Олимпиадные задания по литературе и МХК
олимпиадные задания по литературе на тему

Дябкин Игорь Анатольевич

Примерные олимпиадные задания по литературе и МХК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

7 класс

2014-2015 учебный год

Время выполнения – 90 минут. Максимальное количество баллов – 85.

ЗАДАНИЯ

I.   Знание текстов художественных произведений

1. Определите литературного персонажа по указанным характеристикам:

А) Стал разбойником после пожара в родовом имении. Был влюблен в дочь помещика-самодура.

Б) Ему была предсказана смерть от своего коня.

В) До 33 лет был болен. После выздоровления спас город от страшного разбойника.

Г) Дружила с чертом. В праздничную ночь собирала звезды на небе.

Максимальное количество баллов – 3.

2. Назовите автора и название произведения по приведенному ниже отрывку.

А) Заговаривал зубы – первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет - и

как рукой! Сила ему такая дадена... А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает... Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу.

Б) Драгуны с конскими хвостами,

     Все промелькнули перед нами,

     Все побывали тут.

     Вам не видать таких сражений!..

     Носились знамена, как тени,

     В дыму огонь блестел,

     Звучал булат, картечь визжала,

     Рука бойцов колоть устала,

     И ядрам пролетать мешала

     Гора кровавых тел.

В) Бабушка никогда не позволяла  таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет  худо. Но пряник – совсем другое  дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял, – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться –тут он, тут конь-огонь! С  таким конем сразу  почету сколько,  внимания! Ребята левонтьевские к тебе  так  и этак  ластятся,  и  в  чижа  первому  бить  дают, и  из рогатки стрельнуть,  чтоб только  им  позволили потом откусить от коня  либо лизнуть его.

Максимальное количество баллов – 5. 

II. Историко-литературные задания.

  1. Выполните тестовые задания (один правильный вариант):
  1. Лицейскими друзьями А.С. Пушкина были:

А) А. Дельвиг, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов

Б) М.Ю. Лермонтов, В. Кюхельбекер, И. Пущин

В) И. Пущин, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг

  1. Жанр произведения И.А. Крылова «Волк и ягненок»:

А) сказка

Б) притча

В) басня

  1. Автором романа «Дон Кихот» является:

А) Д. Дефо

Б) М. Сервантес

В) М. Твен

  1. Предположительно автором «Повести временных лет» является:

А) Нестор

Б) народ

В) М.В. Ломоносов

  1. Какое из ниже перечисленных произведений является автобиографическим:

А) В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Б) Н.С. Лесков «Левша»

В) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Максимальное количество баллов – 3.

  1. Соотнесите героев произведений и авторов, их создавших.
  1. Н.В. Гоголь                                А) Пятница
  2. Д. Дефо                                        Б) Лис
  3. А.С. Пушкин                                    В) Вакула
  4. А. де Сент-Экзюпери                     Г) Грей
  5. А.С. Грин                                               Д) Троекуров

Общий балл  – 5 (За каждый правильный ответ – 1 балл).

III. Знание теории литературы

  1. При поступлении в лицей ученик написал тест, но совершил ошибки. Укажите, какие ошибки он совершил, выполняя задания. Напишите правильный ответ.

А) Вид иносказания, перенесение качеств человека на животных – это кульминация.

Б) Наивысший момент в развитии действия в произведении – это аллегория.

В) Жанр произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» – это сказка.

Г) Чрезмерное преувеличение – это эпитет.

Д) Стихотворный размер с постоянным ударением на второй слог – это хорей.

Общий балл – 5 (За каждый верный ответ – 1 балл).

  1. Укажите лишнее в каждой из приведенных ниже цепочках. Объясните принцип построения каждой цепочки.

А) «Осел и Соловей», «Волк и Ягненок», «Листы и корни», «Толстый и тонкий».

Б) юмор, ирония, аллегория, сатира.

В) метафора, ямб, хорей, дактиль.

