Урок по творчеству А.А.Ахматовой
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Цуканова Татьяна Павловна

Материалы о жизни А.Ахматовой, стихи поэтессы и её друзей

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Цели урока:

-продолжить знакомство с жизнью  А.А.Ахматовой;

-развивать интерес к лирике Ахматовой; неразрывно связанной с Россией, русской культурой;

-развивать навыки выразительного чтения;

-Воспитывать уважение к личности Ахматовой как к истинному гражданину нашей многострадальной Родины.

      Оборудование урока:

компьютер, проектор, диски с записями музыки, компьютерная презентация, последние три сонаты Бетховена, музыка Шопена, Шостаковича,  портреты А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилёва, О.Э.Мандельштама, сборники стихов, учебник литературы

      Форма работы:

литературно – музыкальная композиция, урок - встреча

Литературно-музыкальная композиция,

посвящённая жизни и творчеству А. А. Ахматовой

                                                                                 «Поэты не рождаются случайно...»

      Учитель Пересказать биографию Поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, «прозаического» содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.

В предлагаемой композиции, составленной кандидатом филологических наук из гТирасполя М. Я. Левянт, об А. А. Ахматовой словами из стихотворений, писем и воспоминаний рассказывают она сама и её современники.

       Сегодня я попрошу исполнять роль А.Ахматовой  Борщевскую Кристину. Конечно, роль непростая, но очень интересная. От Кристины будет зависеть, какой будет наша встреча с Анной Ахматовой. Давайте пожелаем ей успеха. Пожалуйста, Анна Андреевна, Вам слово.

Ахматова.

В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещенье — Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я земную радость

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько было дней в 'году...

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему Анна Андреевна считает своё имя «сладчайшим для губ людских и слуха»?

- в переводе с древне-евреского имя Анна означает «милость, благодать»;

- Почему у неё в году каждый день праздник?

 Ахматова  Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север в Царское Село.

Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви

И всё перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.

К. И. Ч у ко в с к и й.  Анну Андреевну  Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвёл меня к ней её  муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилёв. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда, при первом знакомстве, назвал её своей ученицей: Прошло два-три года, и в её осанке наметилась главнейшая черта её личности — величавость. Слово «царственная> приходило в голову всем, знавшим Анну Андреевну.

(Запись музыки)

Учитель. Как вы думаете, можно ли сказать, что эта мелодия помогает лучше представить характер Анны Ахматовой?

А х м а то в а.  Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, :я не знаю, но кажется мне, что люблю.

Гумилёв.                                      

Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать лишь

о Вас, о Вас.

Возьмусь за книгу, но прочту: «Она»,

И вновь душа пьяна и смятена.

Я брошусь на скрипучую кровать,

Подушка жжёт... нет, мне не спать, а ждать.

И крадучись я подойду к окну,

На дымный луг взгляну и на луну,

Вон там, у клумб, Вы мне сказали: «Да»,

О, это «да» со мною навсегда.

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,

Что вас, покорной, не было и нет,

Что ваше «да», ваш трепет у сосны,

Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны:

Учитель. По чему можно судить, что это речь влюблённого человека?

А х м а т о в а. Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчалось с Николя.

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе.

Ты, в своих путях уверенный,

Свет узревший в шалаше.

И, тебе печально благодарная,

Я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышало утро льдом.

Учитель.

Г у м и л ё в.

Из логова змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

А думал забавницу,

Гадал — своенравницу, г

Весёлую птицу-певунью.

Покликаешь — морщится,

Обнимешь — топорщится,

А, выйдет луна — затомится.

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит

Кого-то,— и хочет топиться.

Твержу ей: крещёному

С тобой по-мудреному

Возиться теперь мне не в пору.

Снеси-ка истому ты

В днепровские омуты,

На грешную Лысую Гору.

Учитель  Как называет Гумилёв Анну Ахматову? (колдуньей) Какой смысл, по – вашему, он вкладывает в это слово?

А х м а т о в а.  Я отравлена на всю жизнь, горек яд неразделенной любви. Смогу ли я снова начать жить? Конечно, нет. Но Гумилев — моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной.

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов,,

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

...А я была его женой.

Учитель .Кажется , уже изначально было что – то роковое в соединении их судеб

В е д у щ и й. Через полгода после женитьбы Н. С. Гумилёв отправился в Абиссинию.

А х м а т о в а, Я обещала, что никогда не помешаю ему ехать, куда он захочет. Еще до того, как поженились, обещала. Заговорили об одном нашем друге, которого жена не пускала на охоту. Н. С. спросил: «А ты бы меня пускала?» — «Куда хочешь, когда захочешь».

Г у м и л е в.   Я весь день вспоминаю вои строчки о приморской девчонке, они мало того, нравятся мне, они меня пьянят. Милая Аня, я знаю, ты не любишь и не хочешь понять этого, но мне не только радостно, а и прямо необходимо, по мере того, как ты углубляешься для меня как женщина, укреплять и выдвигать в себе мужчину

А х м а т о в а.

           Стать бы снова приморской девчонкой,

                                              Туфли на босу ногу надеть

И закладывать косы коронкой,

И взволнованным голосом петь.

Всё глядеть бы на смуглые главы

Херсонесского храма с крыльца

И не знать, что от счастья и славы

Безнадежно дряхлеют сердца.

Г у м и л е в

Это было не раз, это будет не раз

В нашей битве, глухой и упорной:

Как всегда, от меня ты теперь отреклась,

Завтра, знаю, вернёшься покорной.

Учитель  Гумилёв отправился в действующую армию.

Г у м и л е в. Дорогая моя Анечка, я уже в настоящей армии. Раненых немало, а раны все какие-то странные: ранят не в грдь, не в голову, как описывают в романах, а в лицо, в руки, в ноги.

А ночью в небе дневном высоком

Я вижу записи судеб моих.

И ведаю, что обо мне, далёком,

Звенит Ахматовой сире нный стих.

Учитель  Её стихи действительно привлекали к себе внимание, завораживали. Одной из почитательниц её таланта была Марина Цветаева. Я передаю ей слово.

Цв е т а е в а. Дорогая Анна Анна Андреевна!!.. Спасибо за очередное счастье в моей жизни -«Подорожник». Не расстаюсь... Вы мой самый любимый поэт...Я понимаю  каждое Ваше слово,' весь полёт всю тяжесть.

      Ах, как я Вас люблю и как я Вам радуюсь, и как мне больно за Вас, и как высоко от Вас! Если были бы журналы, какую  статью о Вас написала!

      Мне так жалко, что всё только слова—любовь - я так не могу, я бы хотела настоящего  костра, на котором бы меня сожгли.

Ахматова  

Я научилась  просто мудро жить,

Смотреть  на небо и молиться богу,

И..долго перед. вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи,

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней.

И яркий загорается огонь

На башенке озёрной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу,

В е д у щ и й. В год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов «Белая стая» с надписью: «Моему дорогому другу Н. Гумилёву с любовью.

А. Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург

Гумилёв.

Ты, для кого искал я на Леванте

Нетленный пурпур ' королевских мантий,

Я проиграл тебя, как Дамаянти...

Твоих волос не смел поцеловать я,

Ни даже сжать холодных тонких рук...

И ты ушла, в простом и тёмном платье,

Похожая на древнее. Распятье.

А хматова: '..

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскалённой добела,

Оба мы ещё не понимали,

Как земля для двух людей мала.

И что память яростная мучит.

Пытка сильных — огненный ' недуг!-

И в ночи бездонной сердце учит

Спрашивать: О, где ушедший друг?

В е д у щ и й. Каждый из них пошёл навстречу своей трагедии. Н. С. Гумилёв был расстрелян в 1921 г. за участие в контрреволюционном заговоре. По последним  даннымданымданным, никаких активных действий против советской власти поэт не предпринимал.

Учитель  Многие поэты и писатели имели такую же  трагическую судьбу . Вот судьба Осипа Мандельштама: он долгое время находился в изгнании. Когда почти все отвернулись от него, Анна Ахматова оказывала ему всяческую поддержку.

Ведущий   Когда Мандельштам был в «прокажённых» , она писала к нему в Воронеж, продав очередной модильяниевский портрет. Будто искала на свою голову приключений. Да разве она хоть на секунду задумалась: о том, что будет? Просто друг в беде, А она могла помочь. Значит, должна. И говорила: «Добро делать очень трудно; зло делать просто, а добро очень трудно».

В ней что-то чудотворное горит,

И на глазах её края гранятся,

Она одна со мной в моей могиле

И пела, словно первая гроза

Иль будто все цветы заговорили.

Ахматова.

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля. '

В е д у щ и й. Многие друзья уехали за'границу, но Ахматова оставить родину не смогла.

А х м а т о в а.

Не с теми я, кто .бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больнои,

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя

Учитель  Какие противопоставления мы видим в этом стихотворении?

                 Чтение и анализ стихотворения  «Мне голос был. Он звал утешно…»

Вопросы: Как характеризует с в стихотворении революционная Россия?

                 Каким образом выражена нравственная позиция автора?  

В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива

Инвектива – резко обличительное по характеру произведение.

                Чтение и анализ стихотворения  «Всё расхищено, предано, продано…»

Вопросы Как рисуется образ Родины, каково настроение этого произведения?

                От какого лица идёт речь?

Учитель В годы войны Ахматова видит своё предназначение в том. чтобы стать голосом мужества и скорби. разделить судьбу своей страны.

