Проект «Та земля, на которой я счастлив…»
проект по литературе (6 класс) на тему

Коваленко Анна Алексеевна

Данный проект был разработан в рамках празднования 100-летнего юбилея со дня рождения Э.Г. Казакевича

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №9»

ПРОЕКТ

«Та земля, на которой я счастлив…»

Руководитель: Коваленко А.А.

Образовательная область: Филология

Заказчик проекта: ШМО

Описание: C:\Users\admin\Desktop\i.jpg

Биробиджан

Январь 2013

Пояснительная записка

Проект «Земля, на которой я счастлив» направлен на подготовку и проведение юбилейных мероприятий, посвященных столетию со дня рождения Э. Казакевича.

Проект соответствует целям формирования исследовательской работы обучающихся в соответствии с тематическим планом литературного образования и опирается на региональный компонент литературного образования.

        

Каким пунктам тематического плана школьного предмета соответствует разрабатываемый проект

Проект соответствует темам исследовательской работы обучающихся на основе регионального компонента литературного образования

Проблемные места, возникающие при изучении этой темы

  1. Ограниченность поисковых ресурсов по данной теме
  2. Низкая степень осведомленности детей по данной теме
  3. Низкий уровень заинтересованности в прочтении художественной литературы

Проектные идеи, с помощью которых можно решить одну из выбранных проблем.

  1. создание презентаций
  2. конкурс чтецов
  3. заочная викторина

Обоснование выбора одной из проектных идей через анализ реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать разработанный проект (учебное занятие).

Для реализации данного проекта выбрана идея создания школьной лаборатории, т.к. данная форма представления позволяет более полно и широко рассказать о проделанной работе. Предполагается, что лаборатория будет содержать в себе художественные тексты, собранные материалы, презентации детей с обработанной необходимой информацией, готовые материалы для выступлений на «любознательных минутках», внеклассных мероприятиях, литературных праздниках.

Тема проекта

«Та земля, на которой я счастлив…»  Творчество Э. Казакевича

Цели проекта

  1. Формирование познавательной Я-концепции у обучающихся посредством групповой исследовательской деятельности

Задачи:

  1. Раскрыть «слепую» завесу на творчество Э. Казакевича
  2. Научить работать не только с художественной, но и литературоведческой литературой, представленной в школьной и областной научной библиотеке
  3. Развивать умение кратко и логично излагать свои мысли письменной и устной речи
  4. Научить пользоваться Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher для оформления результатов
  5. Развивать умение представлять и оформлять продукт деятельности

Планируемый конечный результат

повышение интереса к учебному предмету, получение навыков поисковой деятельности (работа в библиотеке с первоисточниками проекта), умение пользоваться программами Microsoft

Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов

  1. открытое литературное мероприятие;
  2. дидактические материалы.

Время реализации проекта

3 недели

Требуемые ресурсы (человеческие и технические)

Техническое обеспечение: компьютер, доступ к Интернету, проектор, экран, сканер

Программное обеспечение: Microsoft Word, Adobe Photoshop Image, Microsoft PowerPoint.

Другие ресурсы: художественные тексты автора, статьи из газет и журналов (научно-публицистическая литература), словари.

Исполнители

учитель, 3 группы учеников по 5 человек (6 класс)

Триада вопросов, поставленных перед учащимися

Основополагающий вопрос – Творчество Э. Казакевича в контексте литературы XX века.

Проблемные вопросы проекта:

  1. Почему произведения Э. Казакевича встречаются так редко в школьной программе?
  2. Чем объяснить, что имя Э. Казакевича известно не каждому школьнику?
  3. Каждый ли может прочитать произведения Э. Казакевича?
  4. Что дает ребенку прочтение произведений данного автора?

Частные вопросы:

  1. Что вам известно о жанрах, в рамках которых работал Э. Казакевич?
  2. Перечислите знаменитых авторов, писавших о войне
  3. Почему тема войны актуальна в творчестве Э. Казакевича?
  4. Есть ли у вас любимые и нелюбимые произведения Э. Казакевича?
  5. А ваши родители читали произведения Э. Казакевича?

