Программы внеурочной деятельности
методическая разработка (5 класс) по теме

Шелег Ольга Валерьевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл videoproekt_6_klass.docx23.13 КБ
Microsoft Office document icon tayny_russkogo_yazyka_5_klass.doc85.5 КБ
Microsoft Office document icon tayny_russkogo_yazyka_6_klass.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Усть-Ишимский лицей «Альфа»

Программа утверждена:

 

«Видеопроект: мы и наша жизнь»

Направление программы: художественно-эстетическое

Количество часов: 16

Автор: Шелег Ольга Валерьевна

Программа реализуется:  с. Усть-Ишим, МКОУ «Усть-Ишимский лицей «Альфа», 2013-2014 уч. год

Год составления: 2013

Пояснительная записка

           Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников-подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

        Возникшая в 20 веке и построенная на принципах коммерциализации, тиражирования, стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдает за свои высшие образцы культурной деятельности человечества.

       Так или иначе,  на  первый план выходит воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, прекрасное или безобразное.

      Предлагаемая программа является значимой, поскольку не только приобщает ребенка к культуре, но и помогает развивать речь.

     Цель программы внеурочной деятельности: формировать у учащихся способность управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления видеопроекта, созданного на основе самостоятельно составленной, сочиненной истории.

    Задачи программы внеурочной деятельности:

  • Расширение общего и художественного кругозора учащихся подростковых классов, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;
  • Развитие речи учащихся в процессе  создания видеопроекта;
  • Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных возможностей.

В процессе реализации программы формируются следующие универсальные учебные действия:

А) личностные:

 - личностное самоопределение;

 - ориентация в социальных ролях;

 - самооценка;

 - межличностные отношения.

Б) регулятивные:

 - целеполагание;

 - планирование;

 - прогнозирование;

 - контроль;

 - коррекция;

 - оценка.

В) познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

 - знаково-символические действия;

 - смысловое чтение;

 - переработка и структурирование информации, извлечение информации из прочитанных текстов;

 - синтез как составление целого из частей;

 Г) коммуникативные:

 - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 - сотрудничество в поиске информации;

 - поиск альтернативных способов разрешения конфликта;

 - оценка действий партнера;

 - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Методы и формы работы. Программа предполагает различные формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные, творческие.

        Репетиционные занятия предполагают подготовку к записи, распределение ролей, пробы, подбор голосов действующих лиц, создание индивидуального проекта.

       Постановочные занятия – творческий процесс создания видеопроекта.

        Информационные занятия предполагают беседы и лекции. Обмен мнениями по какому-либо вопросу. Лекция – представление информации в виде монолога.

       Творческие занятия предполагают процесс создания декораций, героев, процесс управления движениями.

       К основным средствам обучения, необходимым для создания видеопроекта является компьютер, цифровой фотоаппарат или веб-камера, художественные произведения (в нашем случае это сказки), материалы для создания героев и декораций.

      Программа рассчитана на учащихся 6 класса. Учитель, реализующий данную программу, должен иметь навык работы с компьютером, фотоаппаратом; уметь анализировать исходный текст, выбирать в нем главное.

     Программа рассчитана на 16 часов (1 раз/нед. по 1 часу). Реализация предполагается  в сентябре-декабре.

Учебно-тематический план

№п/п

Название темы

Содержание деятельности ученика

Аудиторные часы

Внеаудиторные часы

1

Любительское видеотворчество

Прослушивание лекции о видеопроектах,  о средствах создания видеопроекта. Написание истории-основы для создания видеопроекта.

1

2

Любительский проект. Обсуждение.

Просмотр и обсуждение различных видеопроектов: любительских и профессиональных. Обсуждение историй-основ.

1

3

Озвучивание фильма

Учащиеся делятся на группы, распределяют роли, пытаются озвучить фильм, меняются ролями, тренируются в выразительном чтении текста.

2

4

Создание декораций

Учащиеся рисуют, лепят из пластилина, природных материалов, клеят, рисуют декорации к фильму.

2

5

Создание героев фильма

Учащиеся создают главных героев, в процессе создания общаются, обсуждают героев, что-то меняют.

2

6

Подбираем музыкальное сопровождение

Прослушивание музыки и подбор музыкального сопровождения.

2

7

Создание титров

Создают картины-заставки для титров

1

8

Делаем кадры.

При помощи фотоаппарата делают кадры

2

9

Монтаж.

