Эпический театр Бертольда Брехта
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Липко Татьяна Васильевна

Хочу предложить вам  урок внеклассного чтения в старших классах.

Тема урока: » Эпический театр Бертольда Брехта»

Цель урока: познакомить учащихся с биографией  Бертольда Брехта;  с теорией эпического театра.

Задача: на примере двух произведений проследить: действительно ли  Б.Брехт  заставляет читателя и зрителя не просто сопереживать герою, а анализировать его поступки. Как он добивается этого?

Технологии:  использование ИКТ, групповая работа; проблемное обучение.

Воспитательная цель: воспитание активной жизненной позиции; неприятие зла насилия, войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока по знакомству детей с историей театра

(урок внеклассного чтения в старших классах)

Тема урока: Эпический театр Бертольда Брехта.

Цель урока: познакомить учащихся с биографией  Бертольда Брехта;  с теорией эпического театра.

Задача: на примере двух произведений проследить: действительно ли  Б.Брехт  заставляет читателя и зрителя не просто сопереживать герою, а анализировать его поступки. Как он добивается этого?

Технологии:  использование ИКТ, групповая работа;

Воспитательная цель: воспитание активной жизненной позиции; неприятие зла насилия, войны.

Оборудование: презентация биографии Б.Брехта, сравнительная таблица «аристотелевского театра» и «эпического», эпизод художественного фильма «Мамаша Кураж и её дети», тексты пьес «Человек есть человек» и «Мамаша Кураж и её дети».

Ход урока.

На доске написан эпиграф к уроку: »То, что я слышу, я забываю;

                                                                    то, что я вижу, я запоминаю;

                                                                     то, что я делаю, я понимаю»

                                                                                                                   (Конфуций)

Слово учителя: На уроке мы будем не только слушать и воспринимать информацию, но и попробуем оценивать поступки героев. Работая в группах над проблемными вопросами,  используя текст ранее прочитанных вами пьес  Б.Брехта, попытаемся понять, в чём же заключается эта теория.

I.  Давайте познакомимся с биографией Б.Брехта.1-я группа детей подготовила презентацию.

(просмотр презентации)

II.  2-я группа детей познакомит нас с теорией эпического театра:

1-й ученик: От актёра Б.Брехт требовал не перевоплощения, а суда над героем. Задача актёра не в том, чтобы, растворившись в образе, добиться жизненности.  Вызвать критическое, активное отношение к действительности, пробудить мысль, дойти до сердца зрителя через разум – вот цель актёра и «эпического театра» вообще.

2-й ученик: Брехт, опираясь на свои идеи, пришёл к отрицанию многих черт традиционного  «аристотелевского театра». Он считал, что «аристотелевский театр» -  это театр развлечения, погружающий зрителя в стихию страстей и там же его оставляющий. По мнению Брехта театр должен изменить свои цели и задачи. Театр не должен вызывать смех или слёзы, так как в состоянии эмоционального подъёма разум отключается.  В минуту катарсиса зритель может проглотить любую глупость. Эмоции бывают разные: гуманные и не очень. Ведь зритель может захотеть быть похожим на злодея? А значит нужно научить его различать добро и зло.

Слово учителя: знает ли кто-нибудь, что такое катарсис?

Работа с толковым словарём: КАТАРСИС — (греческое katharsis очищение),

 1) термин Поэтики Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии.

3-й ученик: Брехт понимал, что зритель не захочет прийти в театр, чтобы его учили и заставляли думать. Он приходит, чтобы отдохнуть, развлечься. Поэтому Брехт принял установку заставить работать не только интеллект, но и разум.

4-й ученик: Чтобы дать представление о том, что отделяет «эпический театр» от обычного, Брехт составил сравнительный перечень их качеств. Давайте познакомимся с ними.

(Ученики знакомятся с  таблицей. Таблица прилагается)

IY.  Работа в группах: на примере двух произведений проследите: действительно ли  Б.Брехт  заставляет читателя и зрителя не просто сопереживать герою, а анализировать его поступки. Как он добивается этого? (на обсуждение в группах даётся 15 минут)

1-я группа докажет это, используя содержание пьесы «Человек есть человек».

2-я группа – на материале пьесы «Мамаша Кураж и её дети».

Отчитывается 1-я группа:

1-й ученик: Пьеса «Человек есть человек» считается переходной к «эпическому театру». Она была написана в1926 году. В ней повествуется о превращении совершенно безобидного упаковщика Гейли Гая, человека, не умеющего сказать «нет» в винтик механизма смерти, в солдата наёмной армии, готового без всяких рассуждений на убийство.

2-й ученик: Каждый солдат обязан выполнять приказы командира. И Гейли Гай, такой же исполнительный, становится массовым убийцей, хорошо стреляет. В конце пьесы  «человек-танк» из орудия стирает с лица земли село (7000 человек). Все  сослуживцы  в восторге от его меткости.

