«Сложность и многогранность характеров главных героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Батеенкова Светлана Александровна

Урок литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Сложность и многогранность характеров  главных героев повести  Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:

Образовательная:

формировать исследовательские, логические, аналитически способности. Актуализировать знания о композиции произведения, о понятиях  героизм и предательство, совершенствовать навыки работы по плану, умения сравнивать, обобщать.

Развивающая:

уметь отбирать материал в тексте в соответствии с поставленной задачей, уметь показать отношение автора, его позицию, формировать навыки доказательного отстаивания своей позиции

Воспитывающая:

воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма, помочь осознать цность совместной деятельности.

Задачи:

придать уроку проблемно-творческий характер, развивать  творческую активность через разные формы, приемы, методы.

Форма:

урок-исследование.

Оборудование:

Текст повести, фильм «Тарас Бульба», ресурсы Интернета, портрет писателя.

                                                      Ход урока:

                                                                                              Поэма великих страстей.

В.Г.Белинский.

                                                                                               Посеешь поступок-пожнешь привычку.

                                                                                               Посеешь привычку-пожнешь характер.

                                                                                               Посеешь характер-пожнешь судьбу.

Чтение стихотворения К. Симонова о Тарасе Бульбе.

-Поэт написал стихотворение в 1942 году, какое историческое событие связано с этим временем?

Какая историческая эпоха изображена в повести?

-Как построено любое эпическое произведение? Расскажите о построении этого произведения:

                                                    Завязка –Знакомство с героями.

                                                    Развитие

                                                    сюжета-  Запорожская сечь.

                                                    Кульминация-Тарас              Казнь           Сожжение

                                                                               убивает         Остапа          Тараса

Андрия

                                                     Развязка –казаки, спасенные Тарасом, уплывают.

-Сейчас мы с вами зайдем в дом главных героев, что нас будет интересовать, зачем мы к ним придем? (Формулирование темы урока).

-Повесть героическая , а начинается с эпизода в доме, почему автор посчитал важным так сделать?

Чтение эпизода «Светлица была убрана…»

Цель урока-понять почему одна и та же среда порождает и героев и трусов.

Просмотр эпизода фильма-задание: составить простой повествовательный план эпизода.

                                                                План:

1 Веселая потасовка.

2 Решение ехать в Сечь.

3 Объяснение характера Тараса.

А над характерами сыновей Гоголь заставляет задуматься, зовет к сотворчеству, к размышлению.

                                                              Расскажи о герое по плану:

1 Отношение героя к дому.

2 Решение ехать в Сечь.

3 Речь, поступки.

4.Отношение автора.

( в группе по 4 человека, каждый готовит свой вопрос для одного выступающего)

Расскажи о себе от первого лица, представь, что ты герой произведения:

-Я Тарас

-Я Остап

-Я Андрий

-Я жена Тараса Бульбы

-Я ДмитроТовкач.

-Что общего у сыновей Тараса Бульбы? Запишите в тетради.

Семья, воспитание, увлечение жизнью Запорожской Сечи, обычаями казаков, возраст, некоторые черты характера, храбрость, ловкость.

                                                       А автор пишет о них:

«как подлая собака»                                                                  « как лев»

                                                                   Почему?

                        -Чтобы это выяснить, отправимся в детство героев.

                                                     (Чтение главы 2 , начало ).

1 вариант                                                                                          2 вариант

Андрий                                                                                                  Остап

1 Как относился к товарищам?

2 Как  принимал наказание?

3 Принимал ли участие в набегах на чужие сады и огороды?

4 Приходил ли на помощь товарищам?

                                          О чем заставляет задуматься это сравнение?

Вывод: характер закладывается в детстве, истоки героизма и  предательства находятся в детстве.

                                                              Взрослая жизнь

                                                        (Заполнение таблицы)

                                                  1 Отношение  к воинской службе

Остап                                                                                                   Андрий

(хороший воин,(  хороший воин,

может думать о других, поэтому его                                                               «наслаждается музыкой боя»

выбирают  атаманом)                                                                                               ,никого не видит вокруг)

                                                     2 Любовь

Святая любовь к Родине                                                                                           Любовь-предательство.

                                                                                                                             «Все продам, отдам,погублю…»

                                                     3 Внешний вид

Как казак                                                                                                       Как поляк. «Отворились ворота…»

                                                     4 Против кого воюет

Турки, татары, поляки, литовцы                                                             Против своих собратьев.

                                                     5 Цель жизни  

Защита Отечества                                                                                          Жизнь для себя.

                                                      6 Смерть

Героическая                                                                                                       Убит отцом.

                                                      7 Отношение отца

Морально поддерживает                                                                              Не хочет хоронить.

Вывод: герои получились разные, герои получились сложные .

                                                           -От чего это зависит?  

                             От самих героев, каким быть выбирает сам человек.

                               Каждый выбирает по себе женщину, религию, свободу.

                              Дьяволу служить или  Пророку каждый выбирает для себя.

Домашнее задание: составить план для пересказа по теме «Жизнь Тараса Бульбы»

Выставление оценок, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н. В Гоголь " Тарас Бульба". Эпоха и герои.

Урок литературы в 7 классе...

Проект по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Основополагающие вопросы и план проекта по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)...

Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...

Вступительный урок "Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»"

Исторический комментарий к повести представлен в виде схемы, что позволит учителю  подать материал в удобной форме, а  ученикам создать лаконичный и понятный коспект....

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

«Подвиг Тараса Бульбы» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Подвиг Тараса Бульбы» (6 класс)...