Конспект урока по теме "Быт и нравы Запорожской Сечи", 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мухаметзянова Гульшат Иршатовна

Данный конспект состоит из обучающих целей, методов и приёмов, типа урока. Ход урока представлен вопросами для обсуждения и эпизодов для комментированного чтения учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_no3.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

План урока №3 по повести Гоголя «Тарас Бульба»

Нравы и быт Запорожской Сечи.

Цели урока:

1) обучающая: выявить систему образов повести; показать сильные и слабые стороны главных героев; совершенствовать умения и навыки характеристики героев, показать общую картину патриотизма и самоотверженности запорожцев, их близость к эпическим героям; определить отношение автора к казакам

Тип урока: комбинированный

Внутрипредметные связи: с российской историей XVII в.

Методы и приемы работы: репродуктивный метод (слово учителя, устный опрос), эвристический метод (фронтальный опрос, аналитическая беседа)

ХОД УРОКА:

Оргмомент (2 мин)

Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

Н.В. Гоголь

Беседа

— Давайте вернемся в поэтический мир гоголевской повести. (Учащиеся рассказывают наизусть выбранные фрагменты из описания степи, иллюстрируя их подготовленными рисунками.)

— Гоголь ведет читателя от стихии степи к стихии Запорожской Сечи, с ее свободой и широтой, к стихии боя. Как повели себя сыновья Тараса в боевых действиях? («5 один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами,., .стали грозны и сильны». )

— Каким Тарас видел истинного воина? («Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, все вытерпит, и хоть ты ему что хошь,— а он все-таки поставит на своем». То есть Тарас говорил не только о мужестве и силе, но и о настойчивости в достижении поставленной цели и терпении.)

— Что представляют собой враги запорожцев? (Автор показывает их стремление к пестроте, театральности в костюмах. Не бескорыстная любовь к отчизне, а желание личной славы, личного успеха руководит поляками.)

Чтение и комментарии отдельных фрагментов V-IX глав

* Межигорский Киевский монастырь — Спасо-Преображенский мужской монастырь, основанный в 988 г. близ Вышгорода (в 20 км от Киева); в первой половине XVII в. был одним из центров антиуниатской борьбы на Украине, отсюда Сечь избирала себе священнослужителей. Здесь был погребен предок Н.В. Гоголя подольский полковник Евстафий (Остап) (по другим источникам — Андрий) Гоголь.

* Картезианский монах — монах католического ордена картезианцев; по названию монастыря, основанного в 1084 г. близ Гренобля в местности Шартрез.

Герардо delle notti— голландский художник Геррит (ван Герард) Гонт-горст (1590—1656), любивший изображать ночные сцены, освещенные факелами, светильниками и прозванный за это итальянцами «ночным» (delle notti). Картины Г. Гонтгорста с эффектным ночным освещением находятся в Риме и во Флоренции.

Киевские пещеры — имеются в виду пещеры (древнерус. печеры), в которых первоначально располагалась Киево-Печерская Лавра — знаменитый мужской монастырь, основанный в 1051 г.

Хорунжий (букв, знаменосец; от слова хоругвь — войсковое знамя) — в польско-литовской армии XVI — XVII вв. командир хоругви, войскового подразделения, соответствующего роте.

* «...там ему лучше, туда и перешел» — Парафраз латинской пословицы: где хорошо, там и родина.

* Наказной атаман — временно замещающий кошевого в его отсутствие.

* Семипядная пищаль — старинная пушка длиной около полутора метров, в семь пядей (пядь — старинная русская мера длины, равная расстоянию между концами раздвинутых большого и указательного пальцев).

* Покров — имеется в виду икона Покрова Пресвятой Богородицы. Запорожцы всегда почитали Божью Матерь своей покровительницей.

Продолжение беседы

— Какова позиция автора в сценах боя под стенами Дубно? (Он как бы свидетель битвы. Предупреждает об опасности казаков, переживает за них. Показывает их воинское искусство, уверенность в победе.)

— Как следует понимать слова писателя: «Каждому привел случай показать себя»?

Далее заслушиваются индивидуальные задания — устные рассказы учащихся о подвигах запорожцев в бою. Ребята рассказывают о Моисее Шило, Демиде Поповиче, Балабане, Кукубенко, Бовдюге, Степане Гуске. Важно, чтобы прозвучали последние предсмертные слова отважных казаков.

«Не успели оглянуться казаки, как уже увидели Степана Гуску, поднятого на четыре копья. Только и успел сказать бедняк: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» И там же испустил дух свой».

«Пошатнулся Шило и почуял, что рана была смертельная. Упал он, наложил руку на свою рану и сказал, оборотившись к товарищам: «Прощайте, паны-братья-товарищи, пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» И зажмурил ослабшие свои очи, и вынеслась казацкая душа из сурового тела».

«А уж упал с воза Бовдюг; прямо под самое сердце пришлась ему пуля; но собрал старый весь дух свой и сказал: «Не жаль расстаться с светом! дай Бог и всякому такой кончины! пусть же славится до конца века Русская земля!» И понеслась к вышинам Бовдюгова душа рассказать давно отшедшим старцам, как умеют биться на Русской земле и, еще лучше того, как умеют умирать в ней за святую веру».

«Поникнул он (куренной атаман Балабан) теперь головою, почуяв предсмертные муки, и тихо сказал: «Сдается мне, паны-браты, умираю хорошею смертью. Семерых изрубил, девятерых копьем исколол, истоптал конем вдоволь, а уж не припомню, скольких достал пулею. Пусть же цветет вечно Русская земля!» И отлетела его душа».

«Повел Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! пусть же после нас живут лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!» И вылетела молодая душа».

Продолжение беседы

— В чем видят казаки смысл жизни? (Смысл жизни запорожцев заключен в подвиге во имя родины, своей веры в Христа.)

— Что общего между запорожцами и былинными героями? (Во-первых, они служат одной цели — борьбе за независимость родины; во-вторых, Гоголь описывает своих героев теми же средствами, что и народные сказания, былины, героические песни.)

— Обратите внимание, что перед гибелью казаки, обращаясь к товарищам, радуются, что умирают на их глазах. Превыше всего для запорожцев святая Русь, православная вера и товарищество. Немалую роль сыграла здесь и речь Тараса, введенная автором в повесть перед описанием смертной битвы.

Учитель читает речь Тараса о товариществе.

Выводы. Запорожцы беззаветно любят родную землю, в самые трагические минуты жизни они признаются в своей любви и преданности. Так их воспитала Запорожская Сечь: думать о родине и товарищах. Несмотря на трагический исход битвы, рождается ощущение торжественности и веры в великое будущее родины.

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение речи Тараса о товариществе.

2. Прочитать повесть до конца (X—XII главы).

3. Завершить цитатные записи по характеристике Остапа и Андрия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.

Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...

Н.В. Гоголь. Быт и нравы «Запорожской Сечи

quot;Запорожская Сечь" на страницах повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба»(Быт и нравы «Запорожской Сечи»)урок литературы в 7 классе...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Конспект урока по английскому языку с использованием ИКТ Класс-7А Дата -30 сентября 2022 г. Место проведения -компьютерный класс Тема урока обобщение пройденного материала по теме PAST SIMPLE трудные неправильные глаголы

Конспект урока  по английскому языку с использованием ИКТ Класс-7А Дата -30 сентября 2022 г. Место проведения -компьютерный класс Тема урокаобобщение пройденного материала по ...

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе...