Рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Руденко Лидия Николаевна
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с БУП 2004 года приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004года № 1312 об утверждении Федерального БУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования. - авторской программой Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А. Чалмаева, «Литература» 10 класс для общеобразовательных учреждений, среднего образования (2004 год), на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений Москва «Русское слово» 2008год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_10_klass.doc369 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Пояснительная записка.                                        (Литература 10 класс)

                           Рабочая  программа по литературе для 10 класса составлена   в соответствии с  нормативно- правовыми документами:

- Федеральным  законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с БУП 2004 года  приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004года № 1312 об утверждении Федерального БУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования.

- авторской программой Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А. Чалмаева, «Литература» 10  класс для общеобразовательных учреждений,  среднего образования (2004 год),  на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений Москва «Русское слово» 2008год            

              Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно  духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Данная программа составлена с учётом преемственности с программой основной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени среднего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения,  восприятия литературного текста,  потребности в общении с миром художественной литературы.  Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение  художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

         

 Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. Выразительное чтение художественного текста;
  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. Анализ и интерпретация произведения;
  7. Составление планов и написание отзывов о произведениях;

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей и задач:

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2    Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,         читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

      3     Освоение  текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и             теоретико-литературных понятий;

Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.    

                                                                           

                                                             Общая характеристика учебного предмета

              Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Рабочей программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

   Приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

 выделение характерных причинно-следственных связей;

 сравнение и сопоставление;

 умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

 составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

          Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами эля учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  1. Выделение характерных причинно-следственных связей;
  2.  Сравнение и сопоставление;
  3. Умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  4. Самостоятельное выполнение различных творческих работ Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
  5. Умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка;
  6. Составление плана, тезиса, конспекта;
  7. Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  8. Самостоятельная организация учебной деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

.                                                     Место предмета в базисном учебном плане.

      Учебный предмет  «Литература»  является частью Федерального компонента  предметной области «Филология».В соответствии с Федеральным базисным  учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации  на изучение литературы  отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Гуляй - Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом директора от 28.08.2014 г. № 203 рабочая программа рассчитана на 105  часов. В соответствии с расписанием учебных занятий и внеурочной деятельности МБОУ Гуляй - Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом директора от 29.08.2014г.  № 242 рабочая программа рассчитана на 104 часа  в год. Программа будет выполнена за счёт уплотнения материала.

                                                Содержание программы учебного курса «Литература»

Введение (1 час). Общая характеристика русской классической литературы XIX века: золотой век русской поэзии (первая треть столетия);  эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);  роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе.

                                            Русская литература первой половины XIX века (13 часов)

А. С. ПУШКИН (4 часа). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» , «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень» (отрывок), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...»,  Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы. «Медный Всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей. Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».
Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский). Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.

 Н. В. ГОГОЛЬ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры. Литературные направления первой половины XIX века — романтизм и реализм (общая характеристика)., Повесть «Нос».

                                                                                                                                                                                      Русская литература второй половины XIX века (88 часов)
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.

 А. Н. ОСТРОВСКИЙ (6 часов). Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).
«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы.

И. А. ГОНЧАРОВ (5 часов). Жизнь и творчество. «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание.


  И. С. ТУРГЕНЕВ (7 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.


Н. А. НЕКРАСОВ (7 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). «Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни(«Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое v пользование фольклора.

                                                                                                                                                                                                                                                Ф. И. ТЮТЧЕВ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).  «Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»). «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять... «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору). Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.

А. А. ФЕТ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору). «Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом... «В лунном сиянии» (по выбору). Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состоят человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.

 И. С. ЛЕСКОВ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).Изучение повести  «Очарованный странник»
Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лесков). Язык рассказа.

 

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (5 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.

А. К. ТОЛСТОЙ (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо... «Ты не спрашивай, не распытывай...».
Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта. «Сон Попова». Козьма Прутков.

Л. Н. ТОЛСТОЙ (12 часов). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное
открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе.
Мировое значение творчества JI. Н. Толстого.«Севастопольские рассказы».

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (6 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.


 А. П. ЧЕХОВ (10 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).«Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой». Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столетия: предчувствие общественных перемен, тема будущего. «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?
Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.

                                                                                   

                                                                              Тематическое планирование.

                                                                             

№ п-п

Раздел.       Тема .

Кол-во часов

1

Введение (1) «Прекрасное начало». К истории русской литературы XIXв.

1

                       

Из  литературы  первой  половины  Х1Х века.  (13 ч.)

2

А.С.Пушкин.(4) Основные этапы творческой биографии

1

3

Лирика А.С.Пушкина. «Муза пламенной сатиры», «Годы странствий».

1

4

«Жребий русского поэта» (по творчеству А.С.Пушкина).

1

5

«Поединок двух всадников»(поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»).

1

6-7

  М.Ю.Лермонтов.(4)  

 Особенности поэтического мира. «Слово-оружие».Тема поэта и поэзии в творчестве

Лермонтова.

2

8

Любовная лирика  в творчестве М.Ю. Лермонтова.

1

9

«Падший ангел» (поэма Лермонтова «Демон»).

1

10

  Н.В.Гоголь .(3 + 2)

  Художественный мир писателя.

1

11

«Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя«Невский проспект».

1

12

Нос, который гулял сам по себе (повесть Н.В.Гоголя «Нос»).

1

13-14

Р.Р.Письменная работа по творчеству писателей первой половины Х1Х века.

2

Из литературы  второй  половины Х1Х века. (88 ч.)

15-16

Литература и журналистика 50 -80 –х годов  XIX века.

2

17

 А.Н.Островский. (6 +2)  Жизнь и судьба. Театр Островского. Пьеса «Свои

Люди - сочтемся!» (Банкомат).

1

18

А.Н.Островский. Драма «Гроза».История создания.

1

19

Изображение «затерянного» мира города в драме Островского «Гроза».

Знакомство с содержанием.

1

20

Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского «Гроза».

1

21

Образ Катерины в свете литературной критики.

1

22

«Гроза»- самое решительное произведение Островского

(Н.А. Добролюбов).

1

23-24

Р.Р. Сочинение по творчеству А.Н.Островского.

2

25

               И.А.Гончаров. (5 +2)

 Биография писателя. Расцвет реализма в литературе 2-йполовины XIX в.

1

26

И.А.Гончаров. Роман «Обломов и посетители – деятели.

1

27

Обломов и Захар. Сон Обломова.

1

28

Обломов и Ольга Ильинская.  Обломов и  Штольц. Обломов и Агафья Пшеницына.

1

29

И.А.Гончаров. Роман «Обломов».Обзор.

1

30-31

Р.Р. Сочинение по творчеству И.А.Гончарова.

2

32

И.С.Тургенев. (7+2) Жизненный и творческий путь. Народ: от поэзии кправде. «Хорь и Калиныч», «Певцы»(Записки охотника).

1

33

«Лишний человек» в тургеневской прозе. Тип «тургеневской девушки».

1

34

Роман «Отцы и дети». Портрет поколений.

1

35

Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские истоки.

1

36

Конфликт «отцов» и «детей» как главный нерв тургеневского повествования.

1

37

Любовь в жизни героев романа. Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе «Отцы и дети».

1

38

Стихотворение в прозе – гимн вечной Жизни.

1

39-40

Р.Р.Сочинение по творчеству И.С.Тургенева.

2

41

Н.Г.Чернышевский (3) Роман «Что делать?».

1

42-43

Разумна ли теория «разумного эгоизма».Черты социальной утопии в романе

2

44

Н.А.Некрасов. (7+2)  Судьба поэта и его художественный мир.

1

45

«Кнутом иссечённая муза». (Тема Скорби и страданий в лирике Некрасова).

1

46

Тема поэта и гражданина в лирике Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

1

47

Поиск правды и счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

48

Тема женской судьбы в поэме. Образ Матрёны Корчагиной.

1

49

Представители помещичьей Руси в поэме. Образы Оболта – Оболдуева,

князя Утятина.

1

50

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова.

1

51-52

Р.Р.Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

2

53

Ф.И.Тютчев. (3) Жизнь и творчество. Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики.

1

54

«Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России, его судьбоносной

роли в мировой истории.

1

55

Драматизм звучания любовной лирики Тютчева.

1

56

А.А.Фет. (3+2) Очерк жизни и творчества. Эмоциональные глубины и

Образно –стилистическое  богатство лирики Фета.

1

57

«Учись у них – у дуба, у берёзы…». Гармония слияния человека с

природой.

1

58

«И прославлять мы будем век любовь…». Красота и поэтичность человека с природой.

1

59-60

Р.р.Письменная работа по лирике А.А.Фета/ по лирике Ф.И.Тютчева (по

Выбору обучающихся).

2

61

Н.С.Лесков. (3+1) «Русский антик» (Очерк жизни и творчества).

1

62-63

 «Хождение» очарованной души (повесть «Очарованный странник»).

2

64

Р.р. Сочинение по прозе Н.С. Лескова

1

65

М.Е.Салтыков – Щедрин. (5+1) Жизнь и  творчество.

1

66

М.Е.Салтыков – Щедрин. Роман –  Хроника «история одного города».

1

67

Сюжеты и проблематика «сказок для детей изрядного возраста».

1

68

Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова –Щедрина.

1

69

«Жил – дрожал и умирал – дрожал».(сказка «Премудрый пискарь»).

1

70

Р.р.Письменная работа по прозе Салтыкова - Щедрина

1

71

А.К.Толстой (2+1). Жизнь и творчество .Анализ стихотворений о природе и

о любви.

1

72

Историческая тема в произведениях А.К.Толстого. Сатирические произведения.

1

73

Р.р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.К.Толстого.

1

74

Л.Н.Толстой. (12+2) Жизненный и творческий путь.

1

75

«Севастопольский рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и Миру».

1

76

История создания, своеобразие и проблема романа – эпопеи «Война и мир».

1

77

Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Июль 1805г.

1

78

Именины и Ростовских. Лысые горы.

1

79

Изображение войны 1805 – 1807гг. Смотр войск под Браунау.

1

80

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

81

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

1

82

Изображение войны 1812г .Бородинская  битва в романе  Л.Н.Толстого «Война и мир».

1

83

«Дубина народной войны». Бегство Французов из России. Последний Период войны и её воздействий на героев.  

1

84

«Мысль народная» в романе Толстого«Война и мир». Истинный и ложный

патриотизм.

1

85

«Мысль семейная» в романе.  Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. Эпилог романа.

1

86-87

Р.Р.Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого «Война и мир».

2

88

Ф.М.Достоевский. (6+2) Жизненный и творческий путь. Обзор романа «Бедные люди».

1

89

Замысел и история создания романа«Преступление и наказание».

1

90

Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание».

1

91

Мир «униженных и оскорблённых»в романе Достоевского «Преступление и наказание».

1

92

Образ Раскольникова и тема  «гордого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова.»

1

93

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. «Преступление и наказание» как  роман – предубеждение.

1

94-95

Р.Р.Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского.

2

96

А.П.Чехов. (5+2)  Жизнь и творчество.

1

97

Трагикомедия футлярной жизни.«Человек в футляре», «Крыжовник».

1

98

Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения (по произведению А.П.Чехова «Ионыч»).

1

99

А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

1

100

«Здравствуй, новая жизнь!» (образ сада и философская проблематика пьесы).

1

101

«Вишнёвый сад». Система образов.

102-

103

Р.р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова

2

104

Обобщение по курсу. Подведение итогов.

1

                                                           Календарно-тематическое планирование.

 №

                        Раздел.

                         Тема .

Час.

         Дата

 

Основные  виды учебной деятельности обучающихся.

Требования к результа-

         там обучения.

     Вид

контроля.

  По

плану

Факти

чески

1

Введение (1) «Прекрасное начало». К

Истории русской литературы XIXв.

1

01.09

Знакомство с учебником, содер-

жанием курса, требованиями по пре-мету.

Совершенствование на-

выков тезисной записи

лекции учителя.

Текущий

                       

Из  литературы  первой  половины  Х1Х века.  (13 ч.)

2

А.С.Пушкин.(4) Основные этапы

творческой биографии

1

02.09

Чтение и анализ стихотворений

Анализ стихотворения

Воспоминания в Цар-

ском Селе»

Текущий

3

Лирика А.С.Пушкина. «Муза

пламенной сатиры», «Годы

странствий».

1

04.09

 Чтение и анализ стихотворений, оценивание индивидуальных

 заданий.

Составление опорных

схем.

Текущий

4

«Жребий русского поэта» (по

творчеству А.С.Пушкина).

1

08.09

Чтение и анализ стихотворений.

Работа со статьёй учеб-

ника, составление

опорных схем.

Текущий

5

«Поединок двух всадников»

(поэма А.С.Пушкина «Медный

всадник»).

1

09.09

Чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характе-

ристик.

Умение выделять худо-

жественные детали.

Текущий.

6.

7

  М.Ю.Лермонтов.(4)  

 Особен ности поэтического мира. «Слово-оружие».

Тема поэта и поэзии в творчестве

Лермонтова.

2

11.09

15.09

Сравнительный анализ лермон-

товского и пушкинского

 «Пророков»

Составление тезисного

плана.

Текущий

8

Любовная лирика  в творчестве М.Ю.

Лермонтова.

1

16.09

Чтение и анализ стихотворений.

Сравнительный анализ

поэзии Пушкина и Лер-

монтова.

Текущий

9

«Падший ангел» (поэма

Лермонтова «Демон»).

1

18.09

Чтение и анализ фрагментов,

 составление цитатных характеристик.

Умение выделять худо-

жественные детали и

навыки анализа.

Текущий

10

  Н.В.Гоголь .(3 + 2)

  Художественный мир

писателя.

1

22.09

Анализ подобранных эпизодов.

Умение выделять и ана-

лизировать эпизоды

произведения.

Текущий

11

«Страший мир» в повести Н.В.Гоголя

«Невский проспект».

1

23.09

Сравнение эпизодов в повестях.

Выявление авторской

позиции через анализ

эпизодов повести.

Текущий

12

Нос, который гулял сам по себе

(повесть Н.В.Гоголя «Нос»).

1

25.09

Составление устных высказыва-

ний по теме урока.

Выступления обуча-

ющихся.

Текущий

13

14

Р.Р.Письменная работа по творчеству

писателей первой половины Х1Х века.

2

29.09 30.09

Выполнение письменной работы

Анализировать изучен-

ный материал.

Текущий

Из литературы  второй  половины Х1Х века. (88 ч.)

15

16

Литература и журналистика 50 -80 –х

годов  XIX века.

2

02.10

06.10

Беседа по вопросам.

Совершенствование на-

выков тезисной записи

лекции учителя.

Текущий

17

 А.Н.Островский. (6 +2)

 Жизнь и судьба.

Театр Островского. Пьеса «Свои

Люди - сочтемся!» (Банкомат).

1

07.10

Составление хронологической таб-лицы по жизни и творчеству Остров-ского.

Совершенствование на-

выков лекционных за-

писей.

Текущий

18

А.Н.Островский. Драма «Гроза».

История создания.

1

09.10

Конспектирование лекции по теме

«История создания драмы «Гроза».

Умение выделять и ана-

лизировать эпизоды

произведения.

Текущий

19

Изображение «затерянного» мира

города в драме Островского «Гроза».

Знакомство с содержанием.

1

13.10

Чтение драмы по ролям, анализ эпизодов.

Подготовка к выразительному

чтению по ролям.

 Текущий

20

Трагедия совести и её разрешение в

пьесе Островского «Гроза».

1

14.10

Выделение характерных особеннос-

тей драмы - поиск доказательств,

составленных словесных портретов

Сопоставительный ана-

лиз, умение делать вы-

воды, рассуждать.

Текущий

21

Образ Катерины в свете

литературной критики.

1

16.10

Оценка умений анализа текста, поступков героев.

Умение конспектиро-

вать, использовать кри-тическую литературу.

Текущий

22

«Гроза»- самое решительное

произведение Островского

(Н.А. Добролюбов).

1

20.10

Индивидуальные выступления,

оставление тезисов «Почему погиб-

ла Катерина?»

Умение конспектиро-

вать, использовать кри-тическую литературу

Текущий

23

24

Р.Р. Сочинение по творчеству

А.Н.Островского.

2

21.10

23.10

Выбор темы, составление плана,

написание сочинения.

Редактирование

текста.

Текущий

25

               И.А.Гончаров. (5 +2)

 Биография писателя.

Расцвет реализма в литературе 2-й

половины XIX в.

