Рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 369 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. (Литература 10 класс)
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:
- Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с БУП 2004 года приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004года № 1312 об утверждении Федерального БУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования.
- авторской программой Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А. Чалмаева, «Литература» 10 класс для общеобразовательных учреждений, среднего образования (2004 год), на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений Москва «Русское слово» 2008год
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Данная программа составлена с учётом преемственности с программой основной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени среднего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, восприятия литературного текста, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- Выразительное чтение художественного текста;
- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- Анализ и интерпретация произведения;
- Составление планов и написание отзывов о произведениях;
Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей и задач:
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2 Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3 Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общая характеристика учебного предмета
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Рабочей программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами эля учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- Выделение характерных причинно-следственных связей;
- Сравнение и сопоставление;
- Умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- Самостоятельное выполнение различных творческих работ Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- Умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка;
- Составление плана, тезиса, конспекта;
- Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- Самостоятельная организация учебной деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
. Место предмета в базисном учебном плане.
Учебный предмет «Литература» является частью Федерального компонента предметной области «Филология».В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Гуляй - Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом директора от 28.08.2014 г. № 203 рабочая программа рассчитана на 105 часов. В соответствии с расписанием учебных занятий и внеурочной деятельности МБОУ Гуляй - Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом директора от 29.08.2014г. № 242 рабочая программа рассчитана на 104 часа в год. Программа будет выполнена за счёт уплотнения материала.
Содержание программы учебного курса «Литература»
Введение (1 час). Общая характеристика русской классической литературы XIX века: золотой век русской поэзии (первая треть столетия); эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие); роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе.
Русская литература первой половины XIX века (13 часов)
А. С. ПУШКИН (4 часа). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» , «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень» (отрывок), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы. «Медный Всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей. Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».
Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский). Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.
Н. В. ГОГОЛЬ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры. Литературные направления первой половины XIX века — романтизм и реализм (общая характеристика)., Повесть «Нос».
Русская литература второй половины XIX века (88 часов)
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.
А. Н. ОСТРОВСКИЙ (6 часов). Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).
«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы.
И. А. ГОНЧАРОВ (5 часов). Жизнь и творчество. «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание.
И. С. ТУРГЕНЕВ (7 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.
Н. А. НЕКРАСОВ (7 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). «Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни(«Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое v пользование фольклора.
Ф. И. ТЮТЧЕВ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»). «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять... «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору). Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.
А. А. ФЕТ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору). «Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом... «В лунном сиянии» (по выбору). Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состоят человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
И. С. ЛЕСКОВ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).Изучение повести «Очарованный странник»
Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лесков). Язык рассказа.
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (5 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.
А. К. ТОЛСТОЙ (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо... «Ты не спрашивай, не распытывай...».
Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта. «Сон Попова». Козьма Прутков.
Л. Н. ТОЛСТОЙ (12 часов). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное
открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе.
Мировое значение творчества JI. Н. Толстого.«Севастопольские рассказы».
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (6 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.
А. П. ЧЕХОВ (10 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).«Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой». Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столетия: предчувствие общественных перемен, тема будущего. «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?
Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.
Тематическое планирование.
№ п-п | Раздел. Тема . | Кол-во часов |
1 | Введение (1) «Прекрасное начало». К истории русской литературы XIXв. | 1 |
Из литературы первой половины Х1Х века. (13 ч.) | ||
2 | А.С.Пушкин.(4) Основные этапы творческой биографии | 1 |
3 | Лирика А.С.Пушкина. «Муза пламенной сатиры», «Годы странствий». | 1 |
4 | «Жребий русского поэта» (по творчеству А.С.Пушкина). | 1 |
5 | «Поединок двух всадников»(поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»). | 1 |
6-7 | М.Ю.Лермонтов.(4) Особенности поэтического мира. «Слово-оружие».Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. | 2 |
8 | Любовная лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова. | 1 |
9 | «Падший ангел» (поэма Лермонтова «Демон»). | 1 |
10 | Н.В.Гоголь .(3 + 2) Художественный мир писателя. | 1 |
11 | «Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя«Невский проспект». | 1 |
12 | Нос, который гулял сам по себе (повесть Н.В.Гоголя «Нос»). | 1 |
13-14 | Р.Р.Письменная работа по творчеству писателей первой половины Х1Х века. | 2 |
Из литературы второй половины Х1Х века. (88 ч.) | ||
15-16 | Литература и журналистика 50 -80 –х годов XIX века. | 2 |
17 | А.Н.Островский. (6 +2) Жизнь и судьба. Театр Островского. Пьеса «Свои Люди - сочтемся!» (Банкомат). | 1 |
18 | А.Н.Островский. Драма «Гроза».История создания. | 1 |
19 | Изображение «затерянного» мира города в драме Островского «Гроза». Знакомство с содержанием. | 1 |
20 | Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского «Гроза». | 1 |
21 | Образ Катерины в свете литературной критики. | 1 |
22 | «Гроза»- самое решительное произведение Островского (Н.А. Добролюбов). | 1 |
23-24 | Р.Р. Сочинение по творчеству А.Н.Островского. | 2 |
25 | И.А.Гончаров. (5 +2) Биография писателя. Расцвет реализма в литературе 2-йполовины XIX в. | 1 |
26 | И.А.Гончаров. Роман «Обломов и посетители – деятели. | 1 |
27 | Обломов и Захар. Сон Обломова. | 1 |
28 | Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Штольц. Обломов и Агафья Пшеницына. | 1 |
29 | И.А.Гончаров. Роман «Обломов».Обзор. | 1 |
30-31 | Р.Р. Сочинение по творчеству И.А.Гончарова. | 2 |
32 | И.С.Тургенев. (7+2) Жизненный и творческий путь. Народ: от поэзии кправде. «Хорь и Калиныч», «Певцы»(Записки охотника). | 1 |
33 | «Лишний человек» в тургеневской прозе. Тип «тургеневской девушки». | 1 |
34 | Роман «Отцы и дети». Портрет поколений. | 1 |
35 | Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские истоки. | 1 |
36 | Конфликт «отцов» и «детей» как главный нерв тургеневского повествования. | 1 |
37 | Любовь в жизни героев романа. Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе «Отцы и дети». | 1 |
38 | Стихотворение в прозе – гимн вечной Жизни. | 1 |
39-40 | Р.Р.Сочинение по творчеству И.С.Тургенева. | 2 |
41 | Н.Г.Чернышевский (3) Роман «Что делать?». | 1 |
42-43 | Разумна ли теория «разумного эгоизма».Черты социальной утопии в романе | 2 |
44 | Н.А.Некрасов. (7+2) Судьба поэта и его художественный мир. | 1 |
45 | «Кнутом иссечённая муза». (Тема Скорби и страданий в лирике Некрасова). | 1 |
46 | Тема поэта и гражданина в лирике Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». | 1 |
47 | Поиск правды и счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 |
48 | Тема женской судьбы в поэме. Образ Матрёны Корчагиной. | 1 |
49 | Представители помещичьей Руси в поэме. Образы Оболта – Оболдуева, князя Утятина. | 1 |
50 | Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. | 1 |
51-52 | Р.Р.Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова. | 2 |
53 | Ф.И.Тютчев. (3) Жизнь и творчество. Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики. | 1 |
54 | «Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России, его судьбоносной роли в мировой истории. | 1 |
55 | Драматизм звучания любовной лирики Тютчева. | 1 |
56 | А.А.Фет. (3+2) Очерк жизни и творчества. Эмоциональные глубины и Образно –стилистическое богатство лирики Фета. | 1 |
57 | «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Гармония слияния человека с природой. | 1 |
58 | «И прославлять мы будем век любовь…». Красота и поэтичность человека с природой. | 1 |
59-60 | Р.р.Письменная работа по лирике А.А.Фета/ по лирике Ф.И.Тютчева (по Выбору обучающихся). | 2 |
61 | Н.С.Лесков. (3+1) «Русский антик» (Очерк жизни и творчества). | 1 |
62-63 | «Хождение» очарованной души (повесть «Очарованный странник»). | 2 |
64 | Р.р. Сочинение по прозе Н.С. Лескова | 1 |
65 | М.Е.Салтыков – Щедрин. (5+1) Жизнь и творчество. | 1 |
66 | М.Е.Салтыков – Щедрин. Роман – Хроника «история одного города». | 1 |
67 | Сюжеты и проблематика «сказок для детей изрядного возраста». | 1 |
68 | Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова –Щедрина. | 1 |
69 | «Жил – дрожал и умирал – дрожал».(сказка «Премудрый пискарь»). | 1 |
70 | Р.р.Письменная работа по прозе Салтыкова - Щедрина | 1 |
71 | А.К.Толстой (2+1). Жизнь и творчество .Анализ стихотворений о природе и о любви. | 1 |
72 | Историческая тема в произведениях А.К.Толстого. Сатирические произведения. | 1 |
73 | Р.р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.К.Толстого. | 1 |
74 | Л.Н.Толстой. (12+2) Жизненный и творческий путь. | 1 |
75 | «Севастопольский рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и Миру». | 1 |
76 | История создания, своеобразие и проблема романа – эпопеи «Война и мир». | 1 |
77 | Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Июль 1805г. | 1 |
78 | Именины и Ростовских. Лысые горы. | 1 |
79 | Изображение войны 1805 – 1807гг. Смотр войск под Браунау. | 1 |
80 | Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 |
81 | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | 1 |
82 | Изображение войны 1812г .Бородинская битва в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». | 1 |
83 | «Дубина народной войны». Бегство Французов из России. Последний Период войны и её воздействий на героев. | 1 |
84 | «Мысль народная» в романе Толстого«Война и мир». Истинный и ложный патриотизм. | 1 |
85 | «Мысль семейная» в романе. Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. Эпилог романа. | 1 |
86-87 | Р.Р.Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого «Война и мир». | 2 |
88 | Ф.М.Достоевский. (6+2) Жизненный и творческий путь. Обзор романа «Бедные люди». | 1 |
89 | Замысел и история создания романа«Преступление и наказание». | 1 |
90 | Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание». | 1 |
91 | Мир «униженных и оскорблённых»в романе Достоевского «Преступление и наказание». | 1 |
92 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова.» | 1 |
93 | «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. «Преступление и наказание» как роман – предубеждение. | 1 |
94-95 | Р.Р.Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского. | 2 |
96 | А.П.Чехов. (5+2) Жизнь и творчество. | 1 |
97 | Трагикомедия футлярной жизни.«Человек в футляре», «Крыжовник». | 1 |
98 | Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения (по произведению А.П.Чехова «Ионыч»). | 1 |
99 | А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии. | 1 |
100 | «Здравствуй, новая жизнь!» (образ сада и философская проблематика пьесы). | 1 |
101 | «Вишнёвый сад». Система образов. | |
102- 103 | Р.р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова | 2 |
104 | Обобщение по курсу. Подведение итогов. | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Раздел. Тема . | Час. | Дата |
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Требования к результа- там обучения. | Вид контроля. | ||
По плану | Факти чески | |||||||
1 | Введение (1) «Прекрасное начало». К Истории русской литературы XIXв. | 1 | 01.09 | Знакомство с учебником, содер- жанием курса, требованиями по пре-мету. | Совершенствование на- выков тезисной записи лекции учителя. | Текущий | ||
Из литературы первой половины Х1Х века. (13 ч.) | ||||||||
2 | А.С.Пушкин.(4) Основные этапы творческой биографии | 1 | 02.09 | Чтение и анализ стихотворений | Анализ стихотворения Воспоминания в Цар- ском Селе» | Текущий | ||
3 | Лирика А.С.Пушкина. «Муза пламенной сатиры», «Годы странствий». | 1 | 04.09 | Чтение и анализ стихотворений, оценивание индивидуальных заданий. | Составление опорных схем. | Текущий | ||
4 | «Жребий русского поэта» (по творчеству А.С.Пушкина). | 1 | 08.09 | Чтение и анализ стихотворений. | Работа со статьёй учеб- ника, составление опорных схем. | Текущий | ||
5 | «Поединок двух всадников» (поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»). | 1 | 09.09 | Чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характе- ристик. | Умение выделять худо- жественные детали. | Текущий. | ||
6. 7 | М.Ю.Лермонтов.(4) Особен ности поэтического мира. «Слово-оружие». Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. | 2 | 11.09 15.09 | Сравнительный анализ лермон- товского и пушкинского «Пророков» | Составление тезисного плана. | Текущий | ||
8 | Любовная лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова. | 1 | 16.09 | Чтение и анализ стихотворений. | Сравнительный анализ поэзии Пушкина и Лер- монтова. | Текущий | ||
9 | «Падший ангел» (поэма Лермонтова «Демон»). | 1 | 18.09 | Чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик. | Умение выделять худо- жественные детали и навыки анализа. | Текущий | ||
10 | Н.В.Гоголь .(3 + 2) Художественный мир писателя. | 1 | 22.09 | Анализ подобранных эпизодов. | Умение выделять и ана- лизировать эпизоды произведения. | Текущий | ||
11 | «Страший мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». | 1 | 23.09 | Сравнение эпизодов в повестях. | Выявление авторской позиции через анализ эпизодов повести. | Текущий | ||
12 | Нос, который гулял сам по себе (повесть Н.В.Гоголя «Нос»). | 1 | 25.09 | Составление устных высказыва- ний по теме урока. | Выступления обуча- ющихся. | Текущий | ||
13 14 | Р.Р.Письменная работа по творчеству писателей первой половины Х1Х века. | 2 | 29.09 30.09 | Выполнение письменной работы | Анализировать изучен- ный материал. | Текущий | ||
Из литературы второй половины Х1Х века. (88 ч.) | ||||||||
15 16 | Литература и журналистика 50 -80 –х годов XIX века. | 2 | 02.10 06.10 | Беседа по вопросам. | Совершенствование на- выков тезисной записи лекции учителя. | Текущий | ||
17 | А.Н.Островский. (6 +2) Жизнь и судьба. Театр Островского. Пьеса «Свои Люди - сочтемся!» (Банкомат). | 1 | 07.10 | Составление хронологической таб-лицы по жизни и творчеству Остров-ского. | Совершенствование на- выков лекционных за- писей. | Текущий | ||
18 | А.Н.Островский. Драма «Гроза». История создания. | 1 | 09.10 | Конспектирование лекции по теме «История создания драмы «Гроза». | Умение выделять и ана- лизировать эпизоды произведения. | Текущий | ||
19 | Изображение «затерянного» мира города в драме Островского «Гроза». Знакомство с содержанием. | 1 | 13.10 | Чтение драмы по ролям, анализ эпизодов. | Подготовка к выразительному чтению по ролям. | Текущий | ||
20 | Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского «Гроза». | 1 | 14.10 | Выделение характерных особеннос- тей драмы - поиск доказательств, составленных словесных портретов | Сопоставительный ана- лиз, умение делать вы- воды, рассуждать. | Текущий | ||
21 | Образ Катерины в свете литературной критики. | 1 | 16.10 | Оценка умений анализа текста, поступков героев. | Умение конспектиро- вать, использовать кри-тическую литературу. | Текущий | ||
22 | «Гроза»- самое решительное произведение Островского (Н.А. Добролюбов). | 1 | 20.10 | Индивидуальные выступления, оставление тезисов «Почему погиб- ла Катерина?» | Умение конспектиро- вать, использовать кри-тическую литературу | Текущий | ||
23 24 | Р.Р. Сочинение по творчеству А.Н.Островского. | 2 | 21.10 23.10 | Выбор темы, составление плана, написание сочинения. | Редактирование текста. | Текущий | ||
25 | И.А.Гончаров. (5 +2) Биография писателя. Расцвет реализма в литературе 2-й половины XIX в. | 1 | 27.10 | Индивидуальные выступления учащихся. | Запись тезисов, совер-шенствавание навыков самостоятельной иссле-довательской работы. | Текущий | ||
