Необычное в обычном
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Разработка урока литературы с применением сингапурских структур обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.neobychnoe_v_obychnom.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы с применением сингапурских структур обучения по теме
“Необычное в обычном”
(По рассказу Е. Носова “Белый гусь”)
Мугтазировой Альфии Азатовны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан
2014 год
Цель:
- совершенствовать навыки анализа художественного текста; помочь учащимся глубже осмыслить проблему ответственности родителей за своих детей;
- воспитывать чувство любви и уважения к своим родителям, чувство ответственности за свою семью;
- подготовить к написанию сочинения – рассуждения «Каким должен быть папа?»;
- развивать навыки связной устной и письменной речи.
Эпиграф к уроку
Природа - мать. У нее есть чему поучиться.
Ход урока.
- Слово учителя.
«Луг согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. ...Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетевшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови. Это был ... Кто это был?
(Ответ учащихся: Белый гусь из рассказа Носова «Белый гусь»)
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь к познанию”
Почему?
“Любознательность заставляет биться мысль, а мысль порождает чувство, а чувство же в свою очередь окрашивает наши поступки. Так вот я – за любознательность!
А значит – за богатство человеческой души и добрые поступки”, – восклицает писатель. И его мысли созвучны моим, потому что мне (как и любому словеснику) предназначена эта особая миссия: пробуждать чувства, учить видеть мир “удивительный”, находить в малом великое, слышать во всём музыку и любить свою родную землю.
Многие произведения писателя помогут этому.Сегодня на уроке мы будем анализировать текст известного писателя Е.Носова «Белый гусь». мы с вами попробуем поразмыслить о том, что же так волнует писателя, что он хочет сказать нам, чему учит. Эиграфом к нашему уроку взяты слова : Природа – мать . У нее есть, чему поучиться.
2
3. Понравился ли вам рассказ? Чем?
(выступление 2-3 учеников)
Как можно определить жанр произведения? (Это рассказ, так как в основе лежит одно событие)
К какому типу речи относится рассказ? Почему? (В рассказе говорится об одном событии, значит это повествование. есть здесь и описание, и рассуждение. Повествование с элементами описания и рассуждения)
Как можно определить стиль речи? Почему?
(Художественный, это художественное произведение)
Какова основная мысль произведения? (Проблема «взаимоотношений родителей и детей» в мире природы)
4. Анализ текста
Каким предстает перед нами Белый гусь в начале рассказа? Найдите описание Белого гуся.
- Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
- Ходил он важно, обдумывал каждый шаг.
- Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.
- Когда гусь на отмели размахивал своими упругими полутораметровыми крыльями, на воде, пробегала серая рябь, и шуршали прибрежные камыши.
- Если же при этом он издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники
Какие художественные средства использует автор для создания внешнего облика гуся?
- Птица похожа на человека. Он с гусями разговаривает, каждый шаг обдумывает. (Это метафора)
- Все у него было адмиральское. Собирал перепонки, подобно тому как складывают веер. Цвета апельсиновой корки клюв. (Это сравнение)
- Если он издавал крик, то звенели в лугах подойники. ( Это преувеличение.)
Какое место занимал Белый гусь в лугах? Как он вел себя?
( Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения:
-в лугах жил беспечно и вольготно
-на него засматривались лучшие гусыни деревни
-ему безраздельно принадлежали отмели...
самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи - его, самые сочные участки луга – тоже его
-плес тоже считал своим, он меня просто не признавал
-устраивает драку с соседней стаей
-набрасывается на теленка, бычок не выдерживал и пускался наутек.
-никому прохода не дает. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята вот и лютует.)
Какой вывод делает автор по поводу поведения Белого гуся?
(короче говоря, на лугу не прекращались гомон, устрашающее шипенье и хлопанье крыльев, и Степкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу)
Какую печальную историю о судьбе «семьи» Белого гуся поведал мальчик Степка автору?
(Степка рассказал, что гусыню машина переехала, что эти гусята теперь сироты. Этих гусят теперь растит и воспитывает отец, папаша, Белый гусь.)
Как называет автор гуся? Кто к кому так обращается?
(Автор называет гуся папашей. Так обращаются дети к своим отцам. Такими словами
обращаются родственники в семье в мире людей. Автор переносит эти слова в мир природы)
Какие миры представлены в рассказе? Изобразите это в виде схемы
Мир природы | Мир людей |
Семья Белого гуся: Белый гусь (папаша) гусыня (мать) (умерла) гусята | Семья: отец мать дети |
Почему автор назвал Белого гуся Белым (а не серым)? КОНТИНИУС РАУНД РОБИН
Главный герой рассказа | Почему автор назвал гуся Белым ? |
Белый гусь |
Физкультминутка. МИКС-ФРИЗ-ГРУП
Когда происходят события, описанные в рассказе?
(Весной, когда дороги высохли, везде все зазеленело.)
Как меняется погода в рассказе?
(Сначала была ясная, солнечная погода. Неожиданно из –за леса наползла туча. Налетел вихрь, обрушился ливень, вдруг что – то жестко стукнуло, к ногам скатилась белая горошина. Туча свирепствовала с нарастающей силой. К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной в четвертину пиленого сахара .Туча налетела внезапно, все запорошило мгновенно. Так же внезапно промчалась.)
Как вели себя гуси во время града?
(Все гуси сначала полегли в траву. Под ними спрятались выводки. Когда начался град, они не выдержали и побежали, побежали и гусята за взрослыми. Однако многие из них погибли, забитые градом. Спаслись лишь немногие, кто успел спрятаться под кусты лозняка.)
Как вел себя Белый гусь во время града?
(Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склоняя голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.)
Какую картину увидел автор после того, как прошел град и выглянуло солнце?
(На середине луга остался лежать Белый гусь. Все двенадцать пушистых «одуванчиков» , целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Белый гусь погиб, спасая своих детей. Он не побежал, не спрятался, потому что чувствовал ответственность за своих детей. Ценой своей жизни он спас гусят.)
Что значит для каждого из вас Белый гусь?
важный
аккуратный храбрый
гордый бесстрашный
сильный заботливый
ответственный
Белый гусь,
важный, заботливый,
учит, воспитывает, растит.
Свою жизнь посвящает детям.
Пример для подражания.
ИНСАЙД-АУТСАЙД СТЁЗЛ
Что хотел нам сказать автор этим поступком Белого гуся?
Природа учит нас, людей, какими мы должны быть
Автор хотел подчеркнуть, что родители ответственны за своих детей.
Основная мысль текста в том, что родители ответственны за воспитание, за жизнь своих детей.
Белый гусь учит ,какими мы должны быть.
Как вы думаете, как сложится дальнейшая жизнь гусят? Прервется ли род Белого гуся?
Род белого гуся не прервется. Среди гусят есть такой гусенок, который по характеру похож на своего отца. Он такой же бесстрашный, упорный, настойчивый. Один гусенок, с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву. Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко. Перед ним открывался удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.
Вспомните пословицы о взаимоотношениях родителей и детей:
Яблоко от яблони далеко не падает.
Рефлексия
Какой вывод я для себя сделал?
Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение «Каким должен быть папа?» или…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необычные свойства обычной воды
Урок по теме "Необычные свойства обычной воды" В 4 классе по УМК Вахрушева А.А. и др.Данная презентация демонстрируется на этапе открытия знаний и способствует более осознанному пониманию данной темы...
Мастер-класс по геометрии "Необычное в обычном".(Конкурс "Учитель года-2013").
Обобщающе-повторительный урок в 7 классе по теме"Замечательные точки в треугольнике".Проводился на конкурсе "Учитель года-2013"....
Урок"Необычное в обычном"(Вода)
Данная презентация позволяет провести интересный урок природоведения, окружающего мира, внеклассное мероприятие, посвященное Дню воды. В презентации дана карта-инструкция практической работе адаптиров...
Кулинарное путешествие "Необычные названия обычных блюд мировой кухни"
Внеклассное интегрированное мероприятие (русский язык, литература, технология) направлено на расширение компетенций в области содержания понятий и освоения технологи...
мастер - класс«Ищем необычное в обычном»
мастер- класс с педагогами "Метод фокальных объектов как способ формирования коммуникативных компетенций"...
Немецкий язык: необычное в обычном
Интересный материал о необычных словах немецкого языка...
Социальный проект Экологическая тропа "НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ"
Этот социальный проек моё новое инновационное детище. Которое сейчас успешно реализуется на базе летнего лагеря МБОУДО "ЦДТ" Центрального района г. Кемерово....