Урок литературы "Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме
урок литературы в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_lyubov_i_schaste_v_romane_i.s.turgeneva_otcy_i_deti..docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Снеткова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 г.Покрова
Петушинского района
Владимирской области
Тема: Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Цели:
Формировать осознанное отношение к событиям и героям романа Тургенева, умение давать нравственную оценку их поступкам; учить сопоставлять разные истории любви героев и делать выводы о том, какова концепция любви в романе, анализировать сцены, где через чувство раскрывается развитие образа главного героя, особенности творческого подхода мастера к теме любви;
Развивать познавательные способности учащихся в процессе урока , образное и логическое мышление, целостное восприятие искусства, развивать монологическую речь учащихся за счет аргументированных ответов;
Воспитывать чувство прекрасного, интерес к русской литературе, стремление к самопознанию, любовь и уважение к людям, способность сопереживать.
Оборудование: видео и аудиоаппаратура, плакат, портреты И.С.Тургенева и П.Виардо.
Материалы: тексты художественного произведения, материалы исследований.
Ход урока:
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И.С.Тургенев
Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам в будущем развитии человечества водворением братства и личной равноправности между людьми.
Н Добролюбов
( авторы не указаны)
Звучит музыка. Чтение письма.
«… Дал бы Бог, чтобы мы могли провести вместе следующую годовщину этого дня и чтобы и через семь лет наша дружба осталась прежней.
…Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь , что Вам доставит удовольствие чтение этих строк…а теперь позвольте мне упасть к Вашим ногам.»
вторник 1 ноября 1850 С-Петербург
-Любовь… Сколько счастья и страдания приносит она человеку . Какие тайные силы , сокрытые в душе, вызволяет наружу. Каким испытаниям подвергает нас.
-Что такое любовь по-вашему? Каково ее место в жизни человека? В ваших ответах на этот вопрос прозвучали разные мысли.( предварительно уч-ся отвечали на эти вопросы, одному уч-ку было предложено обобщить результаты)
-Каждый человек имеет свою позицию в отношении этого чувства.
-Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?
-Обратимся к эпиграфам. Имена авторов пока не названы. Здесь представлены две точки зрения на роль этого чувства в жизни человека.
любовь – стихия, которая сильнее смерти
любовь – предвестие счастливого будущего
-Какое из них принадлежит Тургеневу? ( Тургенев поставил бы на первое место любовь. -Слова , использованные в первом эпиграфе, принадлежат ему. Автор второго высказывания, мечтающий об общественном благоденствии, - Добролюбов.)
-Как вы думаете, нашла ли свое отражение в романе «Отцы и дети» точка зрения Тургенева на роль любви в жизни человека? Зачем автор подвергает своих героев испытанию этим чувством? Мы ответим на эти вопросы в конце урока.
-Герои романа, как ни увлечены они идейными спорами , постоянно говорят о любви. -----Эта тема им интересна и важна. Каковы же убеждения, декларируемые героями?
-Что для каждого из героев любовь? Реальное чувство или мечта?
( предварительное задание: выписать цитаты, где герои говорят о чувстве)
чтение записей и выводы:
Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон , воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью.
Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадаки сфинкса. Это страсть и страдание, ломающее жизнь.
Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы.
Для Фенечки любовь – это служение «благодетелю» Н.П.
Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боиться и так и не решается познать.
Для Кати – семья и равенство в браке.
Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти
Базаров считает, что любовь – пустяки и романтизм. Но именно его взгляды коренным образом меняются рушатся.
-Вы видите, что высказывания о любви и истинное значение ее в жизни героев не всегда совпадают. Каким видят свое будущее герои Тургенева и соответствует ли это их реальной судьбе?
(предварительно уч-ся выписывали мечты о будущем и реальное будущее героев)
-Мы уже говорили о том , что судьбы «отцов» и «детей» тесно переплетены в романе. Аркадий повторяет судьбу своего отца на новом витке. После того как прошла ослепленнось ярким чувством к Одинцовой, он находит тихое счастье с Катей.