1

27.10

Индивидуальные выступления учащихся.

Запись тезисов, совер-шенствавание навыков самостоятельной иссле-довательской работы.

Текущий

26

И.А.Гончаров. Роман «Обломов и

посетители – деятели.

1

28.10

Анализ текста, составление устных

 высказываний по содержанию

романа, составление рецензий на

сообщения учащихся.

Навык анализа проза-ического текста, совер-шенствовать устную

 речь.

Текущий

27

Обломов и Захар. Сон Обломова.

1

30.10

Составления рецензии на устные

ответы обучающихся.

Навык анализа проза-ического текста, совер-шенствовать устную

 речь.

Текущий

28

Обломов и Ольга Ильинская.

Обломов и Штольц.

Обломов и Агафья Пшеницына.

1

10.11

Характеристика героев романа,

составление ответов обучающихся

на вопросы.

Умение составлять сравнительную характеристику героев.

Текущий

29

И.А.Гончаров. Роман «Обломов».

Обзор.

1

11.11

Запись тезисов, составление отве-

тов на поставленные вопросы.

Запись тезисов. Разви-

вать устную монологи-ческую и диалогичес-

кую речь.

Текущий

30-

31

Р.Р. Сочинение по творчеству

И.А.Гончарова.

2

13.11

17.11

Написание сочинения.

Редактирование

текста.

Текущий

32

И.С.Тургенев. (7+2) Жизненный и

творческий путь. Народ: от поэзии к

правде. «Хорь и Калиныч», «Певцы»

(Записки охотника).

1

18.11

Составление хронологической

таблицы о жизни писателя. Анализ

прочитанных произведений.

Составление хроноло-гической таблицы «Жизненный путь И.С.Тургенева»

Текущий

33

«Лишний человек» в тургеневской

прозе. Тип «тургеневской девушки».

1

20.11

Составление характеристики

героев.

Запись тезисов, совер-шенствавание навыков самостоятельной иссле-довательской работы

Текущий

34

Роман «Отцы и дети». Портрет

поколений.

1

24.11

Комментированное чтение, записи

в  тетради основных тезисов, состав-

ление сравнительной характерист.

Умение характеризо-

вать героев.

 Текущий

35

Нигилизм Базарова, его

социальные, нравственные и

философские истоки.

1

25.11

Оценка умений анализировать текст,

языковые особенности в речевой характеристике героев.

Умение сравнивать ге-

роев, заполнение срав-

нительной таблицы.

Текущий

36

Конфликт «отцов» и «детей» как

главный нерв тургеневского

повествования.

1

27.11

Составление сравнительной характеристики главных героев.

Анализ текста, подбор цитат. характеризу-

ющих героев.

Текущий

37

Любовь в жизни героев романа.

Базаров и его мнимые соратники.

Русская критика о романе «Отцы и

дети».

1

01.12

Проверка подготовленных группо-

вых заданий, коллективный анализ эпизодов.

Умение пдбирать мате-

риал к сообщению.

Текущий

38

Стихотворение в прозе – гимн вечной

Жизни.

1

02.12

Чтение наизусть, устный и письмен-

ный анализ  стихотворений.

Чтение и анализ стихотворений.

Текущий

39

40

Р.Р.Сочинение по творчеству

И.С.Тургенева.

2

04.12

08.12

Подготовка и написание сочинения.

Редактирование текста.

Текущий

41

Н.Г.Чернышевский (3) Роман «Что

делать?».

1

09.12

Составление хронологической

таблицы

Самостоятельно систематизировать материал о писателе.

Текущий

42

43

Разумна ли теория «разумного

эгоизма».Черты социальной утопии в романе

2

11.12

15.12

Чтение и анализ отдельных эпизо-

дов, составление сравнительной

характеристики.

Составление сравнительной характеристики.

Текущий

44

Н.А.Некрасов. (7+2)  Судьба поэта и его

художественный мир.

1

16.12

Составление хронологической таб-

лицы

Составить конспект

 урока.

. Текущий

45

«Кнутом иссечённая муза». (Тема

Скорби и страданий в лирике

Некрасова).

1

18.12

Чтение и анализ стихотворений.

Анализ стихотворений и сопоставление со стих-

ами других поэтов.

