Читательская конференция по роману Ю. Бондарева "Горячий снег!
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Мы вновь обращаемся к произведениям о Великой Отечественной войне. Ведь именно они помогают ребятам осознать разрушительную силу войны, еще раз вспомнить о подвиге тех. кто подарил нам мирное небо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bondarev_goryachiy_sneg.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская конференция по роману Ю. Бондарева «Горячий снег» в 11 классе.

Цели урока:

  1. – восстановить событийный ряд коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; вызвать у учащихся интерес к литературе на военную тематику, к личности и творчеству Ю.Бондарева; сопоставить жизненные принципы двух лейтенантов – Дроздовского и Кузнецова.
  2. – воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну, ответственность за свои поступки,  помочь учащимся осознать разрушительную силу войны и сформировать свою точку зрения по отношению к этому явлению.
  3. – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; продолжить формирование навыка анализа художественного произведения.
  4. -  умение работать с разными источниками,  отбирать материал по заданной теме, подбирать цитаты; умение сопоставлять, сравнивать.

Предварительная работа:

  1. прочитать роман Ю.Бондарева «Горячий снег»;
  2. сравнить Кузнецова и Дроздовского, Бессонова и Кузнецова:
  3. анализ эпизодов: «Путь дивизии к Сталинграду», «Бой батарейцев», «Смерть санинструктора Зои», «Допрос немецкого майора ЭрихаДица».
  4. посмотреть кинофильм Г. Егиазарова «Горячий снег».

Оформление кабинета к уроку, оборудование:

  1. Стенд с отзывами учащихся о романе;
  2. выставка книг писателя;
  3. выставка книг о войне;
  4. литературная газета о Ю. Бондареве;
  5. портрет писателя;
  6. стенд «Бессмертному подвигу посвящается…»;
  7. карта Великой Отечественной войны (Сталинградская битва).
  8. Плакаты: «Одно сражение и вся жизнь…», «Здесь сталь горела, плавился гранит…», «Священная годов минувших память /Да будет в новом подвиге жива» (А. Твардовский) и т.д.
  9. Музыкальное оформление: А. Пахмутова «Горячий снег», М. Бернес «Журавли»;
  10. Отрывки из фильма Г. Егиазарова «Горячий снег».

ХОД   УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

Каждая встреча с новой книгой – это праздник, а в особенности с той, проблемы которой и сейчас волнуют весь мир. Сегодня на уроке это будет книга о войне.

Война… Сжимается сердце, когда мы вспоминаем это страшное слово и с ужасом думаем: «Неужели это когда-нибудь повторится?»

Путь к победе был труден и долог – 1418 дней. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести.

9 мая 2015 года в семидесятый раз прогремит салют Победы. А мы до сих пор не можем забыть та ужасы и страдания, которые принесла нам война. Бережно хранит наша память и имена тех, кто ценой своей жизни отстоял право на независимость.

И откуда взялось столько силы

Даже в самых бесстрашных из нас?!

Что гадать? Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и чем она была для нас, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле Земли. Эти раны болят до сих пор. Как прав был Константин Симонов, сказавший: «В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвения».

  1. Звучит песня «Горячий снег»

По музыкальному вступлению вы уже поняли, о каком произведении пойдет речь сегодня на нашем уроке – о романе Юрия Бондарева «Горячий снег». Но прежде чем мы поговорим о романе, нужно несколько слов сказать о его авторе.

  1. Сведения из биографии писателя. (Выступление учащегося)

Ю. Бондарев принадлежит к тому поколению, жизнь которого «вся пронизана войной».

Семнадцатилетним он шагнул в огненные бури сорок первого, воевал артиллеристом, дважды был ранен. Фронт сформировал его как личность. «Война, - признаётся писатель, - явилась для меня самым умным и безжалостным учителем жизни.

Все лица, голоса, бои, конфликты, потери, победы, высотки, танковые атаки аккумулировались в памяти, а память на войне восприимчива необыкновенно, и это определило во многом мой жизненный путь».

        Почти все написанное Ю. Бондаревым – о войне. Вместе со своими будущими героями писатель «шагал по дорогам сталинградских степей, Украины, Польши, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стрелял, стоял на прямой наводке… делился последним табаком на закрутку после танковой атаки».

«Горячий снег» - одно из значительных произведений писателя. Всем содержанием романа Бондарев даёт почувствовать, как необходима и как тяжела была победа под Сталинградом. Ведь именно здесь раскрылась небывалая высота морального духа советского человека. «Меня всё время не покидало чувство, что возвращаю в жизнь тех, о которых никто ничего не знает и о которых знаю только я, и только я должен, обязан о них рассказать всё», - признаётся писатель.

Для всех советских людей Сталинград стал символом мужества, непобедимости, а для Бондарева Сталинград – это ещё и «кровавая купель», в которой крестили молодых командиров 24 года рождения.

