Урок-мастерская "Чарует осени круженье..."
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Цель урока: создание коллективной творческой работы

В ходе мастерской обучающиеся создают коллективную  творческцую работу, приобретая опыт сотрудничества, умение работать в группах, воспитывая в себе бережное отношение к родной природе, художественный вкус, эстетические чувства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-masterskaya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Горовая Татьяна Петровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»                                                                  г. Новокузнецк

Урок-мастерская                                                                                                      «Чарует осени круженье...»

( 6 класс)

Цель: Создание коллективной творческой работы «Чарует осени круженье...»

Задачи: 

  • Показать красоту, неповторимость, очарование осени, опираясь на произведения  художников, поэтов, композиторов и личные наблюдения.
  • Формировать коммуникативные навыки: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в группах.
  • Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, воображение, фантазию.
  • Воспитывать  любовь и бережное отношение к родной природе, художественный вкус, эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу. 

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: творческая мастерская

                                                                                              Чарует осени круженье,
                                                                                               Чреда ликует ярких дней,
                                                                                                    Душа трепещет от волненья
                                                                                                    В свечах рябиновых огней.

                                                                                                                      В.Странник.

Ход урока:

Приветствие учителя:

Добрый день, ребята!  Я очень рада видеть вас снова! Надеюсь, у вас сегодня  хорошее настроение, и мы плодотворно поработаем с вами.

1.Индуктор. 

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Охота».

Учитель читает стихотворение Н.Разгон «Золотая осень»

Слайды 1- 7

Закружила осень листопадами,
Заблистала хрупкой красотой...
Всё сильней туманы льнут прохладою
К ниве, утомлённой и пустой...
И всё чаще небо журавлиное
Плачет об ушедших летних днях...
И застыла роща тополиная,
Неизбежность, как сестру, обняв...
Круговерть времён не остановится.
Пусть прогонит грусть твоя душа.
Золотая осень, ты волшебница,
Собрала свой дивный урожай!
Собрала плоды земли натруженной,
Заплатив алмазами росы,
И соединила руки суженых.
Осень - время свадеб на Руси...
Так давай скорей возьмёмся за руки,
В золотую осень побежим!
Ждут в саду антоновские яблоки
И озябший клевер у межи.
Побежим в багряный лес за городом,

Где грибами пахнет и дождём!
И, последний лист на ветке трогая,
Мудрость и смиренье обретём...

2. Вступительное слово учителя:

  • Кто является автором замечательного музыкального произведения, которое вы только что прослушали? (П.И. Чайковский)
  • Как оно называется? («Времена года»)
  • Какому времени года посвящено это произведение?  (осени)

Слайд 8. Вот об этом удивительном времени года мы и будем говорить сегодня на уроке. Осень...Я произношу это слово и вижу... дорожки, усыпанные золотыми листьями, слышу крик улетающих на юг журавлей...А что видите и слышите вы? Какие ассоциации и образы связаны у вас со словом «осень»? (Дети составляют ассоциативный ряд)

Звучит музыка И.Крутого «Осенняя соната»

Листопад

Очарование

Волшебница

Музыка

Сентябрь

Октябрь

Праздник

Красота

Золото листвы

Печаль

Клин журавлей

Рябина

Дождь

Грибы

Расписной терем

Паутина

Позолота

Грусть

Парк

Осенние краски

Художница

Чарующие запахи

Стихи

Радость

Сказка

Багряне

Задание: нарисуйте словесный портрет осени.

Слайд 9. Звучит музыка Е.Доги из кинофильма «Долгая дорога в дюнах»

Наступила долгожданная осень-волшебница. Клены и березы она раскрасила в желто-лимонные краски, осины и рябины – в пурпурные. И начался в лесу праздник. Золото листвы, кружась в медленном вальсе,  падает с нарядных деревьев на влажную землю и укрывает ее разноцветным ковром.  Листья шуршат под ногами, скребутся, лопочут...Высоко в небе звонко курлычут журавли. Они собираются в стаи и улетают на юг. Чарующие запахи прелой листвы  кружат голову.

