Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Поцелуями прежде считал…»
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему

Кузнецова Алла Григорьевна

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Поцелуями прежде считал…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stikhotvoreniya_m.yu_._lermontova.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс

на лучший анализ стихотворения

М.Ю. Лермонтова

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Поцелуями прежде считал…»

Исполнитель: Кораблёва Ирина,

учащаяся 10 класса, МБОУ СОШ № 60

Руководитель: Кузнецова Алла Григорьевна,

учитель русского языка и литературы  

г. Каменск-Уральский

2014 г.

Кораблёва Ирина, 15 лет, ученица 10 класса, МБОУ СОШ № 60, призёр городского конкурса на лучший анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Поцелуями прежде считал…».

15 октября 2014 года весь интеллектуальный мир России отмечал знаменательную дату – 200-летний юбилей со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Он прожил неполных 27 лет и трагически погиб от руки своего прежнего товарища Мартынова. Нелепая смерть, которую сам Лермонтов так скоро не ждал, несмотря на череду грустных событий в его жизни. «Видимо, так было предначертано судьбой», – скажете вы, и в ответ увидите в моих глазах глубокую печаль.

Я с трепетом держу в своих руках томик стихов поэта. Меня особенно волнует ранний период его творчества. Наверное, потому что я сама ещё совсем юна. Ищу стихи про любовь. Любовь, любовь, любовь… Вечная тема. О, как их много! Понравилось стихотворение «Поцелуями прежде считал…». Вот оно:

Поцелуями прежде считал

Я счастливую жизнь свою,

Но теперь я от счастья устал,

Но теперь никого не люблю.

И слезами когда-то считал

Я мятежную жизнь мою,

Но тогда я любил и желал,

А теперь никого не люблю!

И я счёт своих лет потерял,

И крылья забвенья ловлю:

Как я сердце унесть бы им дал!

Как бы вечность им бросил мою!

Чувства Лермонтова меня встревожили. Стихотворение написано в 1832 году, когда поэту лишь минуло 18 лет! Видимо, это «страничка из дневника», каких было много в юношеской лирике Лермонтова. Что же происходило в его «мятежной» жизни, если он «счёт своих лет потерял», когда ему всего 18? Мой ответ: любовь, любовь и ещё раз любовь. С некоторых пор это чувство знакомо и мне.

Любовь была одной из главных тем лирики Лермонтова 1830-1832 годов. Летом 1830 года Лермонтов с бабушкой приехали в Середниково. Там  родственница Михаила Юрьевича Лермонтова Александра Верещагина познакомила его с Екатериной Александровной Сушковой, девушкой замечательной красоты, двумя годами старше Лермонтова, одетой по последней модной картинке в журнале. Великолепная коса дважды обвивала её голову. Лермонтов пылко увлёкся красавицей, но она считала его ещё мальчиком и относилась к нему немного свысока. Екатерина Александровна Сушкова вела записи о своих отношениях с молодым поэтом. Эти записки с течением времени разрослись в целый роман из 2-х частей: в первой главенствует язвительная Сушкова, а в другой – надменный Лермонтов. Книга, в которой содержится немало  ценной информации о Лермонтове, увидела свет лишь в 1870 году, когда Сушковой уже не было в живых. Лермонтов испытывал к Екатерине Александровне Сушковой глубокое чувство первой любви, она же предпочитала издеваться над ним. Молодой поэт посвятил ей много стихотворений, среди которых и «Чёрны очи». Вот строчки из этого стихотворения:

В ваших звёздах, чёрны очи,

Я нашёл для сердца рай и ад.