При помощи компьютерной программы монтируют фильм.

2

10

Просмотр и обсуждение получившегося проекта

Просматривают готовый проект, ищут положительные и отрицательные моменты, пишут эссе

1

Всего 16 часов

Методическая часть

В процессе выполнения программы осуществляется текущий и итоговый контроль. Текущий контроль предполагает проверку изготовления героев, декораций, оценка качества записи звука, выразительности речи при чтении текста.

Итоговый контроль предполагает оценку видеопроекта в целом и участия в проекте каждого ребенка.

Каждый учащийся получает  индивидуальный лист оценки

Фамилия, имя, отчество

Звук

Активность в изготовлении декорации, героев, создании фото, монтаж

Критерии оценки:

Звук

5-громкое, четкое, выразительное прочтение текста.

4-нечеткое, но выразительное прочтение текста.

3-чтение громкое, четкое, но без выражения.

Активность:

5-ребенок активен;

4-ребенок принимает участие в проекте, но в целом пассивен.

Предполагаемые уровни реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере художественного творчества распределяется по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия: умение работать в коллективе в процессе создания видеопроекта.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Разработка художественного замысла под основные параметры заказа, художественное осмысление произведение. Главный результат – интерес зрителя.

Третий уровень результатов – подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнера, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Здесь осваивается умение представить собственные разработки зрителям, экспертам. Общественный показ видеопроекта, его защита.

Список рекомендованной литературы:

  1. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б.Е.Захава. – М.,2008
  2. Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром / И.П.Иванов-Вано. – М.,1980
  3. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра / Л.П. Новицкая. – М.,1969
  4. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С.Станиславский. – М., 2009
  5. Чехов М.А. Путь актера / М.А.Чехов.- М.,2000.



Предварительный просмотр:

МКОУ «Усть-Ишимский лицей «Альфа»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Тайны русского языка»

5 класс, ФГОС

 

Направление программы: познавательное

Количество часов: 16

Автор: Шелег Ольга Валерьевна

Программа реализуется:  с. Усть-Ишим, МКОУ «Усть-Ишимский лицей «Альфа», 2013-2014 уч. год

Год составления: 2013

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

определять способы образования разных частей речи;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают. Ученики работают с заданиями своих одноклассников, за это получают отметки.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание программы

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)  (5 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Тема 2.6 Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Учебно-тематический план

№п/п

Название темы

Содержание деятельности ученика

Аудиторные часы

Внеаудиторные часы

1

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий по фонетике, составление творческой работы, оформление альбома

1

2

Для чего используют звуковые повторы в речи.

Прослушивание лекции, анализ текста, составление творческой работы, оформление альбома

1

3

Какова роль интонации в устной речи

Анализ предложении, произнесенных с разной интонацией, прослушивание лекции, составление творческой работы, оформление альбома

2

4

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

Составление творческой работы, оформление альбома, его презентация, обмен альбомами, выполнение задании, их анализ.

1

5

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий, составление творческой работы, оформление альбома

1

6

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Лекция, выполнение заданий олимпиады, составление творческой работы, оформление альбома

1

7

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Беседа, работа со словарем, составление творческой работы, оформление альбома

1

8

Этимология слов. Работа со словарями

Лекция, работа со словарем, составление творческой работы, оформление альбома

1

9

Сказочные превращения. Презентация творческой работы.

Экскурсия, работа со словами, обозначающими предметы, которые нас окружают, изучение их происхождения. Работа над презентацией, составление творческой работы, оформление альбома

1

1

10

Зачем нужно знать алфавит

Работа с алфавитом, выполнение усложненных заданий, составление творческой работы, оформление альбома

1

11

В чём секрет правописания морфем

Лекция, составление творческой работы, оформление альбома

1

12

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Лекция, работа с текстовым материалом, составление творческой работы, оформление альбома

1

13

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Беседа, составление творческой работы, оформление альбома

1

14

Бенефис знаний.

Составление творческой работы, оформление альбома, обмен альбомами, решение творческих заданий

1

Всего 16 часов

Методическая часть

В процессе выполнения программы осуществляется текущий и итоговый контроль. Текущий контроль предполагает проверку оформления творческих работ. Итоговый контроль предполагает обмен альбомами, решение творческих заданий. Каждый учащийся получает  индивидуальный лист оценки

Фамилия, имя, отчество

Оформление альбома

Решение творческих задач

Критерии оценки:

Оформление альбома

5- эстетика, правильность, расположение тем, отсутствие ошибок, наличие ответов

4- эстетика, правильность,  нарушения в расположении тем, наличие ошибок, наличие ответов

3- эстетика, правильность,  нарушения в расположении тем, наличие ошибок, отсутствие ответов

Решение творческих заданий

5 – ребенок  выполнил задания без ошибок или с одной ошибкой;

4 – ребенок  выполнил задания с 2-5 ошибками;

3 – ребенок выполнил задание с 6-10 ошибками.