Учитель:

Какой замечательный, яркий, необычный портрет осени создали вы. Действительно, осень –удивительное время года. Самое яркое, самое величественное, самое сказочное... Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок. Кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилие и яркостью рассыпанных по нему звезд.

Слайд 10.

Осень...Этим временем года восхищались многие поэты,  художники, композиторы, и каждый по-своему отразил её в своих произведениях, сделав ей удивительный подарок. Композиторы изображали осень в своих музыкальных произведениях, восхищаясь ее неповторимостью и красотой. П.И. Чайковский, например, отправляясь на прогулку, отыскивал где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждался осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего пейзажа.

Сейчас я  предлагаю вам объединиться в группы по своему желанию и выполнить небольшое творческое задание под звуки чарующей музыки...

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь»

3. Работа в малых группах.

Задания:

1 группа: Выразительное чтение стихотворений об осени

2 группа: Какой представлена осень на картинах русских художников?

3 группа: Какие вы знаете загадки об осени?

4 группа: Какие вы знаете приметы осени?

4. Творческий отчет групп.  

Слово 1 группе:

Слайд 11.

1. Поэты запечатлели осень в своих неповторимых лирических произведениях, наслаждаясь ее гармонией и очарованием. Певцом русской природы называют Ф.И.Тютчева, который создал замечательную «теплую и чистую лазурь короткой, но дивной осенней поры» в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»

2.
Чтец:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
 

Слайд 12.

3. О лазури голубой упоминает в своем стихотворении "Листопад" другой русский поэт - Иван Алексеевич Бунин:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, ёлочки темнеют

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной...

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Слайды 13-14.

4. А вот  поэты К. Д. Бальмонт и С.А.Есенин нарисовали грустный образ поздней осени:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется,

И заплачет спросонья.

5. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

Учитель: Что объединяет все стихотворения, прочитанные вами? (любовь к природе родной земли)

Слово 2 группе:

На фоне музыки Е.Доги из кинофильма «Цыган»

1. Многие художники с огромной теплотой и любовью писали нашу скромную русскую природу,  исполненную яркой прелести. Они  создали яркий  образ осени в своих пейзажных шедеврах, преклоняясь перед ее величием и таинственностью.

Слайд 15-16.

Мастером пейзажа называют И. И. Левитана, который очень тонко умел передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. Художник изобразил на своих картинах прекрасное мгновенье сказочной осенней красоты, праздник ярких красок, нежное прощание с летом. Его пейзажи не навевают грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое время года имеет свою неповторимую прелесть.

Слайды 17-19.

Картины В.Д.  Поленова - символ русской природы. Художник сумел передать красоту осени как никто другой в русском искусстве.

Слайды 20-21.

На картинах И.С.Остроухова  золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Оно лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев.

Слайды 22-25.

Чувством бодрости и жизнерадостности, восхищения и восторга, грусти и печали проникнуты осенние пейзажи И.И.Шишкина и И.Э.Грабаря

Слайды 26-29. А.И.Куинджи и В.Серов создали свои неповторимые, яркие, запоминающиеся  шедевры, которые никого не оставляют равнодушными. В них чувствуется удивительное поэтическое отношение художников к русской природе.

Слайды 30-31.

Картины мастера русского пейзажа А.А. Рылова написаны яркими красками, они отличаются особым лиризмом, вызывают радость и восхищение русской природы, завораживают и очаровывают своей простотой и в то же время величием.

Слайды 32-33.

М. С. Агеев - замечательный живописец. Его искусство глубоко и проникновенно, оно очаровывает своей теплотой и искренностью. Сердечная тайна родных мест, аромат родниковой воды, высь бездонного неба, волшебный осенний лес – всё радует нас на картинах художника.

Слайды 34-38.

Яркая, теплая, красочная осень изображена на картинах  белорусского художника Леонида Афремова. С помощью специального ножа-лопаточки  художник наносит на холст мазки, которые впоследствии складываются в потрясающие пейзажи.

3 группа:

Слайд 39.

