Главные вкладки

    Урок литературы В. Распутин "Мама куда- то ушла"
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Дорофеева Елена Александровна

    Встреча с одиночеством

    В. Распутин «Мама куда-то ушла»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_dorofeeva_e.a._mama_kuda-to_ushla.doc84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литература 5 класс

    ЧАСТЬ IV «Я и другие»

    Встреча с одиночеством

    В. Распутин «Мама куда-то ушла» 

    Цель урока:  определение идейного содержания  произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения  к поднятой писателем  проблеме.                                                   

    Задачи урока:

    - прочитать рассказ Распутина; проанализировать содержание   рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором;

     - выявить роль замысла автора в создании  характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа;  выразительно читать;

    - воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим близким. 

    Технологии: продуктивного чтения, элементы проблемно-диалогической технологии.

    Оборудование: экран, мультимедийный проектор.

    Этапы урока

    Содержание

    1. Цель урока

    II. Работа  с текстом.

    1. Формулирование темы урока.

    2. Работа с текстом до чтения

    3. Целеполагание

     4. Работа с текстом во время чтения

    Добрый день, ребята, я надеюсь, что день, сегодня действительно, добрый, за окном солнышко, я вижу ваши глаза, улыбки и чувствую, что мы сегодня вместе сделаем много открытий!  

    Я очень рада нашей встрече, точно знаю, что встречи никогда не бывают случайными.

    -  Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово "встреча"?

     - Какая бывает встреча?

    Видеоряд

    -Каким общим понятием можно объединить все увиденное на картинках? ( Одиночество) 

    Свяжите эти два понятия и вы получите тему сегодняшнего урока.  Встреча с одиночеством 

    На уроке мы говорим о смыслах рассказа В. Распутина «Мама куда-то ушла»  (слайд)

    Что можно узнать из заглавия? Куда может уйти мама? А она вернется?

    Давайте сделаем предположение, о чем будет этот рассказ (ответы детей записать на доску) Сколько героев будет? Какие у них отношения? Мама - самый близкий человек.

     Какие чувства испытывает человек, когда остается без мамы,  родных? (записать на доске)

    - Так какие цели мы поставим на урок? Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (цели урока формулируют сами учащиеся).

    - Чтобы все выполнить, что мы должны сделать? Прочитать рассказ

    -  Давайте прочитаем рассказ В. Распутина и узнаем, что же произошло с героем его рассказа, когда он остался один, какие чувства он испытывал.

    Какие чувства испытал мальчишка, встретившись с одиночеством? Почему у мальчика нет имени?  (это будет у нас проблемный вопрос).

    Диалог с автором (текст у детей)

    5 Работа с текстом после чтения

    Работа в парах

    Работа в группах

    Какой цели мы достигли?

    Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Какое настроение после прочтения? Подтвердились ли наши предположения?

    - Что вас удивило?

    - Что показалось самым интересным? Поделитесь мыслями, впечатлениями. (Ответы учащихся).

     - Попробуйте определить тему произведения. О чём рассказ?  ( о мальчике, который остался один)

    Кто из вас оказывался в подобной ситуации? Что вы испытывали? Почему?

    Читая рассказ, начинаешь ощущать, что мама никогда не придёт, хотя умом понимаешь, что это неправда. Каким образом писатель нагнетает чувство тоски и одиночества? (Обратите внимание и на то, как стала выглядеть квартира во время маминого отсутствия, и на поведение и душевное состояние ребёнка.)

    -  Почему для человека так тяжела первая встреча с одиночеством? (весь мир для мальчика – это его мать)

    Вернемся к нашему вопросу

     А какие чувства испытал мальчишка, встретившись с одиночеством?

    Расставьте в том порядке, в котором мальчик испытал  их  

    Работа в  парах.

    РАДОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, БОЛЬ, УСПОКОЕНИЕ, ОТЧАЯНИЕ, ВИНА, БОЛЬ.

    Почему слово боль 2 раза?   (душевная и физическая, А какая сильнее?  Почему?

                 

    А вам мальчика жалко?  Как мы с вами можем его успокоить?

    Какие слова можно сказать?

    Какой совет можно дать маме?

    Давайте вместе с героями мультфильма споем припев песенки.

    Исполнение припева песни

    Отдохните, послушайте музыку, закройте глазки.

    Группа 1   Предположите, как дальше могли развиваться события. Продолжите рассказ.

    Группа 2  Изобразите, создайте, пожалуйста, модель одиночества ( пока дети изображают в тетради образ одиночества, звучит музыка "Одинокий пастух").

    Группа 3. Создайте памятку «Когда ты остался дома один»

    Группа 4. О чем меня заставил задуматься рассказ Распутина?  

    Заслушаем работу групп

    Для меня одиночество выглядит вот так (слайд № 3).

    III. Итог урока.

    Рефлексия

    Ребята, достигли ли мы тех целей, которые поставили на уроке?

    Зачем Распутин написал такое произведение? О чем он заставил нас задуматься?

    Продолжите предложения:

    1.На уроке я работал                              

    2.Своей работой на уроке я                    

    Человеку для счастья в жизни нужен кто-то ещё. При этом он обречён на одиночество – в какие-то моменты он неизбежно остаётся один, со своими проблемами.   Этого не нужно бояться, с этим нужно уметь жить. Но я желаю вам, чтобы рядом с вами был всегда близкий человек. Подарок

    IV. Домашнее задание

    В качестве домашнего задания

    •        Хотите узнать побольше об авторе  рассказа?

    1. Сообщение о Распутине

    2. Создание презентации "Изображение одиночества в картинах русских и зарубежных художников".

    В. Распутин

    Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползет.

    Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала, не останавливаясь, и получалось это у нее очень быстро.

    Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползет ли за ней еще одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

    - Мама, я проснулся!

    Никто ему не ответил.

    - Мама! - позвал он. - Я молодец, я проснулся.

    Тишина.

    Мальчишка подождал, но тишина не прошла.

    Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Он посмотрел по очереди на кресло, на стол, на книжные полки, но возле них никого не было. Они стояли просто так, занимая место.

    Мальчишка бросился на кухню, потом в ванную - там тоже никто не прятался.

    - Мама! - крикнул мальчишка.

    Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась. Мальчишка, не поверив ей, снова бросился в свою комнату, оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали.

    - Мама, - как можно спокойнее сказал мальчишка, - я проснулся, а тебя нету.

    Молчание.

    - Тебя нету, да? - спросил он.

    Плача, он пошел к двери и стал ее дергать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил ее ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал еще громче.

    Он стоял посреди комнаты, и крупные теплые слезы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол. Потом, не переставая плакать, он сел.

    Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.

    Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их все не было, и он никак не мог успокоиться.

    Это продолжалось долго, а сколько, он не знал.

    В конце концов он лег на пол и стал плакать лежа. Он так устал, что перестал чувствовать себя, и уже не понимал, что плачет. Этот плач был так же естествен, как дыхание, и уже не подчинялся ему. Наоборот, он был сильнее его.

    И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.

    Он быстро вскочил на ноги и стал осматриваться. Ощущение, заставившее его подняться, не проходило, и мальчишка побежал в другую комнату, потом в кухню и ванную. Там никто не появился.

    Всхлипывая, мальчишка вернулся и закрыл ладонями глаза. Потом он убрал ладони и еще раз осмотрелся. В комнате ничего не изменилось. Кресло пустовало, стол стоял один, на книжных полках, как всегда, были книги, но их разноцветные корешки смотрели грустно и слепо. Мальчишка задумался.

    - Я больше не буду плакать, - сказал он себе. - Придет мама, я буду молодец.

    Он пошел к кровати и одеялом вытер свое заплаканное лицо. Затем неторопливо, словно прогуливаясь, он обошел все, что было у них в квартире. И тут ему в голову пришла блестящая мысль.

    - Мама, - негромко сказал он, - я хочу на горшок.

    Он не хотел на горшок, но это было то, что заставило бы мать, будь она дома, тотчас броситься к нему.

    - Ма-ма, - повторил он.

    Ее не было дома, теперь он понял это окончательно.

    Надо было что-то делать. "Я сейчас поиграю, и мама придет", - решил он. Он пошел в угол, где были все его игрушки, и взял зайца. Заяц был его любимцем. У него отклеилась одна нога, отец несколько раз предлагал мальчишке приклеить эту ногу, но тот никак не соглашался. С двумя ногами зайца любить было бы не за что, так он и оставался с одной, а вторая валялась где-то здесь же и теперь существовала сама по себе.

              - Давай играть, зайка, - предложил мальчишка.

    Заяц молча согласился.

    - Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить.

    Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол.

    Заяц к уколам привык и никак на них не отзывался.

    Мальчишка задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошел от кровати и заглянул в большую комнату. Там ничего не изменилось, и тишина по-прежнему все так же медленно раскачивалась из угла в угол.

    Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати и посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке.

    - Нет, не так, - сказал мальчишка. - Теперь я буду зайкой, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить.

    Он посадил зайца на стул, а сам лег в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал.

    Заяц, сидя на стуле, удивленно смотрел на него своими большими голубыми глазами.

    - Я зайка, у меня ножка болит, - объяснил ему мальчишка.

    Заяц молчал.

    - Зайка, - спросил он потом, - куда ушла мама?

    Заяц не ответил.

    - Ты не спал, ты знаешь, говори, куда ушла мама? - потребовал мальчишка и взял зайца в руки.

    Заяц молчал.  Мальчишка забыл, что раньше он сам всегда отвечал за зайца, выступая сразу в двух ролях, и теперь всерьез требовал от него ответа. Он забыл, что заяц был только игрушкой среди игрушек - среди кубиков, которые становились друг на друга, только когда их ставили, среди машин, которые шли, только когда их вели, среди зверей, которые рычали и разговаривали, только когда за них кто-нибудь рычал и отвечал.

    Он обо всем забыл, этот мальчишка.

    - Говори, говори! - требовал он.

    Заяц продолжал молчать.

    Мальчишка швырнул его на пол, спрыгнул с кровати и, бросившись на зайца, стал его пинать.   Заяц катался по полу, подскакивал, крутился, и мальчишка тоже подскакивал и крутился вокруг него и все повторял: "Говори, говори, говори!" - но заяц не отвечал и не мог от него никуда убежать, потому что он был с одной ногой. И мальчишка вдруг понял это. Он остановился. Он стоял и смотрел, как заяц, уткнувшись лицом в пол, беззвучно плачет. И он услышал этот плач. Он наклонился над зайцем, развел руками и виновато сказал: - Мама куда-то ушла.

    И вдруг мальчишке показалось, что по лестнице кто-то поднимается.

    - Мама! - закричал он, бросаясь к двери, но запнулся о кресло и упал. Он поднялся, прислушиваясь, но за дверью никого не было. И тогда мальчишка снова заплакал. Он плакал от боли и одиночества. Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

    Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

    КРИВЦУНОВА Л.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Актуализация читательского восприятия на разных этапах постижения смысла произведения (рассказ В. Распутина «Мама куда-то ушла»).

    В методической разработке представлены этапы урока, виды деятельности учителя и ученика, а также описание умений как предметных, так и метапредметных на разных этапах урока....

    Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

    Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

    Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)

    Урок по ФГОС. Тема одиночества.Это рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством....

    Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

    Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....