Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Добровольская Юлия Раймондовна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального  компонента государственного  стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480.

2. Примерной программы основного общего образования по литературе.

3. Авторской   программы   среднего   (полного)   общего образования для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений  «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,  И.С.Збарский,  В.П.Полухина,,2011). – М.: Просвещение, 2011 г.

 

                                                                                                      Цели, решаемые при реализации программы:

 

- развивать  компетентности ребёнка путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учебу, познание, коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;

 - воспитать духовно развитую личность;

 - формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

 - развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательскую культуру.

 

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

 

 - понимать авторскую позицию;

 - формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

 - развивать устную и письменную речь учащихся;

 - овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

 - выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;

 - грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний;

 - формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

 - обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

 - развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

 

 

 

Технологии обучения, формы организации образовательного процесса

 

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, словарной работы, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Реализация данной программы обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.

                                                                                                Учебно-тематическое планирование по литературе

Класс – 7-А

Количество часов

Всего – 68 часов (34модуля); в неделю – 2 часа(1 модуль)

Из них :

развитие речи – 2

         контрольные работы (включая сочинения ) – 6

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального  компонента государственного  стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480.

2. Примерной программы основного общего образования по литературе.

3. Авторской   программы   среднего   (полного)   общего образования для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений  «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,  И.С.Збарский,  В.П.Полухина,,2011). – М.: Просвещение, 2011 г.

                                                                                                      Цели, решаемые при реализации программы:

- развивать  компетентности ребёнка путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учебу, познание, коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;

 - воспитать духовно развитую личность;

 - формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

 - развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательскую культуру.

 

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

 - понимать авторскую позицию;

 - формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

 - развивать устную и письменную речь учащихся;

 - овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

 - выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;

 - грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний;

 - формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

 - обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

 - развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

Технологии обучения, формы организации образовательного процесса

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, словарной работы, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Реализация данной программы обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.

                                                                                                Учебно-тематическое планирование по литературе

Класс – 7-А

Количество часов

Всего – 68 часов (34модуля); в неделю – 2 часа(1 модуль)

Из них :

развитие речи – 2

         контрольные работы (включая сочинения ) – 6

                                                                                                  Содержание программы

          В связи с переходом с украинского стандарта образования на ФГОС России в программе 7 класса были введены в изучение произведения древнерусской литературы и русской классической литературы, которые не изучались в украинской программе по литературе в 5,6 классах. Так содержание рабочей программы по литературе в 7 классе было дополнено повестью А.С. Пушкина «Дубровский», рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», рассказом Астафьева «Васюткино озеро». Изучение данных произведений необходимо для более широкого и глубокого понимания места классической русской литературы в мировом литературном процессе, постижении неповторимости индивидуального стиля писателя, национального своеобразия произведения и его общечеловеческой значимости.   Из программы было исключено произведение Р.Д. Брэдбери «Каникулы», так как  по украинской программе оно было изучено в 6 классе. В связи с этим произошло перераспределение часов на изучение каждой темы.

 1. Введение – 1 час

          2. Устное народное творчество - 5 часов

          3.  Древнерусская литература -  6 часов

 4. Из русской литературы XVIII века - 2 часа

          5. Из русской литературы XIX века – 30 часов

          6.  Произведения русских писателей ХХ века -  20 часов

          7. Зарубежная литература – 2 часа

Виды и формы контроля

Основными видами контроля, проводимыми на уроках разных типов, являются:

Устный пересказ

Развернутый ответ на вопрос

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение

Рассказ-характеристика одного из героев

Создание плана произведения, отдельной главы, ответа

Тестирование

Мини-сочинения

        Самостоятельный анализ лирического произведения

Чтение наизусть  

                                                                         

 Критерии оценивания 

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

                                                                                                      2. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина

рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое пл...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Данная рабочая  учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:...