Какие самостоятельные исследования учащихся имеют место в предлагаемом проекте

Составление вопросов для раздела заочной литературной викторины  «Листая странички жизни Э. Казакевича»

“ Литературная экспедиция «Известный писатель-дальневосточник»”

“Конкурс чтецов «Та земля, на которой я счастлив»”

Информационные материалы для проведения внеклассных мероприятий

Перечень прилагаемых к проекту дидактических материалов

  1. Художественные тексты
  2. опросник
  3. подборка научно-популярных материалов
  4. копилка иллюстраций

Алгоритм реализации проекта

        Срок реализации проекта: 25.12.12 – 25.01.13

  1. Начальный этап.

25.12 - определение темы и цели проекта;

26.12 – 04.01 – дефиниция ключевых составляющих темы:

Ядро проекта – внеклассное мероприятие по данной теме: конкурс чтецов «Земля, на которой я счастлив»

Компоненты ядра проекта:

- литературная викторина «Листая странички жизни Э. Казакевича»;

- литературная экспедиция «Известный писатель-дальневосточник»;

- информационные материалы для проведения внеклассных мероприятий;

Источники информации: ресурсы школьной и областной научной библиотек.

Распределение обучающихся на три группы по пять человек:

1 группа – «Исследователи» (группа, работающая с представленной научно-публицистической литературой по данной теме)

2 группа – «Эрудиты» (группа, работающая над реализацией проектных идей)

3 группа – «Поэтические любители» (участники конкурса чтецов)

  1. Планирование деятельности

Задание группам:

(05.01 – 10.01)

1 группа – занимается поисково-исследовательской деятельностью, руководствуясь ресурсами школьной и областной библиотек. Работа с научно-популярной, публицистической литературой по теме.

Цель деятельности группы: структурирование и подготовка материала для проекта по данной теме.

(12.01 – 15.01)

2 группа – занимается обработкой представленных материалов, на основе которых составляется заочная литературная викторина.

Цель деятельности группы: обработка готовых материалов, их воплощение в компоненте проекта.

(11.01 – 15.01)

3 группа – занимается подборкой художественных текстов автора для конкурса чтецов.

Цель деятельности группы: работа с художественными текстами проекта.

  1. Создание модели проекта

Данный проект реализуется в рамках декады литературы

(16.01 – 25.01)

План реализации проекта:

  1. Заочная викторина «Листая странички жизни Э. Казакевича» (17.01 – 22.01)
  2. Литературная  экспедиция  «Известный писатель -дальневосточник»  (17.01 – 23.01)
  3. Конкурс чтецов «Та земля, на которой я счастлив»

Приложение 1

Литературная викторина «Листая странички жизни Э. Казакевича»

«Вопросник»

  1. «Кто это?»

Родился в Кременчуге в семье литературного критика. После окончания Харьковского машиностроительного техникума уехал осваивать ДВ. Был культ-инструктором, начальником строительства, председателем колхоза. Руководил молодежным театром. Участвовал в ВОВ, служил в разведке. Известный писатель.

  1. Во Франции это произведение назвали «самым правдивым о войне». Оно переведено более 50 раз во многих странах мира. Дважды экранизировано (1949г., 2002г.). Назовите автора и произведение.

  1.  В каком году посмертно были опубликованы дневники, записные книжки и письма Э. Казакевича? Назовите год, название сборника, ответственных лиц.

  1. Как называется вторая часть дилогии «Весна на Одере», вышедшая в 1956 году, в Москве. Почему данное произведение подверглось разгрому в советской критике? 

Приложение 2

Сценарий конкурса чтецов «Мой милый край, мой край бесценный!»

Ведущий 1 

С чего начинается
Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе?
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять!

Ведущий 2

С чего начинается
Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле
Под ветром склоняясь растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца?
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца!

Ведущий 1 Сегодня мы проводим конкурс чтецов «Мой милый край, мой край бесценный!» В конкурсе принимают участие учащиеся школы в двух возрастных группах: 1 группа -1-6 классы, 2 группа –7-9классы.

Ведущий 2 Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Ведущий 1: Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней, как говорил великий русский писатель А.Н.Толстой.

В чём же, по вашему мнению, проявляется патриотизм?

(ответы учащихся)

Ведущий 2 Патриотизм проявляется: - в любви к своему Отечеству;

Ведущий 1 - в гордости за свой народ;

Ведущий 2 - в любви к культуре своего народа;

Ведущий 1- в любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей жизни;

Ведущий 2 - в желании процветания своей Родины;

Ведущий 1 - в деятельности на благо Родины;

Ведущий 2- в готовности охранять и защищать свою страну;

Ведущий 1 - в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам своих предков.

