Развитие темы Петербурга в российской поэзии. Методы анализа стихотвоного текста
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

В настоящее время перед обществом стоит важная и ответственная задача – изучение истории родины, земли, места, на котором живешь. Без знания своих корней, мировой и отечественной культуры, без любви к прошлому, где он родился, человек не может состояться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                ГБОУ СОШ№262 учитель русского     языка и литературы

                                                 Пасечник Зоя Николаевна

                                         Учебно-методическое пособие.

                          Развитие темы Петербурга в российской поэзии

                                    Методы анализа стихотвоного текста.

В настоящее время перед обществом стоит важная и ответственная задача – изучение истории родины, земли, места, на котором живешь. Без знания своих корней, мировой и отечественной культуры, без любви к прошлому, где он родился, человек не может состояться.

Каждый российский город – это частичка родины, неотделимая от истории народа.

Мы должны учиться видеть, чувствовать святыню и тайну своего города, с гордостью говорить: «Я- петербуржец».

«Портрет» города в известной степени может складываться из произведений русской классической литературы.

По-своему видел Петербург Александр Блок. В стихах поэт не описывает его, а выражает впесатления, открывает в городском быте его символическое содержание. Читая Блока, мы по отдельным мазкам, деталям городского пейзажа дорисовываем его город и испытываем при этом потрясение, которое испытал сам поэт.

Город в красные пределы

Мертвый лик свой обратил,

Серо-каменное тело

Кровью солнца окатил.

Стены фабрик, стекла окон,

Грязно-рыжее пальто,

Развевающийся локон-

Все закатом залито.

Блещут искристные гривы

Золотых, как жар коней,

Мчатся  Бешеные дива

Жадных облачных грудей.

Красных дворник плещет ведра

С пьяно-алою водой,

Пляшут огненные бедра

Проститутки площадной,

И на башне колокольной

В гулкий пляс и медный зык

Кажет колокол раздольный

Окровавленный язык.

        28 июня 1904года

Вопросы и задания.

  1. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Почему?
  2. Расшифруйте символическое значение красок, которые в нем преобладают.
  3. Выпишите слова, включающие смысловые элементы «огонь», «свет», «кровь». Как эти слова взаимосвязаны в тексте? Какие ассоциации вызывают? Какие образы создают?
  4. Найдите изобразительно-выразительные средства языка, расшифруйте тропы, определите их роль в создании образа города.
  5. Какие образы-символы есть в этом стихотворении и как вы их понимаете?
  6. Что помогло вам понять, какие чувства испытывает поэт?
  7. Чем отличается блоковое восприятие Петербурга от восприятия его предшественников и современников?

Для справок:

В стихотворении мног слов, содержащих три смысловых элемента - «огоня», «света», «крови». Эти смысловые поля пересекаются:

красный (кровь, огонь)

солнце (свет, огонь)

стёкла (свет)

рыжее (огонь)

закат (свет, красный)

золотых (свет, огонь)

огненные (огонь, свет)

блещут (свет, огонь)

пьяно-алая (кровь, огонь)

Таким образом, красный свет заката ассоциируется и с кровью, и с огнем – отсюда образ города, залитого кровавым огнем.

                          Филологический коментарий.

Описание города соответствует душевному состоянию поэта: тоска, боль, одиночество.  Город обездушен Блоком с помощью метафор и эпитетов. У города есть  лик и тело. Но лик оказывается мертвым, тело – бездушным, серо-каменным. Мотив смерти звучит уже в начале стихотворения.  Эпитет МЕРТВЫЙ и метафора КРОВЬ СОЛНЦА заставляют читателя ужаснуться. Но общая картина пейзажа вызывает не только ужас, но и восхищение: обилие красного цвета заставляет Петербург приходить в движение, всё в нем окрашивается в золотые, огненные цвета. Город выпячивается в некую пляску, где движется все: природа и люди,  скульптуры и здания. Эпитет РАЗДОЛЬНЫЙ  сближает его с человеком, утратившим координацию, и , как  человек, колокол кажет язык.

Безумная энергия стихотворения так заразительна, что читатель оказывается участником происходящего. Красота и ужас так слиты в этом стихотворении, что их невозможно отделить друг от друга. Это новый взгляд, новое чувство, синтезирующее то, что до Блока разделялось и противопостовлялось. Поэтому в тексте нет антитезы, нет контраста, а есть образ – символ, который читателю предстоит разгадать.

 … Над Петербургом плывут облака, отражаясь в Неве. В этом городе вот уже более 300 лет живут, думают, мечтают люди – петербуржцы. И читают замечательные произведения великих писателей и поэтов, создавших торжественный и трагический портрет города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец анализа стихотворного текста А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге»

Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в стать...

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"

Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Анализ художественного текста как фактор развития речевой грамотности на примере произведений Иосифа Бродского»

Hабота с лирическими текстами русского и американского поэта, эссеиста, драматурга и  переводчика – Иосифа Бродского. Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

«Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению (на основном этапе обучения)»

Актуальность опыта  обусловлена тем, что чтение играет важную роль для развития у учащихся навыков языковой догадки и чувства языка, обогащает словарный запас, развивает грамматические навыки, фо...