Методические рекомендации по развитию вокальных навыков
материал по музыке (5 класс)

Лабанова Марина Евгеньевна

Материалы по обучению вокалу

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.

Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении обучающихся к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.

Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся.

Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.

Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.

Начало формирования всех основных вокальных навыков необходимо проводить с самого начала занятия:

- обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху;

- формирование у всех обучающихся основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого ребёнка индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания;

- обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом;

- правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных;

- выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы;

- обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение;

- формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений;

- развитие творческих способностей, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения;

При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.

Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.

Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.

Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокальной деятельности, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.

В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.

Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.

В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.

От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокальных навыков и творческих способностей на уроках музыки

"Ах, голос! Как он чист, силён и ровен. Душа открыта настежь в нём. Как он прекрасен, благороден, что в сердце трепетно моём..." ...

Развитие вокальных навыков

Статья "Развитие вокальных навыков и музыкальных способностей у обучающихся"....

Методические рекомендации по развитию умений и навыков интерпретации современной драмы

В статье представлены методические рекомендации      по развитию умений и навыков интерпретации современной драмы....

Статья "Искусство создания сатирического портрета (по 13 главе романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения"

Искусство создания портрета литературного героя, конечно же, никогда не является самоцелью писателя. Это всего лишь ступень той лестницы, на вершине которой – замысел автора, то сокровенное, рад...

Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»

В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...

Методическая разработка " Рекомендации по развитию гибких навыков"

В методической разработке представлены пути развития гибких навыков у учащихся. Дана характеристика гибких навыков. Даны рекомендации по развитию гибких навыков...