Мастерская (Лихачёв )
материал по литературе на тему

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл likhachev.docx27.29 КБ
Файл likhachyov.pptx694.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева  «Письма о  добром» 

Любовь, Красота, Знание – основа Жизни в мироздании.

Елена Ивановна Рерих

( русский религиозный философ, писательница, общественный деятель)

Цели: Раскрытие духовных ценностей в жизни человека. Обогащение словаря учащихся и развитие творческих способностей. Воспитание культуры общения, развитие умения самостоятельного решения задач. Формирование компетенций согласно требованиям ФГОС. Воспитание любви к русскому языку, к культуре своего народа.

Технология: педагогическая  мастерская 

Прогнозируемые результаты:

Предметные: составлять разные виды текста; мотивационные: пробуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме, информационные: показать имеющиеся знания по теме, приобретение новых знаний.

Метапредметные:

коммуникативные: умение слушать себя, работать в команде; системные: классификация полученной информации по категориям знаний; личностные: заинтересованность ученика в изучении темы; мотивационные: побуждение  к дальнейшему расширению информационного поля; оценочные: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса обучения как личностно значимого.

Форма работы: групповая.

Оборудование: презентация к уроку, книга Д.С. Лихачева «Письма о добром», цветная бумага, фломастеры, лист ватмана.

Ход урока

  1. Налаживание социального взаимодействия

-  У вас есть дома копилка? А что вы в ней копите?

-  Посмотрите лексическое значение слова в словарях, интернете. (Собрание чего-нибудь ценного, занимательного).

-  Сегодня мы тоже заведем копилки (листы бумаги), которые должны будем наполнить.

-  Как вы думаете чем? (Словами, мыслями).

-  Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-мастерская. Мастерская творческого письма.

-  Вы сегодня редакторы, корреспонденты, художники газеты «Культура и жизнь». Работаете в 4 отделах редакции газеты: «Информационный отдел», «Инновационный отдел», «Поэтический отдел», «Отдел писем». Итогом вашей работы будет выпуск газеты.  

  1. Индуктор

 Работа в отделах.

 -  Возьмите листок, разделите его на две колонки. В одной графе  запишите вертикально слово КУЛЬТУРА. Каким же должен быть культурный человек?  Запишите свои ассоциации на каждую букву именами прилагательными. Что получилось? (Заполняем информацией газету).Ученик пишет на газете.

К – культурный, коммуникативный, креативный

У – умный, увлеченный

Л - лояльный

Ь-

Т – трудолюбивый, толерантный

У - усердный

Р - работоспособный

А – активный

  1. Самоконструкция

 Индивидуальная работа.

- Обратимся к цитате Елены Ивановны Рерих: «Любовь, Красота, Знание – основа Жизни в мироздании». (СЛАЙД)

- Запишите во втором столбике качества, характеризующие культурного человека из цитаты Е.И. Рерих.  (Любящий, красивый, знающий, жизнелюбивый, жизнерадостный). (Заполняем информацией газету).

  1.          Социализация

   Творческий процесс. (Рисуют все). (СЛАЙД)

Попробуем нарисовать или вырезать из цветной бумаги свой символ на эти слова:

«Поэтический отдел»: на слово ЛЮБОВЬ.  (Сердце).

«Инновационный отдел»: на слово КРАСОТА.  (Цветок)

«Информационный отдел»: на слово ЗНАНИЕ.  (Книга)

«Отдел писем»: на слово ЖИЗНЬ. (Голубь)

  1. Афиширование

Выберите лучший символ и приклейте на плакат.  (Плакат со словами висит на доске).

  1. Проблема 

Выберите из написанной цепочки слов: Любовь – Красота – Знание – Жизнь главное слово.  (Жизнь).

 Возьмите «Письмо четвертое», которое вы должны были прочитать дама, найдите слова, где он пишет о жизни: «Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…». Прочтите вслух. Посмотрите, как называется «Письмо четвертое»?  («Самая большая ценность – жизнь»).

У человека самое дорогое – жизнь. У каждого человека она своя, единственная, неповторимая. Но может ли человек прожить жизнь как сыр в масле катаясь? Мы все допускаем кляксы. А что это такое? (ошибки, провалы, плохие поступки, за которые в душе вам стыдно). Подумайте о своих «кляксах» в жизни. Можно ли от них избавиться? Каким образом? (Пересмотреть свой взгляд на мир…).  (СЛАЙД)

  1. Физминутка        -  Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитать до 5, открыть широко глаза и посмотреть вдаль. Посмотреть на кончик носа и перевести взгляд вдаль.
  2.    Разрыв

- Найдите слова Д.С. Лихачева о ценностях человеческой жизни.                 «…стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту».

- Попробуйте составить список основных нравственных ценностей человеческой жизни.

Работаем в отделах.  

- Сверьте  свой список со списком на слайде: любовь, дружба, добро, уважение и признание, гуманизм, милосердие, сострадание, совесть,  поиск смысла жизни, культура, литература, искусство.  

- Какая же ценность человеческой жизни для вас самая главная? (СЛАЙД)

Поиск смысла жизни – главная ценность человека.  (Заполняем информацией газету).

  1. Социализация

- Мы с вами обсудили ценности человеческой жизни.  Говорили, что наряду с материальными ценностями в жизни человека есть еще и духовные ценности, которые должны быть приоритетными в жизни человека. К этим ценностям относится КУЛЬТУРА.

-  Отделы редакции продолжают работу по созданию газеты «Культура и жизнь».  

а) «Отдел писем» пишет Письмо другу: «Нравственные ценности человеческой жизни».

б) «Информационный отдел» пишет Статью: «Новости недели» - День культуры.

в) «Инновационный отдел»  составляет афоризм и кластер на понятие «культура».

г) «Поэтический отдел»  составляет синквейн на слово  «жизнь»

Читают свои работы. Оформляют газету.

  1.  Рефлексия

Вы отлично справились с работой. Газета сделана. Молодцы! Передавайте друг другу символ «Цветок жизни» и скажите несколько слов о ваших ощущениях от прошедшего урока.

Диагностика личностных качеств учащихся

     1. На мастерской

        - я узнал…    новые афоризмы  ,        

        - научился… составлять синквейн,

        - понял, что поиск смысла жизни -главная ценность человека

- особенно мне понравилось ( как мы создавали газету )

 - я узнал…                     новые афоризмы  ,        

        - научился…                     составлять синквейн,

        - понял,                           что поиск смысла жизни -главная ценность человека

- особенно мне понравилось…               ( как мы создавали газету )

     

Елена Ивановна Рерих

( русский религиозный философ, писательница, общественный деятель)

Синквейн на тему «Жизнь»         

Синквейн- это пятистрочие.

 1. Имя существительное

 2. 2 прилагательных (к сущ.)

 2. 3 глагола (к нему же)

 4. Высказывание (известных или не известных людей, неважно)

 5. Ваше мнение (что вы думаете об этом существительном)

Жизнь.

 Короткая, длинная.

 Веселиться, горевать, проживать.

 Дана всем, отнята другими.

 Сложно.        

………………………..  Афоризмы

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

-А.П.Чехов-

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

-А.П.Чехов-

Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант.

-Василий Шукшин-

Если культура - это то, что остается, когда все остальное забыто, то воспитание остается, когда все потеряно.

-Надин де Ротшильд-

Умирая, культура превращается в цивилизацию.

-Освальд Шпенглер-

Красота и Знание являются основами всей культуры.

Небрежение к Родине было бы прежде всего некультурностью.

- я узнал…    новые афоризмы  ,        

        - научился… составлять синквейн,

        - понял, что поиск смысла жизни -главная ценность человека

- особенно мне понравилось ( как мы создавали газету )

……………………………        Елена Ивановна Рерих

( русский религиозный философ, писательница, общественный деятель)

………………………………….

Синквейн на тему «Жизнь»         

Синквейн- это пятистрочие.

 1. Имя существительное

 2. 2 прилагательных (к сущ.)

 2. 3 глагола (к нему же)

 4. Высказывание (известных или не известных людей, неважно)

 5. Ваше мнение (что вы думаете об этом существительном)

Жизнь.

 Короткая, длинная.