Г) былина, сказка, колядки, летопись.

Общий балл – 4 (За каждый правильный ответ – 1 балл).

  1. * Определите стихотворный размер каждого из приведенных ниже лирических произведений:

А) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя… (А.С. Пушкин «Зимний вечер»)

Б) Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит (Н.А. Некрасов «Железная дорога»)

Г) Пускай слыву я старовером,

     Мне все равно - я даже рад:

     Пишу Онегина размером;

     Пою, друзья, на старый лад. (М.Ю. Лермонтов «Тамбовская казначейша»)

Максимальное количество баллов – 5.

IV. Литература и другие виды искусства

1.Укажите произведения, которые относятся к живописи:

  1. В.М. Васнецов «Три богатыря»
  2. И. Репин «Бурлаки на Волге»
  3. А.С. Грин «Алые паруса»
  4.  Н.А. Римский-Корсаков «Русалка»

Общий балл – 4 (За каждый правильный ответ – 1 балл)

V.  Творческое задание*

         Представьте, что Вы нашли машину времени и оказались в Малороссии, «на хуторе близ Диканьки», в тех местах, что описывает Н.В. Гоголь в своих повестях. Предлагаем Вам пофантазировать и написать небольшое произведение  в любом жанре на тему: «Мой вечер на хуторе близ Диканьки». Но не забудьте, что Вы пишите художественное произведение, поэтому обращайте внимание на образность, язык, стиль. Торопитесь! Машина времени может неожиданно исчезнуть…

   Максимальное количество баллов – 10.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

7 класс

2014-2015 учебный год

Время выполнения – 90 минут. Максимальное количество баллов – 85.

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

I.   Знание текстов художественных произведений

1.

А) Дубровский

Б) Вещий Олег

В) Илья Муромец

Г) Солоха

Максимальное количество баллов – 3.

2.

А) А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»

Б) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

В) В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Максимальное количество баллов – 5. 

II. Историко-литературные задания.

1.

Максимальное количество баллов – 3.

2.

Общий балл  – 5 (За каждый правильный ответ – 1 балл).

III. Знание теории литературы

1.

А) Аллегория

Б) Кульминация

В) Повесть

Г) Гипербола

Д) Ямб

Общий балл – 5 (За каждый верный ответ – 1 балл).

2.

1.  «Толсты и тонкий» - рассказ, остальные – басни.

2. Аллегория – вид иносказания, остальные – виды комического.

3. Метафора – средство художественной выразительности, остальные – стихотворные размеры.

4. Летопись – жанр древнерусской литературы – остальные – жанры фольклора.

3. *

А) хорей

Б) дактиль

В) ямб

Максимальное количество баллов – 5.

IV. Литература и другие виды искусства

1.

  1. В.М. Васнецов «Три богатыря»
  2. И. Репин «Бурлаки на Волге»

Общий балл – 4 (За каждый правильный ответ – 1 балл)

V.  Творческое задание*

При оценке творческой работы учитывается:

• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);

• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);

• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);

• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);

• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).

Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.

Максимальное количество баллов за всю работу - 60



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

8 класс

2014-2015 учебный год

Время выполнения – 90 минут. Максимальное количество баллов – 85.

ЗАДАНИЯ

I.   Знание текстов художественных произведений

1. Определите литературного персонажа по приведенным отрывкам:

А) Он был один из числа  коренных,  старых  полковников:  весь  был  он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего  нрава.  <…> Он  любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями  польских  панов.  Вечно неугомонный, он считал себя  законным  защитником  православия.  Самоуправно входил в села,  где  только  жаловались  на  притеснения  арендаторов  и  на прибавку новых пошлин с дыма.

Б) Удалой боец, буйный молодец,

     в золотом ковше не мочил усов;

     Опустил он в землю очи темные,

     Опустил головушку на широку грудь -

      А в груди его была дума крепкая.

В) На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

Максимальное количество баллов –3.

2. По указанным характеристикам назовите автора и произведение, о котором идет речь.

А) Автор, который обращался к жанру сказки. Использовал сатиру как средство выявления человеческих пороков. В одной из них он показал глупость высших слоев общества, а также смекалку и терпеливость русского крестьянина.

Б) Известный русский поэт. Данное произведение написано в жанре трагедии, оно повествует о событиях русской истории эпохи Смутного времени. Главные герои – реальные исторические лица.

В) Писатель начала ХХ века. Это произведение построено как цикл небольших рассказов-притч о героях с сильным, волевым характером. Повествование веется от лица женщины.

Максимальное количество баллов – 5. 

II. Историко-литературные задания

  1. Выполните тестовые задания (один правильный вариант):
  1. Эпоха Ивана Грозного описана в произведении:

А) А.С. Пушкин «Борис Годунов»

Б) М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

В) И.А. Бунин «Лапти»

  1. К карело-финскому эпосу относится:

А) «Песня о Роланде»

Б) Саги о Кухулине

В) «Калевала»

  1. Автором новеллы «Дары волхвов» является:

А) О. Генри

Б) Д. Лондон

В) Р. Бредбери

  1. Поэт XVIII века, посвятивший свою оду императрице Елизавете Петровне:

А) Г.Р. Державин

Б) М.В. Ломоносов

В) А.К. Толстой

  1. Автором стихотворения «Размышления у парадного подъезда» является:

А) Н.А. Некрасов

Б) В.В. Маяковский

В) С.А. Есенин

Максимальное количество баллов – 5.

  1. Укажите лишнее в каждой из приведенных ниже цепочках. Объясните принцип построения каждой цепочки.

А) Н.В. Гоголь, И.А. Бунин, А.К. Толстой, И.С. Тургенев

Б) М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова», А.К. Толстой «Василий Шибанов», А.С. Пушкин «Медный всадник»

В) «Злоумышленник», «Детство», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Г) В. Маяковский, С. Есенин, М. Лермонтов, Л. Толстой

Д) «Тарас Бульба», «Вий», «Майская ночь, или Утопленница», «Старосветские помещики»

Общий балл  – 5 (За каждый правильный ответ – 1 балл).

III. Знание теории литературы

  1. Укажите жанр приведенных ниже фольклорных текстов.

А) Эту историю мне мать рассказывала. После войны это было. Возвращалась домой, еще засветло, а путь-то шел через лес. Идет – смотрит тропинка широкая, впереди – река. Вдруг туман – страшный! Ничего не видать. Ну, мать шла дальше по тропке. Оглянулась: река уже сзади и тропики-то никакой нет. Смотрит – впереди старичок стоит какой-то в красной рубашке.

- Что, тетка, заблудилась?

- Заблудилась, дедушка. Никак не могу из лесу выйти.

- А ты иди туда, где кукушка кличет.

И рукой показал направо. Мать оглянулась, а когда повернулась назад, старика как и не бывало! Мать пошла на зов кукушки. Так из лесу и выбралась. Рассказала она историю эту нам. Дед наш, послушав, сказал:

- Повезло тебе, девка. Леший-то мог и спутать тебя. Век бы из лесу не выбралась!

Б) Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь – сейчас весь народ на реку идет и свечи на руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится – тот и царь.

У одного барина был крепостной человек – Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:

-  Пойдем, Иван на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам. Иди куда хочешь!

А Иван ему на это:

- Коли я царем угожу, барин, так тебе голову срублю.

Пошли через реку – опустили свечи. Так у Ивана возьми свеча и загорись. Стал Иван царем. Вспомнил свое обещание: барину голову отрубил. С тех пор Грозным его прозвали.

В) Как преставился-то наш православный царь

                                                       Фёдор Иванович,

Так досталась-то Россеюшка злодейским рукам,

Злодейским рукам, боярам-господам.

Появилась-то из бояр одна буйна голова.