Ведущий 2 Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с рождения, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие заставить вас задуматься о своём отношении к нашей малой Родине – самому святому, что есть у человека. Нашей земле есть, чем гордиться!

Ведущий 1: Итак! Мы начинаем первый этап нашего конкурса «Я останусь в тебе, город ласковый мой…»

Ведущий 2: Когда под сердцем трепетным комочком

                 Забьется песня, торопясь наружу,

                 В минуты эти мне теплее ночью,

                      И сад отцовский расцветает в стужу.

                      Июльской ночью, пахнущей укропом,

                 А подо мной вращается Земля,

                 Наматывая, будто нитки, тропы.  – Лайма, знаешь кому принадлежат эти строки?

Ведущий 1: Э-э-э…

Ведущий 2: Ребята, а вы знаете, кому принадлежат эти строки?

(1 слайд)Ведущий 1: Верно, эти строки принадлежат известному писателю, лауреату Лауреат государственной премии СССР (1948, 1950) Эммануилу Генриховичу Казакевичу.

(2 слайд)Ведущий 2: Эммануил Казакевич родился 24 февраля 1913 года в Кременчуге, в семье учителя, впоследствии известного журналиста, главного редактора газеты «Биробиджанер штерн» Генриха Львовича Казакевича. Когда началась Первая мировая война, отец Казакевича переквалифицировался из учителя в журналиста, и подрастающий сын не раз наблюдал как вечером в избе отец сидел за столом, склонившись над листком бумаги, и время от времени мусолил огрызок «чернильного» карандаша для того, чтобы записи были четче. В это время по стене расползались причудливые очертания, а неровный огонек керосиновой лампы, вздрагивающий после каждого резкого движения курчавой головы, помогал разыгрывать в воображении мальчика целые спектакли театра теней. Эта завораживающая игра будила образы, которые Эммануил пытался облечь в какую-то форму.

(3 слайд) Ведущий 1: После окончания школы и Харьковского машиностроительного техникума 17-летний Казакевич уехал осваивать Дальний Восток, в столицу только что образованной Еврейской автономной области. Образованный и пытливый юноша быстро проявил себя, его вскоре назначили бригадиром, затем инженером, потом начальником участка. Он сменил много профессий: был культинструктором, начальником строительства дворца культуры и председателем колхоза. Его хвалили, и предложили создать на пустом месте колхоз, назначив председателем. Но тяга к литературе взяла верх, он уходит руководить молодежным театром, параллельно сотрудничая с рядом газет.

(4 слайд) Ведущий 2: В 1938 году Эммануил Казакевич приехал в Москву, где продолжил заниматься поэзией, и перевел на идиш произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского. В Москве, в 1939 году он издал на мамэ-лошн книжку стихов «Ди гройсе велт» («Большой мир»), а в 1941 году написал на идиш поэму «Шолэм и Хавэ». Занимался он и другим любимым делом – переводил на идиш произведения Гейне и Шекспира.

        (5 слайд) Ведущий 1: Когда началась война, Казакевича освободили от призыва из-за сильной близорукости. Но он не собирался отсиживаться в тылу, и ушел добровольцем. на фронт Грамотный, знавший несколько языков младший лейтенант, попал в подразделение разведки. Его группа часто совершала рейды в тылу врага, добывала ценные сведения, несколько раз отбивалась от наседающих гитлеровцев.

        (6 слайд) Ведущий 2: Из тех, кто начинал войну в разведке, ко Дню Победы уцелели считанные единицы. Среди них оказался Казакевич. И хотя он не очень любил надевать награды даже на праздники, его парадный китель украшали 8 боевых орденов и медалей, в том числе два ордена Красной Звезды и два ордена Великой Отечественной войны. 

        (7 слайд) Ведущий 1: В 1946 году вернулся в Москву и возобновил прерванную войной литературную работу – но уже не на идиш, а на русском языке. В 1947 году написал знаменитую повесть «Звезда», за которую через год получил Государственную премию. Повесть «Звезда» принесла писателю всемирную известность, достаточно сказать, что она была издана более 50 раз во многих странах мира. Прочитав «Звезду», Александр Твардовский сказал: «На войну ушел посредственный еврейский поэт, а вернулся с нее великолепный русский прозаик».  

