«Сложность и многогранность характеров главных героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Сложность и многогранность характеров главных героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Цели:
Образовательная:
формировать исследовательские, логические, аналитически способности. Актуализировать знания о композиции произведения, о понятиях героизм и предательство, совершенствовать навыки работы по плану, умения сравнивать, обобщать.
Развивающая:
уметь отбирать материал в тексте в соответствии с поставленной задачей, уметь показать отношение автора, его позицию, формировать навыки доказательного отстаивания своей позиции
Воспитывающая:
воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма, помочь осознать цность совместной деятельности.
Задачи:
придать уроку проблемно-творческий характер, развивать творческую активность через разные формы, приемы, методы.
Форма:
урок-исследование.
Оборудование:
Текст повести, фильм «Тарас Бульба», ресурсы Интернета, портрет писателя.
Ход урока:
Поэма великих страстей.
В.Г.Белинский.
Посеешь поступок-пожнешь привычку.
Посеешь привычку-пожнешь характер.
Посеешь характер-пожнешь судьбу.
Чтение стихотворения К. Симонова о Тарасе Бульбе.
-Поэт написал стихотворение в 1942 году, какое историческое событие связано с этим временем?
Какая историческая эпоха изображена в повести?
-Как построено любое эпическое произведение? Расскажите о построении этого произведения:
Завязка –Знакомство с героями.
Развитие
сюжета- Запорожская сечь.
Кульминация-Тарас Казнь Сожжение
убивает Остапа Тараса
Андрия
Развязка –казаки, спасенные Тарасом, уплывают.
-Сейчас мы с вами зайдем в дом главных героев, что нас будет интересовать, зачем мы к ним придем? (Формулирование темы урока).
-Повесть героическая , а начинается с эпизода в доме, почему автор посчитал важным так сделать?
Чтение эпизода «Светлица была убрана…»
Цель урока-понять почему одна и та же среда порождает и героев и трусов.
Просмотр эпизода фильма-задание: составить простой повествовательный план эпизода.
План:
1 Веселая потасовка.
2 Решение ехать в Сечь.
3 Объяснение характера Тараса.
А над характерами сыновей Гоголь заставляет задуматься, зовет к сотворчеству, к размышлению.
Расскажи о герое по плану:
1 Отношение героя к дому.
2 Решение ехать в Сечь.
3 Речь, поступки.
4.Отношение автора.
( в группе по 4 человека, каждый готовит свой вопрос для одного выступающего)
Расскажи о себе от первого лица, представь, что ты герой произведения:
-Я Тарас
-Я Остап
-Я Андрий
-Я жена Тараса Бульбы
-Я ДмитроТовкач.
-Что общего у сыновей Тараса Бульбы? Запишите в тетради.
Семья, воспитание, увлечение жизнью Запорожской Сечи, обычаями казаков, возраст, некоторые черты характера, храбрость, ловкость.
А автор пишет о них:
«как подлая собака» « как лев»
Почему?
-Чтобы это выяснить, отправимся в детство героев.
(Чтение главы 2 , начало ).
1 вариант 2 вариант
Андрий Остап
1 Как относился к товарищам?
2 Как принимал наказание?
3 Принимал ли участие в набегах на чужие сады и огороды?
4 Приходил ли на помощь товарищам?
О чем заставляет задуматься это сравнение?
Вывод: характер закладывается в детстве, истоки героизма и предательства находятся в детстве.
Взрослая жизнь
(Заполнение таблицы)
1 Отношение к воинской службе
Остап Андрий
(хороший воин,( хороший воин,
может думать о других, поэтому его «наслаждается музыкой боя»
выбирают атаманом) ,никого не видит вокруг)
2 Любовь
Святая любовь к Родине Любовь-предательство.
«Все продам, отдам,погублю…»
3 Внешний вид
Как казак Как поляк. «Отворились ворота…»
4 Против кого воюет
Турки, татары, поляки, литовцы Против своих собратьев.
5 Цель жизни
Защита Отечества Жизнь для себя.
6 Смерть
Героическая Убит отцом.
7 Отношение отца
Морально поддерживает Не хочет хоронить.
Вывод: герои получились разные, герои получились сложные .
-От чего это зависит?
От самих героев, каким быть выбирает сам человек.
Каждый выбирает по себе женщину, религию, свободу.
Дьяволу служить или Пророку каждый выбирает для себя.
Домашнее задание: составить план для пересказа по теме «Жизнь Тараса Бульбы»
Выставление оценок, рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н. В Гоголь " Тарас Бульба". Эпоха и герои.
Урок литературы в 7 классе...
Проект по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Основополагающие вопросы и план проекта по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)...
"Тарас Бульба — народный герой. "Тарас Бульба" — героическая повесть"
Конспект урока в 7 классе...
Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...
Вступительный урок "Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»"
Исторический комментарий к повести представлен в виде схемы, что позволит учителю подать материал в удобной форме, а ученикам создать лаконичный и понятный коспект....
Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
«Подвиг Тараса Бульбы» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Подвиг Тараса Бульбы» (6 класс)...