  1. Беседа по содержанию романа.
  1. О чем рассказывает роман?

(Историческая справка, выступление учащегося, работа с картой)

События романа «Горячий снег» происходят в волжских степях юго-западнее Сталинграда в тревожную зиму 1942 года, когда танковые колонны генерала Манштейна рвались на выручку окружённой на Волге трехтысячной группировке Паулюса, и на пути их железной стеной встали советские войска – встали и не пропустили врага…

  1. Как сначала называлось данное произведение? Почему автор изменил название?
  2. Как вы объясните название романа «Горячий снег»?
  3. Вспомните, как начинается роман. Как предчувствие надвигающейся трагедии усиливается картиной природы?

(Просмотр фрагмента кинофильма)

  1. Какие впечатления вызывал роман?

(высказывания учащихся)

Много написано о войне, но такого страшного боя, как на батарее Кузнецова, не встречали. Бондарев помог нам не понять, это мы давно знаем, а ощутить, почувствовать, что такое борьба на пределе сил.

Бондарев сужает фронт до размеров боя на участке лейтенанта Кузнецова (батарея стояла на танкоопасном направлении, а позади Сталинград), но мы чувствуем масштабность происходящего: отдельная операция вписывается в общую панораму Сталинградской битвы. Ю. Бондарев здесь следует традициям Л.Н. Толстого, создавая образ жестокой, кровавой войны.

  1. Какие эпизоды романа запечатлелись в вашей памяти?
  2. Кто из героев полюбился вам и почему?
  3. Каков смыл противопоставления Кузнецова и Дроздовского?

Война проверяет людей на человечность, на фронтовое братство. Эту проверку Кузнецов и его товарищи выдержали, а Дроздовский нет.

Наделённый правом решать судьбы других, он забывает об ответственности перед товарищами по оружию, перед собственной совестью. Его стремление выполнить распоряжения любой ценой оборачиваются для него одиночеством и трагедией.

  1. Сравните Бессонова и Кузнецова?
  1. Размышления лейтенанта о гибели расчета Чубарикова – раздумья командарма в связи с гибелью Веснина.
  2. Мысли Кузнецова при виде мёртвого немца – разговор Бессонова с Дицем.
  3. Осмотр позиции батареи Кузнецовым и -  поля боя Бессоновым.

Бондарев сближает своих героев как две «половины одного ядра». Каждый из них исполняет долг на своём посту.

По роману Ю. Бондарева «Горячий снег» снят кинофильм. Ваши впечатления от книги и кино.

Где острее? Почему?

Совпадает ли ваше впечатление о Кузнецове и Дроздовском с игрой Б. Токарева и Н. Еременко?

Чем интересен Г. Жженов в роли Бессонова?

Что больше взволновало – книга или фильм? Почему?

- Какие проблемы поднимает автор в данном произведении? Докажите свою точку зрения.

  1. Вспомните финал романа.

(Просмотр фрагмента кинофильма)

      Мы расстаёмся с батарейцами, когда их ратный подвиг отмечен наградой. А Кузнецов вместо радости человека, оставшегося в живых, испытывает неотступное чувство вины: шуршит снежная крупа, белеет запорошенный снегом бугорок с санитарной сумкой. М на память приходят стихи А. Твардовского – одного из любимейших поэтов Ю. Бондарева:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

  1. Звучит песня М. Бернеса «Журавли»

(Минута молчания)

  1. Отзывы о романе

О том, что роман захватил вас, говорят ваши отзывы. Приведу лишь некоторые высказывания……

  1. Итоги урока

  1. Домашнее задание (раздается перед уроком, напечатано на листочках)

  1. http://www.libozersk.ru/files/file_item/path/163/uri_bondarev.doc
  2. http://lit.peoples.ru/poetry/alexandr_tvardovsky/poem_17405.shtml
  3. http://www.drunina.ru/war.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

Читательская конференция " Человек читающий..."

Читательская конференция для учащихся 8 класса...

Читательская конференция "Такие разные мамы"

На основе сопоставительного анализа рассказов Л. Петрушевской "Страна" и И. Полянской "Мама" учащиеся наблюдают о разных  отношениях матери к своей дочери....

Читательская конференция "Маленькая бесконечность сознания" (по роману Д.Делилло "Имена").

Этот урок был проведён в 11 А классе МОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма". Его разработка была представлена на конкурс "Современный урок-2010"....

Читательская конференция "Маленькая бесконечность сознания" по роману Дона Делилло "Имена"

Урок был проведён весной 2010 года. Его разработка участвовал в конференции "Совремнный урок-2010"....

Задания для развития читательской грамотности по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Задания в формате ОГЭ для развития читательской грамотности по роману Пушкмна "Капитанская дочка", 8 класс...

Банк заданий по читательской грамотности по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Для учащихся 6 класса

Банк заданий по читательской грамотности по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Для учащихся 6 класса...