Одна буйна голова, Борис Годунов сын.

Уж и этот Годунов всех бояр-народ надул.

Уж и вздумал полоумный Россеюшкой управлять,

Завладел всею Русью, стал царствовать в Москве.

Уж и достал он царство смертию царя,

Смертию царя славного, святого Дмитрия царевича.

Максимальное количество баллов – 5.

  1. Блиц-опрос.

А) Как называется вид комического, представляющий собой высмеивание, изображение общественных пороков?

Б) Как называется средство художественной выразительности, перенесение человеческих качеств на природные объекты?

В) Какой из жанров древнерусской литературы начинается со слов: «В лето 1… года»?

Г) В каком из литературоведческих жанров отсутствует сюжет (событийность), автор, как правило, раскрывает мир человеческих чувств, эмоций, переживаний?

Общий балл – 4 (За каждый правильный ответ – 1 балл).

IV. Литература и другие виды искусства

  1. Назовите имена 2-3 художников, создавших портреты А.С. Пушкина

Максимальное количество баллов – 1.

V.  Творческое задание*

«Я там был…»

         Представьте, что Вы оказались очевидцем какого-то исторического события. Напишите об этом. Жанр Вашего сочинения выберите сами. Помните, что Ваша работа представляет собой художественное произведение, поэтом не забудьте о средствах художественной выразительности, языке, стиле.

   Максимальное количество баллов – 12.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

8 класс

2014-2015 учебный год

Время выполнения – 90 минут. Максимальное количество баллов – 90.

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

I.   Знание текстов художественных произведений

1.

А) Тарас Бульба

Б) опричник Кирибеевич

В) Петр I

Максимальное количество баллов – 3.

2.

А) М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Б) А.С. Пушкин «Борис Годунов»

В) М. Горький «Старуха Изергиль»

Максимальное количество баллов – 5. 

II. Историко-литературные задания.

1.

Максимальное количество баллов – 5.

2.

А) И.А. Бунин – писатель ХХ века, все остальные – XIX в.

Б) А.С. Пушкин «Медный всадник», т.к. данное произведение написано об эпохе Петра, действие остальных отнесено ко времени Ивана Грозного

В) «Детство» - повесть Л.Н. Толстого, остальные написаны А.П. Чеховым

Г) Л. Толстой – писатель, остальные – поэты.

Д) «Майская ночь, или Утопленница» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», остальные – в сборник «Миргород».

Общий балл – 5 (За каждый верный ответ – 1 балл).

III. Знание теории литературы

1.

А) бывальщина

Б) предание

В) историческая песня

2.

А) сатира

Б) олицетворение

В) летопись

Г) лирика, стихотворение

IV. Литература и другие виды искусства

1.

О. Кипренский, В. Тропинин

Максимальное количество баллов -1.

V.  Творческое задание*

«Я там был…»

При оценке творческой работы учитывается:

• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);

• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);

• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);

• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);

• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).

Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.

Максимальное количество баллов за всю работу – 85.



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

9 класс

2014-2015 учебный год

Время выполнения – 90 минут. Максимальное количество баллов – 93.

ЗАДАНИЯ

I.   Знание текстов художественных произведений

1. Определите литературного персонажа по приведенным отрывкам:

А) Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

Б) Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой-нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и всё говорил, как бы чего не вышло.

В) Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно.

Максимальное количество баллов –5.

2. Определите произведение по указанному отрывку. Назовите автора.

А) Вот она-то и взяла меня с собой  в вояж, как задумал молодой князь съездить с ней в свое дедовское наследие, в эту самую  заглазную  деревню,  в  Крутые Горы. Была та вотчина в давнем запустении, в безлюдии, - так и стоял дом забитый, заброшенный с самой смерти дедушки, - ну и захотели наши молодые господа проведать ее. А какой страшной смертью помер дедушка, о том всем нам было ведомо по преданию. В   зале  что-то  слегка  треснуло  и  потом  упало,  чуть стукнуло. Машенька скинула ноги с ларя и побежала  в  зал:  там уже  пахло  гарью  от  упавшей  свечи.

