Литературный КВН
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Конспект внеклассного  мероприятия по литературе для обучающихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_kvn.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный КВН

Класс: 5

Название раздела, темы: устное народное творчество. сказки. 

Материалы к уроку: рисунки учащихся к сказкам, плакаты "сказка - ложь, да в ней намек", "что за прелесть эти сказки!", иллюстрации Васнецова к сказкам.

Цели урока: 1) проследить степень усвоения прочитанных сказок, выявить знания загадок, создать условия для формирования представления у обучающихся о фольклоре как отражении народных представлений о жизни;

2) развивать логическое мышление, память, творческие способности обучающихся;

3) воспитывать уважение к русскому фольклору, прививать любовь к национальным истокам русского народа, прививать чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Предметные:совершенствовать речь  учащихся, актуализировать изученное в разделах "Устное народное творчество", "Литературная сказка"

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения;содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических  способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимисястремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему мероприятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала мероприятия

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

здравствуйте, дорогие ребята! сегодня мы совершим удивительное путешествие в мир литературы. путешествие пройдет в форме игры КВН, в которой участвуют две команды.

Оценивание готовности к мероприятию.

Самоорганизация на учебную деятельность

ученики объединяются в команды.

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент мероприятия

коллективная работа

регулятивные: саморегуляция

приветствуем команды аплодисментами!

2 "Подготовка к путешествию"

метод групповой организации учащихся

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

регулятивные УУД: целеполагание

1 конкурс будет называться "Подготовка к путешествию"

как вы уже догадались, задания этого конкурса таковы:

- придумать названия своим командам,

- выбрать вид транспорта, на котором ваша команда будет путешествовать

групповая работа, обсуждение, дальнейшее представление команды

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

3. разминка

метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

ведущий поочередно загадывает каждой команде загадки.

виден край, да не дойдешь (горизонт)

он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадет. и никуда я не иду, покуда он идет (дождь)

сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова)

двое ходят, двое смотрят, а один водит и прикахзывает (человек)

взглянешь - заплачешь,а краше его нет на свете (солнце)

идет в баню черен, а выходит красен (рак)

пять братцев вместе родятся, а росту разного (пальцы)

сторож плохой, слепой, глухой. не тронешь - молчит, тронешь - кричит (звонок)

скручена, связана, на кол посажена, а по двору пляшет (метла)

не живая, а идет, неподвижна, а ведет (дорога)

Отвечают на вопросы.

 если ответ правильный, команда зарабатывает 2 балла, если ответ неверен, то ход передается другой команде. если и та не сможет ответить, то первой команде снова дается возможность ответить, но получит команда только 1 балл

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

 Проверка домашнего задания

3 конкурс "Мы - вам, вы - нам"

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию; формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии;

регулятивные УУД:прогнозирование и  получение конкретного результата.

команды заранее придумали по 3 вопроса из области литературы команде-сопернику. вопросы задаются поочередно. на обдумывание - 30 секунд.

обсуждают ответы на вопросы, выступают  с ответами, дополнениями

4 конкурс "Экскурсия"

Словесный, познавательный, эвристический

мы приглашаем вас совершить путешествие в сказку. каждый участник произносит слова : "Я иду по сказке и вижу..."и только после этих слов называет героя сказки () повторяться незя

команды поочередно называют героев сказок, за каждого названного героя получают фант.

5 конкурс "веселые художники"

наглядный

задача команды - нарисовать бабу ягу.  задание на скорость. участвуют по 5 челавек от команды.

баба яга рисуется поочередно:

1е номера рисуют голову;

2е номера - туловище;

3и номера - ноги, руки;

4е номера-метлу;

5 номера- ступу.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

дети рисуют персонажа.

Этап 4. Практикум. 

6 конкурс "кто быстрей"

метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение  достаточно быстро выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

в этом конкурсе будут предложены вопросы, на которые сначала отвечает одна команда в течение 1 минуты, затем другая. если нет ответа, нужно говорить: "Дальше". за каждый правильный ответ - 1 балл.

вопросы 1 команде.

проворная зверюшка живет в дупле- избушке (белка)

по лужку он важно бродит, из воды сухим выходит (гусь)

кто на дереве сидит, клювом дерево долбит?(дятел)

растет зеленый кустик, дотронешься - укусит(крапива)

человек, лечащий животныхв сказке Чуковского (Айболит)

днем спит, ночью летает, прохожих пугает (сова)

много рук, а нога одна (дерево)

над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет (бабочка)

самая маленькая девочка(дюймовочка)

зеленая царевна (лягушка)

слабоумный паренек (иванушка-дурачок)

дружит со щукой (емеля)

драгоценный петух(золотой)

отчество у мороза (иваныч)

название сказки обо всех временах года (12 месяцев)

деревянный мальчишка (буратино)

сколько богатырей было у мертвой царевны (7)

где хранится смерть кощея(в яйце)

наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки(лиса)

мальчик, превратившийся в козленка (иванушка)

как звали его сестренку(аленушка)

транспорт с крыльями, укравший мальчика для бабы яги(гуси-лебеди)

кто развалил теремок (медведь)

папа буратино (папа карло)

вопросы 2 группе

он похож на елку, шуба вся в иголках(еж)

без рук, без ног, а на брюхе ползает (змея)

зимой белый, летом серый(заяц)

рыжая плутовка, хитрая да ловкая (лиса)

работящие зверьки строят дом среди реки (бобры)

лежит - молчит, подойдешь - заворчит (собака)

всех я вовремя бужу, хоть часов незавожу(петух)

под водой живет народ, ходит задом наперед (раки)

самый маленький мальчик (с пальчик)

девочка с голубыми волосами (мальвина)

подружка семи гномов (белоснежка)

волшебная избушка (на курьих ножках)

отчество медведя (потапыч)

девушка, потерявшая башмачок (золушка)

девочка в ярком головном уборе (красная шапочка)

сколько козлят съел волк (6)

волшебные слова емели (по щучьему велению)

рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)

кого угощала лиса манной кашей (журавля)

старухино изделие из теста (колобок)

волшебный конек иванушки (горбунок)

сколько сыновей у царя (3)

Ребята дают  быстрые ответы на вопросы учителя

этап 5 Подведение итогов

игра "Угадай-ка"

Индивидуальная работа

 Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

нужно угадать, что спрятано в коробке ведущего, задавая наводящие вопросы. ведущий отвечает только "да" и "нет"

назовите сказки, главным героем которых был этот персонаж

дети формулируют вопросы в двоичной системе.

предположительные ответы : колобок, теремок, маша и медведь

награждение команд

Личностные:соотношение своей части работы с общим замыслом.

Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на мероприятии? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают ответ на вопрос, передавая из рук в руки мягкую игрушку из коробки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...