Обобщение опыта "Встреча с В. Г. Распутиным"
классный час по литературе (9 класс) на тему

Шашлова Светлана Ивановна

Изучение произведений В.Г.Распутина дает учителю возможность при обсуждении противоречий современного общества, отраженных в тексте, готовить учащихся к будущей жизни в этом обществе. Учитель с помощью произведений и писателя стремится повлиять на формирование гражданской позиции учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_s_rasputinym.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча с В.Г. Распутиным.

«Чтобы не было неправды и зла на земле…»

Четыре подпорки у

                                                        человека в жизни:

                                                дом с семьей, работа, люди,

                                                        с кем  вместе править праздники

                                                 и будни, и земля, на которой

                           стоит твой дом.

           

                                                                                    В.Г.Распутин

          Знакомство с творчеством В.Г.Распутина в школе предлагается составителями всех программ по литературе, что само по себе свидетельствует о признании произведений автора и включении их в «золотой фонд» русской литературы.  

   Изучение произведений В.Г.Распутина дает учителю возможность при обсуждении противоречий современного общества, отраженных в тексте, готовить учащихся к будущей жизни в этом обществе. Учитель с помощью произведений и писателя стремится повлиять на формирование гражданской позиции учащихся.

        10- 11 октября 2007 года мне посчастливилось присутствовать на региональной конференции «Валентин Распутин: общество, культура, образование», посвященной  семидесятилетию со Дня рождения В.Г.Распутина, и выступить с сообщением на тему: «Чтобы не было неправды и зла на Земле…».

      На конференции прозвучало выступление любимого писателя, а также - доклады  учителей по творчеству В.Г.Распутина,  воспоминания иркутских поэтов и писателей: А.Г.Румянцева, Г.И.Пакулова, преподавателей ИПКРО О.Н.Шахеровой, И.Г.Бухаровой.

       А.Г.Румянцев отметил:«На писательских съездах России выступают многие известные писатели. Когда на трибуну приглашают В.Г.Распутина, все замирают, как будто пророк зашел на трибуну. Я знаком с Валентином более полувека. Радостно, что живет на иркутской земле такой Человек».

 «Трудно говорить после друзей Распутина, - такими словами начала свое выступление О.Н.Шахерова,- но мы специально пригласили писателей, чтобы «увидеть «величину личности нашего земляка».

     В выступлении самого В.Г.Распутина прозвучала боль, горечь за вымирающие деревни, тревога за то, в каком положении находится сейчас русский язык. «Задача любого преподавателя: научить ребенка читать, суметь привить любовь к книге»- отметил писатель.

      Не случайно я  выбрала и  тему по самообразованию «Воспитание нравственности уроками литературы»: стремление жить по законам добра и любви должно стать собственной «внутренней дорогой» каждого человека. И задача учителя литературы состоит в том, чтобы «заронить жажду, привить вкус» поиску духовной истины.

     Уроки литературы призваны воспитывать личность, оказывать влияние на ее духовный мир, на выбор нравственных ориентиров.

      Поэтому основные цели моих уроков: ввести ребят в духовный мир В.Г.Распутина, в нравственный мир его героев; обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель, выявить его гражданскую позицию; способствовать развитию интереса к творчеству писателя и его личности, воспитывать любовь к сибирской литературе через приобщение к творческому наследию В.Г.Распутина и к «малой» родине, неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за ее судьбу.

      Вопрос: «Как жить на Земле? Каким ты станешь?»- рано или поздно встает перед каждым. И ответ на него учащиеся  находят у В.Г. Распутина, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже. Писателя волнуют вопросы «Для чего живет человек? Зачем? Для какой пользы?»

      «Интересно, куда денется ее жизнь?- думала старуха Анна из «Последнего срока». А герой очерка «Вверх и вниз по течению, наслаждаясь красотой вечера у реки, недоумевает: «Почему так много времени мы проводим в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это мое, что без этого нельзя жить? И почему  забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»

      На примерах произведений В.Г.Распутина  вместе с ребятами мы  убеждаемся в том, что каждый человек задает себе эти вопросы и ищет на них ответ.

      В.Г.Распутин своими произведениями тревожит читателей. Он, как никто другой, способен передать им свою человеческую боль - за землю, за человека на ней.

        На вопрос, какие качества писатель больше всего ценит в людях, мы также нашли ответ у В.Г.Распутина: человечность, ответственность за все происходящее на земле, милосердие, любовь к природе...

     Этими качествами и обладала героиня рассказа «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна, одна из тех, кто помог маленькому рассказчику стать образованным человеком.

    «Читая произведение,- делают вывод учащиеся,- мы восхищаемся душевной красотой, добротой, сердечностью, человечностью, поистине материнской любовью этой молодой женщины. Лидия Михайловна старалась не только учить мальчика языку, но и по - человечески поддержать его, обогреть».

   «Она сумела рассмотреть в своем ученике, неприглядном, оборванном, голодном, одиноком, и недозволенными- помогает этим способностям развиться».

    Произведение «Уроки французского» глубоко нравственно и актуально. Лидии Михайловне присущи такие качества, как неравнодушие к чужой беде, великодушие, сочувствие. Она настоящий педагог, способный понять душу и чувства ребенка.   Доброта по отношению к людям вызывает ответные чувства.

     Чтобы дети смогли понять боль писателя, тревогу, чтобы они росли духовно богатыми, использую на своих уроках не только слово, но стараюсь погрузить учащихся в атмосферу того времени через инсценирование  отдельных эпизодов. Очень удачно на уроке  проинсценирован  эпизод - «Игра в деньги».

     Вместе с рассказчиком мы  переживаем, думаем и «пытаемся помочь»  одинокому беспомощному ребенку.

Конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и немудрым, суетливым, безумным даже существованием исследует В.Г.Распутин  в повести «Последний срок».

     Симпатии читателя  на стороне пожилой женщины, вся жизнь которой прошла в работе, заботе о детях, о хлебе насущном.

Автор задает читателю вопрос: «Как же случилось, что в детстве чистые, цельные натуры впоследствии становятся нравственно ущербными»?

     Учащиеся осуждают  детей Анны  за то, что  они за своими каждодневными заботами, проблемами забыли о том, что она нуждается в помощи и просто в добром слове. «Дети забыли о самом дорогом человеке- Матери,- переживают и негодуют ребята.- Это непростительно!»

    У В.Г.Распутина читаем:«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

     Страшно и то, что последний срок дан не только умирающей Анне, но и свой последний срок доживают на этой земле законы нравственности.

      Тема катастрофичности разрыва человека со своими корнями раскрыта и в повести «Прощание с Матерой». «

    В ходе анализа произведения ребята определяют, что без таких нравственных ценностей, как Истина, Добро, Красота, Вера, Надежда, Любовь, Человеческое достоинство человек не может быть Человеком.

     Гибель Матеры- это очень трудное время для жителей деревни, а, значит, это время испытаний и для человека. Вот она, экстремальная ситуация. Кто есть кто? Как поведут себя герои в такой ответственный момент?

 Это выявляется через отношение к родной Земле.

    Мы преклоняем головы вместе с автором перед простыми людьми большой бескорыстной любви.

     Жизнь и судьба каждого из них является для нас Уроками Добра, Совести, Человечности.

    Сейчас особенно актуальны вопросы экологии. Главная задача человечества- сохранить жизнь на земле.

   Проблемы защиты природы неразрывно связаны с проблемами «экологии души». В.Г.Распутин  изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.

    Читая повесть «Пожар», читатель приходит  к выводу: где нет любви и жалости к природе, там нет жалости к человеку. Вместе с природой гибнет человек и нравственно, и физически.

   «Еще больший пожар- пожар «во всю землю»,- начинаю урок по повести  «Дочь Ивана- мать Ивана», и много надо душевных сил, чтобы прочитать ее.

     Валентин Курбатов пишет: « Вдумайтесь-ка в повесть-то. Ведь никто не торопится человеку на помощь и не собирает ни Думу, ни правительство».

    И, значит, Тамара Ивановна навеки права, взяв в руки обрез и решая вопросы государства своим материнским судом, потому что ее дети, ее Родина, ее  защита будущего.

 «Эта книга, - призыв- призыв к защите, ведь кто- то должен держать Землю и Правду, даже если ей изменяет все. Остается русский писатель…»- к такому выводу приходят дети.

   Центром внимания учителя и учащихся должна быть Истина, которую надо отыскивать, раскрывать, выявлять, осмысливать. И учащиеся, анализируя отдельные эпизоды, находят, раскрывают ее.

   Роль писателя, считает В.Г. Распутин, в том, что он не должен молчать, а должен ставить вопросы, мимо которых не сможет пройти ни один человек: «Что с нами, дорогие односельчане? Куда мы правим? Куда мы этаким образом придем? На то он и Совесть Народная».

 Вместе с учащимися мы пытаемся мы ответить на вопрос: «Чем же дорог и близок нам наш земляк В.Г.Распутин?»

    И ребята делают правильные выводы: темы, затронутые писателем в произведениях, актуальны и в наше время. В.Г.Распутин говорит нам о таких общечеловеческих ценностях: Совести,  родине, смысле человеческой жизни, о душе, о памяти; читая его произведения, нельзя оставаться равнодушным к проблемам, которые он затрагивает; автор описывает человеческие чувства и душевные качества, которыми должен обладать каждый человек: добротой, вниманием, любовью к прошлому и настоящему, к малой родине; сила художника слова в том, что он дает нам ощущение присутствия при событиях, о которых рассказывает. И мы становимся более чуткими, добрыми, милосердными.

    Хочется, чтобы всю жизнь и детей и взрослых поддерживали четыре подпорки, о которых пишет В.Г.Распутин: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит наш дом! 

    Добро требует ежечасного, каждодневного, терпеливого труда души, добротворчества.

   И когда я вижу на уроках, что мои учащиеся не бездумно говорят заученные фразы, а сопереживают героям, понимают его, чувствуют его боль как свою, когда я вижу, как блестят глаза моих учеников, читающих очередной эпизод из нового произведения любимого писателя, я радуюсь за них и понимаю: Урок Правды, Урок Жизни, Урок Нравственности- удался!

 И за это огромное спасибо и низкий поклон В.Г.Распутину!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Могила Григория Распутина в Александровском парке Царского Села"

Прошу быть терпимыми к усилиям начинающего режиссера-документалиста. Фильм я целиком сделал один. Это моя первая попытка на этом поприще:http://www.dailymotion.com/video/xj1rfo_yyyyyy-yyyyyyyy-yyyyyyy...

В.П. Распутин"Уроки французского" . К уроку литературы в 6 классе (презентация)

Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу В.П.Распутина "Уроки французского". УМК Коровиной В.Я. Презентация содержит биографические сведения, иллюстративный материал, вопросы для обсужден...

Урок по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Опыт сопоставительного анализа....

Тест по литературе "Да/нет по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Тест предстаавляет собой  перечень вопросов по содержанию рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского", на которые учащиеся должны ответить "Да или Нет". Данный тест дает возможность быстро и легк...

Урок по творчеству Распутина Тема: Пророческий пафос произведений В.Г.Распутина По повестям «Пожар», «Прощание с Матёрой».

У каждого, кто прочитал хоть одну повесть или один рассказ этого писателя, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется сом...

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина. «Уроки Распутина»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина....