Урок по литературе для 9 класса «Любовная лирика А.С. Пушкина»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Тарасова Ольга Николаевна

Цели урока:

 - обучающая: знакомство учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина, ее особенностями;

       - развивающая: совершенствование навыка анализа поэтического текста; расширение читательского кругозора учащихся;

 - воспитывающая: эстетически - нравственное воспитание учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе для 9 класса «Любовная лирика А.С. Пушкина»

Цели урока:

обучающая: знакомство учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина, ее особенностями;

развивающая: совершенствование навыка анализа поэтического текста, расширение читательского кругозора учащихся;

воспитывающая: эстетически - нравственное воспитание учащихся.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, практический, подготовка к восприятию, закрепление, обобщающий

Класс: 9

Оформление урока: Рисунки А.С.Пушкина. Записи романсов «Фонтану Бахчисарайского дворца», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я помню чудное мгновенье». Выставка книг по теме. Музыка П.Чайковского «Сентиментальный вальс», Г.Свиридова «Метель». Мультимедийные средства. Столик с горящей свечой, букетик цветов, гусиное перо.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

                                                                    Любви все возрасты покорны,

                                                                    Ее порывы благотворны…

                                                                                    А.С. Пушкин (слайд 1,2)

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. (Анализ стихотворения «Поэт».)

Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Поэт».

- Определите основную тему стихотворения «Поэт».

- Какие проблемы затрагивает в данном стихотворении А.С.Пушкин?

- Каковы истоки творчества поэта?

      - Куда бежит поэт от мирской суеты? Почему?

- Какие художественно – выразительные средства использует поэт в своем произведении? Определите их роль.

  1. Вступительное слово учителя.

- Поэзия А.С.Пушкина многогранна. Его волновали мысли о предназначении поэта. Идея всеведения, всечувствования поэта раскрывается в стихотворении «Пророк» во всей полноте:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

       А.С.Пушкин воспел русскую природу, воздал дань уважения декабристам, Российской истории, и, конечно, много написано им стихотворений о любви.

             Наш урок – это праздник. Праздник поэзии о любви. Ведь любовь овладевает всем существом человека, приводит в движение все лучшее в нем, вдохновляет на благородные поступки, будоражит творческое воображение. Любовь для А.С.Пушкина – предмет высокой поэзии. Не случайно у поэта любовь и поэзия - родные сестры. В своей поэзии он запечатлил философские представления о Женщине как об источнике красоты, гармонии.  Обращаясь к тем, кому посвящал свои стихи, он писал:

     Для вас, души моей царицы,

 Красавицы, для вас одних

        Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

           Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал…

                                                 «Руслан и Людмила» (слайд 3)

3. Сообщение учащихся об адресатах лирики.

- Кому же посвящал свои стихи А.С.Пушкин? Послушаем выступление ребят об адресатах стихотворений.

Пушкин поэтически преобразил волнующую легенду о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне Потоцкой и создал поэму «Бахчисарайский фонтан». (Выразительное чтение отрывка из поэмы.)

Сообщение об истории  создания поэмы «Бахчисарайский фонтан»  (индивидуальное задание). (Слайд 4)

- Этот поэтический образ запечатлен и в стихотворении «Фонтан любви…». ( На фоне романса на стихи «Фонтан любви» демонстрируется картина «Пушкин у «Фонтана слез».) (слайд 5)

- Не только легенды вдохновляли поэта на творчество, но и женские образы. Давайте понаблюдаем за эволюцией темы любви в лирике А.С.Пушкина.

(Творческий коллектив учащихся представляет литературно-художественный альманах.)

«Пушкин встает, пересаживается за стол, на котором - ваза с букетиком летних цветов. Горит свеча. Пушкин, наклонившись, пишет.

Ведущий:

- Летом 1825 года Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, посетил соседнее имение Тригорское, где встретил свою знакомую по Петербургу, прекрасную женщину Анну Петровну Керн. Эта неожиданная радостная встреча «во мраке заточенья» потрясла поэта. (Слайд 6)

И вот глубокой ночью - «В душе настало пробужденье…»- поэт сидит за своим столом. На столе горящая свеча, камушек, о который споткнулась Керн во время прогулки, сорванный ею цветок… Гусиное перо бежит по бумаге - и рождаются незабываемые строки великого гимна любви.

(Звучит музыкальная вариация на мелодию М.И.Глинки к романсу «Я помню чудное мгновенье».)

Анна Керн (на фоне музыки):

- Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Мы ехали в двух экипажах: тетушка с сыном в одном; сестра, Пушкин и я в другом. Ни прежде, ни после я не видела его таким добродушно веселым и любезным. Он шутил, хвалил природу… Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад…

Пушкин (держа в вытянутой руке листок бумаги, читает):

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Анна Керн:

- На другой день я должна была уехать в Ригу вместе с сестрою Анной Николаевной Вульф. Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-й главы Онегина, в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами:

Я помню чудное мгновенье…

Ведущий:

- Пушкин приезжает в Москву для свидания с новым царем Николаем 1. Радушно его встречает лучший дом Ушаковой, с которой он хотел соединить свою судьбу. (Слайд 7)

Пушкин:

Когда я вижу пред собой

Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,

Когда я слышу голос твой

И речи резвые, живые,

Я очарован…

Ведущий:

- Пушкин собирался соединить судьбу с Ушаковой, но вспыхнувшее чувство к Олениной, а потом знакомство с Натальей Николаевной  Гончаровой помешали этому. (слайд8,9)

…Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении…

Впервые он увидел ее в декабре 1828 году на балу у известного танцмейстера Иогеля.

(Звучит «Сентиментальный вальс» П.Чайковского.)

Н.Гончарова:

- Я была в белом воздушном платье. С золотым обручем на голове. Александр Сергеевич не отрывал от меня глаз…

Мне было всего шестнадцать лет…

Пушкин выразительно читает стихотворение «Мадонна»,1830г.

  Ведущий:

- Печален 1836 год. Увлечение Дантеса переполнило чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности поведения Натальи Гончаровой в обществе светские сплетни сыграли роковую роль. Драма назревала быстро, и выстрелы на Черной речке завершили неизбежную развязку…

(Звучит мелодия из «Метели» Г.Свиридова.)

Пушкин, наклонив голову, проходит мимо Анны Керн, Натальи Гончаровой, задерживаясь,  (на фоне умолкающей мелодии) читает:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

 Как дай вам бог любимой быть другим».

- Расскажите о ваших впечатлениях.

- Как развивается тема любви?

- Теперь на примере стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла» проследим, как в нем раскрывается тема любви, закрепим навык анализа поэтического текста.

4. Отработка навыка анализа поэтического текста (стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла»).

- Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло.

Н.В.Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто… все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…» (слайд10)

 (Учащийся выразительно читает стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» - индивидуальное задание.)

 История создания стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (индивидуальное задание). (Слайд 11)

- Какое чувство осталось у вас после прочтения стихотворения?

- Согласны ли вы с утверждением Н.В.Гоголя?

- Можно ли применить его слова к этому стихотворению? Почему?

- Как понимать слова «нет наружного блеска»? (Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического произведения: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры: «лежит мгла», «сердце горит»; аксюморон «печаль светла»; здесь, по выражению Н.В.Гоголя, все просто: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит»…)

- Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. Как вы думаете, почему печаль у Пушкина светла? (Источник этой печали - любовь, а любовь у Пушкина - это жизнеутверждающее чувство.)

- Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта? (Шумит- горит, мгла- грусть.)

- Почему сердце «не любить не может»?

- Сделайте вывод, опираясь на высказывание Н.В.Гоголя (Стихотворение наполнено «внутренним блеском».)

- Чем волнует нас это стихотворение?

(Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и  как всегда музыкально).

Прослушивание романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла».

- Что сумел передать композитор  М.И.Глинка?

- Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам еще известны? («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне»).

5. Выводы.

- Какое стихотворение произвело на вас особое впечатление? Почему?

- Что же объединяет эти стихотворения?

- В чем особенность любовной лирики А.С.Пушкина?

 6. Контроль усвоения темы.

Чтение стихотворения «Мадонна».  

- Как раскрывается тема любви в данном стихотворении? (Работа выполняется письменно.)

  7.  Домашнее задание.

- Выучите наизусть стихотворение «Я вас любил…».

- Проанализируйте стихотворение по плану.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Конспект урока по литературе на тему "Любовная лирика Сергея Есенина".

урок-исследование, призванный показать динамику в развитии  любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств....

«Любовная лирика А.С.Пушкина»План-конспект урока по литературе, 9 класс.

Цели урока:• познакомить учащихся с основными этапами личной жизни всемирно известного поэта;• научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;• развитие нав...

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)

Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....