева (см. абсурдность мироустройства). Привести примеры. (Данила рос в семье ссыльного дяди, который погиб на войне, а жена сдал детей в детдом; Оноприйчук – сержант, переселенец с Украины; Мытарства эшелонов, которые никому не были нужны; родителей Марины «завербовали» и увезли, а сама она в детспецприемнике воспитывалась; «нормы выработки»; Толя Хомеляйнен, сосланный финн, и Анатолий Аржанов из раскулаченной семьи; Мукомолов был направлен на работу в лагерь для военнопленных; в Чуфырино построили два лагеря строго режима; рассказ Данилы о бое на косе).
  • Сделать вывод о типичности судьбы главных героев. Ужас положения заключается в том, что типичной становится ТРАГЕДИЯ.
  • В чем заключается конфликт? По какому принципу противопоставлены персонажи? Рассказать о них.
  • Какие эпизоды раскрывают лучшие стороны характеров главные героев рассказа, оказавшихся в сложных обстоятельствах? (их черты – доброта, совестливость, незлобность, праведность, щедрость, сострадание, трудолюбие – соединяют в себе качества святых). Парадокс в том, что сохранение естественных человеческих качест является святостью в условиях жестокой реальности.
  • Понятие святости неотделимо от мученичества. Герои одновременно являются мучениками – доказать.
  • Сочетание святости и мученичества – и в других героях (Виталия Гордеевна – физическая болезнь, Пахомка – умственная болезнь).
  • Вторая сторона конфликта. Какова жизненная позиция Мукомоловых? Доказать. (Их качества – приспособленчество, жестокость, бесчувствие, равнодушие, высокомерия, жадность, трусость).
  • Сделать вывод о конфликте. Как соотносится совестливость и праведность героев Астафьева с жестокостью таких, как семья Мукомоловых?
  • Закономерен ли финал рассказа? Почему? В чем смысл выражения «трагическое бессилие»?
  • Сюжет выстроен таким образом, что все светлое гибнет, а зло побеждает. Доказать. (см. слова Данилы после похорон сына; эпизод с фотографиями; эпизод с подушечкой с наградами; смерть Марины с помощью мукомоловского колесика – символические эпизоды гибели добра.)
  • С какой целью автор вводит в повествование историю с гусем? (В сюжете упоминается гусь как последнее средство спасения мальчика; символ отрешенности, неприкаянности; символ погубленной жизни).
  • Подведение итогов. Какова авторская позиция? (Астафьев выносит приговор обездушенному обществу, несправедливому устройству жизни, которое уничтожает маленького человека делает трагичной его жизнь).
  • Каковы приемы выражения авторской позиции? (авторская позиция выражается опосредованно: 1. Система персонажей. Без включения образа семьи Мукомоловых авторская позиция сводилась бы к состраданию и жалости.

 2. Речь персонажей. Марина в обычной обстановке разговаривает в соответствии с ожиданиями читателя (простая речь), но в столкновении с бездушием, жестокостью, Нелли Сергеевны ее речь становится книжной, «высокой». Этим она подтверждает свою святость и праведность. Она «возвышается» над Нелли Сергеевной. 3. Говорящие имена. Виталия Гордеевна – мужское имя, гордое отчество = ее характер. 4. Авторская позиция раскрывается и в названии рассказа, и в последнем предложении последней главы.

  • Заключение. В чем значение рассказа? Каковы, на ваш взгляд, пути преодоления трагического бессилия, о котором шла речь в рассказе? (смириться? сопротивляться? изменить обстоятельства?) Что, по-вашему, важнее: способность противостоять злу или возможность сделать так, чтобы негде было «преть и зреть» человеческой подлости и низости?
  • Домашнее задание – согласно рабочей программе.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...