Опыт анализа лирической песни (на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Альсене Валентина Алексеевна

Опыт анализа лирической песни (на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт анализа лирической песни
(на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс)

У фольклорных произведений редко бывают названия. Если судить по первой строке, то можно предположить, что “ночка, ноченька темная” - единственный “собеседник” лирической героини; именно ночи девушка доверяет свое горе, свои страдания.

Вероятно, эта песня возникла в период частых столкновений русских с татарами.(16-18 века), которые жестоко расправлялись с нашими предками и уводили девочек и женщин в плен, поэтому песню, скорее всего, пели русские невольницы.

Произведение пронизано грустью, даже горем, чувством безысходности. Героиня оплакивает свою загубленную судьбу.

На мой взгляд, в песне можно выделить три части.

Первые четыре строки посвящены ночи (лирическая героиня видит в беззвездной ночи свою подругу по несчастью).

Вторые четыре строки (анафора усиливает безысходное положение героини) рассказывают слушателю о том, что невольница осталась без семьи (всех, наверное, убили татары).

Последнее двустишие открывает нам сокровенную тайну о возлюбленном героини, который, к сожалению, остался далеко на родине и ничего не знает о ней...

Основными средствами художественной выразительности в песне являются постоянные эпитеты, что характерно для фольклора (темная ночка, светлый месяц, частые звездочки, родной (рОдный) батюшка, сердечный друг). Также есть фразеологизм (ни роду, ни племени). Интересно использование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (ночка, ноченька, звездочка, батюшка, матушка, братец) - Сразу вспоминаешь героиню русских народных сказок - добрую, кроткую, нежную, ласковую, с чистыми душой и сердцем.

В произведении часты повторы (ночка - ноченька - ночка - у ноченьки; темная - темная; месяца - месяца и т.д.), что свойственно народным песням; есть инверсия (ноченька темная - темная ночка); анафора (нет у девицы...нет ни...нет ни...нет ни, нет ни...); обращения (к ночи); восклицательные предложения, недосказанность (в виде многоточия).

Итак, мы попытались рассмотреть более детально язык произведения, характер лирической героини, а также обстоятельства, при которых она могла быть создана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор. 8 класс.ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.

Разработка урока о народных песнях.Сопоставительный разбор  лирических  песен. Самостоятельная  работа  над анализом исторических песен....

Образец анализа лирического произведения (стихотворения А.С.Пушкина "Подъезжая под Ижоры..." (Для 9 класса)

Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне...

Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 19 века)

В материале представлен план-конспект по теме "Обучение анализу лирического произведения"...

Русские лирические песни

Русская народная песня является частью устного народного творчества:1.По характеру исполнения песни бывают(частые, протяжные).2.По содержанию различаются (семейно-бытовые, любовные, солдатские, ямщицк...

Конспект занятия в подготовительной группе «Лирическая песня как жанр народной поэзии»

Конспект занятия в подготовительной группе «Лирическая песня как жанр народной поэзии»...

тема «Лирическая песня как жанр народной поэзии»

презентация для подготовительной группы по теме "Лирическая песня"...

лирическая песня как жанр народной поэзии

Конспект урока литературы в 8 классе...