3-й ученик: Место действия в пьесе – Индия, такая же условная, как и обстоятельства, заставившие Гейли стать убийцей. Но для Брехта дело не в натуралистической точности внешних деталей, а во внутренней логике превращения покорного обывателя в преступника.

4-й ученик: Брехт доказывает, что человек, неспособный сопротивляться насилию, становится не только пассивным орудием но и активным участником насилия.  Зритель должен был задуматься, должен ли он восхищаться поступком героя.

5-й ученик: Таким образом система Брехта – эффект отчуждения – охватывает всё: события поворачиваются в ином развороте, сам спектакль не должен пробуждать сопереживания. Всё должно исходить из этого эффекта: и  игра актёров, в том числе и язык,  речь героев и актёров.

2-я группа высказывается по вопросу:

1-й ученик: »Мамаша Кураж и её дети» написана в 1939 году и посвящена событиям второй мировой войны. Это история матери. Тема – мать и война. Писатели всегда показывали мать и войну как врагов. Новаторство Брехта в том, что мать и война у него  - это союзники.

2-й ученик: Пьеса начинается с ситуации, когда войны нет. Анна Фирлинг – маркитанка, продавала солдатам вещи. Ей нужны солдаты, война, чтобы жить. Год за годом, десятилетия тащится она по пятам за войной, торгуя всем и со всеми: с протестантами и католиками, поляками и шведами. Кружка пива да небольшая компания, и никаких высших стремлений – вот суть философии её жизни. Единственное, во что верит мамаша Кураж, это продажность. Пока существует этот порок, судьи будут выносить мягкие приговоры, и даже невиновному суд не так уж страшен.

3-й ученик: Эта философия приспособления привела к тому, что Кураж возненавидела мир и полюбила войну, приносящую ей прибыль. Она не мыслит своей жизни без войны. В начале пьесы она тащит фургон вместе с тремя детьми: воинственным Эйлифом, честным Швейцарцем и доброй Катрин. Кажется, что ради детей она ввязалась в опасную добычу денег. Но оказывается, что её не страшит война. Не боится она опасности, а боится, что война кончится. Друг за другом погибают её сыновья. Немая дочь, пытаясь предупредить людей в окружённом городе  барабанным боем, расстреляна.

4-й ученик: В конце пьесы, измученная, измождённая, одинокая, совершенно обессиленная мамаша Кураж, согнувшись в три погибели по-прежнему тащит свой фургон. Казалось бы. Зачем ей теперь деньги.

Y.  Слово учителя: Давайте посмотрим фрагмент из художественного фильма «Мамаша Кураж и её дети», в котором главную роль  великолепно сыграла народная артистка Людмила Касаткина.( просмотр эпизода)

 - Прокомментируйте поступок героини. Вызывает ли её одиночество сочувствие? Над чем заставил задуматься финал пьесы?

YI.  Послушайте инсценировку  монолога  Мамаши Кураж.

Выводы учеников:

- Уникальность Б.Брехта и его «эпического театра» в том, что он его пьсы  застают читателя (зрителя) врасплох, заставляя анализировать поступки героев и происходящее.

- Лично меня  удивило поведение матери, потерявшей всех детей. Она в конце пьесы пытается найти виноватого  в своих бедах, не понимая, что именно она погубила их. Никакие деньги, а тем более заработанные такой ценой,  не могут заставить мать пойти вместе с детьми туда, где льётся кровь.

Слово учителя:  Я ждала от мамаши Кураж обвинительной речи в адрес войны, сделавшей её несчастной. Мне казалось, что она должна была раскаяться в том, что ввязала детей в войну. Она должна была почувствовать горе, утрату, боль. Она должна была вопить на весь мир, что война – это ужас. А она вместо этого неожиданно говорит: «Ну, что ж,  надо налаживать торговлю». И после этих слов впрягается в свой фургон и тащит его по пустынной дороге вслед за ушедшим полком, окликая забывших её солдат.

На мой взгляд, лучший финал  вряд ли придумаешь. В этом величие Брехта. Думаю, автору удалось заставить нас о многом задуматься и сделать правильные выводы.



Предварительный просмотр:

                         Драматический театр

                                   Эпический театр

 

Представляет собой действие,

вовлекает зрителя в действие,

 изнашивает активность зрителя, пробуждает у зрителя эмоции,

 переносит зрителя в другую обстановку, ставит зрителя в центр события,

 заставляет его сопереживать и

 заставляет его изучать,

возбуждает у зрителя интерес

 к развязке, действия,

обращается к разуму зрителя

   

 

Представляет собой рассказ,

ставит зрителя в положение наблюдателя, стимулирует активность зрителя,

заставляет зрителя принимать решения,

 показывает зрителю другую обстановку, противопоставляет зрителя событиям,

 возбуждает у зрителя интерес к ходу действия,

обращается к разуму зрителя.

