Игра по "Повестям Белкина" А.С.Пушкина
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Дерендяева Ирина Николаевна

В заключении чтения "Повестей Белкина" А.С.Пушкина можно провести игру по произведению. Предложенный формат можно трансформитровать по желанию учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povesti_belkina_igra.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра

                            «Умники и умницы»

по повестям Белкина.

А. С. Пушкин.

Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно.

                                                                                                                          А.С.Пушкин.

На доске портрет А.С.Пушкина. Оформлена выставка книг, рисунков учащихся по произведениям А.С.Пушкина.

Биографические сведения об И.П.Белкине.

          Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино. Покойный отец его, секунд-майор П.И Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных. Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяйства весьма смышленый. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка. В 1815 году вступил он на службу, в пехотный егерьский полк, в коем и находился до самого 1823 года. Смерть родителей принудила его вернуться в свою вотчину. Вступив в управление имением, ослабил порядок, заведенный родителями.

          Иван Петрович вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств.

          Кроме повестей, И.П.Белкин оставил множество рукописей.  

Повести были первым его опытом. Они, как сказывал Иван Петрович, большею частью справедливы и слышаны им от разных особ.

         Осенью 1828 года Иван Петрович занемог простудною лихорадкою, обратившуюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря, человека весьма искусного, особенно в лечении закоренелых болезней, как-то мозолей, и тому подобного. Он скончался на 30-ом году от рождения.

         Иван Петрович был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой, лицом был бел и худощав.  

        «Повести Белкина» стали образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов.

- Кто же настоящий автор повестей?

Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из своих писем: «Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется, и которые напечатаем также анонимно. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает.»

         Пушкину пришлось прожить в Болдине в 1830 году три месяца. В эти дни он написал много произведений: около 30 лирических стихотворений: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Повести Белкина»,- куда вошли повести «Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Выстрел».

          В мире нет другого примера, когда писатель за такое короткое время создал бы столько замечательных произведений.

1 ТУР. «ДЕТАЛИ».

(По детали угадай название повести.)

1. Белила, сурьма –(Барышня-крестьянка)

2. Пятак серебром –(Станционный смотритель)

3. Скелет –(Гробовщик)

4. Черешневые косточки (Выстрел)

5. Дупло –(Барышня-крестьянка)

6.  Подорожная бумага-(Станционный смотритель)

7. Новокупленный дом – (Гробовщик)

8. Церковь –(Метель)

9. 1812 год –(Метель)

10. пунш и карты –(Выстрел)

11. Сугроб –(Метель)

12. «И в воздух чепчики бросали» -(Метель)

13. Мантии и шляпы –(Гробовщик)

14. Серебряная свадьба –(Гробовщик)

15. Маленькая кокетка –(Станционный смотритель)

16. Никитские ворота –(Гробовщик)

17. Черкесская шапка – (Станционный смотритель)

18. Квартирка сапожника – (Гробовщик)

19. Заблудшая овечка моя –(Станционный смотритель)

20. Черное кольцо с изображением мертвой головы –(Барышня-крестьянка)

21. Лапти –(Барышня-крестьянка)

22. Секундант – (Выстрел)

23. Бедная мазанка –(выстрел)

24. Горшки с бальзаминами (Станционный смотритель)

24. Французские романы –(Метель)

25. Наши любовники –(Метель)

         

2 ТУР. «КАЛЕЙДОСКОП»

(Что? Где? Когда?)

1. Сколько было лет Сильвио? (Около 35)

2. В чем постоянно упражнялся Сильвио?  (В стрельбе из пистолета)

3. Как звали собаку Алексея? (Сбогар)

4. Куда ходила барыня, когда приезжала на бывшую станцию? (На кладбище)

5. В каком виде явился обидчик Сильвио? (Шел пешком, с мундиром на сабле, держал фуражку, наполненную черешнями).

6. Как звал Лизу Григорий Иванович? (Бетси)

7. В каком виде предстала Лиза перед гостями?

(Набеленная, насурьмленная, локоны взбиты, талия перетянута, в ушах, на пальцах бриллианты).

