урок по "Ревизору"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Верткая Светлана Александровна

технологическая карта урока по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" с приложением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_revizoru.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата

09.12.2014

Предмет

Литература

Класс

8

Учитель

Верткая Светлана Александровна

Номер урока в курсе

Номер урока в теме

1

Тема урока

Н.В. Гоголь «Ревизор»: художественная основа комедии, система образов

Тип урока

Открытия новых знаний

Образовательные ресурсы

Цели урока

Обучающая: прививать интерес к русской классической литературе, познакомить со сценической историей комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра (пьесы).

Развивающая: развивать аналитические умения и навыки обучающихся, расширять знания о драматургии, проследить связь литературы и живописи.

Воспитывающая: формировать положительные нравственные ориентации, воспитывать интерес к произведениям писателя.

Формы и методы обучения

Коллективная, групповая, индивидуальная

Основные термины и понятия

Эпос, драма, комедия, Афиша. Акты. Явления. Монологи. Диалоги. Реплики. Ремарки

Планируемые образовательные результаты

Научатся: находить отличительные признаки жанра комедии

Получать возможность научиться: работать с книгой, отбирать нужную информацию

Этапы урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Методы

Формы проведения

УУД

Виды контроля

Л

М/П

П

Организационный этап.

1-2 мин

 создание положительного эмоционального настроя

Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, говорят добрые слова и пожелания своим соседям по парте.

Энергизатор  «Доброе слово»:

-Прошу вас улыбнуться друг другу и сказать какие-нибудь добрые слова своему соседу по парте.

коллективная

парная

Стремление к речевому самосовершенствованию

К

Соблюдение правила русского речевого этикета

Ситуация речевого общения

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу»)

1-2 мин

 создание положительного эмоционального настроя и мотивации к учению

Беседа с учащимися по вопросам

Формулировка

 темы урока

учащиеся называют изученные произведения

«Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»,

«Тарас Бульба»

Эпические

Лирика, драма

В лирике выражены мысли и чувства автора, в эпическом произведении повествуется о событиях и людях, «слышится голос автора».

В драматическом произведении автор не может рассказать от своего лица биографию героя, не может описать, как выглядят герои, т. е. отсутствуют портретные описания, не может раскрыть внутренние причины поступков героев, прямо высказать свое отношение к ним, т. е. герои драматичного произведения более «самостоятельны», они как будто бы меньше зависят от поддержки автора. Таким образом, наибольшее значение имеет речевая характеристика героя. В основе развития действия пьесы – конфликт между героями, т. е. столкновение их интересов.

 Драматическое произведение предназначено для исполнения на сцене. Содержание его составляют речи в форме диалога или монолога. Речь сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии и поведении героев, их мимике и жестах.

Портрет Н.В.Гоголя

Почему портрет Н.В.Гоголя?

Какие ассоциации возникают  у вас . когда вы смотрите на портрет Н.Гоголя?

К какому роду литературы относятся эти произведения?

Какие роды литературы вы знаете еще?

Какие ассоциации возникают у вас со словом драма?

Подводящий диалог

Кол-ная

Инд-ная

Стремление к речевому совершенствованию

К

Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

П

Извлекать необходимую информацию, определять основную и второстепенную информацию

Р

Планировать последова

тельность действий

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов

Целеполагание

Умение формулировать цель

Какие цели вы ставите для себя на сегодняшнем уроке?

Ставят перед собой цели

Что  такое комедия?

«Ревизор»

Заполнение таблицы Знаю-Хочу узнать

Сам.работа

индивидуальная

Освоение личностно

го смысла учения, желания учиться.

К

Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

4-5 мин

Подвести к пониманию необходимости пополнять знания

Николай Васильевич Гоголь, писатель «загадочный, непостижимо глубокий, парадоксальный, ни с чем несравнимый».

Гений - всегда загадка, разгадке которого обычно и посвящена литература, создаваемая каждым новым поколением.