(эпизод из к\ф)
-Человек, которому есть, что любить, есть, чем дорожить, - обыкновенный, нормальный человек. Но…..не он главный герой романа.
-Так почему же Тургенев не дает такого тихого счастья Базарову?
-Во всех противоречиях облика автора есть одна горестно-мудрая, но последовательная черта: одиночество, «не-семейственность» (Б.Зайцев)
Тургенев не любил семьи, не желал любимым героям полнеть в тепле и уюте. Он для них приберег смерть.
-Каковы же взгляды Базарова на общечеловеческие ценности до встречи с Анной Сергеевной?
(Базаров, еще не испытавший потрясения от любви, не занимается глубоко самоанализом, его мало волнует, какое впечатление он производит на других, что в нем видят люди.
Там, где отцы и их последователи находят опору: в любви, искусстве, поэзии, музыке, - он видит романтизм, чепуху, бесполезное художество)
-Как вы встретили неожиданные страницы романа: о «романе» Базарова?
-Кто эта женщина, перевернувшая мир Базарова?
-Еще до ее появления на балу о ней упоминает в разговоре Кукшина. И почему-то после этого Базаров не хочет говорить о любви.(13гл.)
-Какой мы ее видим глазами Аркадия?
Эпизод и чтение отрывков - портрет (14гл)( ошибочно Аркадий отмечает, что Одинцова успела многое перечувствовать и передумать)
-Разве не узнаем привычного Тургенева, несравненного мастера женского портрета. Это один из самых пленительных образов – и не только в русской литературе.
-Но каков же Базаров в этом эпизоде? Удивил ли он вас? Как встретили его циничные колкости по поводу Анны Сергеевны? И вдруг: «Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова…» это как понять? Ведь, казалось бы, он дал волю …пошлости («Этакое богатое тело…»)
-Как ведет себя Базаров при встрече с Анной Сергеевной? О чем это говорит?
-Хотя в Аркадии в это время зарождается чувство, а Базаров обращает внимание на Катю, автор не дает развиваться отношениям между этими героями.
-Какие детали в образе Одинцовой помогают нам увидеть, что она не способна на глубокие переживания, она не подвластна чувствам?
( «вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье»)
Какие перемены отмечает автор в Аркадии и Евгении? В чем их причина?
Чем были отношения с Базаровым для Одинцовой?
-Центром романа, одной из ярких, сильных сцен является объяснение Базаровас Одинцовой в 17 –18 главах.
-Как ведут себя герои в первый вечер? ( Одинцова – закрыта, скрещенные руки и ноги – крест. Базаров – сомнение в своих мыслях : «всякий человек – загадка» - сфинкс , чувствует в себе перемену, проснувшееся чувство.
-Что для Одинцовой любовь? Готов ли Базаров к такой любви?????
-Почему Базаров называет влюбленного – несчастным человеком7( сам себя таковым ощущает)
-Вся сцена у Тургенева сопровождается образами природы и музыки (чтение отрывка)
-В чем тайна этих фраз, их особенной поэтичности и лиризма?
-Почему Одинцова возвращается к прерванному разговору?
( Она замечает сдержанность и напряженность в Базарове , вызывает откровенность, но сама боится)
эпизод из к\ф
-Почему Одинцова отталкивает Базарова?( для нее важнее спокойствие, которому противопоставлены БЕЗУМНО, БЕЗДНА , БЕЗОБРАЗИЕ . Но та же бездна , тайна в ее глазах, от чего она сама смутилась)
-Как можно объяснить бегство Базарова из Никольского?
5.
-Но Базаров меняется , сам того не желая признавать, он в себе открывает романтика. Натура не совпадает с теорией , жизнь не совпадает с теорией. Теперь он будет по- другому жить, он самого себя для себя откроет. Теперь он размышляет , а не утверждает. -Герой , обновленный, проходит второй круг испытания любовью.
