Развитие культуры устной речи на уроках русской литературы в лицейских классах.
статья по литературе по теме

Елисеева Анна Семёновна

Статья из опыта работы. Современные технологий в единстве с опытом работы. Начало статьи-эпиграф: "Интересно будет всем".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика и опыт.23.41 КБ

Предварительный просмотр:

            Интересно будет всем.

Елисеева А.С., учитель русского языка и литературы теоретического лицея

им. И.С.Нечуя - Левицкого гор. Кишинёва.

РАЗВИТИЕ   КУЛЬТУРЫ  УСТНОЙ  РЕЧИ  НА  УРОКАХ  

РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  В ЛИЦЕЙСКИХ  КЛАССАХ.  

( Из опыта работы).

Выдающийся учёный современности, академик Д.С.Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном», в Письме девятнадцатом «Как говорить?» писал: «Наш

язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»…

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Наблюдая ежедневно за речью старшеклассников, нетрудно заметить, что она бедна и невыразительна. Даже имея знания о культуре речи, полученные ранее, имея представление о теории литературы, умея выделить и верно определить функции выразительных средств языка, учащиеся неохотно стремятся к развитию культуры своей речи.

Причины очевидны. Это и увлечение компьютером, а не чтением книг, и влияние окружающей среды. Продолжает оставаться в центре внимания проблема культуры русской речи в двуязычной среде. Но не о причинах данная статья, а о волшебном, вечно зелёном острове под название «Урок русской литературы». Именно урок русской литературы призван способствовать развитию навыков культуры устной речи у современных старшеклассников. Поэтому среди ключевых образовательных компетентностей ведущую роль на уроке русской литературы выполняет коммуникативная, которая предусматривает способность личности к речевому общению, овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи и умение слушать. Здесь реализуется « коммуникативное качество» как основное теоретическое понятие учения о культуре речи. Коммуникативные качества речи предполагают особенности, объективные свойства речи, оптимально обеспечивающие потребности общения и свидетельствующие о высокой речевой культуре, о её совершенстве.

«Язык не только говор и речь: язык есть образ всего внутреннего человека; он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных». С этих слов И.А.Гончарова начинаются встречи с учащимися на первых уроках русской литературы нового учебного года. В лицейских классах на уроках в сентябре проводятся беседы, которые имеют целью дать учащимся понятие того, что литература – это искусство слова и понятие ценности владения культурой устной речи. В ходе уроков литературы используется разнообразие методов, технологий, ориентированных на постижение коммуникативной компетенции.

Это и различные формы диалога, доклады, сообщения, ролевые игры, деловые игры, где роли исполняют господа Говорящие и господа Слушающие; или деловые актёрские игры, где в роли актёров Читатели, Критики, Публика. Большим успехом среди учащихся пользуется устная игра «Взаимоопрос», в которой одни учащиеся Задающие вопрос, а другие Отвечающие на вопрос; различные виды монологической речи, интервью, обсуждения, дискуссии, диспуты, полемики, защита проектов и презентаций, тестовых работ, выступления перед классной аудиторией, чтение наизусть с трибуны, со сцены, различные формы пересказа художественных текстов, особое внимание уделяется художественному пересказу, т.е. пересказу словами текста.

Одной из форм, приближающих учащихся к живому, эмоциональному восприятию литературы и развитию навыков культуры устной речи, является урок-композиция по тексту художественного произведения. Такой урок проводится по тексту поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Каждый участник композиции получает свою «роль» и самостоятельно выбирает материал из текста для своей роли. Композиция начинается с экскурсии по городуNN,которую ведут два ученика: Чичиков и автор. Первая часть композиции заканчивается словами Чичикова о том, что «город никак не уступал другим губернским городам». Вторая часть композиции – парад чиновников, где участники композиции представляют чиновников, рассказывая от первого лица. Затем направляемое и комментированное чтение текста о Чичикове, заканчивается композиция анализом эпизода смерти «бедного прокурора».