Б) Казалось, благотворные лучи солнца  подействовали и на него (по крайней мере, многие обыватели потом  уверяли, что собственными глазами видели, как у него тряслись  фалдочки).  Он  по очереди обошел всех обывателей и хотя молча, но благосклонно  принял  от них все, что следует. Окончивши с этим делом, он  несколько  отступил  к крыльцу и раскрыл рот... И вдруг что-то внутри у него зашипело и  зажужжало, и чем более  длилось  это  таинственное  шипение,  тем  сильнее  и сильнее вертелись и сверкали его глаза. "П...п...плю!"

В) Что ответить? Как я мыслю?

     Вижу, парень прячет взгляд,

     Сам поник, усы обвисли.

     Ну, а чем он виноват,

    Что деревня по дороге,

     Что душа заныла в нем?

     Тут какой бы ни был строгий,

     А сказал бы ты: "Зайдем..."

Г) Мне было тогда лет двадцать пять, - начал Н.Н., дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы "окончить мое воспитание", как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись - я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время - и хлебца напросишься. Но толковать об этом не для чего.

Д) Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Максимальное количество баллов – 5. 

II. Историко-литературные задания

  1. Выполните тестовые задания (один правильный вариант):
  1. Мастером очеркового жанра в литературе XIX века являлся:

А) В.Г. Короленко

Б) Л.Н. Толстой

В) А.П. Чехов

  1. Проблема нравственности и морали, влияние обстоятельств на поведение человека характерно для произведения:

А) «Недоросль» Д.И. Фонвизина

Б) «После бала» Л.Н. Толстого

В) «Куст сирени» А.И. Куприна

3. По мнению Н.В. Гоголя, единственным положительным лицом комедии «Ревизор» является:

А) жена Городничего Анна Андреевна

Б) смех

В) слуга Хлестакова Осип

  1. Характерной чертой лирики Великой Отечественной войны является:

            А) обращение к жанрам древнерусской литературы

            Б) наличие фантастических сюжетов

            В) обращение к фольклорным песенным жанрам

  1. Какой из ниже перечисленных рассказов НЕ входит в «маленькую трилогию» А.П. Чехова:

А) «О любви»

Б) «Смерть чиновника»

В) «Человек в футляре»

 Максимальное количество баллов – 5.

III. Знание теории литературы

  1. Прочитайте определение. Назовите литературоведческие термины и понятия, которые они обозначают

А) Жанр устного народного творчества, представляющий собой эпические или лирические сказания об исторических событиях, деятелях истории, предводителях народных восстаний и т.д. В тематическом и сюжетном плане этот жанр близок к былинам.

Б) Элемент композиции, в котором действия начинают обретать сюжетную остроту, обозначается основной конфликт произведения.

                 В) Средство художественной выразительности, представляющее собой                     художественное преуменьшение.

Г) Вид композиционного построения произведения, когда повествование начинается и заканчивается одним и тем же эпизодом.

Максимальное количество баллов – 3.

  1. Укажите лишний элемент в цепочках. Свой выбор объясните.

А) былины, жития, предания, летописи?

Б) эпилог, развязка, кульминация, гротеск.

В) очерк, баллада, ода, элегия.

Г) олицетворение, гипербола, эпитет, метонимия.

Общий балл – 4 (За каждый правильный ответ – 1 балл).

IV.  Творческое задание*

«Если бы не было войны…»

         Предлагаем Вам пофантазировать в любом жанре на тему: «Если бы не было войны…». Вы можете написать работу о любой войне. Жанр Вашего сочинения выберите сами. Помните, что Ваша работа представляет собой художественное произведение, поэтом не забудьте о средствах художественной выразительности, языке, стиле.

   Максимальное количество баллов – 12.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

8 класс

2014-2015 учебный год

Время выполнения – 90 минут. Максимальное количество баллов – 90.

