Разработка урока для 10 класса по теме "Перечитывая Чехова"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Перечитывая Чехова».
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».-
Вглядитесь в портрет Чехова. Сколько благородства в его лице! Современники называли Чехова великим интеллигентом.
Он был врачом и писателем. Книги А.П.Чехова помогли и помогают справиться со сложностями жизни, помогают взглянуть на себя со стороны. А.П.Чехов был скромным, весёлым человеком, который любил природу, животных, людей и мечтал о человеке, в котором « всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Его огорчало невежество, пошлость, чинопочитание, раболепство. Он писал брату: «Ничтожество своё осознавай…перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство» и в минуты вдохновения признавался: «Какое наслаждение уважать человека!». В произведениях А.П.Чехова словам просторно, а мыслям тесно. Лишь повторное чтение позволяет открыть тайны мастерства писателя Чехова. Поэтому наша задача по-новому взглянуть на прочитанные произведения писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературе | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Перечитывая Чехова».
«В человеке должно быть всё прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Учитель: Копьёва Т.И., Ольгинская СШ.
Цель: углубить знания учащихся произведений А.П.Чехова
Задачи: 1. Учить: - анализировать художественное произведение;
- уловить «тайну личности» писателя;
- отбирать необходимую информацию.
2. Воспитывать: - творческого читателя;
- стремление к самообразованию, самовоспитанию (с помощью книг).
Оборудование: портрет А.П.Чехова; музыка Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Слово учителя о А.П.Чехове.
- Вглядитесь в портрет Чехова. Сколько благородства в его лице! Современники называли Чехова великим интеллигентом.
Он был врачом и писателем. Книги А.П.Чехова помогли и помогают справиться со сложностями жизни, помогают взглянуть на себя со стороны. А.П.Чехов был скромным, весёлым человеком, который любил природу, животных, людей и мечтал о человеке, в котором « всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Его огорчало невежество, пошлость, чинопочитание, раболепство. Он писал брату: «Ничтожество своё осознавай…перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство» и в минуты вдохновения признавался: «Какое наслаждение уважать человека!». В произведениях А.П.Чехова словам просторно, а мыслям тесно. Лишь повторное чтение позволяет открыть тайны мастерства писателя Чехова. Поэтому наша задача по-новому взглянуть на прочитанные произведения писателя.
Отрывок из «Рассказа госпожи NN» - будьте внимательны и вы будете покорены
(звучит музыка Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)
«Зимою, когда мы жили в городе, Петр Сергеич изредка приезжал к нам. Деревенские знакомые очаровательны только в деревне и летом, в городе же и зимою они теряют половину своей прелести. Когда в городе поишь их чаем, то кажется, что на них чужие сюртуки и что они слишком долго мешают ложечкой свой чай. И в городе Петр Сергеич иногда говорил о любви, но выходило совсем не то, что в деревне. В городе мы сильнее чувствовали стену, которая была между нами: я знатна и богата, а он беден, он не дворянин даже, сын дьякона, он исправляющий должность судебного следователя и только; оба мы — я по молодости лет, а он бог знает почему — считали эту стену очень высокой и толстой, и он, бывая у нас в городе, натянуто улыбался и критиковал высший свет, и угрюмо молчал, когда при нем был кто-нибудь в гостиной. Нет такой стены, которой нельзя было бы пробить, но герои современного романа, насколько я их знаю, слишком робки, вялы, ленивы и мнительны, и слишком скоро мирятся с мыслью о том, что они неудачники, что личная жизнь обманула их; вместо того чтобы бороться, они лишь критикуют, называя свет пошлым и забывая, что сама их критика мало-помалу переходит в пошлость».
2. Выступления учеников с докладами (опережающее задание):
Рассказ «Дама с собачкой».
«Тирания быта» - главная преграда на пути к счастью большинства чеховских героев. Уйти от монотонной обыденности редко кому удаётся (отрывки из текста - описание прозы жизни).
«Главное – перевернуть жизнь» («Невеста»).
«Крыжовник» - тема «почтительной кислоты» (о счастье, добре – зачитываются отрывки).
3. Почему у Чехова люди изображены противоположными его убеждению?
Нравственный идеал Чехова нам современен?
(Эти черты во все времена будут цениться).
Выводы: безупречен нравственный идеал; чувство гражданина, Родины.
4. «Ионыч» - духовная деградация человека.
- В чём заключается подлинная интеллигентность?
- Старцев – интеллигент?
- Что значит быть интеллигентным человеком?
Вывод: Зависит от его внутренних качеств. Духовное банкротство людей.
Подлинная интеллигентность не во внешности.
- В записной книжке Чехов отметил: «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, может быть, есть нормальное состояние. Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть».
Отразилась ли эта мысль Чехова в рассказе «Ионыч»?
- Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.
Заключение:
Перечитывайте чаще Чехова, всматривайтесь с ним в жизнь, и вы никогда не ошибётесь в выборе правильного решения.
5. Оценка выступлений учащихся.
6. Домашнее задание: подготовиться к классному сочинению – общее направление «Мой Чехов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"
Урок русской литературы "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.
Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...