« Но, может быть, поэзия сама Одна великолепная цитата?» Анализ поэтического текста.
план-конспект урока (11 класс) по теме

Кутепова Ольга Владимировна

Конспект урока в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Литература

                                             

Учебная тема:     «Творчество Марины Ивановны Цветаевой».

Тема урока:         « Но может быть поэзия сама  Одна великолепная цитата?»

                                                  Анализ поэтического текста.

   Задачи урока:      1. Выявить, как с помощью средств языка передается

                                 идейно-тематическое содержание текста; как средствами

                                 языка создается произведение словесного искусства;

                                 зависимость языка от прогнозируемого автором

                                 эффекта речевого результата.

                                   2.  Продолжить формирование эмоционально-ценностного

                                  отношения к жизни у старших подростков.

 3. Продолжить работу над совершенствованием

навыков анализа     поэтического текста, навыков

самостоятельного мышления, свободного обсуждения,

общения, совместного творчества;

     способствовать развитию творческого воображения,

     дать возможность испытать свои творческие силы.

Взаимодействие и сотрудничество на этапе подготовки к учебному занятию:

на этапе подготовки к учебному занятию была проведена работа по созданию творческих

групп (3 группы); самостоятельная работа по повторению этапов анализа стихотворения,

изобразительно-выразительных средств поэтической речи, индивидуальное задание на

повторение отличий стихотворной речи от прозаической, создание зарисовок к данному стихотворению М. Цветаевой.

Оформление:  портрет М. Цветаевой, музыкальное оформление, текст стихотворения

                           М. Цветаевой, план анализа поэтического текста, карточки.

Ход урока.

  1. Выразительное чтение стихотв-я М.Цветаевой «Два солнца стынут…»

      (под музыку).

  1. Беседа с учащимися по вопросам

  1. Каким настроением проникнуты строки данного стихотворения?
  2. Какой вы представляете себе лирическую героиню?
  3. Какие строчки показались вам неожиданными?

  1. А теперь попробуйте передать содержание этого стихотворения  прозой от лица     лирической героини. Что изменилось? Почему?  (Исчезла эмоциональность, красота, потому что мы перевели стихотворную речь на язык прозы).
  2. Выступление учащегося с подготовленным рассказом «Отличие стихотворной речи от прозаической».

  1. Строгая ритмическая организация стиха (существ. признак).
  2. Стихотворная речь чаще всего бессюжетна (несуществ.)
  3. Субъективна, т.е. любое явление или событие жизни воспроизводится в форме непосредственного переживания (несуществ.)
  4. Система изобразительно-выразительных средств (несуществ.)

Назовите существенные и несущественные признаки стихотворной речи.

  1. Слово преподавателя.  Мотивационный момент.

Поэзия в отличие от прозы обогащает человека эмоциональными ориентирами. Отсюда,  разве недостаточно просто наслаждаться поэзией чувства. Может не стоить «поверять живое тело поэзии» бесстрастному анализу?

Вы правы. Одних собственных ощущений мало. Ведь лирика – это, в первую очередь,                                                                                                                                                                                                                                                                                               А для этого он должен проникнуть в содержание стихотворения, в его суть. И только тогда мир окрасится для него в несколько иные тона, станет богаче, выразительнее, полнее.

Таким образом, анализ лирического стихотворения – это вовсе не скучное членение «живого тела поэзии», это разгадка, раскрытие тайны.

И сегодня на уроке мы с вами попытаемся раскрыть тайну стихотворения Цветаевой и выявить, как с помощью выразительных средств языка передается внутреннее содержание стих-ия.

                                               Запись темы урока.

  1. Беседа с группой.

Объектом нашего рассмотрения является стихотворение. А что будет являться компонентами нашего объекта? Для этого давайте обратимся к этапам анализа лирического стихотворения. ( План анализа у каждого на столе).

  1. Анализ стихотворения.  (Работа в группах).

   

  1. Выделение ведущей темы, лежащей на поверхности.

            О чем говорится в данном стих-ии?

            (Анализ лирической героиней своего уходящего чувства.)

  1. Особенности построения (композиции) стих-ия?

            Стихотворение делится как бы на две части:

            1 ч. – данное, факт;     2 ч. – эмоциональная оценка уходящего чувства.

  1. Анализ языковых особенностей поэтического текста.

     

  1. Ритмико-звуковой анализ стихотворения.

-    особенности сочетаемости и повторяемости звуков:

   аллитерация («солнца стынут»); свойственный взволнованной

   речи закон восходящей звучности (др, гр); поэтессе словно

   не хватает воздуха. Это впечатление усиливается посредством

   ассонанса («О»- 22 раза, «Е»- 12 раз, «А»- 11 раз).

         -     рифма: мужская, смежная, точная; парная рифмовка, мужская,

               точная, богатая рифма компенсируют краткость произведения

               его    глубокой содержательностью.

         -     размер: 1часть – строгий ямб,  2часть – происходит

               нарушение размера, пропуск ударений (пиррихий).  

   Именно вторая часть наиболее значима. Простота и легкость ямба 1части компенсируется длиной строки и нарушением размера 2 части.