Текущий

46

Тема поэта и гражданина в лирике

Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

1

22.12

Чтение и анализ эпизодов поэмы.

Анализ лирического текста.

Текущий

47

Поиск правды и счастья в поэме

«Кому на Руси жить хорошо».

1

23.12

Чтение и анализ эпизодов поэмы

Умение давать характеристики, сопоставлять героев.

Текущий

48

Тема женской судьбы в поэме.

Образ Матрёны Корчагиной.

1

25.12

Составление плана по теме «Образ

Матрёны».

Умение сравнивать ге-

роев, заполнение срав-

нительной таблицы.

Текущий

49

Представители помещичьей Руси в

поэме. Образы Оболта – Оболдуева,

князя Утятина.

1

29.12

Характеристика героев, ответы на вопросы, выразительное чтение.

Работа с текстом.

Текущий

50

Образ «народного заступника»

Гриши Добросклонова.

1

30.12

Составление плана к сообщению

«Образ Гриши Добросклонова».

Сопоставлять образы и делать обобщения.

Текущий

51,

52

Р.Р.Сочинение по творчеству

Н.А.Некрасова.

2

12.01

13.01

Составление плана, Редактирование текста.

. Написание сочинения

Текущий

53

Ф.И.Тютчев. (3) Жизнь и творчество.

Природа, человек и Вселенная как

главные объекты тютчевской

лирики.

1

15.01

Индивидуальные выступления обучающихся, оценка ответов.

Составление тезисов.

Анализ стихотворений.

Текущий

54

«Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема

величия России, его судьбоносной

роли в мировой истории.

1

19.01

Чтение и анализ стихотворений

Определение темы,

 идеи, нахождение

 средств художествен-

ной выразительности.

Текущий

55

Драматизм звучания любовной

лирики Тютчева.

1

20.01

Чтение и анализ стихотворений

Оценка лирического произведения.

Текущий

56

А.А.Фет. (3+2) Очерк жизни и творчества. Эмоциональные глубины и

Образно –стилистическое  богатство лирики Фета.

1

22.01

Выступления обучающихся, чтение

наизусть, ответы на вопросы

 учителя.

Составление хронологи-ческой таблицы о жиз-

ни и творчестве поэта.

Текущий

57

«Учись у них – у дуба, у берёзы…».

Гармония слияния человека с

природой.

1

26.01

Чтение и анализ стихотворений

Определение основных мотивов стихотворений.

Текущий

58

«И прославлять мы будем век любовь…». Красота и поэтичность человека с природой.

1

27.01

Чтение и анализ стихотворений

Составление тезисов, устные сочинения-миниатюры.

Текущий

59

60

Р.р.Письменная работа по лирике

 А.А.Фета/ по лирике Ф.И.Тютчева (по

Выбору обучающихся).

2

29.01

02.02

Выбор темы, сбор материала,

 Редактирование текста.

Написание сочинения.

Текущий

61

Н.С.Лесков. (3+1) «Русский антик»

(Очерк жизни и творчества).

1

03.02

Составление хронологической таб-

лицы, выступления обучающихся.

Составление хронологи-ческой таблицы о жиз-

ни и творчестве писат.

Текущий

62

63

 «Хождение» очарованной души

(повесть «Очарованный странник»).

2

05.02

09.02

Определение мотивов русского фольклора в повести, комментирование отдельных  сцен.

Чтение отдельных эпизодов, цитиравание.

Текущий

64

Р.р. Сочинение по прозе Н.С. Лескова

1

10.02

Сбор материала.

Написание сочинения.

Текущий

65

М.Е.Салтыков – Щедрин. (5+1)

 Жизнь и  творчество.

1

12.02

Выступления обучающихся.

Работа с учебником, составление хроноло-гической таблицы.

. Текущий

66

М.Е.Салтыков – Щедрин. Роман –

Хроника «история одного города».

1

16.02

Составление тезисного плана к

 материалу учебника

Вводно-ориентировоч-   ная беседа с опорой на общую проблематику произведения.

Текущий

67

Сюжеты и проблематика «сказок для

детей изрядного возраста».

1

17.02

Сопоставительный анализ сказок

С-Щедрина и произведений Н.А.

Некрасова.

