Главные вкладки

    Урок литературы в 11 классе "Битва за Москву" по роману Г. Владимова "Генерал и его армия"
    план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

    Гильманова Светлана Станиславовна

    В основе урока - анализ эпизодов: "Создание танка "Т-34", "Гудериан в Орле", "Гудериан за чтением романа "Война и мир".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok-11kl.-vladimov-general_i_ego_armiya.docx21.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Изображение Великой Отечественной войны в романе Г. Владимова «Генерал и его армия»

    Урок 1.

    Битва за Москву.

    Цель урока:

    1. Дать представление о жизни и творчестве Г. Владимова; углубить знанияо войне 1941-1945 годов как войне Отечественной, народной, оборонительной; раскрыть авторскую мысль о причинах отступления немцев под Москвой; показать единение народа в борьбе с захватчиками, способность людей разделять понятия «власть» и «страна»; расширить представление о традициях изображения Отечественной войны в русской литературе.
    2. Развивать устную речь учащихся, навыки выразительного чтения, анализа эпизода; развивать умение интерпретировать сюжетные события, аргументировать выводы.
    3. Формировать интерес к современной и классической литературе и потребность воспринимать ее нравственные уроки; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну.

    Ход урока.

    Гудериан:

    - Что же это за страна, где, двигаясь от победы к победе, приходишь неукоснимо - к поражению?

    (Из романа)

    1. Слово учителя о жизни, творчестве и гражданской позиции писателя Г. Н. Владимова.
    2.  Историческая справка о битве под Москвой (индивидуальное дом. задание).
    3.  Вступительная беседа.
    •  Как в романе показано состояние немецких войск в декабре 1941 г. под Москвой?
    •  Зачем из Германии на станцию Калинин прибыл эшелон с красным финским гранитом? О чем говорит этот факт?
    •  Прибытия какого эшелона ждали немецкие генералы?
    •  Как складывалась карьера командующего 2-й танковой армией немцев генерала Гудериана? Как к нему относился Гитлер?
    •  Каковы были взаимоотношения генерала с подчиненными, солдатами?
    •  Где расположился штаб Гудериана?
    •  Перед каким трудным выбором оказался генерал?

    4. Чтение и анализ эпизода «Создание танка «Т-34».

    -   Почему новый русский танк немцы называли «чудо-машиной»?

          - Кто и при каких обстоятельствах рассказал Гудериану об изобретателе Кошкине?

          -  В каких условиях создавался «Т-34»?

          -  Что было стимулом в работе заключенных?

          - Гудериан назвал Кошкина «узником-патриотом» в разговоре с русским генералом П. «Не сомневайся, Гейнц,- ответил П., усмехаясь.- Кошкин у нас не один. У нас таких патриотов - сколько понадобится». Почему П. ответил, «усмехаясь»?

          -  В связи с чем Гудериан вспомнил о данном разговоре?

    5. Чтение и анализ эпизода «Гудериан в Орле».

    •  Какая цель, кроме получения «фельдмаршальского жезла», вдохновляла Гудериана во время войны с Советским Союзом?
    •  Почему он приглашал стать бургомистром Орла старого царского генерала?
    •  Каков смысл ответа старика: «.. .теперь мы боремся за Россию, и тут мы почти все едины »?
    •  Как объяснить тот факт, что, отказываясь служить немцам, царский генерал при этом «был в мундире со всеми регалиями, пронафталиненном и со складками от двадцатилетнего хранения на дне сундука. И не отказывался поведать, как все эти годы он трясся от страха, что его генеральство откроется»?
    •  Зачем Гудериан приказал выложить на тюремном дворе трупы узников, расстрелянных «за день или два» до падения Орла?
    •  Почему ему показался важным тот факт, что «ни один из казненных не имел смертного приговора...были и вовсе не имевшие приговора, только еще подследственные - в большинстве по делам о «вредительстве», «антисоветских заговорах», «контрреволюционных намерениях»?
    •  Как понимать слова русского батюшки, обращенные к Гудериану: «... это наша боль...наша и ничья другая. Вы же - перстами своими трогаете чужие раны...и боль от касаний ваших только усиливается...»?
    •  О чем заставили задуматься Гудериана слова старого царского генерала и русского батюшки?

    6. Анализ эпизода «Гудериан за чтением романа «Война и мир».

    •  Какой отрывок из «Войны и мира» перечитывал Гудериан? Почему?
    •  Как JL Н. Толстой объясняет победу русских под Бородином?
    •  Почему Гудериан «не ощущал нравственного превосходства советских генералов»?
    •  Какой эпизод романа «Война и мир» «по-настоящему трогал его»?

    -          Что именно объяснял Гудериану поступок Наташи Ростовой, а также факт оставления жителями Москвы и партизанское движение?

    •  Каковы «главные русские преимущества», о которых не подумал в свое время Наполеон?

        -      К какому выводу пришел генерал Гудериан, размышляя над содержанием романа «Война и мир»?

    7. Обобщающая беседа.

    •  Какова авторская мысль о причинах отступления немцев под Москвой?
    •  Почему имение JI. Н. Толстого Ясная Поляна и его роман «Война и мир» стали в сознании Гудериана связующим звеном между войной 1812 г. и битвой за Москву в декабре 1941 г.? Каков характер одной и другой войны?
    •  О каких уроках, преподанных Наполеону, рассказал немецкому генералу Л. Н. Толстой?
    •  Гудериан подписал приказ об отступлении, «грозивший ему отставкой, немилостью фюрера...злорадным торжеством многих его коллег...Приказ лежал на столе Толстого». В чем символичность данной художественной детали?

    - Как бы вы ответили на вопрос Гудериана, записанный на доске в качестве эпиграфа к уроку?

    •  Какие еще произведения художественной литературы о войне вам известны?

    8. Итоги урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

    Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

    Конспект урока литературы в 11 классе по роману А. А. Фадеева

    Урок литературы в 11 классе по теме: "Гуманизм: абстрактный или классовый?"(по роману А.А. Фадеева "Разгром") ...

    Урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - анализ письма Татьяны Лариной.)

    Урок позволяет вчитаться, вчувствоваться в текст письма, открыть неизвестное в известном, тем самым приблизиться к пониманию идейного содержания и художественной ценности классического текста, учит шк...

    Презентация. Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"

    Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"...

    Проблема поколений (урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

    Урок литературы в 10 классеПроблема поколений(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)...

    МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

    МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...