 Вывод: уже на фонетическом уровне выделяется двуплановость текста. Парная рифмовка, мужская, точная, богатая рифма компенсируют краткость произве-дения его глубокой содержательностью.

 

  1. Анализ морфологических особенностей поэтического языка..

-  6 глаголов, 8 имен существительных. Текст носит субстантивно-  глагольный характер. Особое значение уделено временной характеристике глаголов: первый глагол – «стынут» - употреблен в форме настоящего времени, следующий глагол – «прощу» - в форме будущего, но не того далекого, а в значении настоящего, когда героиня задается вопросом, сможет ли она отпустить свои грехи не только завтра, но и сейчас. Затем – мы в прошлом, когда «солнца сводили с ума». Последний глагол имеет форму будущего. Вот оно – сознание поэта, не знающее границ времени и пространства. 

-     частотное употребление местоимений, которое обладает предельно обобщенной семантикой и расширяют картину мира до вселенских размеров.

-     единственное прилагательное в конце стихотворения («горячей»). Оно несет смысловую нагрузку, ему уделяется особое внимание в стихотворении.

  1. Анализ синтаксических особенностей поэтического языка.

-   наличие 2-х вставных восклицательных конструкций, поэтому слабая связь с основным    текстом. Именно они выполняют функцию эмоционального всплеска героини, в них выразилась вся ее страсть и вся ее боль. Эти конструкции – попытка сбросить с себя груз минувших переживаний и одновременно попытка разобраться в собственных чувствах, что не всегда получается – страсть берет вверх над рассудком.

-  экспрессию создают и знаки препинания: обилие тире,  восклица-тельных знаков;

-   нераспространенность большинства предложений, отсутствие однород ности подтверждает, что в данном стихотворении действенный психологизм, а не описательный;

-    выделенные в конце каждой сточки слова несут смысловую нагрузку;

-  междометия и обращения актуализируют контактный аспект  (налажива-

   ние  контакта   с читателем);  Читатель невольно становится не только

   свидетелем, но и участником переживаемой героиней трагедии;

-  анафора создает движение во внутрь.

  1. Анализ системы изобразительно-выразительных средств.

Назовите  изобразительно-выразительные средства данного  стихотв-ия.

Стихотворение М.Цветаевой лишено особой выразительности.

Здесь присутствует метафора – «солнца стынут».

Чувствуется боль? Страх? А может, сожаление скрывается между небом и грудью? Все словно плывет перед глазами, ослепительный свет бьет в лицо, угасая медленно, как свеча, вспыхнувшая в ночи, умирает со слезами воска.  Нет счастья, покоя, все это в прошлом.

    8.    Итак, мы знаем, что метафора является одним из средств поэтической  речи, с помощью которого поэт передает образное представление об окружающем, выражает отношение к описываемому.

Образность – это одно из основных средств художественной речи. Образность воспроизводится прежде всего через художественный образ.

( Зачитать определение «художественного образа»).

Найдите ключевой образ стихотворения .  Это образ СОЛНЦА.

Какие ассоциации вызывает образ солнца?

Солнце – это жизнь, любовь, творчество, красота, горение, небо.

Что в данном стихотворении противопоставлено образу солнца?

С О Л Н Ц А      ---------------------------     С Т Ы Н У Т

           

    Ж И З Н Ь     ----------------------------     С М Е Р Т Ь      

Л Ю Б О В Ь     ----------------------------     Н Е Л Ю Б О В Ь

Т В О Р Ч Е С Т В О ----------------------------   П Р О З Я Б А Н И Е

      Г О Р Е Н И Е      ----------------------------   У Г А С А Н И Е

                Н Е Б О      ----------------------------     З Е М Л Я

Перед нами два ряда контекстных синонимов и контекстных антонимов. Боль есть главное чувство всего стихотворения. Ведь именно она является  следствием существования оппозиции: солнца ----- стынут.

  Таким образом, боль приобретает для героини масштабы вселенной боли.

Невыносимость грядущей утраты,  гнетет героиню, и кажется, что два солнца – весь ее мир, остывающий, замораживающий чувства.

Прочитайте последнюю строку стихотворения.  В чем вы видите несоответствие? 

По законам физики, первым должен остыть тот предмет, который имеет меньшую температуру. У Цветаевой первым остывает то, «что горячей».

   Боль переполняет не только всё её существо, она разлита для героини по всему миру.

   Но между строк мы видим мятежность духа поэтессы, которая, несмотря на любые обстоятельства, учит нас борьбе. Пусть стынет сердце, Пусть солнце превратится в хладную звезду, но в силах человека попытаться изменить жизнь, ощущая этот мир только душой. Его чувства согреют мир, если Господь пошлет благословение. В это верит Цветаева, в это поверим и мы.  

9.    Вывод: анализ стихотворения позволяет сделать вывод о значимости каждого    компонента стих-ия только в единстве с другими компонентами текста, помогающими раскрыть не только тайны души, но и тайны языка.

10.   Рассматриваем иллюстрации к стихотворению М.Цветаевой.

  1. Домашнее задание.

        Написать мини-сочинение на тему: «Мое любимое стихотворение М.Цветаевой».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1.      Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

Обучение приемам анализа поэтического текста

Обучение приемам анализа поэтического текста...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...