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

I.   Знание текстов художественных произведений

1.

А) Пугачев

Б) Беликов

В) Хлестаков

Максимальное количество баллов – 5.

2.

А) И.А. Бунин «Кавказ»

Б) М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» («Органчик»)

В) А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

Г) И.С. Тургенев «Ася»

Д) М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Максимальное количество баллов – 5. 

II. Историко-литературные задания.

1.

Максимальное количество баллов – 5.

III. Знание теории литературы

1.

А) исторические песни

Б) завязка

В) литота

Г) колбцевая

Максимальное количество баллов – 3.

2.

А) былины – жанр фольклора, остальные относятся к древнерусской литературе

Б) гротеск – вид комического, остальные – элементы коспозиции

В) очерк – прозаический жанр, остальные – лирические

Г) гипербола, остальные – виды тропов.

Максимальное количество баллов -4 (За каждый верный ответ – 1 балл).

V.  Творческое задание*

«Если бы не было войны…»

При оценке творческой работы учитывается:

• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);

• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);

• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);

• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);

• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).

Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.

Максимальное количество баллов за всю работу – 93.



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

10 класс

2014-2015 учебный год

Время выполнения – 90 минут. Максимальное количество баллов – 90.

ЗАДАНИЯ

  1. Выполните тестовые задания. Выберите один правильный ответ
  1. К какому направлению в поэзии «Серебряного века» принадлежал

В. Маяковский:

А) символизм

Б) футуризм

В) акмеизм

  1. Укажите, к какому типу  комедии относится пьеса «Недоросль»:

А) фарс

Б) комедия нравов

В) комедия масок (дель-арте)  

  1. Когда впервые было издано «Слово о полку Игореве»:

А) 1812

Б) 1800

В)  1900

  1. Какому персонажа «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов принадлежат следующие слова: «Если я причина несчастия других, то и сам не менее несчастлив»:

А) Грушницкий

Б) Максим Максимыч

В) Печорин

  1. Кому принадлежат строки: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…»:

А) Г.Р. Державину.

Б) А.С. Пушкину

В) Н.М. Карамзину

  1. Укажите поэта, который НЕ относился к символизму:

А) В. Брюсов

Б) А. Блок

В) Н. Гумилев

7. Андрей Соколов – герой произведения:

А) А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Б) М.А. Шолохова «Судьба человека»

В) Н.В. Гоголя «Мертвые души»

8.«Повесть о капитане Копейкине» - вставной эпизод в произведении

А) Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Б) М. Булгакова «Собачье сердце»

В) А. Солженицына «Матренин двор»

9. К представителям деревенской прозы относился:

А) М. Шолохов

Б) А. Твардовский

В) В. Шукшин

10. Кому А.С. Пушкин посвятил свой роман «Евгений Онегин»:

А) Веневитинову

Б) Пущину

В) Плетневу

Максимальное количество баллов – 5.

  1. Напишите две словарных статьи для словаря литературоведческих терминов:  «Метафора - …», «Ода - …», «Акмеизм - …»  

Максимальное количество баллов – 3.

  1. Напишите, какие географические места связаны с именами следующих писателей и поэтов (по 2 названия):

А) А.С. Пушкин

Б) М.Ю. Лермонтов

В) С.А. Есенин

Максимальное количество баллов – 2.

  1. По данному описанию определите произведение, назовите автора.

   1) « Но едва…выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.  В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и  жёлтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу. Небо слилось с землёю»

 2)  «Ещё до восхождения солнечного она встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, пригорюнившись, смотрела  на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило  дня пробудило всё творение: рощи, кусточки  оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света».