        (8 слайд) Ведущий 2: Мы приглашаем первого участника нашего конкурса Лободанова Николая, который прочтет отрывок из рассказа «При свете дня».

        Ведущий 1: Не случайно Казакевич однажды написал о Моцарте и о себе: «Чего греха таить, я находил в этом гениальном ребенке собственные черты — странную смесь лености и необычайного трудолюбия, любви к разгулу и страсти к творчеству, скромности и чудовищного самомнения».            А что же еще писал Э. Казакевич в своих дневниках?

Ведущий 2: Мы приглашаем ученицу 9 класса Шот Алену                             Э. Казакевич «Странички из дневника»

Ведущий 1: Мы продолжаем наш первый этап конкурса, посвященный творчеству Э. Казакевича и приглашаем Шипова Владимира – «Письмо дальневосточникам».

Ведущий 2: Поэзия – волна души прекрасной, она сверкает птицей ясной, она, как девичья краса: прекрасна, нежна и чиста! Мы приглашаем…

Ведущий 1: Любовь к Родине — чувство очень личное, глубокое, тихое, как сказал поэт. Не стоит его выставлять напоказ. То, как мы относимся к своим близким, родителям, друзьям, к своей родной Земле, нашей большой стране, лучше всего проявляется в наших делах и поступках, а не в громких и красивых словах. Мы надеемся, что для многих из вас сегодня открылась какая-то своя новая особенная Россия.

Ведущий 2: Мы – будущее России. Нам её беречь и защищать.

Приложение 3 (1)

Дидактические материалы на «Любознательные минутки»

Биографическая справка

(подготовила Жукауските Лайма, ученица 6 класса)

Полюбила меня,

 Присушила меня

                      та  замля,

           На которой я счастлив.

              Эммануил Генрихович Казакевич  (24 февраля 1913, Кременчуг Полтавской губернии — 22 сентября 1962, Москва)
            Родился в семье еврейского публициста и литературного критика Генриха Казакевича (1883—1935). В 1930 году окончил Харьковский машиностроительный техникум и в следующем году переехал с родителями в Биробиджан, где была организована Еврейская автономная область. Был бригадиром, инженером, начальником участка и, наконец, начальником строительства городского Дворца культуры, затем председателем еврейского колхоза «Вальдгейм» (1932), организатором еврейского молодёжного театра, затем директором Биробиджанского государственного еврейского театра (БирГОСЕТ, 1933—1934), а также председателем областного радиовещания на идише, в 1935—1938 годах — штатный сотрудник редакции газеты «Биробиджанер штерн» и заведующий литературной частью Биробиджанского ГОСЕТа.
              Публиковать стихи на идише начал в 1932 году в газете «Биробиджанер штерн» (Биробиджанская звезда), первым главным редактором которой был его отец. В том же году вышел первый сборник стихотворений Эммануила Казакевича «Бирэбиджанбой» (Биробиджанстрой), за которым последовали сборник «Гройсэ вэлт» (Большой мир, 1939) и поэма «Шолэм ун Хавэ» (Шолом и Ева, 1941), а также публицистические книги «Биробиджан» (совместно с Довидом Бергельсоном, 1939) и «Дэр вэг кейн бирэбиджан» (Дорога в Биробиджан, 1940). В середине 1930-х годов Э. Казакевич заведовал литературной частью газеты «Биробиджанер штерн». Уже в 1933 году стихотворение Э. Казакевича в русском переводе Семёна Бытового было опубликовано в газете «Тихоокеанский комсомолец». Занимался переводами театральных постановок для Биробиджанского государственного еврейского театра (БирГОСЕТ), в частности в его переводе была поставлена пьеса Карла Гуцкова «Уриэль Акоста». Автор пьесы на идише «Молоко и мёд», поставленной в БирГОСЕТе в начале 1940 года.
              С 1938 года Эммануил Казакевич жил в Москве. В 1941—1945 годах служил в действующей армии, сначала в писательской роте народного ополчения, прошёл путь от рядового разведчика до начальника разведки дивизии и капитана — помощника начальника разведки армии.
               Первое произведение на русском языке — повесть «Звезда» (опубликована в первом номере журнала «Знамя» за 1947 год) — было удостоено Сталинской премии в 1948 году и принесло автору широкую известность. Роман «Весна на Одере» (1949) был также удостоен Сталинской премии в 1950 году. Военные повести «Двое в степи» (1948) и «Сердце друга» (1953), однако, подверглись разгрому в советской критике, как и вышедшие в эпоху «оттепели» под редакцией Э. Казакевича сборники «Литературная Москва» (1956). Перу Эммануила Казакевича принадлежат также роман «Дом на площади» (вторая часть дилогии «Весна на Одере», 1956), повесть «Синяя тетрадь» (1961), рассказы (в том числе «При свете дня», 1961 и «Враги», 1962), путевые заметки «Венгерские встречи» (1955), незаконченный роман «Новая земля».
              Повесть «Звезда» в авторском переводе на идиш была опубликована в варшавской газете «Фолксштимэ» (Глас народа), авторский вариант романа «Весна на Одере» на идише вышел в Монтевидео отдельной книгой в 1950 году. В конце 1950-х — начале 1960-х годов Эммануил Казакевич вновь вернулся в творчеству на идише, опубликовав в выходивших в Польше газете «Фолксштимэ» и журнале «Идише шрифтн» статьи и критические заметки, а также переводы на идиш стихотворений А. С. Пушкина, М. Ю Лермонтова, В. В. Маяковского. В переводе Э. Казакевича на русский язык несколькими переизданиями вышла сказочная повесть К. Коллоди «Приключения Пиноккио» (первое издание — 1959).
                В 1990 году посмертно были опубликованы дневники, записные книжки и письма Эммануила Казакевича («Слушая время»). Прозаические произведения Э. Г. Казакевича были переведены на ряд иностранных языков. Повести «Синяя тетрадь» (режиссёр Л. И. Кулиджанов, 1964) и «Звезда» (дважды — режиссёр А. Г. Иванов, 1949 — см. здесь, и режиссёр Н. И. Лебедев, 2002 — см. здесь), а также роман «Весна на Одере» (режиссёр Л. Н. Сааков, 1968) были экранизированы.

