Методические рекомендации к развитию умений гибкого чтения на уроках русского языка в 5-6 классах. Из опыта работы
учебно-методический материал (5 класс)

Светлана Петровна Дорожкина

            В программе по русскому языку в образовательной системе  для основной школы сделана попытка найти решение проблемы обеспечения функциональной грамотности как одной из форм развития коммуникативной компетенции обучающихся, что особенно важно в свете нового стандарта образования.

 

Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотной личности средствами предмета «русский язык» является развитие умений всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Однако традиционно сложилось, что в практике работы школ обучением чтению занимается только учитель начальных классов. Но опыт работы  показывает необходимость развития и совершенствования умений и навыков чтения в основной школе, в частности умений гибкого чтения, т. е. способностей выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения, легко переходить с одного вида чтения на другой (например, от ознакомительного или просмотрового – к изучающему).

Учить своих учеников работе с книгой можно,  имея серьезную научно – методическую помощь.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

Методические рекомендациик развитию умений гибкого чтения

            на уроках русского языка в 5-6 классах. Из опыта работы

Автор: Дорожкина Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

                                                   Пояснительная записка

            В программе по русскому языку в образовательной системе  для основной школы сделана попытка найти решение проблемы обеспечения функциональной грамотности как одной из форм развития коммуникативной компетенции обучающихся, что особенно важно в свете нового стандарта образования.

Под функциональной грамотностью принято понимать способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т. е. для понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текста (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.  

           Таким образом, одним из важнейших условий формирования функциональной грамотной личности средствами предмета «русский язык» является развитие умений всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Однако традиционно сложилось, что в практике работы школ обучением чтению занимается только учитель начальных классов. Но опыт работы  показывает необходимость развития и совершенствования умений и навыков чтения в основной школе, в частности умений гибкого чтения, т. е. способностей выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения, легко переходить с одного вида чтения на другой (например, от ознакомительного или просмотрового – к изучающему).

                                                         Введение

                                                                     Много есть на свете хороших книг,              

                                                                     но эти книги хороши только для тех    

                                                                     людей, которые умеют их читать.

                                                                                                             Д.И.Писарев

Научиться читать - в истинном значении этого слова – значит не только овладеть техникой чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нем смыслы, а также не выраженный словами тот смысл, который называется подтекстом. Что касается школьников, то для них понимание текста – прежде всего очень трудоемкая работа, требующая особых умений. Что дети не умеют работать с книгой, знает каждый учитель, однако меру этого неумения мало кто себе представляет. Школьники неплохо пересказывают текст, создавая иллюзию умения что-то почерпнуть из книги. Однако по данным, полученным психологом и детским поэтом В.А.Левиным еще в 90-е годы, смысл прочитанных текстов правильно понимают лишь 6% детей. Чтение – это особый вид общения, беседа между автором и читателем. А посредником при этой беседе является текст. Учить своих учеников работе с книгой можно,  имея серьезную научно – методическую помощь.  

Содержание

Читая разные тексты с разной целью, мы читаем их по-разному. Просмотровое чтение – это умение в самом общем виде, в общих чертах охватить содержание текста; ознакомительное – умение воспринимать письменную информацию в целом без установки на последующее воспроизведение; изучающее – умение воспринимать письменную информацию в полном объеме с установкой на последующее воспроизведение.

Показать это, научить гибкому чтению учитель начальной школы не может, да и не должен. Это задача основной школы.

Многие учебники русского языка  для 5-го класса  продолжают линии обучения чтению, начатые в младших классах: обучение чтению художественного и учебно-научного текстов. Кроме того курс русского языка соотносится с курсом риторики как курсы лингвистики языка и лингвистики речи. В программе непрерывного курса риторики Т.А. Ладыженской (стр. 347) отмечено, что современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Материал учебника русского языка 5-го класса построен с учетом программы по риторике для 5-го класса, поэтому в нем не вводятся те  понятия, с которыми знакомит курс риторики, но дается материал с опорой на эти понятия. Например, задания к упражнениям в чтении учебно – научных текстов и для анализа художественных тесно связаны с риторикой: учимся читать учебник – советы читающему до чтения, во время чтения, после чтения, прогнозирование; работа с текстом: заглавие, тема, основная мысль, ключевые слова, подробное и сжатое изложение и пересказ.

Ко многим упражнениям учебника, где в качестве дидактического материала используются художественные тексты, даны специальные задания, направленные на совершенствование умений читать: например, к упр. 507,635,747 и др., задания, связанные с предварительным чтением текста изложения (упр. 570).  С анализом роли различных частей речи в художественном тексте  связаны задания к упр. 651,653,663,793 и др.

Для развития умений изучающего чтения учебно-научного текста в учебник включены специальные тексты именно для чтения. Они сопровождаются специальными заданиями: прочитать, определить количество частей в тексте, поставить вопрос к каждой части, составить план (упр. 16,31,60,745 и др.);  задания на чтение текста, понимание основной мысли текста и соотнесение ее с темой или центральной проблемой урока (упр. 206, 495, 225 и др.); задания на вычленение новой информации и формулирование главной мысли текста (упр. 266,386,415,765,766 и др.). Теме «Учебно-научный текст. Изучающее чтение» посвящен специальный параграф - §35.

В учебник введена система упражнений, развивающих механизмы речи, на базе которых формируется умение читать: «механизм эквивалентных замен», механизм памяти, механизм сжатия текста и механизм антиципации (предвидения, предугадывания), например, упр. 268,655 и др.                                                          

Как же решить практически заложенные в программе цели и задачи? Как научить школьников вдумчивому чтению, каким конкретным приемам работы их нужно обучить и как это делать.

Опыт показывает, что «сбои» в работе с текстом у детей часто бывают связаны с непониманием смысла слов и словосочетаний, блоков предложений и взаимосвязей между ними. Учащиеся 5-6 классов не понимают смысла таких слов, как  «фойе», «вестибюль», не говоря уж о таких, как «сословие», «тирания», «оратор», «колонизация» и др. Наверное, это можно объяснить тем, что в обиходе ребенка такие слова редко встречаются, что они заведомо книжные. Но, оказывается, часто дети не понимают значения самых будничных слов. Наши дети мало читают, чтение заменил компьютер; они меньше общаются с родителями и ответы на многие вопросы находят в телепередачах, вовсе не развивающих  грамотную речь и культуру общения. Непонимание слов и отдельных выражений в тексте – явление опасное. Но особую тревогу вызывает не то, что ребенок не знает значения какого-то слова, а то, что у него нет потребности это узнать. Когда же нет внимания к слову и к отдельным выражениям, чтение превращается в скольжение по поверхности. Такое чтение обкрадывает читателя, лишая его многих радостей.

Итак, первая задача учителя – научить школьника понимать каждое слово, составляющее предложение. Но это не значит, что следует выявить только незнакомые слова и установить их значение. Знакомые, понятные  на первый взгляд слова тоже требуют внимательного, вдумчивого отношения. Слово многозначно, в данном тексте оно употреблено в каком-то одном из ряда возможных значений, и надо понимать, в каком именно. Нередко слова употребляются в переносном смысле и даже в прямо противоположном значении – при выражении, например, иронии. Непонимание этих значений ведет к неполному, неточному или искаженному пониманию всего текста.  Ряд слов, не значимых в смысле сообщения информации («может быть», «вероятно», «должно быть»), часто остаются не замеченными большей частью школьников, а ведь они очень важны для оценки воспринимаемого. И наконец, внимательное отношение к слову должно включать его критическую оценку, т.е. умение видеть неверно, неточно, неудачно употребленные слова и мысленно находить более удачные варианты. Этих умений у школьников почти совсем нет.

В учебнике для 5-го класса в большинстве упражнений по всем разделам грамматики  включены задания, развивающие  означенные умения. От задания - прочитать пословицы (упр. 13) и объяснить их смысл до: «О каких «орудиях» письма ты узнал» (упр. 28), «…каким словом «играет» автор, в каких лексических значениях употреблено это слово?» (упр.79) или «…найдите синонимы и антонимы и определите, с какой целью писатель их использует в художественной речи (вводится понятие «авторские антонимы») (упр.95,100,104,105). Наблюдение над значением, произношением, употреблением слов продолжается на основе сравнения приставок (упр. 152),  корней и суффиксов (упр. 112,113,114), при усвоении орфографических правил (упр.38), изучении морфологии и синтаксиса.         Впервые  в учебнике язык рассматривается с точки зрения употребления слова. Достаточно взглянуть на название разделов: «Слово в языке и речи», «Слово и его звуковая оболочка»,  «Слово и его лексическое значение», «Грамматическое значение слова», «Слово в предложении», «Знаменательные слова в языке и речи» - наконец дети понимают, что изучают слово. А раздел «Слово в тексте» знакомит учащихся со способами связи предложений в тексте и о роли слова как средства этой связи. В этом разделе пятиклассники знакомятся с новыми понятиями выразительности слова:  анафорой (упр.331), градацией и литотой, ролью глаголов в речи, а также учатся различать стили речи: художественный, разговорный, научный (упр.338,339,340,342 и др.)

       Читатель принимает сигналы текста, если у него уже есть некоторый запас знаний. Во многих текстах авторы оставляют пробелы (в психологии они получили название «скважины»), которые читатель должен восполнить самостоятельно. Понимание слов, словосочетаний, взаимосвязей между ними и заполнение «скважин» приводит к извлечению смысла текста. Это работа, которой нужно специально обучать.

