Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
презентация к уроку по теме

Посмашная Наталья Яковлевна

Материал содержит презентацию, которую я использовала на общешкольной родительской конференции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 7 классе.

Тема урока: «Обобщение изученного о наречии»

Цели урока:

Образовательная:

  • обобщить знания учеников по теме: «Наречие»;
  • проверить знания по теме;
  • ликвидировать пробелы в знаниях;
  • совершенствовать умения и навыки по данной теме;

Развивающая:

  • развивать память, мышление, быстроту реакции, умение пользоваться полученными знаниями;

Воспитательная:

  • формировать интерес к знаниям; доброжелательного отношения и взаимопомощи.

Ход урока:

  1. Минута приятных воспоминаний.

Учитель: закройте глаза, вспомните о чем-нибудь хорошем, улыбнитесь. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное – доброе начало.

2.Учитель: записываем в тетрадях число, классную работу. Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить? Какие вопросы обсуждать?

( Ответы ребят, подводят итог по своим высказываниям).

У нас в гостях Наречие, которое расскажет о себе.

  1. Сообщения ребят о Наречии.
  2. Учитель: подведём итог по вышесказанному. Что же такое Наречие?

 – Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, в котором имело больше значений, чем в современном русском языке.

Оно означало язык. Слово. Решение. Вопрос. Дело, спор. Способ. Вещи. Предметы. Глагол и ,наконец, Наречие. Корень речь как бы связывает его с глаголом, так как глагол тоже имел значение «речь»,глаголить означало «говорить, вести речь». Древние римляне называли эту часть «приглаголием». Русские грамматики назвали её точно так же, изменив лишь приставку. Видя главное содержание в том, что оно должно быть при глаголе (приглаголие) или накладывается на глагол, стали называть эту часть речи наречием.

Наречие – небольшое царство в стране Морфологии. Жители этой страны части речи живут между собой дружно, они помогают друг другу преодолевать препятствия.

Учитель: Итак, ребята, что вы узнали о Наречии?

Учитель: Мы убедились в том, что Наречие, действительно дружит с глаголом и обозначает признак действия.

– Что еще может обозначать наречие?

– На какие вопросы может отвечать наречие?

У всех наречий свой характер, они имеют разную форму. У наречия очень  много разных секретов, с которыми мы уже познакомились. А сегодня проверим, насколько мы их хорошо научились разгадывать.

– Вспомним, когда на конце наречий пишется суффикс -о-, а когда а-? 

– Как можно проверить -о- или -а-?  Вот попробуйте проверить таким способом орфограммы в следующих словах:

 Задание № 1.

– Я диктую слова, во время диктовки вы заполняете слева направо перфокарту-табличку, представляет собой квадрат 5х5. В каждую клеточку квадрата вы вписываете буквы -о- или -а-. По окончании работы соедините линией одинаковые буквы в результате чего получится определенный рисунок.

Справа, досуха, влево, издавна, докрасна, направо, изредка, насухо, добела, запросто, засветло, затемно, слева, накрепко, замертво, снова, искоса, задолго, издалека, сначала.

   

 

Учитель: Если получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком-ответом, то задание выполнено верно, и вы можете поставить оценку в оценочный лист.

Учитель: Наречие - неординарная часть речи, его легко перепутать с прилагательными, существительными, числительными, местоимениями, поэтому необходимо знать 4 самых лучших качеств.

  1. Неизменяемая часть речи.
  2. Отвечает на вопросы обстоятельства
  3. Примыкает к глаголу
  4. Не имеет зависимых слов.

Лингвистическая разминка

Выделить слова в сравнительной степени, определить их принадлежность к определенной части речи, роль в предложении.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

                                           Н. А. Заболоцкий.

Задание № 2.

Лингвистическая игра.

А сейчас мы с вами поиграем в игру не простую, а лингвистическую.

 

        - наречие                                                                                      

   именная часть.

 

 Увидеть (в)дали огонек, виднелся (в)дали моря, (в)начале не умел плавать, (в)начале учебного года, (во)время предупредил, (во)время урока, двигаться (на)встречу ветру, пойти (на)встречу с писателем, (на)верху парусника, полез (на)верх, преобразиться (в)миг, (в)миг опасности, (с)начало весны, (с)начала выучи правило, было холодно (в)первые дни, докладывал (в)первые.

Подсчитайте количество крестиков: 8 оценка «5» если 2 ошибки «4» 3,4 ошибки – 3.

Задание № 3.

Пословицы «рассыпались».

Тише едешь (дальше будешь)

В гостях хорошо (а дома лучше)

Готовь сани летом (а телегу зимой)

Найти наречие. Определить роль наречия в предложении.

Релаксация.

А теперь отдохнем, после большой работы.