3)  «Ведь  есть  необъятное  наслаждение  в   обладании   молодой,   едва

распустившейся души! Она  как  цветок,  которого  лучший  аромат  испаряется

навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и,  подышав  им

досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе  эту

ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я  смотрю  на

страдания и  радости  других  только  в  отношении  к  себе,  как  на  пищу,

поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать  под

влиянием страсти; честолюбие  у  меня  подавлено  обстоятельствами,  но  оно

проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда  власти,

а первое мое удовольствие - подчинять моей  воле  все,  что  меня  окружает;

возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не  есть  ли  первый

признак  и  величайшее  торжество  власти?»  

      Максимальное количество баллов – 5.

  5*Творческое задание.                                                          

Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Какому литературному герою Вы бы хотели поставить памятник?»

Максимальное количество баллов – 10.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

10 класс

2014-2015 учебный год

Время выполнения – 90 минут. Максимальное количество баллов – 90.

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1.

1 Б

10В

3.

А) Михайловскоое, Болдино

Б) Тарханы, Пятигорск

В) Константиново, Москва

4. А) Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Б) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В) М.Ю, Лермонтов «Герой нашего времени»

5. * «Какому литературному героя Вы бы поставили памятник?»

При оценке творческой работы учитывается:

• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);

• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);

• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);

• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);

• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).

Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.

Максимальное количество баллов за всю работу - 90

     



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

11 класс

2014-2015 учебный год

Время выполнения – 60 минут. Максимальный балл – 70.

1. Узнайте героя по приведенной характеристике:  

  А) Отец этой героини после смерти большие долги. Она неудачно влюбилась в богатого купца, который променял ее на золотые рудники. Была вынуждена свататься на нелюбимого человека – мелкого чиновника, которым и была убита.

  Б) Его имя совпадает с именем библейского персонажа. Он с детства настораживал мать своей необыкновенной привязанностью. После ее смерти уморил всех родственников. Сам же замерз на могиле своей матери.

  В) Эта героиня – женщина, прозванная «синий чулок». Независима и эмансипирована.

2. Кто из перечисленных НЕ принадлежал к писателям и поэтам «натуральной школы»:  

   А) М.Е. Салтыков-Щедрин

   Б) Н.А. Некрасов

   В) Л.Н. Толстой

3.  Автором статьи «Когда же придет настоящий день», посвященной роману И.С. Тургенева «Накануне» является:  

А)Н.А. Добролюбов      

Б)Д.И. Писарев      

В) В.Г. Белинский    

4.  Кому принадлежат слова «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»: 

    А) Ф.М.Достоевскому                    

    Б) Л.Н.Толстому  

    В) В.Г.Белинскому        

5.Укажите термин, соответствующий определению «художественное время и пространство, пространственно-временная организация произведения»

А) архетип      

Б) хронотоп      

В) пейзаж        

Г) ретроспектива  

6. Определите по данному  отрывку тип рифмы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»    

                  Я, матерь божия, ныне с молитвою  

                   Пред твоим образом, ярким сиянием,  

                  Не о спасении, не перед  битвою,  

                  Не с благодарностью иль покаянием.  

А)  мужская  

Б) женская    

В) дактилическая    

Г)  гипердактилическая  

7.  Кто и почему назвал романы Ф.М. Достоевского «полифоническими»?

8. По данному отрывку определите автора и название произведения:

  1. «Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного образа действий, - только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, - все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду».

  1. «После того как татары от наших мисанеров избавились,  опять  прошел

без мала год, и опять была зима, и мы перегнали косяки  тюбеньковать  на

сторону поюжнее, к Каспию, и тут вдруг одного дня перед вечером пригони-

ли к нам два человека, ежели только можно их за человеков  считать.  Кто

их знает, какие они и откуда и какого рода и звания. Даже  языка  у  них

никакого настоящего не было, ни русского, ни татарского, а говорили сло-

во по-нашему, слово по-татарски, а то промеж себя  невесть  по-каковски.

Оба не старые, один черный, с большой бородой, в халате, будто и на  та-

тарина похож, но только халат у него не пестрый, а весь  красный,  и  на

башке острая персианская шапка».

