Урок внеклассного чтения . А. Гайдар "Тимур и его команда"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Хорошие результаты по повышению уровня чтения учащихся даёт реклама забытых книг. Аркадий Гайдар... Когда-то это имя было известно любому россиянину, любому жителю нашей огромной страны. Его произведения изучались в школе, его биографию знал каждый, о нем пели песни, снимали кинофильмы. Годы «без Гайдара» показали, что его рассказы и повести являлись одним из самых действенных средств духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества, учили добру, коллективизму, помощи людям, стойкости в преодолении трудных жизненных ситуаций, смелости, совестливости. Могут они послужить и в воспитании современных школьников. Сейчас, в начале XXI века, актуальность, например, повести «Тимур и его команда» и самого тимуровского движения как никогда велики. Десятки, сотни тысяч не только ветеранов Великой Отечественной войны, но и молодых ветеранов локальных конфликтов нуждаются не только в помощи, а в общении с детьми, в их внимании.  

Предлагается  один из вариантов знакомства с жизнью и творчеством писателя как мотивация любви к чтению и историческому прошлому нашей страны, как  возрождение культурных и патриотических ценностей на основе жизни и творчества Гайдара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.gaydar_6-7.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

А. П. Гайдар «Тимур и его команда». 6 класс

Цели: выявить уровень понимания прочитанной книги, помочь оценить степень значимости  произведения Гайдара в современном обществе; способствовать формированию активной жизненной позиции

"Он был жизнерадостен и прямодушен, как ребенок.

Слово у него не расходилось с делом, мысль - с чувством,

жизнь - с поэзией.

Он был и автором, и героем своих книг".

С.Маршак

1. Слово о А. П. Гайдаре.  Аркадий Гайдар родился 9 (22) января 1904 года в посёлке под г. Льговом в семье учителя. В 1911 году Голиковы переезжают в Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище.

 

Жизнь для 13-летнего подростка, будущего известного писателя, - это игра, полная опасностей: он участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса, становится связным большевиков. В 14 лет вступает в РКП(б), работает в местной газете «Молот».

 

В январе 1919 года, добровольцем, скрыв свой возраст, Аркадий вступает в Красную Армию, вскоре становится адъютантом, учится на курсах красных командиров, принимает участие в боях, где получает ранение. Аркадий ушёл воевать, когда ему ещё не исполнилось пятнадцати лет. Он бредил военными подвигами с той поры, когда его отец, Петр Исидорович, сельский учитель, принимал участие в Первой мировой войне. Наверное, такая же судьба была у сотен российских мальчишек, родившихся в интеллигентных семьях, учившихся в гимназиях и реальных училищах, да так и не доучившихся.

 

В 1920 году Аркадий Голиков - уже комиссар штаба. В 1921 г. – командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии участвовал в операциях против «императора тайги» И. Н. Соловьёва. Обвиненный в самочинном расстреле (по делу И. Н. Соловьёва), на полгода был исключен из партии и отправлен в  продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни.

Юношеский максимализм, жажда подвигов, рано испытанное чувство власти и ответственности утвердили Голикова в мысли, что единственно возможное будущее для него – быть офицером Красной Армии. Он готовится к поступлению в военную академию, но после контузии его демобилизуют. О военном поприще надо забыть и жизненный опыт, накопившийся за годы гражданской войны, влечёт его к писательству.Первая публикация относится к 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана его повесть «В дни поражений и побед». Успеха она не принесла.

 

Псевдонимом «Гайдар» (тюркское слово – «всадник, скачущий впереди»), Голиков впервые подписал новеллу «Угловой дом», созданную в 1925 г. в Перми, где Аркадий Петрович жил в то время и работал над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием – «Жизнь ни во что» (другое название - «Лбовщина»(1926).

 

В пермской газете «Звезда» и других изданиях писатель публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ «Тайна горы», отрывок из повести «Рыцари неприступных гор" (другое  название – «Всадники неприступных гор» (1927), поэму «Пулемётная пурга».