К учащимся приходит понимание того, что город, который, по мнению автора, должен двигать жизнь вперёд, в действительности представляет собой мир пустоты и праздности. Произведения Н.В.Гоголя особенно выразительны благодаря умению писателя находить волнующие слова, которыми он заражает читателя. Работа с текстом и со словом через данную форму обогащает речь учащихся и развивает у них навыки культуры устной речи.

Первые уроки изучения романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» проводятся в виде пресс-конференции, на которой присутствуют автор романа и его герои с одной стороны и читатели, влюблённые в роман, с другой. Роли распределяются заранее, вопросы и ответы готовят также заранее.

Один из основоположников науки о культуре речи Б.Н. Головин выделял следующие качества хорошей речи: правильность, точность, разнообразие, чистота, выразительность, уместность. В ходе подготовки к уроку «пресс-конференция» перед учащимися ставится цель соблюсти следующие требования, а именно: чистота, ясность, краткость, уместность, красота в формулировке вопросов и ответов.

«Эталоном высокой речевой культуры признаётся язык художественной литературы, язык писателей-классиков…».* Обобщая изученное по творчеству А.Н.Островского в 10-ом классе, проводим  «театральный урок» «Пьеса в пьесе». На этом уроке учащиеся играют сцены из пьесы А.Н. Островского «Гроза», а также сцены из собственной жизни, демонстрируя свою готовность к сдаче экзамена сессии.

*Львов М.Р. «Словарь-справочник по методике русского языка».

  Москва. «Просвещение».1988. 

К этому уроку учащиеся долго готовятся, отбирая и репетируя сцены из пьесы «Гроза» и сочиняя тематические сценки из жизни своего класса. Такой урок даёт свободу творчества учащихся и возможность импровизации, что способствует развитию навыков культуры как  устной, так  и письменной речи.

В 12-ом классе развитию навыков культуры устной речи способствует такая форма как урок-семинар, который наряду с рассматриваемыми проблемными вопросами предусматривает и словесное рисование, несущее большую пользу для совершенствования устной речи учащихся.  Семинар по повести Иона Друцэ «Запах спелой айвы» стал своего рода праздником творческой мысли учащихся, проверкой того, насколько в каждом из них велика потребность вникнуть в произведение, взглянуть на него со стороны, дать самостоятельную оценку, представить свою исследовательскую позицию.

Логическим стержнем и письменного изложения, и устного выступления является план. Работа над  планом выступления – главная составляющая для развития навыков культуры устной речи на уроках литературы. План организует логическое мышление учащихся, даёт навык кратко, точно и целенаправленно формулировать свои мысли.

Важное значение для развития устной речи учащихся имеет коллективное обсуждение ответов на уроке.  Обсуждение выступлений учащихся всем коллективом на уроке, указания учителя на достоинства и недостатки выступлений учат внимательному отношению к слову, вырабатывают чувство ответственности как за содержание, так и за оформление своей речи.

Исключительную важность в развитии навыков культуры устной речи старшеклассников играет живое слово. Живое слово – это для учащихся образец монологической речи. Живое слово содействует развитию и обогащению мышления, воспитывает чувства учащихся, формирует их убеждения. И здесь бесценную помощь оказывают лекции по русской литературе с телеканала «Бибигон». Учащимся предоставляется возможность понять, как  должна строиться монологическая речь.  В качестве ведущих лекций выступают доктора филологических наук, профессора, преподаватели ведущих гуманитарных вузов, педагогических вузов, школы-студии МХАТ, чья речь служит эталоном для учащихся старших классов, примером для подражания.

Так, постигая на уроках литературы ценность художественных произведений в воспитании высокодуховной личности, учащиеся развивают навыки культуры устной речи, осознавая, что без этого не может в цивилизованном мире состояться современный человек.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка в 5 классе

Данный материал помогает выбрать эффективные методы коррекции по развитию устной и письменной речи в 5классе...

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка. Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективн...

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».

Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Статья опубликована в сборнике "Модернизация образовательного процесса в современной школе", издательство НГГУ, 2012г...

Мастер-класс по теме "Использование приема убеждения для развития навыков устной речи на уроках английского языка"

Прием убеждения может быть применен в различных дисциплинах, где актуальным является вопрос развития навыков устной речи учащегося...