«Сложность и многогранность характеров главных героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Батеенкова Светлана Александровна

Урок литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Сложность и многогранность характеров  главных героев повести  Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:

Образовательная:

формировать исследовательские, логические, аналитически способности. Актуализировать знания о композиции произведения, о понятиях  героизм и предательство, совершенствовать навыки работы по плану, умения сравнивать, обобщать.

Развивающая:

уметь отбирать материал в тексте в соответствии с поставленной задачей, уметь показать отношение автора, его позицию, формировать навыки доказательного отстаивания своей позиции

Воспитывающая:

воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма, помочь осознать цность совместной деятельности.

Задачи:

придать уроку проблемно-творческий характер, развивать  творческую активность через разные формы, приемы, методы.

Форма:

урок-исследование.

Оборудование:

Текст повести, фильм «Тарас Бульба», ресурсы Интернета, портрет писателя.

                                                      Ход урока:

                                                                                              Поэма великих страстей.

В.Г.Белинский.

                                                                                               Посеешь поступок-пожнешь привычку.

                                                                                               Посеешь привычку-пожнешь характер.

                                                                                               Посеешь характер-пожнешь судьбу.

Чтение стихотворения К. Симонова о Тарасе Бульбе.

-Поэт написал стихотворение в 1942 году, какое историческое событие связано с этим временем?

Какая историческая эпоха изображена в повести?

-Как построено любое эпическое произведение? Расскажите о построении этого произведения:

                                                    Завязка –Знакомство с героями.

                                                    Развитие

                                                    сюжета-  Запорожская сечь.

                                                    Кульминация-Тарас              Казнь           Сожжение

                                                                               убивает         Остапа          Тараса

Андрия

                                                     Развязка –казаки, спасенные Тарасом, уплывают.

-Сейчас мы с вами зайдем в дом главных героев, что нас будет интересовать, зачем мы к ним придем? (Формулирование темы урока).

-Повесть героическая , а начинается с эпизода в доме, почему автор посчитал важным так сделать?

Чтение эпизода «Светлица была убрана…»

Цель урока-понять почему одна и та же среда порождает и героев и трусов.

Просмотр эпизода фильма-задание: составить простой повествовательный план эпизода.

                                                                План:

1 Веселая потасовка.

2 Решение ехать в Сечь.

3 Объяснение характера Тараса.

А над характерами сыновей Гоголь заставляет задуматься, зовет к сотворчеству, к размышлению.

                                                              Расскажи о герое по плану:

1 Отношение героя к дому.

2 Решение ехать в Сечь.

3 Речь, поступки.

4.Отношение автора.

( в группе по 4 человека, каждый готовит свой вопрос для одного выступающего)

Расскажи о себе от первого лица, представь, что ты герой произведения:

-Я Тарас

-Я Остап

-Я Андрий

-Я жена Тараса Бульбы

-Я ДмитроТовкач.

-Что общего у сыновей Тараса Бульбы? Запишите в тетради.

Семья, воспитание, увлечение жизнью Запорожской Сечи, обычаями казаков, возраст, некоторые черты характера, храбрость, ловкость.

                                                       А автор пишет о них:

«как подлая собака»                                                                  « как лев»

                                                                   Почему?

                        -Чтобы это выяснить, отправимся в детство героев.

                                                     (Чтение главы 2 , начало ).

1 вариант                                                                                          2 вариант

Андрий                                                                                                  Остап

1 Как относился к товарищам?

2 Как  принимал наказание?

3 Принимал ли участие в набегах на чужие сады и огороды?

4 Приходил ли на помощь товарищам?

                                          О чем заставляет задуматься это сравнение?

Вывод: характер закладывается в детстве, истоки героизма и  предательства находятся в детстве.

                                                              Взрослая жизнь

                                                        (Заполнение таблицы)

                                                  1 Отношение  к воинской службе

Остап                                                                                                   Андрий

(хороший воин,(  хороший воин,

может думать о других, поэтому его                                                               «наслаждается музыкой боя»

выбирают  атаманом)                                                                                               ,никого не видит вокруг)

                                                     2 Любовь

Святая любовь к Родине                                                                                           Любовь-предательство.

                                                                                                                             «Все продам, отдам,погублю…»

                                                     3 Внешний вид

Как казак                                                                                                       Как поляк. «Отворились ворота…»

                                                     4 Против кого воюет

Турки, татары, поляки, литовцы                                                             Против своих собратьев.

                                                     5 Цель жизни  

Защита Отечества                                                                                          Жизнь для себя.

                                                      6 Смерть

Героическая                                                                                                       Убит отцом.

                                                      7 Отношение отца

Морально поддерживает                                                                              Не хочет хоронить.

Вывод: герои получились разные, герои получились сложные .

                                                           -От чего это зависит?  

                             От самих героев, каким быть выбирает сам человек.

                               Каждый выбирает по себе женщину, религию, свободу.

                              Дьяволу служить или  Пророку каждый выбирает для себя.

Домашнее задание: составить план для пересказа по теме «Жизнь Тараса Бульбы»

Выставление оценок, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н. В Гоголь " Тарас Бульба". Эпоха и герои.

Урок литературы в 7 классе...

Проект по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Основополагающие вопросы и план проекта по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)...

Вступительный урок "Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»"

Исторический комментарий к повести представлен в виде схемы, что позволит учителю  подать материал в удобной форме, а  ученикам создать лаконичный и понятный коспект....

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

«Подвиг Тараса Бульбы» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Подвиг Тараса Бульбы» (6 класс)...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Технологическая карта урока по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".Урок направлен на формирование целостного представления о главном герое повести, расширение ...