А сколько загадок, примет и  поверий создал русский народ об осени!

(разгадывание загадок)

1.Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...           (Осень)

2. Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.         (Осенний лист)

3. Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?       (Дождь)

4.Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.       (Ветер)

5. Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ... (Иней)

6. Молоко  над  речкой  плыло,

Ничего  не  видно  было.

Растворилось  молоко,

Стало  видно  далеко.   (Туман)

4 группа:

Слайд 40.

Говоря об осени, нельзя забывать и о народных приметах. Как их много! Про зверей, про птиц, про паутинку....А особенно -  про сентябрь...Отчего именно сентябрь оказался таким приметным? Может быть, потому что это самый роскошный месяц осени? Наверное, да. 

  • Увидел  утром  на  траве  изморозь,  знай – началась  осень.  
  • В  сентябре  серенькое  утро – красный  денёк.
  • Гром  в  сентябре  предвещают  тёплую  осень.
  • Листья  у  берёзы  начинают  желтеть  с  верхушки – будет  ранняя  весна.
  • Если  листопад  пройдёт  скоро – надо  ждать  крутой  зимы.
  • Орехов  много,  а  грибов  нет – зима  будет  снежная  и  суровая.
  • Журавли  на  юг  потянулись  рано – и  зима  наступит  рано.
  • Осенний  иней – к  сухой  и  солнечной  погоде.
  • От  первого  снега  до  санного  пути – шесть  недель.
  • Если  осенью  снегу  нанесёт  рано – весна  будет  ранняя.
  • Поздний  грибок – поздний  снежок.
  • Снег  выпадет,  когда  грач  улетит.
  • Вечерняя  заря  красная – к  ветру.
  • Иней  на  деревьях – к  морозу,  туман – к  оттепели.

Слайды 41-45

Слово учителя:

 

Как только не называют красавицу Осень! Листопадница, Чаровница, Художница, Волшебница...

Осень только взялась за работу,

Только вынула кисть и резец,

Положила кой-где позолоту,

Кое-где уронила багрец

И замешкалась, будто решая,

Приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

И в смущенье отступит на шаг…

То зайдется от злости и в клочья

Все порвет беспощадной рукой…

И внезапно мучительной ночью

Обретет величавый покой.

И тогда уж, сорвав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисует такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести!

Вот такой неповторимый, яркий подарок сделала нам осень на прощание. А еще она подарила нам яркие краски «бабьего лета», теплые солнечные деньки,  музыку дождя, первые морозы, первые осенние букеты...

Вопрос:

А что же на прощание подарим осени мы с вами?

Ребята, как вы думаете, какой подарок самый лучший? ( сделанный своими руками)

Молодцы! Верно! А если в этот подарок вложить немного фантазии, полет мысли, творчество, то это будет самый дорогой и самый памятный подарок.  Я предлагаю вам объединиться в две группы и под прекрасную осеннюю музыку  сделать свой коллективный подарок ее величеству Осени.

5. Работа в больших группах: 

Е. Дога. «Вальс облаков». http://mp3ostrov.com/?string

Е. Дога.  Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». http://mp3ostrov.com/?string

Задания:

1 группа: нарисовать осенний пейзаж ( или сделать аппликацию из осенних листьев)

2 группа: сочинить стихотворение об осени

(обучающиеся под музыку делают подарки)

6. Совместный творческий отчет ( выставка рисунков, аппликаций, чтение стихотворения под музыку)

Слайды 46-48

Чтец читает стихотворение, написанное обучающимися:

Озолотила осень лес,
Плеснула в небо серой краски.
Теперь не лес, а край чудес,
Как будто взят сюда из сказки...
Деревья все стоят в багрянце,  
Умылись утренней росою.
И будто отзвуки романса
Над рощей льются золотою.
И скажем ей мы на прощанье

Слова признанья в любви:

 «Продлись, продлись,  очарованье!

Ах, осень, как прекрасна ты!»

7. Слово учителя:

Какие замечательные подарки у вас получились! Вы, как и сама осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили немало усилий, чтобы получились такие удивительные работы. Вы настоящие художники и поэты Осени! Я думаю, что осень на прощание вам скажет «спасибо». А я говорю сегодня спасибо вам за урок.