Улыбнитесь друг другу, ребята! Сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на колени и повторяйте за мной.

Я в школе на уроке. Я учусь. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова моя мыслит ясно. Я хочу учиться. Я хочу работать. Начинаю работать. Начинаю работать.

Задание № 4.

Выполните тест.

1. Укажите, какие наречия пишутся с НЕ слитно:

А) (не) по-товарищески;
Б) (не) лепо;
В) вовсе(не) интересно;
Г) (не) весело;
Д) (не) далеко, а близко;
Е) нисколько (не) обдуманно.

2. Определите, какие наречия пишутся раздельно:

А) войти (не) заметно;
Б) говорить (не) убедительно;
В) (не) хорошо, а плохо;
Г) вовсе (не) громко;
Д) смотреть (не) дружелюбно.

Для следующих заданий сделаны карточки для индивидуальной работы.

3. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

 

А)

Б)

В)

Г)

Н... когда/

Е

И

И

Е

Н...где/

И

Е

И

И

Н.. /.куда

И

Е

Е

И

Н...чу/ть

И

И

И

Е

Н... ско/лько

Е

Е

И

И

4. Какую букву нужно вставить?

 

А)

Б)

В)

Г)

Превосход...о

Н

Н

н

н

Мужестве... о

Нн

Нн

н

Нн

Вниматель…о

Нн

Н

н

Н

Интерес… о

Н

Н

Нн

Нн

5. Какую букву нужно вставить?

 

А)

Б)

В)

Г)

Свеж...

О

Е

О

О

Певуч...

Е

О

Е

Е

Угрожающ...

О

О

Е

Е

Ещ...

Е

О

Е

О

 

6. Укажите, какие наречия пишутся через дефис:

7. Укажите, какие наречия пишутся без Ь в конце:

8. В каких предложениях выделенное слово - наречие?

А) (по)меньше;

Б) (по)французски;

В) (во)первых;

Г) (по)лучше;

Д) (по)старому;

Е)(по)просту.

А)вскач...;

Б) настеж...;

В)замуж...;

Г) навзнич...;

Д) уж...;

Е) наотмаш

А. (По) весеннему шумит лес.

Б. (По) зимнему лесу двигались подводы.

В. (По) летнему лесу приятно идти.

Г. Настроение было (по)осеннему грустное

Взаимопроверка.

Выставляем оценки в оценочный лист. Все оценки суммируете. Если вы набрали баллы от 23 до 25 – оценка «5», от 18 до  22 – оценка «4», от 14 до 17 – оценка «3», до 14 – оценка «2».

Итоги урока.

О чем говорили на уроке?

Поделитесь своими впечатлениями о уроке:

продолжить данные предложения:

  1. Было интересно…
  2. Теперь я знаю…
  3. Мне запомнилось…
  4. Я выполнял задания…
  5. Хотелось бы…

Урок хотелось бы закончить, пожеланиями друг другу, используя наречие

Не болеть (никогда), выглядеть (великолепно), улыбаться (чаще), быть преданному своему делу (всегда), живите (счастливо).

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.

Домашнее задание.

Сочинение на лингвистическую тему. Придерживайтесь критериев плана.

Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие на уроке и желаю дальнейших успехов. Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Районный конкурс авторского творчества на противопожарную тематику «Человек доброй воли»

Номинация «Журналистское творчество»

Очерк «Есть такая важная профессия – пожарный»

Грязнова Татьяна Алексеевна,

15 лет, МБОУ «Вожгорская СОШ»

Руководитель:  Посмашная  Наталья Яковлевна.

Пожар – это всегда неожиданно и страшно. Многие люди теряются в такой ситуации: совершают ненужные действия, не могут найти выход из охваченного пламенем дома и т.д. Очень часто у людей просто не остаётся шансов выжить, если на помощь не придёт пожарный.

При возникновении пожара сигнал поступает в диспетчерскую службу, оператор определяет, какая пожарная часть ближе к месту происшествия, к какой категории сложности относится пожар. В зависимости от этого планируются дальнейшие действия. Если горит мусорный контейнер, то к месту происшествия будет направлена лишь одна машина-автоцистерна, но если происшествие более серьезное, воспламенилось жилое или производственное помещение - то, как минимум, две, и желательно с разных направлений (на случай, если одна вдруг застрянет где-то в пути, например, в автомобильной пробке). На крупные же происшествия пожарные съезжаются со всей округи.

Но всё это хорошо, если в населённом пункте имеется пожарная часть. В нашем небольшом селе есть добровольная пожарная бригада, и от их слаженной  и оперативной работы зависит не только спасение помещения и ликвидация пожара, но и чья-то жизнь оказывается в их руках. Радует то, что все пожарные – это люди ответственные, способные прийти на помощь в любую погоду. Это не высокопарные слова - это действительно так. Они стараются выехать на место происшествия как можно раньше, обзванивая друг друга. К сожалению, у нас нет оперативного дежурного, который держит ситуацию под контролем.