Предполагаемые уровни реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере художественного творчества распределяется по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний о языке, о наличии в нем необычных и не изученных до конца явлений.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям языка, разработка альбомов с творческими работами.

Третий уровень результатов Здесь осваивается умение представить собственные разработки одноклассникам, экспертам.

Список литературы для педагога

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г

Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г

Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007

Список литературы для учащихся

Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.



Предварительный просмотр:

МКОУ «Усть-Ишимский лицей «Альфа»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Тайны русского языка»

6 класс, ФГОС

 

Направление программы: познавательное

Количество часов: 16

Автор: Шелег Ольга Валерьевна

Программа реализуется:  с. Усть-Ишим, МКОУ «Усть-Ишимский лицей «Альфа», 2013-2014 уч. год

Год составления: 2013

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают. Ученики работают с заданиями своих одноклассников, за это получают отметки.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание программы

Раздел 1

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

Тема 1.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 1.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 1.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 1.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел 2

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (7ч)

Тема 2.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема 2.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема 2.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема 2.4. Какими бывают предложения.

Тема 2.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 3

Речевой этикет.(3 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 4

Обобщающее занятие. (1ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.


Учебно-тематический план

№п/п

Название темы

Содержание деятельности ученика

Аудиторные часы

Внеаудиторные часы

1

На какие группы делится словарный состав русского языка

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий, составление творческой работы, оформление альбома

1

2

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Прослушивание лекции, работа с текстом,  выполнение олимпиадных заданий, составление творческой работы, оформление альбома

1

3

О чём рассказывают фразеологизмы

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий, работа с фразеологическим словарем,  составление творческой работы, оформление альбома

1

4

Фразеология в художественных произведениях.

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий, поиск фразеологизмов в художественных текстах,  составление творческой работы, оформление альбома

1

5

Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий, составление творческой работы, оформление альбома

2

6

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий, составление творческой работы, оформление альбома

1

7

В чём секрет глагола и его форм.

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий, составление творческой работы, оформление альбома

1

8

Как отличать грамматические омонимы.

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий, составление творческой работы, оформление альбома

1

9

Какими бывают предложения.

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий, составление творческой работы, оформление альбома

2

10

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий, составление творческой работы, оформление альбома

1

11

Правила речевого этикета.

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий, составление творческой работы, оформление альбома

1

12

Формулы речевого этикета.

Прослушивание лекции, выполнение олимпиадных заданий, составление творческой работы, оформление альбома

2

13

Аукцион знаний.

Беседа. Составление творческой работы, оформление альбома, обмен работами, выполнение творческих работ.

1

Всего 16 часов

Методическая часть

В процессе выполнения программы осуществляется текущий и итоговый контроль. Текущий контроль предполагает проверку оформления творческих работ. Итоговый контроль предполагает обмен альбомами, решение творческих заданий. Каждый учащийся получает  индивидуальный лист оценки

Фамилия, имя, отчество

Оформление альбома

Решение творческих задач

Критерии оценки:

Оформление альбома

5- эстетика, правильность, расположение тем, отсутствие ошибок, наличие ответов

4- эстетика, правильность,  нарушения в расположении тем, наличие ошибок, наличие ответов

3- эстетика, правильность,  нарушения в расположении тем, наличие ошибок, отсутствие ответов

Решение творческих заданий

5 – ребенок  выполнил задания без ошибок или с одной ошибкой;

4 – ребенок  выполнил задания с 2-5 ошибками;

3 – ребенок выполнил задание с 6-10 ошибками.

Предполагаемые уровни реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере художественного творчества распределяется по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний о языке, о наличии в нем необычных и не изученных до конца явлений.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям языка, разработка альбомов с творческими работами.

Третий уровень результатов Здесь осваивается умение представить собственные разработки одноклассникам, экспертам.

Список литературы для педагога

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г

Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г

Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007

Список литературы для учащихся

Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...