-В чем проявляется постепенное изменение героя?
цитирует Пушкина, Гоголя – оказывается, он читал не только научные книги
рассуждает о природе, своем маленьком месте, мимолетности своего существования
пытается проявить свои чувства к Фенечке, даже книга падает.
Участвует в дуэли с Павлом Петровичем
Признает над собой силу женщины: « знаю руку, которая и пальцем меня сшибет», хотя до этого говорил другое
Просит родителей молиться о нем во время болезни
Он обнаруживает пустоту в себе. Под сомнение поставлена не только правильность выбранного им пути, намеченных целей. Базаров ощущает душевную опустошенность, поэтому «лихорадка рабы сменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством», пришла странная усталость, изменившая даже твердую и стремительно смелую походку.
-Базаров переживает кризис, т.е. живет, становится другим, а не действует по схеме.
Именно во втором круге перед нами предстает герой таким, каким его задумывал автор:
«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего» (Тургенев – Случевскому)
6.
- Эпизод последней встречи в Никольском Одинцовой и Базарова помогает нам понять мучительность решения Евгения – разорвать отношения с Анной Сергеевной.
Перечитаем эти строки. ( «летучие рыбы» - плюхнуться в свою стихию)
Как этот образ помогает нам понять героя?
-Все, что так рьяно отрицал Базаров: любовь, жизнь, смерть, - теперь отрицает его.
7.
-Приезд Одинцовой к умирающему Базарову окончательно проясняет чувства Анны Сергеевны : любит ли она его?
-Почему же тогда она приезжает к нему? ( черный ангел)
-Отчего так завораживает этот момент?
-Разве не возвышает героя эта любовь перевернувшая всю его жизнь? Разве не сострадаем ему , прочитав : «Дуньте на угасающую лампаду….» А.С. была единственным светом , который еще теплился для Базарова, единственным, что удерживало его в жизни.
8.
- Почему умирает Базаров? ( Он осознает свою ненужность. Неразделенная любовь, крушение его идей, потеря единомышленников – внутренний конфликт, что особенно тяжело ему – цельной личности.)
-Испытания любовью не выдерживают Базаров и Одинцова. Внутренний конфликт – главный конфликт, который становится очевидным во время этого испытания.
9. Выводы
-Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.
-Гордость, жажда властвовать над временем, стремление скорейшей реализации поставленных задач, попытка приравнять жизнь к разумному биологическому процессу… Остановила Базарова любовь, которая вызвала пробуждение и смятение чувств. Ему хватило мужества признать ошибки. Он все подвергал сомнению, подверг сомнению и свои взгляды.
Именно любовь , ведущая к гармонии, к вечному примирению, а не гордыня, обрекающая на вражду, разрушение хаос, должна, по мнению Тургенева, обеспечить бесконечную жизнь
-Вернемся к эпиграфу урока – как он перекликается с последней страницей романа?
-Можно ли сказать , что роман Тургенева о Любви? ( Мгновенна жизнь человека, смешны его идейные споры, но вечна жизнь и вечна любовь, благодаря которой «держится и движется жизнь». И только она права. И в этом смысл романа Тургенева о любви, которая сильнее смерти, ибо она вечна)
-Наполовину выросшая из земли фигура главного героя вернулась в свою стихию, пока не придет его время.(1859г)
Итог.
-Что открылось вам нового в Тургеневе?
-Какие мысли с урока оказались значительными для вас?
-Какие вопросы вы хотели бы ему задать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не вс...
Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
конспект урока по литературе...
«Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Урок литературы в 10 классе на тему: «Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»...
Урок «Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». 10 класс.
Цель урока. Выявить, в чём своеобразие концепции любви в романе .Задачи урока.Учебные задачи. Овладение навыками вдумчивого и внимательно чтения, умением кодировать текст в таблицы,, умением вести зап...
Урок-исследование 10 класс по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
В уроке представлена технология проектирования учебно-познавательных барьеров...
Открытый урок по литературе " Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".
раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине...
Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...