26 | И.А.Гончаров. Роман «Обломов и посетители – деятели. | 1 | 28.10 | Анализ текста, составление устных высказываний по содержанию романа, составление рецензий на сообщения учащихся. | Навык анализа проза-ического текста, совер-шенствовать устную речь. | Текущий | ||
27 | Обломов и Захар. Сон Обломова. | 1 | 30.10 | Составления рецензии на устные ответы обучающихся. | Навык анализа проза-ического текста, совер-шенствовать устную речь. | Текущий | ||
28 | Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Штольц. Обломов и Агафья Пшеницына. | 1 | 10.11 | Характеристика героев романа, составление ответов обучающихся на вопросы. | Умение составлять сравнительную характеристику героев. | Текущий | ||
29 | И.А.Гончаров. Роман «Обломов». Обзор. | 1 | 11.11 | Запись тезисов, составление отве- тов на поставленные вопросы. | Запись тезисов. Разви- вать устную монологи-ческую и диалогичес- кую речь. | Текущий | ||
30- 31 | Р.Р. Сочинение по творчеству И.А.Гончарова. | 2 | 13.11 17.11 | Написание сочинения. | Редактирование текста. | Текущий | ||
32 | И.С.Тургенев. (7+2) Жизненный и творческий путь. Народ: от поэзии к правде. «Хорь и Калиныч», «Певцы» (Записки охотника). | 1 | 18.11 | Составление хронологической таблицы о жизни писателя. Анализ прочитанных произведений. | Составление хроноло-гической таблицы «Жизненный путь И.С.Тургенева» | Текущий | ||
33 | «Лишний человек» в тургеневской прозе. Тип «тургеневской девушки». | 1 | 20.11 | Составление характеристики героев. | Запись тезисов, совер-шенствавание навыков самостоятельной иссле-довательской работы | Текущий | ||
34 | Роман «Отцы и дети». Портрет поколений. | 1 | 24.11 | Комментированное чтение, записи в тетради основных тезисов, состав- ление сравнительной характерист. | Умение характеризо- вать героев. | Текущий | ||
35 | Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские истоки. | 1 | 25.11 | Оценка умений анализировать текст, языковые особенности в речевой характеристике героев. | Умение сравнивать ге- роев, заполнение срав- нительной таблицы. | Текущий | ||
36 | Конфликт «отцов» и «детей» как главный нерв тургеневского повествования. | 1 | 27.11 | Составление сравнительной характеристики главных героев. | Анализ текста, подбор цитат. характеризу- ющих героев. | Текущий | ||
37 | Любовь в жизни героев романа. Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе «Отцы и дети». | 1 | 01.12 | Проверка подготовленных группо- вых заданий, коллективный анализ эпизодов. | Умение пдбирать мате- риал к сообщению. | Текущий | ||
38 | Стихотворение в прозе – гимн вечной Жизни. | 1 | 02.12 | Чтение наизусть, устный и письмен- ный анализ стихотворений. | Чтение и анализ стихотворений. | Текущий | ||
39 40 | Р.Р.Сочинение по творчеству И.С.Тургенева. | 2 | 04.12 08.12 | Подготовка и написание сочинения. | Редактирование текста. | Текущий | ||
41 | Н.Г.Чернышевский (3) Роман «Что делать?». | 1 | 09.12 | Составление хронологической таблицы | Самостоятельно систематизировать материал о писателе. | Текущий | ||
42 43 | Разумна ли теория «разумного эгоизма».Черты социальной утопии в романе | 2 | 11.12 15.12 | Чтение и анализ отдельных эпизо- дов, составление сравнительной характеристики. | Составление сравнительной характеристики. | Текущий | ||
44 | Н.А.Некрасов. (7+2) Судьба поэта и его художественный мир. | 1 | 16.12 | Составление хронологической таб- лицы | Составить конспект урока. | . Текущий | ||
45 | «Кнутом иссечённая муза». (Тема Скорби и страданий в лирике Некрасова). | 1 | 18.12 | Чтение и анализ стихотворений. | Анализ стихотворений и сопоставление со стих- ами других поэтов. | Текущий | ||
46 | Тема поэта и гражданина в лирике Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | 22.12 | Чтение и анализ эпизодов поэмы. | Анализ лирического текста. | Текущий | ||