«В этот период ещё не выявилась его "детская" писательская направленность, но уже в рассказе "Р.В.С." Гайдар заявил о себе как писатель, способный с тонким мастерством рассказать о сложном мире ребёнка, давая понять, что следование вековечным нравственным законам долга, чести, верности Родине даётся детям непросто. Гайдар был одним из первых, кто, следуя традициям классической русской и мировой прозы о детях, смог без "социологических преувеличений" показать ребёнка в невероятной реальности».

 

В 1930 году выходит в свет автобиографическая повесть «Школа». В 1932 году – повесть «Дальние страны», в 1935 году – «Военная тайна», а написанная ещё в 1933 году и вошедшая в повесть «Сказка о военной тайне» получает не просто реалистическое обрамление - она как бы продолжена драматичными событиями реальной жизни.

В 1935 году была напечатана повесть «Судьба барабанщика», в 1936 году вышел рассказ «Голубая чашка» - лирическая новелла, повествующая об одном дне одной семьи, о размолвке в семье. «Голубая чашка» – символ мира и взаимопонимания, хрупкого и крайне необходимого всем и каждому.

 

Вскоре на экраны страны по киносценарию А. П. Гайдара выходит кинофильм «Тимур и его команда» (реж. А.Е. Разумного), рассказывающий о смелом и отзывчивом мальчике-пионере Тимуре Гараеве и его друзьях, помогавших семьям фронтовиков.

Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных и трагических событий, поэтическая «атмосфера», доверительность и серьёзность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской чести», товарищества и взаимопомощи – все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару – официальному классику советской детской литературы. Благородный почин героя повести - Тимура послужил стимулом для появления и широкого распространения по всей стране тимуровского движения, особенно актуального в 1940–1950-е годы.

 

В 1939 году опубликован рассказ «Чук и Гек», ставший классикой детской литературы. Как и в других произведениях Гайдара, ключевыми составляющими здесь являются приключение и путешествие.

В 1940 г. Гайдар пишет продолжение «Тимура…» –  «Комендант снежной крепости», а в начале 1941 г. – киносценарий продолжения и сценарий фильма «Клятва Тимура» (постановка 1942 г., реж. Л.В. Кулешов).

 

В июле 1941 г. писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда». В это время им написаны очерки «Мост», «У переправы»и др. В августе-сентябре 1941 г. в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей«Горячий камень» - о неповторимости жизни, о неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.

 

Разных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин  и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников («Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть»).

Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы: фильмы «Чук и Гек» (1953 г., реж. И. В. Лукинский); «Школа мужества» (1954 г., реж. В. П. Басов и М. В. Корчагин); «Судьба барабанщика» (1956 г., реж. В. В. Эйсымонт). 

 

Может быть потому, что Гайдар сам был фактически лишён настоящего детства, почти все его произведения проникнуты эхом войны, предчувствием войны. Он романтизирует борьбу, сражения. Всю жизнь его тянуло ко всему военному, даже одевался он на военный лад. Он верил в то, что писал. 

Аркадий Гайдар погиб в самом начале Великой Отечественной войны в бою около деревни Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941 г. Ему исполнилось к тому времени всего 37 лет.

2. Повесть «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА» известного детского писателя Аркадия Гайдара - одна из самых любимых книг советских ребят. Написанная накануне Великой Отечественной войны, эта книга вызвала по всей стране среди ребят патриотическое движение, названное по имени главного героя Тимура "тимуровским". Повесть «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»  проникнута глубокой любовью к Родине, к Советской Армии.

Вопросы на восприятие прочитанного.

  • Понравилась ли вам повесть «Тимур и его команда»?
  • Как вы представляете обстановку, в которой происходят события повести?
  • Что можно рассказать о героях повести?
  • Кто такой Тимур? Чем занимается его команда? Составьте список добрых дел команды Тимура. Какие, с вашей точки зрения, наиболее значительны?
  • Шайку плохишей возглавляет Квакин. Как он и его помощник Фигура относятся к делам команды Тимура?