С Натальей Фёдоровной Ивановой молодой поэт познакомился, когда гостил в семье Ивановых предположительно летом 1831 года в селе Никольское-Тимонино на Клязьме, недалеко от Москвы. Наталья Фёдоровна то манила, то отталкивала Лермонтова. Он в ослеплении любви не чувствовал душевного холода и непонимания своей возлюбленной. Наталья Фёдоровна Иванова была обычной светской девушкой, кокетливой и себе на уме, поджидавшей выгодного жениха. Однако ей льстило, что юноша-поэт пылает к ней такой бурной страстью, посвящает ей стихи, которые и сегодня мучительно читать – столько в них боли, страстных надежд, разочарований. Но эта любовь  оказалась «безысходно мрачной».  Всё, что Лермонтов переживал, так или иначе отразилось в его сочинениях. И Наташа Иванова вошла не только в его стихи – тем же летом Лермонтов пишет романтическую драму «Странный человек», в которой в лице Натальи Фёдоровны Загорскиной была изображена Иванова, а главного героя Павла Григорьевича Арбенина Лермонтов наделил собственными чертами.

Но вернёмся к стихотворению «Поцелуями прежде считал…». Почему Лермонтов не даёт ему названия? Ответить сложно. Возможно, степень переживаний поэта была так высока, что он об этом не думал?! Ведь летом 1830 и следующим летом 1831 года Лермонтов пережил две неразделённых любви! Именно потому в стихотворении «Поцелуями прежде считал…» он говорит, что утратил способность любить. Я разделяю мнение исследователей биографии Лермонтова, которые считали, что красавица Сушкова «уж точно не могла к себе подпустить нелепо выглядевшего юного поэта». Выходит, что стихотворение посвящено Наталье Ивановой?! Но стихотворение «Поцелуями прежде считал…» датировано 1832 годом.  Летом 1832 года, когда компания молодёжи поехала в   Симонов монастырь, Лермонтов случайно сел рядом с девушкой. Она была замечательной: нежной, мечтательной, переменчивой. На её лице сияли чёрные глаза. Это была Варенька Лопухина, сестра хороших друзей Лермонтова. Дело в том, что Лермонтов и Варенька Лопухина впервые познакомились в 1828 году, когда им обоим было по 14 лет, но тогда Мишель даже не обратил на неё серьёзного внимания.  Летом 1832 года он воспылал к ней самыми нежными, глубокими чувствами. Вареньку любили все, и поэт тоже. Но их роман не мог развиться, так как Лермонтов вскоре переезжает в Петербург. Но он всегда справлялся о Варе: как она поживает, всё ли у неё хорошо. Значит, стихотворение «Поцелуями прежде считал…» всё-таки посвящено не ей. Прихожу к выводу, что, скорее всего, оно посвящено Наталье Фёдоровне Ивановой, потому что именно эта любовь оказалась самой «безысходно мрачной». Но это лишь  мои предположения, потому что я не могла найти точного ответа даже в томе первом собрания сочинений знаменитого Ираклия Луарсабовича Андроникова «Загадка Н.Ф.И.», который всю свою жизнь занимался исследованием жизни и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова.

В 30-е годы XIX столетия стихотворения о горестной утрате относили к жанру элегии. Лермонтов всю жизнь оставался верен этому излюбленному жанру романтиков. Но об утрате можно говорить по-разному: рассказывать, просто изливать чувства… Лермонтов события своей жизни анализирует, причем достаточно рассудочно. Автор использует повседневную лексику, пишет простыми и понятными словами. Стихотворение написано трехстопным анапестом, рифма строго мужская, рифмовка строк перекрестная. Чтобы подчеркнуть главную мысль стихотворения, автор использует поэтический приём – это сквозная рифма, проходящая через всё произведение. Стихотворение состоит из трёх катренов. Первый и второй заканчиваются словами «никого не люблю», усиливая эффект эмоционального состояния лирического героя. Третий катрен – итог всех чувств: «И я счёт своих лет потерял…»

При ближайшем рассмотрении видно: стихотворение построено на двойном значении слова «считал»: «полагал» и «вёл счёт». Первое значение очевидно, на второе указывает последняя строфа: «прежде считал», а теперь «счёт… потерял». Стихотворение построено схематично. Сначала читатель видит две противоположности: «поцелуями считал счастливую жизнь – слезами считал мятежную жизнь». Искусный поэт несколько нарушает параллелизм лишь тем, что «счастливый» и «мятежный» – не полные антонимы. Вывод же в обоих случаях один: «Я… теперь никого не люблю». Последнее четверостишие – уже не анализ, а выражение эмоции. Но построено оно не менее строго, чем два первых. В каждой паре строк – пара сопоставленных глаголов: «потерял – ловлю», «дал бы унесть – бросил бы». Вполне логичен по смыслу общий вывод: тому, кто никого не любит, единственный выход – забвенье. Но впечатление рассудочности ослаблено здесь характерной для Лермонтова намеренной нечеткостью образа. «Бросить вечность», «им», то есть крыльям, -  явно неточно сказано. Здесь по смыслу следовало бы сказать «ему» – забвенью. Создаётся впечатление, будто поэт торопится «занести в дневник» свои переживания и не заботится о мелочных правилах русской стилистики. Кроме этого, в стихотворении используются различные художественно-выразительные средства языка. Например, эпитет «мятежная жизнь», метафора – «крылья забвенья ловлю», развернутая в последнем двустишии. Также автор использовал стилистические фигуры, одной из которых является антитеза: «Но тогда я любил и желал, а теперь никого не люблю»; анафора: «Но теперь я от счастья устал,/ Но теперь никого не люблю»; инверсия: «Поцелуями прежде считал/ Я счастливую жизнь свою».

Тайна звукописи Лермонтова совершенна. В каждом поэтическом звуке фантастически присутствует тень самого автора. Чтобы создать звуковой рисунок «безысходной грусти», Лермонтов использует приём фонетической организации текста – ассонанс. Протяжные гласные (а, о, у, и) усиливают «безысходно мрачное» чувство щемящей до боли грусти. Аллитерация также служит стилистическим средством, усиливающим выразительность эмоциональной речи. Повторение согласных (д, з, ж, с, т, л)  создают эффект горького разочарования в любви. Но использованные Лермонтовым восклицательные предложения в конце стихотворения не дают мне усомниться в гордом благородстве чувств поэта.  

Автор переживает любовную утрату, утверждает, что утратил способность любить. В жизни поэта 1832 год является переломным. Учёба в Московском университете как-то не задалась. Увлечённый творчеством, он пропускал много лекций, а в мае 1832 года не явился на годичный экзамен. В следующем месяце Лермонтов был по его собственному прошению уволен из университета.  Осенью он поступает в военную школу и переезжает в Петербург. Вскоре Наталья Фёдоровна Иванова выходит замуж за Николая Обрескова. А Лермонтов остался страдать в одиночестве. Вот почему он «счёт своих лет потерял», хотя ему было всего 18! Поэту казалось, что он прожил уже «счастливую» жизнь, когда он «любил и желал».

Как много я узнала об этом периоде жизни поэта, обратившись к анализу стихотворения «Поцелуями прежде считал…». Оно заставило моё сердце так мучительно сжаться, как некогда сжималось сердце юного Лермонтова, который уже тогда мысленно отправлял «счёт своих лет» в ВЕЧНОСТЬ!


Список использованных источников:

1.Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. /Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998. – с. 483

2.http://www.lovestuff.ru/lovestory/xix/273.html

3. Андроников И.Л. «Загадка Н.Ф.И.» Собрание сочинений в двух томах.    Том 1, с. 23-48

4. В. Афанасьев «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова». М., издательство «Детская литература», 1984, с. 5-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1  Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы...

лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"Выхожу один я на дорогу..."

Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство ...

Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"

в данной презентации содержатся  репродукции картин М,Ю.Лермонтова, сравнительная таблица, обозначены  средства художественной выразительности....

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА И И.А.БУНИНА

В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании  урока словесности.Есть уроки русского языка и уроки литературы отдельно друг от друга. А вот у гимназистов прошлого века такое ра...

Лингво- поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."

Лингво-поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"На севере диком..."...

«Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий» /анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Она не гордой красотою…»/

Цель урока:познакомить обучающихся с интимной лирикой М.Ю.Лермонтоварассказать об адресатах любовной лирики поэтапомочь учащимся понять причину трагизма и глубоких страданий лирического героя любовной...

Урок "Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Мой Демон"

Обучение текстовой деятельности - один из путей развития коммуникативной компетенции. Одним из способов анализа и истолкования поэтического текста является лингвистический анализ, который позволяет бо...