47 | Поиск правды и счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | 23.12 | Чтение и анализ эпизодов поэмы | Умение давать характеристики, сопоставлять героев. | Текущий | ||
48 | Тема женской судьбы в поэме. Образ Матрёны Корчагиной. | 1 | 25.12 | Составление плана по теме «Образ Матрёны». | Умение сравнивать ге- роев, заполнение срав- нительной таблицы. | Текущий | ||
49 | Представители помещичьей Руси в поэме. Образы Оболта – Оболдуева, князя Утятина. | 1 | 29.12 | Характеристика героев, ответы на вопросы, выразительное чтение. | Работа с текстом. | Текущий | ||
50 | Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. | 1 | 30.12 | Составление плана к сообщению «Образ Гриши Добросклонова». | Сопоставлять образы и делать обобщения. | Текущий | ||
51, 52 | Р.Р.Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова. | 2 | 12.01 13.01 | Составление плана, Редактирование текста. | . Написание сочинения | Текущий | ||
53 | Ф.И.Тютчев. (3) Жизнь и творчество. Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики. | 1 | 15.01 | Индивидуальные выступления обучающихся, оценка ответов. | Составление тезисов. Анализ стихотворений. | Текущий | ||
54 | «Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России, его судьбоносной роли в мировой истории. | 1 | 19.01 | Чтение и анализ стихотворений | Определение темы, идеи, нахождение средств художествен- ной выразительности. | Текущий | ||
55 | Драматизм звучания любовной лирики Тютчева. | 1 | 20.01 | Чтение и анализ стихотворений | Оценка лирического произведения. | Текущий | ||
56 | А.А.Фет. (3+2) Очерк жизни и творчества. Эмоциональные глубины и Образно –стилистическое богатство лирики Фета. | 1 | 22.01 | Выступления обучающихся, чтение наизусть, ответы на вопросы учителя. | Составление хронологи-ческой таблицы о жиз- ни и творчестве поэта. | Текущий | ||
57 | «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Гармония слияния человека с природой. | 1 | 26.01 | Чтение и анализ стихотворений | Определение основных мотивов стихотворений. | Текущий | ||
58 | «И прославлять мы будем век любовь…». Красота и поэтичность человека с природой. | 1 | 27.01 | Чтение и анализ стихотворений | Составление тезисов, устные сочинения-миниатюры. | Текущий | ||
59 60 | Р.р.Письменная работа по лирике А.А.Фета/ по лирике Ф.И.Тютчева (по Выбору обучающихся). | 2 | 29.01 02.02 | Выбор темы, сбор материала, Редактирование текста. | Написание сочинения. | Текущий | ||
61 | Н.С.Лесков. (3+1) «Русский антик» (Очерк жизни и творчества). | 1 | 03.02 | Составление хронологической таб- лицы, выступления обучающихся. | Составление хронологи-ческой таблицы о жиз- ни и творчестве писат. | Текущий | ||
62 63 | «Хождение» очарованной души (повесть «Очарованный странник»). | 2 | 05.02 09.02 | Определение мотивов русского фольклора в повести, комментирование отдельных сцен. | Чтение отдельных эпизодов, цитиравание. | Текущий | ||
64 | Р.р. Сочинение по прозе Н.С. Лескова | 1 | 10.02 | Сбор материала. | Написание сочинения. | Текущий | ||
65 | М.Е.Салтыков – Щедрин. (5+1) Жизнь и творчество. | 1 | 12.02 | Выступления обучающихся. | Работа с учебником, составление хроноло-гической таблицы. | . Текущий | ||
66 | М.Е.Салтыков – Щедрин. Роман – Хроника «история одного города». | 1 | 16.02 | Составление тезисного плана к материалу учебника | Вводно-ориентировоч- ная беседа с опорой на общую проблематику произведения. | Текущий | ||
67 | Сюжеты и проблематика «сказок для детей изрядного возраста». | 1 | 17.02 | Сопоставительный анализ сказок С-Щедрина и произведений Н.А. Некрасова. | Самостоятельный анализ текста. | Текущий | ||
68 | Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова –Щедрина. | 1 | 19.02 | Анализ сказки с опорой на мате- ри риал учебника. Выступления обучающихся. | Групповая работа по теме «Картины русской жизни в сказках Салтыкова-Щедрина. | Текущий | ||
69 | «Жил – дрожал и умирал – дрожал». (сказка «Премудрый пискарь»). | 1 | 24.02 | Анализ сказки с опорой на матери- ал учебника. Выступления обуч. | Анализ самостоятельно придуманных сатирических сказок. | Текущий | ||