Самостоятельный анализ текста.

Текущий

68

Сатира на «хозяев жизни» в сказках

Салтыкова –Щедрина.

1

19.02

Анализ сказки с опорой на мате-        ри

риал учебника. Выступления

 обучающихся.

Групповая работа по    теме «Картины русской жизни в сказках Салтыкова-Щедрина.

Текущий

69

«Жил – дрожал и умирал – дрожал».

(сказка «Премудрый пискарь»).

1

24.02

Анализ сказки с опорой на матери-

ал учебника. Выступления обуч.

Анализ самостоятельно придуманных сатирических сказок.

Текущий

70

Р.р.Письменная работа по прозе Салты-

Кова - Щедрина

1

26.02

Выполнение письменной работы.

Анализировать изучен- ный материал

Текущий

71

А.К.Толстой (2+1). Жизнь и творчество.

Анализ стихотворений о природе и

о любви.

1

02.03

Выступления обучающихся, составление тезисов.

Знание биографии писателя, хронология основных сведений.

Текущий

72

Историческая тема в произведениях

А.К.Толстого. Сатирические

произведения.

1

03.03

Выразительное чтение наизусть сти-

хотворений, ответы на вопросы, со-

поставительный анализ стихотв.

Чтение и анализ стихотворений.

Текущий

73

Р.р Подготовка к домашнему сочинению

по творчеству А.К.Толстого.

1

05.03

Составление плана

Умение составлять план, уместное использова-     ние цитат

Текущий

74

Л.Н.Толстой. (12+2) Жизненный и

творческий путь.

1

10.03

Составление хронологической таб-

лицы, запись основных тезисов.

Знание биографии писателя, хронология основных сведений

Текущий.

75

«Севастопольский рассказы» как

своеобразный пролог к «Войне и

Миру».

1

12.03

Устная и письменная работа

 с  текстом.

Анализ очерка, выявле- ние авторской позиции через анализ сюжета, портрета, пейзажа.

Текущий

76

История создания, своеобразие и

проблема романа – эпопеи «Война

и мир».

1

16.03

Выступления обучающихся.

Составить сообщение.

Текущий

77

Анализ эпизода «Вечер в салоне

Анны Павловны Шерер». Июль 1805г.

1

17.03

Составление характеристики

 главных героев романа.

Записать самостоятельные выводы по основным вопросам урока.

Текущий

78

Именины и Ростовских. Лысые горы.

1

19.03

Составление характеристики

 главных героев романа.

Выявить авторскую позицию Записать сам. выводы по основным вопросам урока.

Текущий

79

Изображение войны 1805 – 1807гг.

Смотр войск под Браунау.

1

30.03

Пересказ, анализ эпизода. Ком-

ментированное чтение.

Записать сам. выводы по основным вопросам урока.

Текущий

80

Путь духовных исканий Андрея

Болконского и Пьера Безухова.

1

31.03

Пересказ, анализ эпизода. Ком-  ментированное чтение.

Записать сам. выводы по основным вопросам урока

Текущий

81

Быт поместного дворянства и

«жизнь сердца» героев романа.

1

02.04

Пересказ, анализ эпизода. Ком-

ментированное чтение.

Записать сам. выводы по основным вопросам урока

. Текущий

82

Изображение войны 1812г .Бородин-

ская  битва в романе  Л.Н.Толстого

 «Война и мир».

1

06.04

Сообщения обучающихся

Выявить авторскую позицию Записать сам. выводы по основным вопросам урока.

. Текущий

83

«Дубина народной войны». Бегство

Французов из России. Последний

Период войны и её воздействий на героев.  

1

07.04

Сравнение поведения великосвет-

ского общества с поведением прос-

того народа во время угрозы войны в  в в России.

Задание по группам

«Ваши  впечатления от встречи с героями»

Текущий

84

«Мысль народная» в романе Толстого

«Война и мир». Истинный и ложный

патриотизм.

1

09.04

Сообщения обучающихся. Сравни-

тельная характеристика героев.

Выявить авторскую позицию Записать сам. выводы по основным вопросам урока.

Текущий

85

«Мысль семейная» в романе.  Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. Эпилог романа.

1

13.04

Индивидуальные сообщения обуча-

ющихся.

