Методические рекомендации по развитию умений и навыков интерпретации современной драмы
статья по литературе на тему

Лоскутова Ольга Александровна

В статье представлены методические рекомендации      по развитию умений и навыков интерпретации современной драмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию умений и навыков интерпретации современной драмы (на примере пьесы Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом»)

Одной из основных задач методики преподавания литературы в старших классах является обучение самостоятельной интерпретации драматического произведения с опорой на научные знания, четкие представления о личности режиссера, его авторском замысле, о культурно-исторической ситуации создания пьесы и т.д. Перспективным направлением в развитии и формировании таких навыков является систематическое обращение к режиссерским интерпретациям драматического текста на уроках литературы. В особенной степени сказанное справедливо по отношению к так называемой «новой драме» – к произведениям современных авторов, которые, несмотря на достаточно незначительное место в современных общеобразовательных программах, тем не менее обладают уже достаточно богатой сценической историей и весьма исчерпывающе отражают основные особенности современной литературы.

Знакомство школьников с различными вариантами трактовки драматического произведения не только делает текст пьесы «зримее», необходимость чего обусловлена спецификой драмы как рода литературы. Такой прием представляет собой своеобразный «тренинг», помогающий учащимся каждое драматическое произведение видеть одновременно в нескольких ракурсах, выбор которых зависит не только от авторской позиции, но и от акцентов, расставленных режиссерами. В результате такого обучения учащиеся принимают более активную позицию в постижении драматического текста, который перестает быть чем-то непонятным, необычным для школьников. Следовательно, благодаря использованию режиссерских интерпретаций художественного текста у учащихся появляется возможность рассмотреть поставленные в произведении проблемы с позиций сразу нескольких художников и на этой основе сформировать свое собственное представление о тексте не только как о литературном, но одновременно и театральном произведении. При этом в процессе сотворческого освоения драматургии создается эмпатический диалог между педагогом и учащимся – урок их духовного сотворчества, в русле которого идет постижение ценностно-смыслового мира художественного произведения, что является важнейшей стороной нравственной рефлексии учащихся.

Л. С. Петрушевская – один из наиболее популярных современных авторов, обращение к творчеству которого предусмотрено современными общеобразовательными программами по литературе в классах среднего и старшего звена. Драматические произведения занимают важное место в творчестве                   Л. С. Петрушевской. Драматургическое начало творчества автора стало определяющим. Возможно, именно поэтому ее прозаические произведения считают продолжением драматургии. Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983). Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время ей приходилось работать «в стол» – редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращая работы, она создавала пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века»).

Работа по пьесе «Три девушки в голубом» на уроках в XI классе может строиться следующим образом:

1. Чтение и диалог на основе читательских впечатлений учащихся. Старшеклассники отметят наиболее «поразившие» их моменты, отличающие «новую драму» от «классической». Учитель акцентирует внимание учащихся на необычности художественной формы подачи, воспроизведения реальной действительности. Мир, словно «подсмотренный в замочную скважину», напоминает выпуклую линзу, демонстрируя нелепость окружающего. В этом виден гуманизм драматурга. Традиционная проблема «театра» Л. С. Петрушевской – антагонизм поколений, «дочек-матерей». Главная героиня ее пьес – одинокая женщина, не знавшая в жизни семейного счастья. Мужские образы, как правило, негативны и безжизненны. Нельзя не обратить внимание и на язык произведений Л. С. Петрушевский. Речь характеризует героев, их состояние, поступки, ситуации, в которых они находятся. Речь выражает и социальную принадлежность персонажей, и уровень их общей культуры, род занятий, круг интересов. Особенно замечательны диалоги – именно в них проявляется «глухота» человека к бедам своих ближних. Он слышит только себя. Этим подчеркивается его одиночество и потерянность в современном «глобальном» мире. С абсурдностью экзистенции резонируют «чистые» и «возвышенные» названия произведений.

2. Бытовизм как основная черта стиля Л. С. Петрушевской. Выводом беседы подобной тематической направленности станет утверждение постоянства проблематики и тематики пьес Л. С. Петрушевской, ее сосредоточенность на серых, «чернушных» сторонах бытия, что обусловлено гуманизмом автора, желанием пробудить ожесточенную душу современного человека.

3. Самостоятельная работа учащихся со статьей О. Славниковой «Петрушевская и пустота» (чтение и конспектирование с заполнением таблицы, содержащей пункты плана статьи, их краткое содержание и развернутые цитаты).

4. Работа с аллюзиями в произведении. Название произведения («Три девушки в голубом») напоминает чеховских «Трех сестер». Однако образ, вынесенный в название пьесы и ассоциирующийся с чем-то чистым, романтически возвышенным (с чеховскими сестрами Прозоровыми), звучит иронично по отношению к трем молодым женщинам, связанным отдаленным родством и общим «наследством» – полуразвалившимся дачным домом, вернее, его половиной, где они вдруг одновременно решили провести лето вместе со своими детьми. Предмет обсуждений здесь – протекающая крыша, кому и за чей счёт ее чинить. Так возникает «диалог» с классическим произведением, характерный для поэтики постмодернизма.