9.     Соотнесите имя  героя и писателя его создавшего

   1) Кнуров                                               1) Ф.М. Достоевский

   2) Стива Облонский                          2) Н.А. Некрасов

   3) Ганечка Иволгин                            3)  И.С. Тургенев

   4) Федор Лаврецкий                                 4) Л.Н. Толстой

   5) пан Глуховской                                   5) А.П. Чехов

   6) Нина Заречная                               6) Н.А. Островский    

   

   

10.  Напишите словарную статью «роман-эпопея».

Максимальное количество – 5 баллов.

11*. Творческая работа.

Представьте себя в роли Вашего любимого писателя XIX века. Вы захотели изменить финал своего произведения. Что бы Вы изменили? Напишите.

Максимальный балл – 10.

12* Творческая работа.

Сделайте комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…».

Максимальный балл – 10.



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре

9-11 класс

2014-2015 учебный год

Время выполнения – 45 минут. Максимальное количество баллов – 105.

ЗАДАНИЯ

  1. Выполните тест. Выберите один правильный вариант ответа

1. Петроглифы – это:

а) жилища древних людей

б) наскальные рисунки

в) орудия труда пе5рвобытного человека

  1. Самым древнейшим сооружением египтян является:

А) храм царицы Хатшепсут

Б) пирамида Джосера

В) пирамида Хефрена

  1. К какой языковой группе относятся русские:

А) западнославянской

Б) восточнославянской

В) южнославянской

  1. К какому из циклов рыцарских романов относятся романы о Короле Артуре:

А) романы о Тристане и Изольде

Б) лэ

В) британский

  1. Славянское демонологическое существо,  связаны с магией границы, т.к. оно особенно часто являлось в пограничное время года и суток (особенно – в ночь накануне Ивана Купала или на Святки):

А) русалка

Б) леший

В) черт

  1. К архаическим обрядам перехода относятся:

А) свадебный обряд

Б) обряд жертвоприношения

В) похоронный обряд

  1. Эпоха древнекаменного века называется:

А) мезолит

Б) палеолит

В) неолит

  1. Какое из перечисленных древнегреческих божест НЕ относятся к богам-олимпийцам:

А) Пан

Б) Аполлон

В) Деметра

  1. К древнейшим формам религиозных верований НЕ относятся:

А) анимизм

Б) католичество

В) тотемизм

  1. Назовите картину, автором которой является Л. Да Винчи:

А) «Тайная вечеря»

Б) «Рождение Венеры»

В) «Сотворение Адама»

Максимальный балл – 5.

2. Укажите лишнее в приведенных ниже цепочках:

А) Ра, Анубис, Паньгу, Осирис

Б) крещение, евхаристия, сговор, брак

В) золовкины посиделки, широкий четверг, тещины вечорки, зеленые Святки

Г) Мирон, Скопас, Ботичелли, Фидий

Максимальное количество баллов – 5.

3. * Укажите название памятника и автора, если он имеется

А)   Б)    В)    Г)

Д)  Е)

Максимальное количество баллов – 5.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре

9-11 класс

2014-2015 учебный год

Время выполнения – 45 минут. Максимальное количество баллов – 105.

ОТЕТЫ

1.

10А

Максимальный балл – 5.

2.

А) Паньгу – мифологическое существо древних китайцев, все остальные – древнеегипетские боги

Б) сговор – элемент русского свадебного обряда, остальные – христианские таинства

В) зеленые Святки – название семицкой недели в славянском кадендаре, остальное – название дней масленичной недели

Г) Ботичелли – художник эпохи Ренессанса, остальные – древнегреческие скульпторы.

Максимальный балл – 5.

3.*

А) Л. Да Винчи «Мадонна Лита»

Б) Золотая маска Тутанхамона

В) Палеолитическая Венера

Г) Микеланджелло Буонаротти «Давид»

Д) Венера Милосская

Е) А. Рублев «Троица»

Максимальный балл – 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...