Рефлексия:

Продолжить предложение:

  • Сегодня на уроке я увидел....
  • Сегодня на уроке я услышал...
  • Сегодня на уроке я почувствовал ....
  • Сегодня на уроке я понял, что…

Ответить на вопросы:

  • Что было важно в сегодняшней встрече?
  • Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились?
  • Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно?
  • О чем пришлось задуматься?
  • Какие вопросы и пожелания себе, другим участникам, учителю появились у вас?
  • С каким настроением вы уйдете сегодня с урока? Покажите это на нашем осеннем дереве.

(обучающиеся прикрепляют на осеннее дерево, нарисованное на доске, осенние листочки по цвету своего настроения в конце урока)

Заключительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы услышали замечательные стихи и чарующую музыку об осени, увидели пейзажные зарисовки, познакомились поближе с великими полотнами о природе родной земли. Чтобы эту красоту сохранить, надо любить её и беречь. Я хочу, чтобы вы запомнили навсегда основную мысль нашего сегодняшнего урока:

                       

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил…

И этот другой мир – наша величественная и прекрасная природа. Создавая свой уютный, удобный мир, мы должны сохранить его прелесть.

Слайд 49

И закончить урок мне хочется вновь словами Натальи Равзгон, которые прозвучали в самом начале:

Так давай скорей возьмёмся за руки,
В золотую осень побежим!
Ждут в саду антоновские яблоки
И озябший клевер у межи.
Побежим в багряный лес за городом,

Где грибами пахнет и дождём!
И, последний лист на ветке трогая,
Мудрость и смиренье обретём...

Спасибо за урок!

Интернет-источники:

  1. В. Странник. Вальс осени   http://www.clubochek.ru/vers.php?id=3118
  2. Н. Разгон   http://www.clubochek.ru/vers.php?id=14734
  3. П.И.Чайковский. Времена года. Октябрь Осенняя песня http://mp3ostrov.com/?string 
  4. П.И.Чайковский  Времена года. Ноябрь. На тройке http://mp3ostrov.com/?string
  5. Е. Дога.  Музыка из кинофильма «Долгая дорога в дюнах» http://mp3ostrov.com/?string
  6. Е. Дога. Музыка из кинофильма «Цыган». http://mp3ostrov.com/?string
  7. Е. Дога. «Вальс облаков». http://mp3ostrov.com/?string
  8. Е. Дога.  Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». http://mp3ostrov.com/?string
  9. И.Крутой «Осенняя соната» http://www.zaycev.net/pages/2369/236920.shtml?miniplayer=true


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская "Чарует осени круженье..."

Цель урока: создание коллективной творческой работыВ ходе мастерской обучающиеся создают коллективную  творческцую работу, приобретая опыт сотрудничества, умение работать в группах, воспитывая в ...

Сценарий конкурса чтецов «Чарует осени круженье...»

Конкурс чтецов для учащихся 1-9 классов, посвященный осени....

Лексический материал по теме "Осень. Прогулка в осеннем парке", игры и задания. Обращаем внимание ребёнка на признаки осени, проговариваем, показываем, побуждаем к диалогу.

Методические рекомендации содержат игры и упражнения, которые направлены:- на формирование и расширение словаря;- формирование фраз разной структуры;- формирование навыков связной речи;- обогащение пр...

Авторский инструментальный сборник "Кружение звёзд"

Инструментальная музыкассылка на инструментальный сборник "Кружение звёзд":https://drive.google.com/drive/folders/1jkO0oBQ-Pv03iqGaeGKWLMXzt9-yqdUy?usp=sharing...

Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы ДОУ.Цель: Создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей.Задачи:1. Закреплять знания и представления детей о...

ПРОГРАММА организации отдыха детей во время осенних каникул в осеннем школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием "Оранжевая осень".

Люди-человеки, страны и народыМы теперь навечно должники природы.Н. ЗаболоцкийВсе мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пол...