Материал к урокам литературы по Крылову
план-конспект урока по литературе на тему

Петрушкова Елена Васильевна

урок является закреплением после анализа басен Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока по Крылову69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  ЦАРСТВО БАСНИ И.А. КРЫЛОВА       

 Цель: закрепить и обобщить изученное на уроках ; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать умения и  навыки строить свои мысли и свою речь, анализировать, воспитание самостоятельности путем индивидуальной работы.

Тип урока: обобщающий урок

 Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, афоризмы

                                   баснописца.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами повторим  и обобщим тему «Басня», закрепить знания, полученные на проведенных ранее уроках, покажем свои актерские способности.

  1. Повторение изученного.

Эпиграф урока

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их прямой и благородный

К добру и правде открывал сердца.

М. Исаковский

Слово учителя.

   Мы сегодня отправимся в увлекательное и полезное путешествие по Царству басни. Это особенное царство, так как жители его не обычные звери, а очеловеченные. У каждого из них свой характер и даже свой порок, который они позаимствовали у людей благодаря своему создателю Ивану Андреевичу Крылову, или, как часто любовно называют его в народе, дедушке Крылову.

   Но при входе в это царство проверяют необходимые знания.

  • Давайте с вами вспомним, что такое басня? Дайте её определение.

(Небольшое иносказательное повествование, обычно в стихах, нравоучительного характера.)

Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания, где главные герои – животные, люди, вывод сформулирован в виде прямого поучения – морали.

Цель басни – показ человеческих пороков, их высмеивание.

  • Что такое аллегория?

(или иносказание, это такое изображение жизни, которое таит в себе иной, скрытый смысл.)

Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия  через конкретный образ.

Например, в народной сказке хитрость  изображена через образ лисы.

  • Объясните значение выражения «эзопов язык».

(речь, наполненная недомолвками и ироническим намёками.)

  • Что такое мораль басни?

(нравоучительный вывод, поучение, которое даётся в начале или конце её.)

Сатира — злой смех, при помощи которого писатель  изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Что именно запомнилось вам из его биографии.

  • Что вы можете рассказать о псевдониме Крылова(Нави Волырк)
  • Где родился  Крылов( в Москве)
  • Когда написал 1 басню (в 11 лет)
  • В каком  журнале  издает басни(«Почта духов)
  • Сколько басен издал (200)
  • Где Крылов проработал 30 лет (Публичной библиотеки)
  • Когда скончался Крылов и где похоронен  (9 ноября  1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

ИЗ БИОГРАФИИ

Родился 2 февраля, много читал и считался одним из самых просвещенных людей своего времени.

Из-за бедности семьи   Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде..  В 11 лет написал первую басню.

С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни—главные произведения писателя. Девять книг  включают более 200 басен.

В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

9 ноября  1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Какие именно пороки высмеивал Крылов?

Д. Зависть, скупость, лживость, хвастовство, лень, невежество, эгоизм.

Докажите утверждение, что басни Крылова пригодны для детского чтения, понятны детям?

Д.У басен интересный сюжет, много диалогов, они похожи на сказки, можно читать в лицах, можно иллюстрировать, они смешные и поучительные.

 Крылова были великие предшественники в мировой басенной литературе. Вспомним и назовем их.

            Эзоп, Др.Греция, 2.5 тыс.лет назад

            Лафонтен, Франция, XVII век

            Сумароков,  XVIII век

            Хемницер, , XVIII век

            Дмитриев, , XVIII век

            Крылов, , XVIII- XIX век

Рома . Эзоп – величайший баснописец, чужеземец из  Фригии – царства, расположенного в центральной части Малой Азии.

ЛИЛЯ. Жан де Лафонтен – французский поэт 17 века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями..

НАСТЯ БЕЗУКЛАДОВА. Сумароков – «русский Лафонтен» нашёл басню среди простого народа, Писал тексты грубым вульгарным языком.

Катя. Хемницер привёл басню в город. Его язык лёгкий, разговорный.

НАСТЯ ОСИПКОВА. Дмитриев отворил для басни двери в просвященные образованные общества. Ввел  басню во дворец. Он писал сглаженным, изящным языком.

АИДА. Крылов – первый в литературе полностью соединил литературный язык с живой народной речью. Он блестяще разработал басню как жанр. Мы можем его назвать великим баснописцем мира.

Скажите, пожалуйста, а каких казахстанских писателей и поэтов вы знаете

  1. Обобщение и изучение нового материала.

Слова учителя. Ну вот мы и в Царстве басни. Кого тут только нет!.. Да самое интересное, что они все в человеческие одежды наряжены. И что поразительно: все разговаривают на чистейшем русском языке! То и дело до нас доносятся обрывки их разговоров…

Попробуем угадать, кто же это и в какой басне говорит

  1. «Волк и ягнёнок» - «У сильного всегда бессильный виноват».
  2.  «Квартет» - «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
  3. «Лебедь, щука и рак» - «А воз и ныне там».
  4.  Стрекоза и муравей – ты все пела - это дело, так пойди ж и попляши
  5. Слон и моська- знать она сильна, раз лает на слона
  6. Обезьяна и ЗЕРКАЛО «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» –

2) А сейчас мы проведем валеологическую паузу и немножко отдохнем.

Творческим группам было дано задание инсценировать понравившиеся им басни, давайте посмотрим, как они с ним справились.

Беседа по каждой басне.

  • Стрекоза и муравей

Почему Стрекоза осталась без жилья?

 (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

Что она делала целое лето?

-Какое качество олицетворяет муровей в басне (Трудолюбивый.Мудрый.)

- Какие пороки высмеивал ИА Крылов в басне « Стрекоза и Муравей»( лень, легкомыслие)

СЛОВА К БАСНЕ СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Зима катит в глаза – неожиданно наступила зима

Помертвело чисто поле – в поле стоит тишина

Удручена – огорчена

Кум, кума – крёстный отец, крёстная мать

Вешних – весенний

Мурава – трава

Голову вскружило – забыла обо всём

Волк и ягненок

Кратко ответить на следующие вопросы: (устно)

  • Что хочет Волк от Ягненка?
  • Был ли Ягненок виноват перед Волком?
  • Найти в тексте строки, которые передают суть басни. Как эти строки называются?
  • С какой категорией людей ассоциируется Волк, с какой Ягненок? (Могущественный и слабый, богатый и бедный, знатный и простолюдин)

Слова  по басне

На дОбычу стремится – ударение

Законный вид и толк: «толк» – смысл»

дерзость – наглость

осмелюсь я донесть – позволю себе сказать

шагов я нА сто пью – ударение (проклитика)

гневаться – сердиться

в свете – в обществе

в запрошлом лете – в позапрошлом году

«помилуй» – здесь это слово означает несогласие и готовность возразить

кум, сват – дальние родственники

разведаюсь – отомщу, расквитаюсь

досуг мне разбирать винЫ твои, щенок: «досуг мне» – некогда, ударение «винЫ»

Вторую часть урока мы с вами проведем в виде игры «Угадайка», которая позволит выявить лучшего знатока басен.

б) – Кто так говорил?

« До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час.

Так, что голову вскружило» («Стрекоза и Муравей»)

в) – Перечислите героев басни, которые затеяли сыграть квартет.( Мартышка, Осел, Козел да Мишка)

г) - Кто смеялся над чужой бедой ? ( Голубок)

д) – Кого по улицам водили, как – будто напоказ? (Слона.)

е) –  Персонажи какой басни восхваляли друг друга « не боясь греха»? (Кукушка и петух)

ж) – Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню? (На псарню)  

 з)- Слова из какой басни стали крылатым  выражением  «Видит око, да зуб неймет» (« Лисица и виноград»).

 

 «Угадай героя басни»

- И  -  И  -  А (лисица)

О  -  Е   -  (осел)

-  О  -  Ь  -  А  (Моська)

- О – О –  Е  –  Й(соловей)

В -  -  - (волк)

-   У   - А  - Е – (муравей)

-  Т  - Е -  К  - О – А (стрекоза)

 «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано.

-«Плутовка к БЕРЕГУ на цыпочках подходит, вертит хвостом, с КУКУШКИ  глаз не сво-

дит». (дереву, вороны)

- «Как , милый КОЧЕТОК, поешь ты громко, важно!»(петушок)

- «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз ВПРЯГЛИСЬ  »(взялись)

- «Ворона ГАВКНУЛА во все воронье горло» (каркнула)

- « Мартышка к старости слаба УШАМИ стала».(глазами)

- «Соседка, перестань срамиться» - ей бабка говорит (шавка)

 

ИГРА 2. «Загадочные животные»

КВОЛ           (волк)

ПУХЕЛ         (петух)

РАЙВЕУМ (муравей)

ГУБОЛЬ (голубь)

ЕСОЛ (осел)

ЛСОН (слон)

А сейчас я предлагаю вам   выполнить тесты, лежащие на ваших столах, ответы записывайте  на оценочных листах в таблицу

Итоги урока.

   Вот наше путешествие по Царству басни подошло к концу. Думаю, прогулка не прошла даром, вы многое вспомнили, поняли, многому научились и басни И.А. Крылова станут вашими верными спутницами, помощницами и советчицами.

И в качестве домашнего задания я бы хотела вам предложить нарисовать эпизод из понравившейся вам басни.

Оценочки за урок вы должны вывести себе сами, опираясь на листы ответов, что лежат на ваших столах

   А закончить я бы хотела следующими строками И вечен Крылов, пока живы жадность и зависть, трусость и лесть, воровство и казнокрадство, коварство и неблагодарность. Вы согласны со мной?

НА ЗАКУСКУ

ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГА УРОКА

Конверт№4. «Эрудит». Дети разгадывают кроссворд

1.М

2.О

3.М

    А

4.М

5. К

    Б

6.У

    О

    Р

    У

7.Л

    У

8.В

    Е

    Х

    С

    Т

     Р

   Е

    К

   О

    З

    А

    Ь

    Ы

     А

   Б

    У

   Р

    Ь

    К

    Ш

     В

   Е

   Ш

   О

    Я

    А

     К

     Е

  Д

    К

   Н

    Н

     А

    Й

   Ь

    А

   А

    А

         1.Героиня басни «Квартет» (Мартышка)

2.Героиня, увидевшая свой образ в зеркале. (Обезьяна)

3.Кто без драки хочет попасть в большие забияки? (Моська)

4.У кого к зиме «был готов и стол и дом»? (Муравей)

5.Кто восхвалял Петуха «не боясь греха»? (Кукушка)

6.Любимое блюдо Демьяна. (Уха)

7.Один из героев басни, в которой        «везти с поклажей воз взялись» (Лебедь)

8.Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона)

Ключевое слово: СТРЕКОЗА,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для урока литературы "Былины"

Информация о русских богатырях...

Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература 10 класс.II – полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  11 класс.II  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  10 класс.I  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"...

презентация к уроку литературы "Басни Крылова" 5 класс

презентация может быть использована как на вводном или итоговом уроке при изучении басен Крылова...

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....