Разработка урока для 10 класса по теме "Перечитывая Чехова"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Копьёва Татьяна Ивановна

Урок литературы в 10 классе.

Тема: «Перечитывая Чехова».

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».-

Вглядитесь в портрет Чехова. Сколько благородства в его лице! Современники называли Чехова великим интеллигентом.

   Он был врачом и писателем. Книги А.П.Чехова помогли и помогают справиться со сложностями жизни, помогают взглянуть на себя со стороны. А.П.Чехов был скромным, весёлым человеком, который любил природу, животных, людей и мечтал о человеке, в котором « всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Его огорчало невежество, пошлость, чинопочитание, раболепство. Он писал брату: «Ничтожество своё осознавай…перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство» и в минуты вдохновения признавался: «Какое наслаждение уважать человека!». В произведениях А.П.Чехова словам просторно, а мыслям тесно. Лишь повторное чтение позволяет открыть тайны мастерства писателя Чехова. Поэтому наша задача по-новому взглянуть на прочитанные произведения писателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по литературе19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Тема: «Перечитывая Чехова».

«В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Учитель: Копьёва Т.И., Ольгинская СШ.

Цель: углубить  знания учащихся произведений  А.П.Чехова

Задачи: 1.  Учить: -  анализировать художественное произведение;

                           -  уловить «тайну личности» писателя;

                           -  отбирать необходимую информацию.

                       2. Воспитывать:  - творческого читателя;

                          -  стремление к самообразованию, самовоспитанию (с помощью книг).    

Оборудование: портрет А.П.Чехова; музыка Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

 Слово учителя о А.П.Чехове.

- Вглядитесь в портрет Чехова. Сколько благородства в его лице! Современники называли Чехова великим интеллигентом.

   Он был врачом и писателем. Книги А.П.Чехова помогли и помогают справиться со сложностями жизни, помогают взглянуть на себя со стороны. А.П.Чехов был скромным, весёлым человеком, который любил природу, животных, людей и мечтал о человеке, в котором « всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Его огорчало невежество, пошлость, чинопочитание, раболепство. Он писал брату: «Ничтожество своё осознавай…перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство» и в минуты вдохновения признавался: «Какое наслаждение уважать человека!». В произведениях А.П.Чехова словам просторно, а мыслям тесно. Лишь повторное чтение позволяет открыть тайны мастерства писателя Чехова. Поэтому наша задача по-новому взглянуть на прочитанные произведения писателя.

     Отрывок из «Рассказа госпожи NN» - будьте внимательны и вы будете покорены

(звучит музыка Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

   «Зимою, когда мы жили в городе, Петр Сергеич изредка приезжал к нам. Деревенские знакомые очаровательны только в деревне и летом, в городе же и зимою они теряют половину своей прелести. Когда в городе поишь их чаем, то кажется, что на них чужие сюртуки и что они слишком долго мешают ложечкой свой чай. И в городе Петр Сергеич иногда говорил о любви, но выходило совсем не то, что в деревне. В городе мы сильнее чувствовали стену, которая была между нами: я знатна и богата, а он беден, он не дворянин даже, сын дьякона, он исправляющий должность судебного следователя и только; оба мы — я по молодости лет, а он бог знает почему — считали эту стену очень высокой и толстой, и он, бывая у нас в городе, натянуто улыбался и критиковал высший свет, и угрюмо молчал, когда при нем был кто-нибудь в гостиной. Нет такой стены, которой нельзя было бы пробить, но герои современного романа, насколько я их знаю, слишком робки, вялы, ленивы и мнительны, и слишком скоро мирятся с мыслью о том, что они неудачники, что личная жизнь обманула их; вместо того чтобы бороться, они лишь критикуют, называя свет пошлым и забывая, что сама их критика мало-помалу переходит в пошлость».

2. Выступления учеников с докладами (опережающее задание):

   Рассказ «Дама с собачкой».

   «Тирания быта» - главная преграда на пути к счастью большинства чеховских героев. Уйти от монотонной обыденности редко кому удаётся (отрывки из текста -  описание прозы жизни).  

«Главное – перевернуть жизнь» («Невеста»).

  «Крыжовник» - тема «почтительной кислоты» (о счастье, добре – зачитываются отрывки).  

3. Почему у Чехова люди изображены противоположными его убеждению?

Нравственный идеал Чехова нам современен?

(Эти черты во все времена будут цениться).

Выводы: безупречен нравственный идеал; чувство гражданина, Родины.

4.   «Ионыч» - духовная деградация человека.

      - В чём заключается подлинная интеллигентность?  

      - Старцев – интеллигент?

      - Что значит быть интеллигентным человеком?

Вывод: Зависит от его внутренних качеств. Духовное банкротство людей.

           Подлинная интеллигентность не во внешности.

    - В записной книжке Чехов отметил: «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, может быть, есть нормальное состояние. Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть».

    Отразилась ли эта мысль Чехова в рассказе «Ионыч»?

          -   Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.

Заключение:

     Перечитывайте чаще Чехова, всматривайтесь с ним в жизнь, и вы никогда не ошибётесь в выборе правильного решения.

5. Оценка выступлений учащихся.

6. Домашнее задание: подготовиться к классному сочинению – общее направление «Мой Чехов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"

Урок русской литературы  "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.

Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...