В крупных населённых пунктах всё намного проще. Когда поступает сигнал тревоги, дежурные бойцы должны за 20 секунд надеть специальную одежду, после чего немедленно сесть в машину и выехать. От того, как быстро прибудет машина на место происшествия, часто зависят жизни многих людей. По прибытии пожарные определяют, что и где горит, какие действия следует предпринимать. Необходимо за полторы-две минуты развернуть пожарные рукава и подключить их к местному источнику воды, если таковой имеется, либо к цистерне

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;

создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию.

использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях.

эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Профессия пожарного или , как она теперь называется, спасателя – одна из важнейших в обществе. Телефон 01 знает с детства наизусть каждый ребёнок. Многим людям за всю жизнь так и не понадобится помощь пожарных, но зато других эти самые защитники спасут от смерти. Любой город и даже посёлок обязательно должен иметь свою бригаду спасателей, так как пожары бывают везде, и тушить их должны профессионалы. Огонь – это сильная стихия, способная в сухую погоду огромную территорию превратить в чёрную пустыню, покрытую пеплом. Задача пожарной службы спасти в первую очередь людей, а потом материальные ценности, постройки, леса, сельскохозяйственные угодья и прочее. Эти люди тушат многоэтажные дома и даже целые заводы, а также мешают огню распространиться дальше. Без их подвигов число жертв пожаров и материальный ущерб от них имел бы катастрофические объёмы в масштабе нашей страны.

Храбрость, устойчивая психика, хорошая реакция, дисциплинированность, сообразительность – вот основные качества, без которых не стать профессиональным пожарным. Работа спасателя командная, поэтому людям, борющимся с огнем, необходимо быть коммуникабельными и способными всегда прийти на выручку.

Квалифицированным пожарным надо обладать высокой стрессоустойчивостью и иметь несгибаемую силу воли. Прекрасная физическая форма спасателю необходима, чтобы иметь возможность работать в обмундировании, вес которого приблизительно 30 кг.

Ежегодно в нашей школе проходит учебная тревога: раздается пожарная система, все учащиеся выходят на улицу, далее идет перекличка по классам, тут уже подъезжает пожарная машина с  Вожгорской бригадой добровольцев. Они осматривают степень пожара, опрашивают, есть ли пострадавшие, все ли вышли.

Благодаря слаженной работе  пожарной бригады многие пожары в Вожгоре были ликвидированы.

 Пожарный – одна из тех «святых» профессий, от которых напрямую зависит чья-то жизнь. Опасность и ответственность профессии отпугивает многих. Радует то, что случайные люди здесь не задерживаются.

  Спасибо вам, дорогие  пожарные села Вожгора! Без вашей помощи нам было бы очень сложно бороться с огнём!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Слайд 2

НЕ ЗНАЯ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СТРАНЫ, НЕ ПОСТРОИТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ!!!

Слайд 3

Наш век Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит... И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит... Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит перед замкнутой дверью: «Впусти меня! — Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..» Спас нерукотворный. XII век

Слайд 5

Общечеловеческие ценности Любовь к матери Патриотизм. Любовь к Родине Свобода воли Добро и зло Самовоспитание Добродетель Совесть Надежда

Слайд 6

Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный. Словарь С.И. Ожегова

Слайд 7

Патриотизм Стойкость Мужество Правдивость Честность Трудолюбие Устное народное творчество

Слайд 8

Говори красивые слова, Чтобы губы стали еще слаще, Чтоб от счастья кругом голова, Чтоб хотелось видеть тебя чаще. Хлебом ты с голодным поделись — То души надежная подкова, На людскую глупость ты не злись, Ведь духовность — красоты основа. Чтобы волос шелком отливал — Прядями малыш пускай играет. Боль других ты сердцем принимай — Душу равнодушье обижает. Человек нуждается в тепле — Даже вещь оставленная плачет… Души тонут лишь в холодном зле — И судьбу оно переиначит. Мы, старея, вдруг осознаем — Две руки от Бога мы имеем: Ближнему одной мы отдаем, А другой — себя всю жизнь жалеем. Красота в глазах отражена — Значит, есть любовь в твоем сердечке, Значит, эта дверь отворена, И тепло струится, как из печки.

Слайд 9

Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека. Л.Н. Толстой

Слайд 11

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – Не худшая все - таки участь. Мне кажется, я их чему-то учу, А может, они меня учат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...

Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При отсутствии одного из них начинается распад личности и культуры. Падение нравственности, стремление к накоплению земных ...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы (презентация).

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить...