Урок литературного чтения в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Степанова Алина Юрьевна

Содержание урока связано со знакомством с разными авторами произведений о лесе,  с фольклорными традициями народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ.

Степанова Алина Юрьевна, учитель русского языка и литературы

ТЕМА: „Леса учат понимать прекрасное”.

ЦЕЛЬ: Пробудить любовь и бережливое отношение к родной природе.

Задачи урока:

  • создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала;
  • познакомить с произведениями писателей и поэтов о лесе, проанализировать их;
  • обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок;
  • воспитывать в ребенке нравственные качества.

Учебные материалы: карточки с текстами произведения; карточки с пословицами, листья деревьев;  медиапроектор, презентация.

Практическая значимость и актуальность:

Содержание урока связано со знакомством с разными авторами произведений о лесе:  с фольклорными традициями народа, работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, обогащают  свою речь. Сочиняя синквейны, дети развивают свою речь. Знакомство с картинами Шишкина о лесе помогает расширить детям свой кругозор.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Звучит отрывок из оперы Верди „Травита”

- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим с вами о красоте и богатстве русского леса. Тема урока „Леса учат понимать прекрасное”. Эти замечательные слова сказал известный русский писатель Антон Павлович Чехов.

 I часть урока.  Работа с текстами.

Ученикам раздаются тексты произведений.

1.Чтение первого текста произведения (В. Бианки „Лес зимой”) учителем. Приложение №1.

  А)  Беседа по прочитанному.

-Понравилось ли вам это произведение?  О чем идет речь в этом произведении?   (слайд 2)

    б) Работа с текстом.  (слайд 3)

-Что нового вы узнали, прочитав это произведение?

-Какой вопрос ставит автор перед нами?

-Может ли мороз убить  дерево?

-Как спасается дерево?

-Что оно для этого делает?

2. Чтение учениками текста второго произведения (И. Соколов-Микитов „Лес осенью”) . Приложение №2. 

    А) Беседа по прочитанному. (слайд 4)

 - О чем пишет автор?

- Какая картина предстает перед вами?  Опишите ее.

- Какими словами автор передает красоту леса? Перечислите эти слова.

 

3. Выразительное чтение третьего произведения (И. Бунин „Листопад”). Приложение №3.

   А) Беседа про прочитанному. (слайд 5)

 - Какое настроение возникает у вас при чтении стихотворения И. Бунина.

 - Какую картину рисует автор?

 - Какие изобразительно-выразительные средства использует Бунин, чтобы передать красоту и очарование осеннего леса.

Слово учителя:

В природе все устроено так, что все приспособлено к  выживанию в любых суровых условиях и если даже сами деревья защищают себя, то мы тем более должны беречь их. Ведь наше с вами здоровье  в значительной мере зависит от здоровья леса – источника свежего и чистого воздуха. Не повреждайте деревья и кустарники. Даже небольшие повреждения коры опасны тем, что на них могут попасть и поселиться мельчайшие болезнетворные грибы, разрушающие древесину. Лес дает нам древесину, пушнину, орехи, лекарственные растения, грибы, ягоду, дичь и многое другое. В лесу мы отдыхаем. Самый страшный враг леса – пожар. Не разжигайте костров в лесу. Ведь даже, если ваш костер не вызовет пожара, то может повредить поверхностные корни растений. «Рана», оставшаяся после костра, не заживает в течение 5-7 лет.

II часть урока.  Пословицы и поговорки.

  • Дети, а теперь, давайте, мы с вам вспомним пословицы о лесе.

Ученикам раздаются таблицы с пословицами, где они должны установить соответствие.

Лес видит,

а волки и леший будут.

Возле лесу жить -

не темный лес.

Был бы лес,

а море по рыбине тоскует.

Одно дерево -

а поле слышит.

Вырос лес,

скоро вырастет.

Лес по дереву,

будет и топорище.

Недорубленный лес,

голоду не видеть.

Правильные ответы: ( слайд 6 )

Лес видит, а поле слышит.

Возле лесу жить – голоду не видеть.

Был бы лес, а волки и леший будут.

Одно дерево – не тёмный лес.

Вырос лес, будет и топорище.

Лес по дереву, а море по рыбине тоскует.

Недорубленный лес скоро вырастет.

  • А теперь, дети, попробуем отгадать с вами загадки, связанные с лесом. За каждый правильный ответ вы получите лист дерева. Кто больше листиков соберет, тот получит хорошую оценку.

Один ученик читает загадки, подготовленные заранее.

Приходи ко мне в лесок!

Я раскидист и высок.

У меня среди ветвей

Много крепких желудей. (Дуб)

 

Вот любимица Руси -

Всех и каждого спроси.

Белоствольная краса

Украшает нам леса. (Береза)

 

Под раскидистой сосной

Небоскреб стоит лесной.

Из хвоинок этажи.

Этот дом не вороши! (Муравейник)

 

В тишине холодных ночек,

После часа или двух

Мы услышим среди кочек

Неожиданное: "Ух!"

Птицы хищные летят,

Ловят мышек и зайчат. (Совы, филины)

 

 

Мы стоим на крепких ножках

На лесной тропинке,

На опушках и дорожках,

Просимся в корзинки. (Грибы)

 

На опушке слышен храп:

Спит зимой медведь Потап.

Где он спит, скажите,

Домик назовите. (Берлога)

 

Приглашаю в летний зной

Я к себе народ лесной.

Я журчу среди корней

И пою водой зверей. (Родник, ручей)

 

Съел его рогатый лось,

Вызвать доктора пришлось.

В красной шляпке, ядовит,

На опушке он стоит. (Мухомор)

 

Вся в иголочках и в шишках,

Я хвоинками шуршу,

А к девчонкам и мальчишкам

В Новый год я прихожу (Елка)

 

Встречу радостным "хрю-хрю"

На опушке я зарю.

Познакомьтесь все со мной -

Свинка я, но зверь лесной. (Кабан)

 

Прискакал бельчонок, рад:

Два гриба принес на склад.

В этой комнатке, в тепле,

Он зимует на стволе. (Дупло)

 

Я живу в глухой избушке,

Знаю каждую опушку,

Каждый холмик и нору,

Ведь работаю в бору. (Лесник) 

- Молодцы, отлично справились с заданиями.

III часть.  Знакомство с творчеством И. И. Шишкина.

- Ребята, мы с вами сегодня познакомились с произведениями разных авторов, составили пословицы, отгадывали загадки. Очень много вы узнали сегодня о русском лесе, научились понимать прекрасное.  Прекрасное же умел не только понимать и видеть И. И. Шишкин – известный русских художник. Я хочу вас познакомить с его картинами, которые Иван Иванович посвятил русскому лесу. (слайды)

Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно понравилось на уроке?

Выставление оценок

Домашнее задание.

- Составить синквейн о лесе.

Приложение №1.

             В.Бианки              Лес зимой.

    Может ли мороз убить дерево?

    Конечно, может.

  Если дерево промерзнет всё насквозь, до самой сердцевины, — оно умрёт. В особенно суровые, мало - снежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью — молоденьких. Пропали бы и все деревья, если б каждое дерево не хитрило, чтобы сберечь в себе тепло, не допускать мороз глубоко внутрь себя.

    Кормиться, расти, производить на свет потомство — всё это требует большого расхода сил, энергии, — большого расхода своего тепла. И вот деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти, не тратят силы на размножение. Становятся бездеятельным, погружаются в глубокий сон.

   Много выдыхают тепла листья, — долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

     Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий живую плоть растения от мороза. Всё лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола  и веток пористую пробковую ткань — мёртвую прослойку. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в ее порах и не даёт источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, — тем толще в нём пробковый слой, вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями.

     Но самая лучшая защита от морозов — пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховиком, покрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

Нет, как ни лютуй мороз — не убить ему нашего северного леса!

Приложение №2.

И. Соколов-Микитов.

Лес осенью

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

Приложение №3

И. Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".

В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

урок литературного чтения 2 класс 7 вида

Два ленивца (сербская  народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)1.            Цель урока: стимулировать интере...

Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Урок  литературного чтения 4 класс.Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»Цели: Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и  основной мысли произведения п...