 Веселиться, горевать, проживать.

 Дана всем, отнята другими.

 Сложно.          

Второй пример:   

Жизнь.  

Публичная, частная.  Любить, верить, надеяться.    

 Кто-то ее не ценит.    

 Эпоха.

……………………………                    Афоризмы

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

-А.П.Чехов-

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

-А.П.Чехов-

Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант.

-Василий Шукшин-

 - я узнал…    новые афоризмы  ,        

        - научился… составлять синквейн,

        - понял, что поиск смысла жизни -главная ценность человека

- особенно мне понравилось ( как мы создавали газету )

     ………………………………………………..                     Елена Ивановна Рерих

( русский религиозный философ, писательница, общественный деятель)

……………………………………………………..                     Синквейн на тему «Жизнь»         

Синквейн- это пятистрочие.

 1. Имя существительное

 2. 2 прилагательных (к сущ.)

 2. 3 глагола (к нему же)

 4. Высказывание (известных или не известных людей, неважно)

 5. Ваше мнение (что вы думаете об этом существительном)

Жизнь.

 Короткая, длинная.

 Веселиться, горевать, проживать.

 Дана всем, отнята другими.

 Сложно.          

       Второй пример:   

Жизнь.  Бытовая, праздная.

Рожать, умирать, прожигать.

 Часто от нее уходят.  

Передается.  

   ………………………………….           Афоризмы

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

-А.П.Чехов-

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

-А.П.Чехов-

Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант.

-Василий Шукшин-

Если культура - это то, что остается, когда все остальное забыто, то воспитание остается, когда все потеряно.

-Надин де Ротшильд-

Копилка

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

копилка 1. ж. 1) Маленький ящичек или шкатулка с узким отверстием для опускания туда монет с целью их сбережения, накопления. 2) Знания, опыт, которыми кто-либо располагает..

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова

КОПИЛКА, -и, ж. 1. Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления. 2. Собрание чего-н. занимательного, ценного.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

КОПИЛКА копилки. Небольшой ящичек или кружка с узким отверстием для опускания монет в целях сбережения их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» Мастерская творческого письма по книге

Слайд 2

Елена Ивановна Рерих: «Любовь, Красота, Знание – основа Жизни в мироздании» 1879 – 1955 гг.

Слайд 3

Любовь - - - Красота Знание Жизнь

Слайд 4

Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» Письмо четвёртое «Самая большая ценность - жизнь»

Слайд 6

Жизнь

Слайд 7

Поиск смысла жизни – главная ценность человека

Слайд 8

Два мира есть у человека: Один – который нас творил, Другой – который мы от века Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Д.С.Лихачёв "Письма о добром и прекрасном"

Аннотация: --------------------------------------------- Известный советский ученый, академик Д. С. Лихачев в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о велича...

Статьи Д.С.Лихачёва на уроках русского языка. Материал заимствован с сайта 1 сентября

Использование "Писем о добром и прекрасном" Д.С. Лихачева на уроках русского языкаЗахарова Лидия Ивановна, преподавательСтатья отнесена к разделу: Преподавание русского языкаТрудно и интересно сейчас ...

Раздумья над "Раздумьями" Д.Лихачёва

Конспект урока литературы в 9 классе, посвящённого анализу книги Д.Лихачёва "Раздумья"...

Лингвистический анализ текста Д.С Лихачёва « Человек должен быть интеллигентен».

Лингвокультурологический анализ текста. Цель урока: предоставить старшеклассникам возможность повторить и закрепить знания  о тексте, способах связи предложений в тексте; о стилях речи; закрепит...

Подготовка к ЕГЭ. Анализ текста Д.С. Лихачёва.

Работа предназначена для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мною взят текст из книги Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном" - письмо девятое "Когда следует обижаться?"...

Урок русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ отрывка статьи Д.С. Лихачёва из сборника «Письма о добром» (подготовка к ЕГЭ блок С)

Цель:1)развивать навыки связной монологической устной и письменной речи;2) научить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них ответы, поднимаясь до авторского...

Лихачёв Д.С. Презентация

Презентация к уроку английского языка в 11 классе о Д.С.Лихачёве....