70 | Р.р.Письменная работа по прозе Салты- Кова - Щедрина | 1 | 26.02 | Выполнение письменной работы. | Анализировать изучен- ный материал | Текущий | ||
71 | А.К.Толстой (2+1). Жизнь и творчество. Анализ стихотворений о природе и о любви. | 1 | 02.03 | Выступления обучающихся, составление тезисов. | Знание биографии писателя, хронология основных сведений. | Текущий | ||
72 | Историческая тема в произведениях А.К.Толстого. Сатирические произведения. | 1 | 03.03 | Выразительное чтение наизусть сти- хотворений, ответы на вопросы, со- поставительный анализ стихотв. | Чтение и анализ стихотворений. | Текущий | ||
73 | Р.р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.К.Толстого. | 1 | 05.03 | Составление плана | Умение составлять план, уместное использова- ние цитат | Текущий | ||
74 | Л.Н.Толстой. (12+2) Жизненный и творческий путь. | 1 | 10.03 | Составление хронологической таб- лицы, запись основных тезисов. | Знание биографии писателя, хронология основных сведений | Текущий. | ||
75 | «Севастопольский рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и Миру». | 1 | 12.03 | Устная и письменная работа с текстом. | Анализ очерка, выявле- ние авторской позиции через анализ сюжета, портрета, пейзажа. | Текущий | ||
76 | История создания, своеобразие и проблема романа – эпопеи «Война и мир». | 1 | 16.03 | Выступления обучающихся. | Составить сообщение. | Текущий | ||
77 | Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Июль 1805г. | 1 | 17.03 | Составление характеристики главных героев романа. | Записать самостоятельные выводы по основным вопросам урока. | Текущий | ||
78 | Именины и Ростовских. Лысые горы. | 1 | 19.03 | Составление характеристики главных героев романа. | Выявить авторскую позицию Записать сам. выводы по основным вопросам урока. | Текущий | ||
79 | Изображение войны 1805 – 1807гг. Смотр войск под Браунау. | 1 | 30.03 | Пересказ, анализ эпизода. Ком- ментированное чтение. | Записать сам. выводы по основным вопросам урока. | Текущий | ||
80 | Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 | 31.03 | Пересказ, анализ эпизода. Ком- ментированное чтение. | Записать сам. выводы по основным вопросам урока | Текущий | ||
81 | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | 1 | 02.04 | Пересказ, анализ эпизода. Ком- ментированное чтение. | Записать сам. выводы по основным вопросам урока | . Текущий | ||
82 | Изображение войны 1812г .Бородин- ская битва в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». | 1 | 06.04 | Сообщения обучающихся | Выявить авторскую позицию Записать сам. выводы по основным вопросам урока. | . Текущий | ||
83 | «Дубина народной войны». Бегство Французов из России. Последний Период войны и её воздействий на героев. | 1 | 07.04 | Сравнение поведения великосвет- ского общества с поведением прос- того народа во время угрозы войны в в в России. | Задание по группам «Ваши впечатления от встречи с героями» | Текущий | ||
84 | «Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир». Истинный и ложный патриотизм. | 1 | 09.04 | Сообщения обучающихся. Сравни- тельная характеристика героев. | Выявить авторскую позицию Записать сам. выводы по основным вопросам урока. | Текущий | ||
85 | «Мысль семейная» в романе. Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. Эпилог романа. | 1 | 13.04 | Индивидуальные сообщения обуча- ющихся. | Анализ текста по теме урока. | Текущий | ||
86 87 | Р.Р.Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого «Война и мир». | 2 | 14.04 16.04 | Выбор темы, составление плана, Редактирование текста. | Умение раскрыть тему, выражение личного отношения к проблеме.. | Текущий | ||
88 | Ф.М.Достоевский. (6+2) Жизненный и творческий путь. Обзор романа «Бедные люди». | 1 | 20.04 | Индивидуальные сообщения обуча- ющихся. Составление хронологи-ческой таблицы. | Знание биографии писателя, хронология основных сведений | Текущий | ||
