Урок литературы в 11 классе "Битва за Москву" по роману Г. Владимова "Генерал и его армия"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Гильманова Светлана Станиславовна

В основе урока - анализ эпизодов: "Создание танка "Т-34", "Гудериан в Орле", "Гудериан за чтением романа "Война и мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-11kl.-vladimov-general_i_ego_armiya.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Изображение Великой Отечественной войны в романе Г. Владимова «Генерал и его армия»

Урок 1.

Битва за Москву.

Цель урока:

  1. Дать представление о жизни и творчестве Г. Владимова; углубить знанияо войне 1941-1945 годов как войне Отечественной, народной, оборонительной; раскрыть авторскую мысль о причинах отступления немцев под Москвой; показать единение народа в борьбе с захватчиками, способность людей разделять понятия «власть» и «страна»; расширить представление о традициях изображения Отечественной войны в русской литературе.
  2. Развивать устную речь учащихся, навыки выразительного чтения, анализа эпизода; развивать умение интерпретировать сюжетные события, аргументировать выводы.
  3. Формировать интерес к современной и классической литературе и потребность воспринимать ее нравственные уроки; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну.

Ход урока.

Гудериан:

- Что же это за страна, где, двигаясь от победы к победе, приходишь неукоснимо - к поражению?

(Из романа)

  1. Слово учителя о жизни, творчестве и гражданской позиции писателя Г. Н. Владимова.
  2.  Историческая справка о битве под Москвой (индивидуальное дом. задание).
  3.  Вступительная беседа.
  •  Как в романе показано состояние немецких войск в декабре 1941 г. под Москвой?
  •  Зачем из Германии на станцию Калинин прибыл эшелон с красным финским гранитом? О чем говорит этот факт?
  •  Прибытия какого эшелона ждали немецкие генералы?
  •  Как складывалась карьера командующего 2-й танковой армией немцев генерала Гудериана? Как к нему относился Гитлер?
  •  Каковы были взаимоотношения генерала с подчиненными, солдатами?
  •  Где расположился штаб Гудериана?
  •  Перед каким трудным выбором оказался генерал?

4. Чтение и анализ эпизода «Создание танка «Т-34».

-   Почему новый русский танк немцы называли «чудо-машиной»?

      - Кто и при каких обстоятельствах рассказал Гудериану об изобретателе Кошкине?

      -  В каких условиях создавался «Т-34»?

      -  Что было стимулом в работе заключенных?

      - Гудериан назвал Кошкина «узником-патриотом» в разговоре с русским генералом П. «Не сомневайся, Гейнц,- ответил П., усмехаясь.- Кошкин у нас не один. У нас таких патриотов - сколько понадобится». Почему П. ответил, «усмехаясь»?

      -  В связи с чем Гудериан вспомнил о данном разговоре?

5. Чтение и анализ эпизода «Гудериан в Орле».

  •  Какая цель, кроме получения «фельдмаршальского жезла», вдохновляла Гудериана во время войны с Советским Союзом?
  •  Почему он приглашал стать бургомистром Орла старого царского генерала?
  •  Каков смысл ответа старика: «.. .теперь мы боремся за Россию, и тут мы почти все едины »?
  •  Как объяснить тот факт, что, отказываясь служить немцам, царский генерал при этом «был в мундире со всеми регалиями, пронафталиненном и со складками от двадцатилетнего хранения на дне сундука. И не отказывался поведать, как все эти годы он трясся от страха, что его генеральство откроется»?
  •  Зачем Гудериан приказал выложить на тюремном дворе трупы узников, расстрелянных «за день или два» до падения Орла?
  •  Почему ему показался важным тот факт, что «ни один из казненных не имел смертного приговора...были и вовсе не имевшие приговора, только еще подследственные - в большинстве по делам о «вредительстве», «антисоветских заговорах», «контрреволюционных намерениях»?
  •  Как понимать слова русского батюшки, обращенные к Гудериану: «... это наша боль...наша и ничья другая. Вы же - перстами своими трогаете чужие раны...и боль от касаний ваших только усиливается...»?
  •  О чем заставили задуматься Гудериана слова старого царского генерала и русского батюшки?

6. Анализ эпизода «Гудериан за чтением романа «Война и мир».

  •  Какой отрывок из «Войны и мира» перечитывал Гудериан? Почему?
  •  Как JL Н. Толстой объясняет победу русских под Бородином?
  •  Почему Гудериан «не ощущал нравственного превосходства советских генералов»?
  •  Какой эпизод романа «Война и мир» «по-настоящему трогал его»?

-          Что именно объяснял Гудериану поступок Наташи Ростовой, а также факт оставления жителями Москвы и партизанское движение?

  •  Каковы «главные русские преимущества», о которых не подумал в свое время Наполеон?

    -      К какому выводу пришел генерал Гудериан, размышляя над содержанием романа «Война и мир»?

7. Обобщающая беседа.

  •  Какова авторская мысль о причинах отступления немцев под Москвой?
  •  Почему имение JI. Н. Толстого Ясная Поляна и его роман «Война и мир» стали в сознании Гудериана связующим звеном между войной 1812 г. и битвой за Москву в декабре 1941 г.? Каков характер одной и другой войны?
  •  О каких уроках, преподанных Наполеону, рассказал немецкому генералу Л. Н. Толстой?
  •  Гудериан подписал приказ об отступлении, «грозивший ему отставкой, немилостью фюрера...злорадным торжеством многих его коллег...Приказ лежал на столе Толстого». В чем символичность данной художественной детали?

- Как бы вы ответили на вопрос Гудериана, записанный на доске в качестве эпиграфа к уроку?

  •  Какие еще произведения художественной литературы о войне вам известны?

8. Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

Конспект урока литературы в 11 классе по роману А. А. Фадеева

Урок литературы в 11 классе по теме: "Гуманизм: абстрактный или классовый?"(по роману А.А. Фадеева "Разгром") ...

Урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - анализ письма Татьяны Лариной.)

Урок позволяет вчитаться, вчувствоваться в текст письма, открыть неизвестное в известном, тем самым приблизиться к пониманию идейного содержания и художественной ценности классического текста, учит шк...

Презентация. Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"...

Проблема поколений (урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Урок литературы в 10 классеПроблема поколений(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)...

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...