8. Рассказать от имени Алексея или Лизы финал повести «Барышня-крестьянка».

9. Какое известие привез ямщик о Дуне смотрителю? (Дуня с той станции отправилась далее с гусаром).

10. Кто пришел в гости к гробовщику? (Мертвецы, похороненные гробовщиком).

11. Какие предметы были прострелены во время первой и второй дуэлей в повести «Выстрел»? (Шапка красная с золотой кистью и картина.)

3 ТУР. «СПЛЕТНИ».

(Кто, что кому сказал и из какого произведения?)

1. Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив. (Сильвио «Выстрел»)

2. Ну вот те святая пятница, приду. (Лиза «Барышня-крестьянка»)

3. А старики пускай себе дерутся, коли им это весело (Настя, служанка Лизы «Барышня-крестьянка»)

4. Дала мне пятак серебром- такая добрая барыня. (Мальчик «Станционный смотритель»)

5. Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою! (Марья Гавриловна «Метель»)

6. Кузька, пистолет! (Сильвио «Выстрел»)
7. Что вы говорите!  Как это странно! Продолжайте,  я расскажу вам после, но продолжайте, сделайте милость. (Марья Гавриловна «Метель»)

8. Нельзя ли довести меня до его могилы? (Иван Петрович Белкин «Станционный смотритель»)

9. Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга угощают. (Лиза «Барышня-крестьянка»)

10. Ага! Да у вас, кажется, дело совсем уже слажено! (Муромский «Барышня-крестьянка»)

11. Ну мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василию-кузнецу. (Алексей «Барышня-крестьянка»)

12. Ну, коли так, давай скорее чаю да зови дочерей. (Гробовщик «Гробовщик»)

13. Встань,Маша, стыдно! (Граф, обидчик Сильвио «Выстрел»)

14. Что твоя голова, Маша? (Гаврила Гаврилович «Метель»)

15. Ах, Дуня, Дуня! Что за девка- то была. (Самсон Вырин «Станционный смотритель»)

Финал.

Зеленая дорожка.

(Возможны 2 ошибки)

1. Какая мысль мелькнула в голове у Сильвио, когда он увидел, что его соперник ест черешни и удивительно спокоен? (Что пользы, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит.)

2. Расскажи от имени любого героя сцену в церкви.

3. Как рассчитался гусар с лекарем? (25 рублей и накормил его обедом, выпили бутылку вина).

4. Назови адрес, который был известен всем. По этому адресу, якобы, жила возлюбленная Алексея. (Акулине Петровне Курочкиной, в Москве, напротив Алексеевского монастыря, в доме медника Савельева, а вас покорнейше прошу доставить письмо сие А.Н.Р.)

5. В какой самый мелкий предмет мог попасть Сильвио из пистолета? (В муху)

Желтая дорожка.

(Возможна 1 ошибка)

1. Какие картинки украшали смиренную обитель Самсона Вырина? (Библейская история блудного сына).

2. Назовите эпиграф, которым начинается повесть «Барышня-крестьянка».

(«Во всех ты, душенька, нарядах хороша.)

3. Кто такая мисс Жаксон, расскажите о ней. (Сорокалетняя чопорная девица, которая белила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России.)

Красная дорожка.

(Ошибаться нельзя.)

1. Почему у Муромского в деревне не родился хлеб?

(Он приказал обрабатывать его по английской методе, но на чужой манер русский хлеб не родится.)

2. Какая надпись  была над домом гробовщика? (Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются на прокат и починяются старые.)

3. Представь себе, что ты Сильвио. Я бросаю в тебя медный шандал. Что ты сделал? (Ответ Сильвио: « Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите бога, что это случилось у меня в доме.)

Материалы подготовила учитель русского языка и литературы  Дерендяева И.Н.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...

Контролная работа поповести А.Куприна "Гранатовый браслет"

Контрольная работа поповести А.Куприна " Гранатовый браслет". Работа требует не развернутые ответы на поставленные вопросы...

«Игра, игра, Игра»

Цель мероприятияПоказать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на занятиях.Задачи:Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавател...