Урок литературы "Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме

урок литературы в 10 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Снеткова Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г.Покрова

Петушинского района

Владимирской области

Тема: Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цели:

Формировать осознанное отношение к событиям и героям романа Тургенева, умение давать нравственную оценку их поступкам; учить сопоставлять разные истории любви  героев и делать выводы о том, какова концепция любви в романе, анализировать сцены, где через чувство раскрывается развитие образа главного героя, особенности творческого подхода мастера к теме любви;

Развивать познавательные способности учащихся в процессе урока , образное и логическое мышление, целостное восприятие искусства, развивать монологическую речь учащихся за счет аргументированных ответов;

Воспитывать чувство прекрасного, интерес к русской литературе, стремление к самопознанию, любовь и уважение к людям, способность сопереживать.

Оборудование: видео и аудиоаппаратура, плакат, портреты И.С.Тургенева и П.Виардо.

Материалы: тексты художественного произведения, материалы исследований.

Ход урока:

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

                                                             И.С.Тургенев

Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих,  и тогда оно составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам в будущем развитии человечества водворением братства и личной равноправности между людьми.

                                                                                                                         Н Добролюбов

( авторы не указаны)

Звучит музыка. Чтение письма.

«… Дал бы Бог, чтобы мы могли провести вместе следующую годовщину этого дня и чтобы и через семь лет наша дружба осталась прежней.

…Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь , что Вам доставит удовольствие чтение этих строк…а теперь  позвольте мне упасть к Вашим ногам.»

вторник 1 ноября 1850 С-Петербург

-Любовь…  Сколько счастья и страдания приносит она человеку . Какие  тайные силы , сокрытые в душе, вызволяет наружу. Каким испытаниям подвергает нас.

 -Что такое любовь по-вашему? Каково ее место в жизни человека? В ваших ответах на этот вопрос прозвучали разные мысли.(  предварительно уч-ся отвечали на эти вопросы, одному уч-ку было предложено обобщить  результаты)

-Каждый человек имеет свою позицию в отношении этого чувства.

-Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?

-Обратимся к эпиграфам. Имена авторов пока не названы.  Здесь представлены две точки зрения на роль этого чувства в жизни человека.

любовь – стихия, которая сильнее смерти

любовь – предвестие счастливого будущего

-Какое  из них принадлежит Тургеневу? ( Тургенев поставил бы на первое место  любовь. -Слова , использованные в первом эпиграфе, принадлежат ему. Автор второго высказывания,  мечтающий об общественном благоденствии, - Добролюбов.)

-Как вы думаете, нашла ли свое отражение в романе «Отцы и дети» точка зрения  Тургенева на роль любви в жизни человека?  Зачем автор подвергает своих героев  испытанию этим чувством? Мы ответим на эти вопросы в конце урока.

 

-Герои  романа, как ни увлечены они  идейными спорами , постоянно говорят о любви. -----Эта тема им интересна и важна. Каковы  же убеждения, декларируемые героями?

-Что для каждого из героев любовь? Реальное чувство или мечта?

( предварительное задание: выписать цитаты, где герои говорят о чувстве)

чтение записей и выводы:

Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон , воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью.

Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадаки сфинкса. Это страсть и страдание, ломающее жизнь.

Для Аркадия  любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы.

Для Фенечки любовь – это служение «благодетелю» Н.П.

Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боиться и так и не решается познать.

Для Кати – семья и равенство в браке.

Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти

Базаров считает, что любовь – пустяки и романтизм. Но именно его взгляды коренным образом меняются рушатся.

-Вы видите, что высказывания о любви и истинное значение ее в жизни героев не всегда совпадают. Каким видят свое будущее герои Тургенева и соответствует ли это их реальной судьбе?

(предварительно уч-ся выписывали мечты о будущем  и реальное будущее героев)

-Мы уже говорили о том , что судьбы «отцов» и «детей» тесно переплетены в романе. Аркадий повторяет судьбу своего отца на новом витке. После того как прошла ослепленнось  ярким чувством к Одинцовой, он находит тихое счастье с Катей.

(эпизод из к\ф)

-Человек, которому есть, что любить, есть, чем дорожить, - обыкновенный, нормальный человек. Но…..не он главный герой романа.

-Так почему же Тургенев не дает такого тихого счастья Базарову?

-Во всех противоречиях облика автора есть одна горестно-мудрая, но последовательная черта: одиночество, «не-семейственность» (Б.Зайцев)

Тургенев не любил семьи, не желал любимым героям полнеть в тепле и уюте. Он для них приберег смерть.

-Каковы же взгляды Базарова на общечеловеческие ценности до встречи с Анной Сергеевной?

(Базаров, еще не испытавший потрясения от любви, не занимается глубоко самоанализом, его мало волнует, какое впечатление он производит на других, что в нем видят люди.

Там, где отцы и их последователи находят опору: в любви, искусстве, поэзии, музыке, - он видит романтизм, чепуху, бесполезное художество)

-Как вы встретили неожиданные страницы романа: о «романе» Базарова?

-Кто эта женщина, перевернувшая мир Базарова?

-Еще до ее появления на балу о ней  упоминает в разговоре Кукшина. И почему-то после этого Базаров не хочет говорить о любви.(13гл.)

-Какой мы ее видим глазами Аркадия?

Эпизод и чтение отрывков  - портрет (14гл)( ошибочно Аркадий отмечает, что Одинцова успела многое перечувствовать и передумать)

-Разве не узнаем  привычного Тургенева, несравненного мастера женского портрета. Это один из самых пленительных образов – и не только в русской литературе.

-Но каков же Базаров в этом эпизоде? Удивил ли он вас? Как встретили его циничные колкости по поводу Анны Сергеевны?  И вдруг: «Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова…»   это как понять? Ведь, казалось бы, он дал волю …пошлости   («Этакое богатое тело…»)

-Как ведет себя Базаров при встрече с Анной Сергеевной? О чем это говорит?

-Хотя в Аркадии  в это время зарождается чувство, а Базаров обращает внимание на Катю, автор не дает развиваться отношениям между этими героями.

-Какие детали в образе Одинцовой помогают нам увидеть, что она не способна на глубокие переживания, она не подвластна чувствам?

( «вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье»)

Какие перемены отмечает автор в Аркадии и Евгении? В чем их причина?

Чем были отношения с Базаровым для Одинцовой?

-Центром романа, одной из ярких, сильных сцен является объяснение Базаровас Одинцовой в 17 –18 главах.

-Как ведут себя герои в первый вечер? ( Одинцова – закрыта, скрещенные руки и ноги – крест. Базаров – сомнение в своих мыслях : «всякий человек – загадка» - сфинкс , чувствует в себе перемену, проснувшееся чувство.

-Что для Одинцовой любовь? Готов ли Базаров к такой любви?????

-Почему Базаров называет влюбленного – несчастным  человеком7( сам себя таковым ощущает)

-Вся сцена у Тургенева сопровождается образами природы и музыки (чтение отрывка)

-В чем тайна этих фраз, их особенной поэтичности и лиризма?

-Почему Одинцова возвращается к прерванному разговору?

( Она замечает сдержанность и напряженность в Базарове , вызывает откровенность, но сама боится)

эпизод  из к\ф

-Почему  Одинцова отталкивает Базарова?( для нее важнее спокойствие, которому противопоставлены БЕЗУМНО, БЕЗДНА , БЕЗОБРАЗИЕ  . Но та же бездна , тайна в ее глазах, от чего она сама смутилась)

-Как можно объяснить бегство Базарова из Никольского?

5.

-Но Базаров меняется , сам того не желая признавать, он в себе открывает романтика. Натура не совпадает с теорией , жизнь не совпадает с теорией. Теперь он будет по- другому жить, он самого себя для себя откроет.  Теперь он размышляет , а не утверждает. -Герой , обновленный, проходит второй круг испытания любовью.

-В чем проявляется постепенное изменение героя?

цитирует Пушкина, Гоголя – оказывается, он читал не только  научные книги

рассуждает о природе, своем маленьком месте, мимолетности своего существования

пытается проявить свои чувства к Фенечке, даже книга падает.

Участвует в дуэли с Павлом Петровичем

Признает над собой силу женщины: « знаю руку, которая и пальцем меня сшибет», хотя до этого говорил другое

Просит родителей молиться о нем во время болезни

Он обнаруживает пустоту в себе. Под сомнение поставлена не только правильность выбранного им пути, намеченных целей. Базаров ощущает душевную опустошенность, поэтому «лихорадка рабы сменилась тоскливою скукой  и глухим беспокойством», пришла странная усталость, изменившая даже твердую и стремительно смелую походку.

-Базаров переживает кризис, т.е. живет, становится другим, а не действует по схеме.

Именно во втором круге перед нами предстает герой таким, каким его задумывал автор:

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего» (Тургенев – Случевскому)

6.

- Эпизод последней встречи в Никольском Одинцовой и Базарова помогает нам понять мучительность решения Евгения – разорвать отношения с Анной Сергеевной.

Перечитаем эти строки. ( «летучие рыбы» - плюхнуться в свою стихию)

Как этот образ   помогает нам понять героя?

-Все, что так рьяно отрицал Базаров: любовь, жизнь, смерть, - теперь отрицает его.

7.

-Приезд Одинцовой к умирающему Базарову окончательно проясняет чувства Анны Сергеевны : любит ли она его?

-Почему же тогда она приезжает к нему? ( черный ангел)

-Отчего так завораживает этот момент?

-Разве не возвышает героя эта любовь перевернувшая всю его жизнь? Разве не сострадаем ему , прочитав : «Дуньте на угасающую лампаду….»    А.С. была единственным светом , который еще теплился для Базарова, единственным, что удерживало его в жизни.

8.

- Почему умирает Базаров? ( Он  осознает свою ненужность. Неразделенная любовь, крушение его идей, потеря единомышленников – внутренний конфликт, что особенно тяжело ему – цельной личности.)

-Испытания любовью не выдерживают Базаров и Одинцова. Внутренний конфликт – главный конфликт, который становится очевидным во время этого испытания.

9. Выводы

-Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.

-Гордость, жажда властвовать над временем, стремление скорейшей реализации поставленных задач, попытка приравнять жизнь к разумному биологическому  процессу… Остановила Базарова любовь, которая вызвала пробуждение и смятение чувств. Ему хватило мужества признать ошибки. Он все подвергал сомнению, подверг сомнению и свои взгляды.

Именно любовь , ведущая к гармонии, к вечному примирению, а не гордыня, обрекающая на вражду, разрушение хаос, должна, по мнению Тургенева, обеспечить бесконечную жизнь

-Вернемся к эпиграфу урока – как он перекликается с последней страницей романа?

-Можно ли сказать , что роман Тургенева о Любви? ( Мгновенна жизнь человека, смешны его идейные споры, но вечна жизнь и вечна любовь, благодаря которой «держится и движется жизнь». И только она права. И в этом смысл романа Тургенева о любви, которая сильнее  смерти, ибо она вечна)

-Наполовину выросшая из земли фигура главного героя вернулась в свою стихию, пока не придет его время.(1859г)

Итог.

-Что открылось вам нового в Тургеневе?

-Какие мысли с урока оказались значительными для вас?

-Какие вопросы вы хотели бы ему задать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не вс...

«Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Урок литературы в 10 классе на тему: «Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»...

Урок «Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». 10 класс.

Цель урока. Выявить, в чём своеобразие концепции любви в романе .Задачи урока.Учебные задачи. Овладение навыками вдумчивого и внимательно чтения, умением кодировать текст в таблицы,, умением вести зап...

Урок-исследование 10 класс по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

В уроке представлена технология проектирования учебно-познавательных барьеров...

Открытый урок по литературе " Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".

раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине...

Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...