Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино".
презентация к уроку (литература, 5 класс) по теме

Елизарова Светлана Васильевна

Урок-презентация  поможет организовать работу при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon m.yu_.lermontov._borodino.ppt2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино» Композиция, особенности повествования. Учитель МОУ СОШ №130 Елизарова С.В.

Слайд 2

Историческая справка. 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия, перейдя р. Березину вторглась в Россию. Два месяца отступали русские войска. Пал Смоленск. 26 августа под д.Бородино в 124 км. к западу от Москвы произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 года. Французы не были побеждены, но их армия, обескровленная битвой, потрясённая мужеством русских, потерпела моральное поражение. Русские войска, также понесли огромные потери и вынуждены были сдать Москву. Покидая столицу, москвичи предпочли поджечь город, чем оставить его врагу. Началась жестокая партизанская война с врагом. Зимой 1812 года Наполеон бежал из Москвы и России.

Слайд 3

История создания стихотворения В 1837 г в журнале «Современник» было напечатано стихотворение «Бородино», первая публикация за подписью самого поэта. Стихотворение посвящено Бородинскому сражению и написано в год 25-ой годовщины этой битвы. По жанру произведение напоминает балладу (повествует о легендарном историческом событии).

Слайд 4

Знакомство с содержанием стихотворения. Знакомство особенностями повествования. Знакомство с композицией стихотворения. Строфа – это объединённые одной микротемой несколько строчек стихотворения, отделённых друг от друга пробелом. Сколько строф в стихотворении? 14 строф. Цели урока:

Слайд 5

Словарная работа. Редут – полевое укрепление; Лафет – станок, на котором укрепляется ствол пушки; Картечь – небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянии; Бивак – стоянка войск под открытым небом; Кивер – высокий головной убор военных; Рождён был хватом – смелым, отважным, мужественным; Сражён булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей.

Слайд 6

Сеча – битва, сражение; Уланы, драгуны – кавалеристы, конные войска. Пёстрые значки и острые хвосты на киверах были отличительным знаком этих войск; Бусурманы – здесь: враги.

Слайд 7

1. В какой форме написан зачин (1-2 строфы)? – Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?... – Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Ответ: Перед нами – диалог бывалого солдата, участника Бородинской битвы и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « не даром помнит вся Россия» .

Слайд 8

2. Что представляет собой 3 строфа? Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали, ворчали старики: Ответ: 3 строфа рассказывает о двух месяцах досадного отступления в ожидании решающего боя. Это переход к основной части – монологу-воспоминанию , рассказу бывалого воина о битве. Такая форма делает стихотворение правдивым и эмоциональным.

Слайд 9

3. Сколько строф в основной части, рассказывающей о Бородинской битве? 10 строф

Слайд 10

5. О чём рассказывают 4-5 строфы? Что происходит накануне сражения? И вот нашли большое поле: есть разгуляться где на воле! Построили редут. Ответ: солдат-артиллерист рассказывает о подготовке к сражению, о готовности русских « постоять головою за родину свою ».

Слайд 11

6. Как происходило сражение 6-7 строфы? Как ведут себя русские и французы? Два дня мы были в перестрелке Ответ: двухдневная перестрелка стала подготовкой к третьему, решающему дню боя. Французы, уверенные в своей победе, ликуют. Русские тщательно готовятся, понимая, что битва будет смертельной.

Слайд 12

7. Как начинался решающий третий день битвы? И только небо засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй.

Слайд 13

8. Какими видятся командиры и рядовые солдаты 8-9 строфы? «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!» Ответ: солдаты (простые русские люди) и их командиры (дворяне, привилегированный класс) – братья по оружию, они едины в своём порыве отдать жизнь за отечество.

Слайд 14

9. Сколько строф посвящено описанию решающего боя? Кульминация – самый напряжённый момент повествования. Ответ: 10-12 строфы кульминационные

Слайд 15

10 строфа. Как описаны атакующие французы? Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи, и всё на наш редут. Ответ: « Французы двинулись, как тучи… Все промелькнули перед нами, Все побывали тут » – враг очень силён, битва будет смертельной.

Слайд 16

11 строфа. Как описана сама битва? Вам не видать таких сражений! Ответ: картина жестокого кровавого боя яркая, динамичная, напряжённая, нарисована одним сложным предложением, состоящим из коротких выразительных частей.

Слайд 17

12 строфа. Как сражаются русские воины? Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!... Ответ: бой кажется бесконечным, но русские солдаты сражаются отчаянно, мужественно, не на жизнь, а насмерть, они настоящие богатыри.

Слайд 18

10. Как закончилась битва? Какими чувствами проникнута 13 строфа? Вот смерклось. Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять… Ответ: Русские солдаты « готовы до конца стоять ». Их мужество заставляет французов отступить, от их уверенности в собственной непобедимости не осталось следа: враг морально сломлен, одержана нравственная победа. Но за неё пришлось заплатить высокую цену.

Слайд 19

11. Как заканчивает свой рассказ старый солдат 14 строфа? Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри – не вы. Ответ: Рассказ солдата-артиллериста Лермонтов завершает строфой, похожей на 2 строфу: она проникнута гордостью за русских людей – они названы могучими, лихими богатырями – и за свою страну, оставшуюся непобежденной.

Слайд 20

« Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве,» – генерал Я.П. Кульнев, герой войны 1812г.

Слайд 21

Домашнее задание. 1. Составить цитатный план стихотворения с опорой на его композицию. 2. Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». 3. Письменно: Как солдат-артиллерист рассказывает о своём личном участии в Бородинской битве? Какие местоимения употребляет? Сделайте вывод. 4. Выучить определения: баллада, строфа, кульминация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение Мустая Карима "В городе далеком".Презентация к стихотворению.

Стихотворение, подготовленный на конкурс ко Дню Республики Башкортостан " Пою мою Республику". Чтение - это радость, удовольствие, счастье познания и творчества....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Смотр-конкурс стихотворений «Природа в стихотворениях русских поэтов»

Смотр- конкурс был проведен ко дню языков народов Казахстана в 3-4 классах национальной школы...

Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"

Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).

Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...