89 | Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». | 1 | 21.04 | Ответы на вопросы, индивидуаль- ные задания. | Анализ внутренних мо-нологов Раскольникова | Текущий | ||
90 | Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | 23.04 | Выступления обучающихся, бе- седа с включением сообщений. | Работа с текстом, анализ эпизодов. | Текущий | ||
91 | Мир «униженных и оскорблённых» в романе Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | 27.04 | Составление характеристик ге- роям романа. | Работа с текстом, анализ эпизодов. | . Текущий | ||
92 | Образ Раскольникова и тема «гор- дого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова.» | 1 | 28.04 | Комментированное чтение, анализ текста. | Составление плана к образу. | Текущий | ||
93 | «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. «Преступление и нака-зание» как роман – предубеждение. | 1 | 30.04 | Составление плана-характерис- тики к образу героини. | Анализ текста. | Текущий | ||
94 95 | Р.Р.Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского. | 2 | 04.05 05.05 | Выбор темы, составление плана, Редактирование текста.. | Умение раскрыть тему, выражение личного отношения к проблеме. | Текущий | ||
96 | А.П.Чехов. (5+2) Жизнь и творчество. | 1 | 07.05 | Запись основных положений лекции Выступления обучающихся. | Составление тезисного плана. | Текущий | ||
97 | Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Крыжовник». | 1 | 12.05 | Составление плана-анализа. Беседа по прочитанным произведениям. | Работа с текстом, ана- лиз прочитанного. | Текущий | ||
98 | Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения (по произведению А.П.Чехова «Ионыч»). | 1 | 14.05 | Выборочный пересказ. Сообщения обучающихся о биографии писателя и истории создания рассказа. | Работа над общими приёмами типизации героев (портрет, поступки) | Текущий | ||
99 | А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии. | 1 | 18.05 | Запись основных положений лекции .Беседа. Описание героев. | Навык целостного ана- лиза текста. | Текущий | ||
100 | «Здравствуй, новая жизнь!» (образ сада и философская проблематика пьесы). | 1 | 19.05 | Составлении плана- характерист | Составление портретной характеристики героев. Анализ эпизодов. | Текущий | ||
101 | «Вишнёвый сад». Система образов. | 1 | 21.05 | ики. | ||||
102- 103 | Р.р. Сочинение по творчеству А.П. Чехова | 2 | 25.05 26.05 | Выбор темы, составление плана, редактирование текста. | Умение раскрыть тему, выражение личного отношения к проблеме | Текущий | ||
104 | Обобщение по курсу. Подведение итогов. | 1 | 28.05 | Составление устных высказываний по изученному материалу. | Уметь анализировать текст. | Текущий |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Учебник «Литература» (I, II части). Авторы: С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. Москва «Русское слово» 2009г.
- Поурочные разработки по русской литературе XX века (I, II части). Москва «ВАКО» 2007г.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя.
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
Результаты освоения предмета «Литература».
Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
«Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета _________/ Грекова Г.А.
МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ
От 27.08.2014года № 6 _______________20___ года
Руководитель МС_______ / Грекова Г.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173120-1357479104.jpg)
Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.
Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-124178-1382991763.png)
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-124178-1382991763.png)
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-388985-1390886086.jpg)
Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-521352-1420282827.jpg)
Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина
Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-1218191-1581499678.jpg)
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...