Приложение 3 (2)

«100 к 1: литературный опрос»

Подготовила ученица 6 класса Шакотько Ксения

Данный опрос проходил внутри школы.

Участники опроса: дети и их родители.

Данные считаются приблизительными, т.к. шуточные ответы зачитывались статистической оценкой «не знаю»

Вопросы и ответы:

  1. Вам о чем-нибудь говорит имя Эммануил Генрихович Казакевич?

Дети:                                                                 Родители:

Писатель – 49 человек                                Писатель – 31 человек

                                                                                 Политик – 18 человека

Ученый – 14 человек                                  Летчик (военный) – 3 человека

Не знаю – 37 человек                                  Не знаю – 48 человек                                

                                                                                                                 

                                     

                                                       


  1. Кто является автором повести «Звезда»?

Дети                                                                 Родители

Толстой – 17 человек                                Шолохов – 23 человека

Твардовский – 4 человека                         Бондарев – 19 человек

Шолохов – 11                                             Толстой – 12 человек

Казакевич – 9 человек                               Казакевич – 4 человека

Не знаю – 59 человек                                 Васильев – 2 человек

                                                                     Не знаю – 40 человек

                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проект по теме Вода которую мы пьем

Проектно-исследовательская работа группы учащихся на элективном курсе по химии "Химический анализ окружающей среды". Сформированная группа ребят по теме экологическое состояние питьевой воды в п. Петр...

Выступление на конференции исследовательских работ "Дерево Земли, на котором мы живем"

Вашему вниманию предоставляется выступление для защиты исследовательской  работы по теме: «Выявление видового состава фауны биогеоценозов реки Сухая  Аморда. Обнаружение новых мест оби...

Проект по теме "Вода, которую мы пьем"

Проект по теме "Вода, которую мы пьем"...

Презентация проект по теме "Вода, которую мы пьем"

Презентация проект по теме "Вода, которую мы пьем"...

Педагогический проект «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам»

С этим проектом принимала участие в конкурсе педагогических проектов....

методический проект внеклассного мероприятия "Лицей, который не кончается..."

методический проект внеклассного мероприятия с паспортом работы (аннотация и технологическая карта) и сценарием о жизни Царскосельского лицея времён А.С.Пушкина...

Областной конкурс проектов «Моя земля – мои земляки». Проект озеленения пришкольного участка «Мой школьный двор»

Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в обучающихся чувство прекрасного, любовь к родному краю. Школьный участок – место, где обучающиеся проводят много времени на переменах, после...