Путь к поэту
статья по литературе (10 класс) на тему

Сегодняшний ученик должен обладать широким кругозором, самостоятельностью суждений , умением отстаивать свое мнение. Все это вызывает необходимость искать новые подходы, формы и средства реализации социально значимых целей воспитания и образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                ГБОУ СОШ№262 учитель русского     языка и литературы

                                                 Пасечник Зоя Николаевна

 

        Путь к поэту.

В современных условиях гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса школы Петербурга ведут активный поиск путей приобщения учащихся к освоению общечеловеческих ценностей.

Сегодняшний ученик должен обладать широким кругозором, самостоятельностью суждений , умением отстаивать свое мнение. Все это вызывает необходимость искать новые подходы, формы и средства реализации социально значимых целей воспитания и образования.

Один из таких подходов – объединение школьных и музейных учреждений в совместной работе по реализации музейно-педагогических программ.

Ученик должен получать доступ к документальным материалам, библиотекам, фонотекам, архивам, которыми располагает музей. Особенно важна такая работа в процессе изучения литературы. Поэтому кроме экскурсий я провожу музейные уроки. Отличаются они от  обычных экскурсий тем, что ученики являются участниками творческого процесса познания: они рассказывают об интересных биографических фактах из жизни писателя ( поэта) , читают отрывки из его произведений, в различных формах представляют элементы композиционного материала.

      Например, учащимся 11 класса было предложено самостоятельно провести экскурсию в Первом зале музея А.А. Ахматовой. Здесь Ахматова- “царскосельская муза”, запечатленная Делла-Вос-Кардовской на портрете, ставших одним из первых в иконографии Поэта:

На шее мелких четок ряд,

В широкой муфте руки прячу,

Глаза рассеяно глядят

И больше никогда не плачут.

   Учащиеся ведут речь о раннем периоде творчества Ахматовой (1900-1910), о «Вечерах» и «Четках», принесших ей небывалую славу; о дружбе с И.Анненским и В.Комаровским, которые оказали огромное влияние на поэтический стиль Ахматовой; о путешествии с Гумилевым на север Италии; о простоте и изыске литературно-музыкальных вечеров в « Бродячей собака» ; о неповторимых слепневских фотографиях.

   Все это вызывает у будущих выпускников ( судя по откликам) удивительное чувство сопричастности с тем, чем жила Анна Ахматова, чем жила эпоха.

   Путь к поэту… Он даже нам, людям искушенным, не представляется простым. Что же говорить о школьниках, для которых поэтический мир во всей глубине только открывается?!

   Поэтому перед учителем литературы стоит задача- показать, «из чего поэт соткал для нас вот это счастье», как бы « провести» ученика по пути от первоначального восприятия до глубокого- по возможности- проникновения в мир поэта, а значит, в его произведения.

   Понятно, что большим помощником в осуществлении этой задачи является литературный музей. Проведению урока в музее предшествует большая работа: прежде всего определяется главная цель урока-экскурсии, происходит ознакомление с наиболее важным, соответственно теме, материалом; предварительно на уроке литературы рассматриваются те вопросы, на которые предполагается сосредоточить внимание. Весь процесс работы должен найти отражение  в материалах разного рода: записях анализа стихотворений, рецензиях, сочинениях, отзывах и т.д. Если имеется возможность, надо целенаправленно использовать время в пути. Например, направляясь к музею Ахматовой на Фонтанке, рассказать об истории Шереметьевского дворца, прочитать ахматовские строки о Фонтанном доме. Обсудить впечатление от увиденного.

   Целесообразно проводить тематические музейные уроки, чему идеально способствует обстановка, интерьер любого литературного музея.

   Зная о том, что творчество Ахматовой екразрывно связано с городом на Неве, учащиеся 11 класса сами предложили провести урок в музее : «А я один на свете город знаю…»

   Говоря об Ахматовой, читая ее стихи, учащиеся отмечают и лаконизм каждой ахматовской строчки о Петербурге, и удивительную точность описаний, и зримые предметы любимого города: «О, пленительный город загадок, Я печальна, тебя полюбив».

   В самом деле, откроем любой сборник Ахматовой- почти на каждой странице увидим, что все происходившее с лирической героиней совершалось «в чудесном городе Петровом». Петербург для нее- «город горькой любовью любимый», и все, что есть в нем,- Летний сад, Нева, Фонтанка, каналы и отдельные дома- среда обитания человеческого духа.

Мне запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

   Она слышала «звук шагов в Эрмитажных залах», помнила «миг, когда над Летним садом месяц розовый воскрес», видела, как «стынет в грозном нетерпенье конь Великого Петра», и тут же радостно сообщала, что «под аркой на Галерной наши тени навсегда».

   Город в ее стихах- не просто среда обитания :он, наделенный особым волшебством,- непременный участник всего происходящего с людьми. Знаменательна в этом плане «Поэма без героя», где с необыкновенной зоркостью Ахматова видит и оценивает прошлое своего города.

   Итогом таких уроков обычно являются отзывы, рецензии, рефераты, сочинения. И тут учитель сразу видит, какой след оставили эти уроки в душах учеников, насколько обогатило их соприкосновение с миром Поэта.

   Таким образом, мы проходим путь от воспитания общей культуры до умения войти в мир художника, понять и полюбить его.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"

Материал содержит примерный  сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...

урок литературы в 5 классе "Русские поэты и поэты Алтая о Родине и о родной природе"

Цели урока: • преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной пр...

Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"

Урок литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С.Гумелёва" разработан в форме пресс-конференции. Цель урока: познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумил...

Мастер-класс по высказыванию Конфуция "Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный, Путь подражания – это самый легкий, Путь личного опыта – это самый тяжелый". Предмет: ИСТОРИЯ

Конкурсный мастер-класс  для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающий значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных к...

Урок- презентация "Жизненный и творческий путь поэта - земляка Николая Рыбалко"

Знакомство с творчеством Николая Александровича Рыбалко.  Анализ его произведений.  Воспитание интереса к истории донецкого края....

В.В. Маяковский. Жизнь и творческий путь поэта.

Описание основных этапов жизненного и творческого пути поэта 20 века В.В. Маяковского....

Внеклассное мероприятие "Жизненный и творческий путь народного поэта Башкортостана Мустая Карима"

Разработка внеклассного мероприятия содержит краеведческий материал...