«Разгадывая гениев, человечество каждый раз разгадывает себя».

Особенности жанра комедии?

Работа с дополнительными источниками

Словарь, учебник

поисковый

Кол-ная индив-ная

Уважительное отношение к книге

П

Извлекать необходимую информацию, определять основную и второстепенную информацию

Р

Планировать последова

тельность действий

 Выявление места и причины затруднения

2-3 мин.

Умение работать с текстом

Контроль за деятельностью учащихся

Литературоведческий термин

Ответы учащихся

КОМЕДИЯ – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом.

Стремление к речевому самосовершенствованию

К

Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

 Построение проекта выхода из затруднения

4-5 мин.

Значение лит-ры в жизни человека

Направление деятельности учащихся

Работа с текстом

 В сети Интернет

подводящий диалог, затем – побуждающий, а затем и с помощью исследовательских методов.

Кол-ная индивид

Работа в группах,

Инд. Формы

1гр. Работа со структурой текста

2гр история создания комедии

3 гр гоголь и театр

4.гр афиша

К

Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов

Реализация построенного проекта

5-6 мин

реализация построенного проекта

обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

П

Извлекать необходимую информацию, определять основную и второстепенную информацию

Р

Планировать последова

тельность действий

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

4-5 мин

Работа над вопросами

 Ответы учащихся

Групповая индивид

Ответы на вопросы

Осознание необходимости учиться

Умение воспроизводить прослушанный текст

Понимание роли книг в жизни человека

Включение в систему знаний и повторение

4-5 мин

Около 200 лет комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» не сходит со сцены. Ее ставят крупнейшие театры страны, она экранизирована, издается миллионными тиражами. Почему и в наши дни комедия пользуется неизменным интересом?

Цитатный план к действиям

приложение

Кол-ная

Стремление к речевому самосовершенствованию

К

Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

Домашнее задание

2-3 мин

инструктаж

Образы чиновников

Рефлексия учебной деятельности

2-3 мин

самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Что нового вы узнали?

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий.

Анна Андреевна

Лука Лукич Хлопов

Его жена

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Артемий Филиппович Земляника

Иван Кузьмич Шпекин

Петр Иванович Бобчинский
Петр Иванович Добчинский

.

Иван Алексеевич Хлестаков

Христиан Иванович Гибнер

Степан Ильич Уховертов

Свистунов
Пуговицын
Держиморда

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий.

С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»? 
В Толковом словаре русского языка Ожегова «Сквозняк- струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга».
Это говорит о том, что городничему свойственна беззаконность, развязность, полная безнаказанность.

Анна Андреевна

Его жена

Лука Лукич Хлопов

смотритель училищ.
Автор использует интересный момент - говорящие фамилии, двойная фамилия говорит о двойственности человека.
Фамилия образована от слова «хлопотать»- вечно испуганный, робкий.

Его жена

без имени и отчества.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья.
В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп-ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений.
Человек осторожный, хитрый.

Иван Кузьмич Шпекин

Почмейстер.
Фамилия образована от слова «шпик» - постоянно шпионит, читая чужие письма, бесцеремонный в своем простодушии.

Петр Иванович Бобчинский
Петр Иванович Добчинский

Городские
Заменена лишь одна буква в фамилии, во всем похожи, любопытны, болтливы.

Иван Алексеевич Хлестаков

«Хлест», «хлестать – бить, ударять чем-нибудь гибким»

Христиан Иванович Гибнер

Уездный лекарь. 
Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть».

Степан Ильич Уховертов

Частный пристав.
Фамилия образована путем сложения двух основ «ухо вертеть».

Свистунов
Пуговицын
Держиморда

Полицейские.
Сами фамилии говорят о действиях этих стражах порядка.

«Пренеприятное известие: к нам едет ревизор»

«О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»

«Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия»

«Мне нигде не было такого хорошего приема»

«Какие-то свиные рыла вместо лиц»

Знаю

Хочу узнать

Узнал


С

М

Е

Х

!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...