Анализ текста по теме урока.

Текущий

86

87

Р.Р.Сочинение по творчеству

Л.Н.Толстого «Война и мир».

2

14.04

16.04

Выбор темы, составление плана,

Редактирование текста.

Умение раскрыть тему, выражение личного отношения к проблеме..

Текущий

88

Ф.М.Достоевский. (6+2) Жизненный и творческий путь. Обзор романа

«Бедные люди».

1

20.04

Индивидуальные сообщения обуча-

ющихся. Составление хронологи-ческой таблицы.

Знание биографии писателя, хронология основных сведений

Текущий

89

Замысел и история создания романа

«Преступление и наказание».

1

21.04

Ответы на вопросы, индивидуаль-

ные задания.

Анализ внутренних мо-нологов Раскольникова

Текущий

90

Образ Петербурга в романе

Достоевского «Преступление и

наказание».

1

23.04

Выступления обучающихся, бе-

седа с  включением сообщений.

Работа с текстом, анализ эпизодов.

Текущий

91

Мир «униженных и оскорблённых»

в романе Достоевского

«Преступление и наказание».

1

27.04

Составление  характеристик ге-

роям романа.

Работа с текстом, анализ эпизодов.

. Текущий

92

Образ Раскольникова и тема  «гор-

дого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова.»

1

28.04

Комментированное чтение,

 анализ текста.

Составление плана к

образу.

Текущий

93

«Вечная Сонечка» как нравственный

идеал автора. «Преступление и нака-зание» как  роман – предубеждение.

1

30.04

Составление плана-характерис-

тики к  образу героини.

Анализ текста.

Текущий

94

95

Р.Р.Сочинение по творчеству Ф.М.

Достоевского.

2

04.05

05.05

Выбор темы, составление плана,

Редактирование текста..

Умение раскрыть тему, выражение личного отношения к проблеме.

Текущий

96

А.П.Чехов. (5+2)  Жизнь и

 творчество.

1

07.05

Запись основных положений лекции Выступления обучающихся.

Составление тезисного плана.

Текущий

97

Трагикомедия футлярной жизни.

«Человек в футляре», «Крыжовник».

1

12.05

Составление плана-анализа. Беседа по прочитанным произведениям.

Работа с текстом, ана-

лиз прочитанного.

Текущий

98

Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения (по произведению А.П.Чехова «Ионыч»).

1

14.05

Выборочный пересказ. Сообщения обучающихся о биографии писателя и истории создания рассказа.

Работа над общими приёмами типизации героев (портрет,

 поступки)        

Текущий

99

А.П.Чехов «Вишнёвый сад».

Своеобразие образной системы и

конфликта комедии.

1

18.05

Запись основных положений лекции .Беседа. Описание героев.

Навык целостного ана-

лиза текста.

Текущий

100

«Здравствуй, новая жизнь!» (образ

сада и философская проблематика

пьесы).

1

19.05

Составлении плана- характерист

Составление портретной характеристики героев.

Анализ эпизодов.

Текущий

101

«Вишнёвый сад». Система образов.

1

21.05

ики.

102-

103

Р.р. Сочинение по творчеству А.П.

Чехова

2

25.05

26.05

Выбор темы, составление плана,

редактирование текста.

Умение раскрыть тему, выражение личного отношения к проблеме

Текущий

104

Обобщение по курсу. Подведение итогов.

1

28.05

Составление устных высказываний по изученному материалу.

Уметь анализировать текст.

Текущий

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Учебник «Литература» (I, II части). Авторы: С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. Москва «Русское слово» 2009г.

  1. Поурочные разработки по русской литературе XX века (I, II части). Москва «ВАКО» 2007г.

                                                      Интернет-ресурсы для ученика и учителя.

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

Результаты освоения  предмета «Литература».

                        Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

 Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.  

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

 «Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

                                 

                                 СОГЛАСОВАНО                                                                                         СОГЛАСОВАНО

                                 Протокол заседания                                                              Заместитель директора по УВР                                        

                                 Методического совета                                                          _________/ Грекова Г.А.

                                 МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ                                                      

                                 От 27.08.2014года  № 6                                                         _______________20___    года

                                 Руководитель МС_______   / Грекова Г.А.

                                           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина

Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...