После аналитического рассмотрения художественной ткани пьесы, что, несомненно, будет способствовать более глубокому пониманию произведения, учащиеся переходят к изучению идеи, проблематики драмы, образов основных действующих лиц. Исходя из информации относительно характеров главных героев и обстановки, их окружающей, содержащейся в драматическом тексте, ученикам сложно сформировать целостное представление о внутреннем пространстве текста. Здесь эффективно обратиться к режиссерским интерпретациям произведения, его постановкам на театральной сцене. Знакомство с режиссерскими интерпретациями на более раннем этапе работы с текстом, например, сразу после его прочтения, не считаем целесообразным, поскольку произведение постмодернистского плана в большой степени непривычно для восприятия учащихся и требует некоторых пояснений относительно его поэтики.

Рассмотрим некоторые задания по пьесе Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом», предполагающие использование режиссерских интерпретаций при изучении классической драмы с целью углубления представлений о произведении и совершенствования навыков интерпретирования драматического текста:

1. Познакомьтесь с записью спектакля «Три девушки в голубом» (1988 г.) (постановка М. Захарова на сцене театра Ленком. В ролях: Инна Чурикова, Татьяна Пельтцер и др.). Охарактеризуйте главных героев в исполнении актеров Ленкома. Соответствуют ли образы, созданные ими на сцене, авторскому пониманию характеров? Сопоставьте с Вашим пониманием образов персонажей. Чтобы Вы хотели изменить в игре актеров и почему? А каких актеров бы Вы выбрали для исполнения главных ролей в данном спектакле?

2. Какие средства (актерская игра, расстановка действующих лиц, особые интонации, детали и проч.) в данном случае использует режиссер для максимально полного раскрытия основной идеи произведения? На что бы Вы поставили акцент в собственной постановке «Трех девушек в голубом»? А каким способом этого добивается сам драматург?

3. Автор определил жанровую принадлежность «Трех девушек в голубом» как комедию. Такого же мнения придерживается режиссер спектакля, разделяет ли он авторскую иронию и каким образом передает ее на сцене?

3. Проанализируйте сценографию спектакля. Как бы Вы оценили сценическое оформление пьесы? Соответствует ли оно авторскому видению событий? Предложите свой вариант сценографического решения спектакля.

4. Обратитесь к другим постановкам пьесы на театральной сцене (например, к постановке главного режиссера Омского театра драмы Г. Цхвиравы, премьера которого состоялась 31 января 2010 г.). Используя критические заметки о спектакле, фотоматериалы и видеофрагменты, сделайте вывод о соответствии спектакля авторскому прочтению «Трех девушек в голубом» и сопоставьте с собственным представлением о произведении.

5. Подумайте, что дает обращение к театральным постановкам пьесы читателю произведения? Помогает это или, наоборот, затрудняет формирование собственного «прочтения» текста?

Таким образом, истинное создание искусства обладает неисчерпаемой объемностью, глубиной. И никогда нельзя сказать, что такой-то исследователь, режиссер, актер в своих решениях исчерпывающе выразил произведение искусства. Но при всем многообразии возможных трактовок какие-то из них вступают в противоречие с замыслом автора, другие больше соответствуют ему, и узнать обо всем этом учащимся при чтении драматического произведения будет интересным и полезным. Это избавит их от однобокого восприятия пьесы, продемонстрирует особенности драмы как рода литературы, жизнь которого неотделима от театра, а также будет способствовать развитию творческого воображения и фантазии, навыков интерпретации драматического произведения в целом.

Список использованных источников

  1. Петрушевская, Л. С. Три девушки в голубом : комедия в двух частях / Л. С. Петрушевская. – М. : Искусство, 2006. – 87 с.
  2. Славникова, О. Петрушевская и пустота / О. Славникова // Вопросы литературы. – 2000. – № 2. – С. 47-61.

Анкета автора

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Зайцева Ольга Александровна

Статус (аспирант, соискатель, магистрант, студент)

Учитель МОУ «СОШ №22»

Вуз, кафедра

Научный руководитель

Направление исследования в поданной статье (лингвистика, литературоведение)

Методика литературы

Почтовый адрес для рассылки сборника

430010 Республика Мордовия, город Саранск, улица Ворошилова, дом 3, квартира 5

Электронная почта

olga19-09@list.ru

Телефон

89375132838

Необходимое количество экземпляров сборника

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Системный подход развития умений и навыков в изучении истории"

Историческое образование сегодня – один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. Процесс преподавания истории стал более разнообразным, интересным и личностно ок...

Формирование и развитие умений и навыков в аудировании при подготовке к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы

Умения в аудировании являются необходимыми при обучении иностранному языку, но, в тоже время, это и один из видов речевой деятельности, который вызывает наибольшие трудности у учащихся. Тем более акту...

Сообщение: «Развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни»

Сообщение для педагогов РЦ для воспитанников с отклонениями в умственном развитии....

Статья "Искусство создания сатирического портрета (по 13 главе романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения"

Искусство создания портрета литературного героя, конечно же, никогда не является самоцелью писателя. Это всего лишь ступень той лестницы, на вершине которой – замысел автора, то сокровенное, рад...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по применению современных техник в декоративно - прикладном творчестве, как средства развития познавательной активности учащихся

Актуальность методических рекомендаций заключается в том, чтобы   помочь педагогам дополнительного образования освоить новую доступную технику в декоративно-прикладного творчестве (работа с ...