              Чтение стихотворения «Мужество»

Вопросы Как решается образ Родины в стихотворении?

 В е д у щ и й. Удары сыпались градом. Одним из них было печально знаменитое постановление 1946 г. «О журналах  «Звезда» и «Ленинград», в котором Ахматову и её стихи буквально осыпали площадной бранью. Услужливые журналисты в то время писали о ней так:

К р и т и к. Я полагаю, что социальная среда, вскормившая творчество Ахматовой,— это среда помещичьего гнезда и барского особняка... Мирок Ахматовой необыкновенно узок. Ни широты размаха, ни глубины захвата в творчестве Ахматовой нет.

Ахматова.

И всюду клевета сопутствовала мне,

Её ползучий шаг я слышала во сне,

, И в мёртвом городе под беспощадным небом,

Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.

В е д у щ и й. Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935-м, 1939-м, и последний раз — в 1948-м обвинили в покушении на Жданова.

      Помнила ли Анна Андреевна свою пророчески роковую «Молитву» 1915 г

Ахматова.

Дай мне горькие годы недуга.

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар-

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней.

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

 В е д у щ и й. Эту молитву ей напомнила при встрече М. Цветаева: «Как Вы могли написать: «Отыми и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар...» Разве Вы не знаете, что в стихах всё сбывается?»

Помирает царь,

Православный царь.

Колокол стозвонный раскачал звонарь

Раскачалась звонница: дон-дон.

Собирайся, вольница, на Дон, на Дон.

Вольная головушка, хмелю не проси.

' Грозный  царь преставился на Руси.

Ведущий  'Умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. 1955 г. — освобождение сына, а 1956-й — выход в свет сборника переводов.

В е д у щ и й. В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия «Этна-Таормина».

Учитель

Вы едете — о том шумит молва

В Италию принять дары признанья

Уже давно там лавры заждались.

Когда венчал Петрарку вечный Рим-

То честь была взаимная обоим.

(С. Шервинский)

Ведущий   Когда Ахматова прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей, потяжелевшей и больной, предстояло одолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего храма.

А х м а т о в а. Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть, заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх.. Такого позора я .допустить не могла. И я двинулась храбро вперед. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и крехтя.

В е д у щ и й. В июне 1965 г. в Англии Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.

Ахматова. И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала... Прошлое обступает меня и требует чего-то...

        Теперь, когда все позади — даже старость, и остались только дряхлость и смерть, оказывается, всё как-то мучительно проясняется (как в. первые осенние

 дни )— люди, события, собственные поступки, целые периоды жизни. И столько горьких и даже страшных чувств возникает при этом...

В е д у щ и й. Творчество современников Ахматовой помнит звуки её лиры, голос ее музы, тяжесть и подвиг её жизни.

Её душа воплощена

В строках, звучащих изначально

Железно, медленно, хрустально.

Но то не строки — письмена.

(Л. Озеров) '

2-й чтец.

Я иду за тобою след в след.

Я целую его свет в свет.

Я бессонна, как ты, бред в бред.'

Знаю так же, как ты, что смерти нет.

(О. Берггольц)

Подведение итогов урока

Домашнее задание: подготовить поэтический диктант ст. «Мужество»,

                                    прочитать поэму «Реквием».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по творчеству Анны Андреевной Ахматовой.

Дается характеристика первых сборников поэта, введется рассказ о детстве и юности А. Ахматовой...

Урок литературы в 11 классе Этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой

Презентация содержит информацию о жизни и этапах творчества Анны Ахматовой.  Несколько слайдов посвящены пребыванию Ахматовой в Тверском крае: Слепнево - имение матери Гумилева. Т.к. работа получ...

Дидактический материал к уроку литературы в 11 классе "Тест по творчеству А.А.Ахматовой"

Цель: проверить уровень знаний учениками  фактов жизни и творчества А.А.Ахматовой, степень понимания мотивов лирики поэта, тем, идей, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтическог...

Урок литературы "Тема любви в творчестве А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой"

Поэты не рождаются случайно,Они летят на землю с высоты,Их жизнь окружена глубокой тайной,Хотя они открыты и просты... Давайте попробуем остановить время и повернуть его вспять... Хотя бы сегодня...

конспект урока по литературе в 11 классе " Мне дали имя при крещении- Анна" (вводный урок по творчеству А. А Ахматовой)

Данный урок является вводным к изучению творчества. А. А. Ахматовой. Накануне учащиеся были разделены на группы, каждая работала над своей темой. На уроке ребята представляли результат своей работы....

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...

Презентация к уроку по творчеству А.А.Ахматовой.

В презентации представлены фотоматериалы жизни и творчества Анны Андреевны Ахматовой....