От актёра Б.Брехт требовал не перевоплощения, а суда над героем.

Вызвать критическое, активное отношение к действительности, пробудить мысль, дойти до сердца зрителя через разум – вот цель актёра и «эпического театра» вообще.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЕРТОЛЬД БРЕХТ (1898-1956)

Слайд 2

Немецкий драматург, поэт и прозаик, киносценарист, автор теоретических трудов, посвященных проблемам театра, режиссер. В истории литературы Он вошел как художник, открывший новую эпоху в западной драматургии.

Слайд 3

Бертольт Брехт (полное имя Ойген Бертольд Фридрих Брехт) родился 10 февраля 1898 г. в городе Аугсбург в семье преуспевающего торгового служащего.

Слайд 4

Четыре года учился в народной школе, после чего поступил в гимназию. Уже в гимназические годы появилась первая его публикация в местной газете был напечатан стих, подписанный "Бертхольд Ойген".

Слайд 5

Бертольд избрал своей профессией медицину, которую учился в Мюнхенском университете. Летом 1918 г. Брехт был мобилизован в армию. Впрочем, из-за серьезного заболевания почек, комиссия врачей отказалась послать его на фронт. Так студент-медик Брехт стал санитаром военного госпиталя в Ауґсбурзі. Свой тогдашний опыт познания Первой мировой войны он обобщил в стихи. "Легенда о мертвом солдате" Это произведение стал популярным далеко за пределами родного города автора .

Слайд 6

В конце 10-х годов появляются и первые драматические попытки Брехта: драмы "Ваал", "Барабаны ночью". Вскоре молодой художник был награжден престижной Кляйстівською премией.

Слайд 7

Вскоре он перебрался из тесноватого для него Мюнхена в Берлин, где начал плодотворно работать как драматург, режиссер и постановщик пьес. 1924 г. Б. Брехт познакомился с талантливой актрисой Хеленой Вайгель, которая стала его женой и ближайшим помощником.

Слайд 8

Начиная со второй половины 20-х годов в творческом развитии Брехта намечается перелом. Он охватывает все уровни его духовной жизни. Он сближается с коммунистическим движением и привлекается к его пропаганды. В это время художник разрабатывает концепцию новаторской драмы и успешно пробует ее в ряде пьес. Б. Брехт и Г. Вайгель, что блестяще играла ведущие роли в его драмах, становятся знаменитостями.

Слайд 9

1933 г. заставил художника покинуть "коричневую" родину. Начался период эмиграции, который длился долгих пятнадцать лет.

Слайд 10

По завершении войны Он переехал в Берлин и в конце концов он и его жена впервые в жизни получили собственный театр - "Берлинер ансамбль", быстро завоевал славу новаторского.

Слайд 11

В последний период творчества признание Брехта стремительно растет. Однако на фоне интенсивной режиссерской труда резко ухудшается здоровье писателя. Врачи свидетельствуют, что его больное сердце может остановиться в любую минуту. Брехт до последних дней работает. 10 августа 1956 г. он еще посещает репетицию в Берлинском ансамбли. Впрочем, плохое самочувствие заставляет его покинуть зал. Еще несколько дней он проводит дома, просматривая свои рукописи. 14 августа Брехт ушел из жизни.

Слайд 12

Новаторство Брехта: 1. Основатель эпического театра 2. Применение приема “очуження”, цель которого вызвать критическое восприятие изображаемого 3. Использование “зонгов”(песен), которые зачастую не связаны с сюжетом, персонажами, которые выполняют их, а отражают мнения автора 4. Применение стихотворных заставок, где кратко изложено содержание следующей сцены 5. Минимум декораций 6. Действие переносится в экзотические страны, нереальные обстоятельства 7. финал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений

С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все - таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже...

Обучение лиро-эпическому произведению. М. Лермонтов "Бородино"

Данный материал рассматривается в 5 классе при знакомстве с балладой М. Лермонтова "Бородино". Изучение данного произведения направлено на знакомство учащихся с лиро-эпическим произведением, помогает ...

презентация к уроку МХК "Бертольд Брехт и его "эпический театр"

Данная презентация используется на уроке  МХК в 11 классе при изучении  нового материала по теме "Художественная культура Западной Европы I половины XX века"...

Урок немецкого языка в 11классе "Бертольт Брехт-немецкий режиссёр"

Урок «Немецкий режиссёр -Бертольт Брехт» относится к большому разделу «Театр и киноискусство . Как они обогащают нашу жизнь?" в 11 классе по УМК И.Л.Бим, на изучение которого отводится 25 часов....

Биография Бертольда Брехта

Биография Брехта...

Сценарий к диспут-клубу «Читаем Б. Брехта»

Интегрированный урок литература -немецкий язык  "Читаем Брехта"...