Как это делать, подсказывают учителю задания  такого типа: «Найди и прочитай предложение, выражающее основную мысль текста» (упр.23 и многие др.), «Закончи предложение: «Орфография – это написание, для обоснования которого необходимо…»(упр. 40 и др.), создание научного текста -  «…допиши недостающие в определении слова» (упр.67 и др.), «Сравни вариант одного и того же предложения из романа А.А.Фадеева «Разгром». Какое изменение внес автор? Чем можно объяснить это изменение?» (упр.74), «Прочитай слова. Составь из них предложение. Каковы основные  признаки предложения?» (упр.235), «Установите границы и последовательность предложений, прочитай, следи за интонацией» (упр.238,239), распространить текст с помощью различных членов предложения нужно в упражнениях 261,254,249,270 и др. Интересны задания к текстам, которые мы читаем ознакомительным чтением: «Какую новую информацию ты получил? Подчеркни предложения, содержащие новую для тебя информацию» (упр.243,266,274), причем, задания  усложняются по мере накопления учащимися опыта, например, в упр. 274 предлагается найти неточности в тексте и механизм  пошаговых действий для выполнения задания  детьми самостоятельно. И наконец работа со знаками препинания (упр.42 «Где поставить запятую?»).

          При восприятии текста на человека воздействует не столько само содержание его частей, сколько их монтажная взаимосвязь. Л.Н.Толстой в письме к Н.Н.Стахову выразил мысль, что главное и в понимании, и в создании текста содержится не в самих мыслях, а в их сцеплениях. Эти сцепления мы воспринимаем, они живут в нашей психике иногда благодаря нашему собственному монтажу.

На основе этого знания построены следующие задания в учебнике. Дети делят текст на части, задают к каждой части вопрос, записывают вопросы в качестве пунктов плана, пересказывают текст по плану, выделяют новую для себя информацию (упр.16 и др.). Они составляют устный рассказ по теме, используя ключевые слова урока и их определения (упр.55). Прочитав текст, формулируют ответ на вопрос и записывают свой ответ, что тоже является текстом (упр.75 и др.). Такие задания, как: раздели текст на предложения и абзацы, составь сложное предложение из смысловых отрезков, воссоздай текст на основе предложенных схем, продолжи текст двумя – тремя предложениями  (упр.244,278,283,312,324,313,315,319,353 и др.) – обучают  работе с  композиционными частями текста, развивают умение видеть логические сцепления мыслей.

Понимание чужой речи связано с удивительной способностью человека предвидеть, предвосхищать, прогнозировать – способность антиципации. Уже при знакомстве с заголовком опытный читатель прогнозирует содержание. Далее он  сверяет мысленно свои ожидания с текстом, что тоже способствует его пониманию.

У школьников можно и нужно развивать антиципацию. В задании к упр. 22 ученик читает: «Тебе предстоит прочитать текст о буквах  русского языка. О чем, по-твоему, в нем будет говориться? Прочитай. Сопоставь свои предположения с содержанием текста. Дополни текст своими примерами. Озаглавь и перескажи текст». Такие  задания способствуют более осознанному усвоению нового материала, развивают навыки изучающего чтения. В упр.220 (и др.) ученику предлагается игровая ситуация: представить себя на месте учителя и продумать вопросы, которые он задал бы классу, или какое задание предложил бы после чтения этого текста. Не менее интересно задание в упр. 236 (и ему подобных), оно предлагает записать свои предположения относительно содержания текста  в виде плана к нему, только после этого прочитать текст и сравнить свой план с реальным содержанием текста, дополнить и исправить план, если это нужно. Введение в тему урока часто дается в виде задания после просмотрового чтения: попробуй дать определение обращения (упр.285), в каких речевых ситуациях используется обращение? Какой вывод ты можешь сделать об обращении, проанализировав предложенные тексты?  И наконец, творческая работа, создание текста на основе антиципации в упр.307:найти противоречие в высказывании героя из сказки С.Писахова и написать свой ответ, используя вводные слова.

             Богатый материал и разнообразные виды работы в плане обучения детей гибкому чтению предлагают задания к упражнениям с текстами для свободных диктантов (упр.147,172,334,444 и др.), изложений, сочинений – миниатюр (упр.110, 115,148,230,262,281,294,303,335,354 и др.).

Заключение

              Практика показывает, что такой подход к обучению учащихся 5-6-х классов гибкому, вдумчивому чтению, призван обеспечить функциональную грамотность школьников, сформировать навыки и умения специализированной устной и письменной речи.  

     

                                                        Литература:

1.Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – М., Баласс., 2004, стр. 304

2.Граник Г. Как научить школьников вдумчивому чтению. - «Воспитание школьников»,  1992 – 3, стр.46-50

3.Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М., Дрофа,2003, с.45-47

4.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения 5-7 классы. –М.: Просвещение, 1991.- с.22-64

5.Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В., Бунеева Е.В.»Русский язык » 5-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М., Баласс, 2000, с.97-98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уроков русского языка в формировании нравственности учащихся (из опыта работы)

Влияние уроков русского языка на воспитание нравственного и духовного развития учащихся....

Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка

Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Контрольно-измерительные материалы выступают в качестве средства отслеживания результатов усвоения знаний по той или иной теме, разделу или всему курсу определённой учебной дисциплины....

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ   УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ   НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА   в 5 – 9 классах...