3. Викторина на знание текста

  • Назовите имена героинь повести. Как их зовут,  сколько им лет?
  • Какой подарок на день рождение старшей дочери сделал полковник Александров?
  • Как звать дядю Тимура? Кем он работает и чем занимается в свободное время? Почему он называет себя командиром?
  • Какие две ребячьи команды сложились в дачном поселке? Чем они занимаются?

Шайка Квакина

Команда Тимура

  • Курят
  • Выламывают доски из нового забора
  • Грозятся излупить Тимку, который «подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело»
  • Обтрясают яблони
  • Играют в карты «на тычки,, «на щелчка», и на «оживи покойника»
  • Позволяют себе «гнусные ругательства»
  • Взяли гонцов  Тимура в заложники, угрожая расправой
  • помог Жене: отправил телеграмму отцу, спас ее от разгневанной команды друзей
  • помогли найти козу
  • таскают воду старухе-молочнице
  • складывают поленницу
  • заступаются за Нюрку
  • составляют ультиматум Квакину
  • играют с маленькой девочкой, у которой погиб отец
  • Женя принесла цветы вдове
  • Делают качели для маленькой девочки
  • Угощают земляникой маленького брата Нюры
  • Какие звания носят вожаки ребячьих команд – Тимур и Квакин?
  • Как попала в дом Тимура Женя, что там с ней приключилось?
  • « Человек должен трудиться… Труд облагораживает человека. Тебе же душевного благородства как раз не хватает»,- кому принадлежат эти слова и кому они адресованы?
  • Как Женя попала в штаб Тимура? Что она там увидела?
  • Кто входит в команду Тимура? Как характеризует их Тимур?__________Симаков, _________Ладыгин, ___________Коля, ____________Гейка.
  • Что означает звезда, начерченная на заборе некоторых домов?
  • Как развлекается компания Квакин? Что значит «оживить покойника»?
  • Как называется документ, составленный Тимуром и его командой и адресованный шайке Квакина?
  • Какой ответ прислали ребята из компании Квакина?
  • Кого называют «гнуснопрославленным помощником» «атамана шайки по очистке чужих садов Михаила Квакина»?
  • Как Тимур и его команда расправились с шайкой Квакина? Что было написано на плакате, который висел над ларьком на базарной площади, куда были заперты квакинцы? (стр. 147)
  • Кто вызывает у вас большее возмущение Квакин или Фигура? Почему?(стр. 130, 153)
  • «Летчики глушат бомбами по головам сверху, а мы с земли через железо и бетон бьем прямо в сердце»,- что имел ввиду дядя Тимура, говоря эти слова?  

Угадай, кто это:

  • У нее «такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер»
  • «Высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой»
  • «Косматый, одетый в лохмотья хромоногий старик, который держал в руке кривую обнаженную саблю»
  • «На ней все горит. Вечно она в синяках, в царапинах. Она, конечно, подойдет, губки бантиком сложит, глаза голубые вытаращит. Ну конечно, все думают – цветок, а не девочка!»

4.Беседа о значении прочитанного.

  • О ком из героев хочется сказать отдельное слово? Чем запомнился?
  • Интересна ли книга современному читателю, конкретно вам?
  • Какие качества героев Гайдара значимы в наше время?

5. Подведение итогов урока

Замечательная история рассказана писателем ! Такая маленькая и такая проникновенная! Читаешь и не можешь не переживать за ее героев и радоваться тому, что они есть, что так и должно быть. Эта книга о настоящей дружбе, о доброте, чести и любви, о взаимопонимании, скромности, достоинстве и нравственных основах человека важна и нужна сегодня точно так же, как во времена моего детства и в те времена, когда она была написана... Не важно, что окружающая жизнь изменилась до неузнаваемости, ценности, которые формируют настоящего человека, не стареют...Пусть современным детям уже неизвестны слова красноармеец и пионер, но идеалы, которым следуют эти мальчишки - добра, сочувствия, отзывчивости, взаимопомощи не зависят от времени.

На дом: написать сочинение – отзыв о книге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс

Задачи урока:образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;развивающие – научить учащихся формулировать воп...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...