Урок литературы в 6 классе "Пред ликом священной природы"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Челнокова Наталия Алексеевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок литературы в 6 классе52 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 6 класс

Тема урока: Лики родной природы в русской поэзии

Цели урока:

ОБУЧАЮЩИЕ:

  -формирование коммуникативных (речевых) умений учащихся: правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания;

  -формирование умения создавать устное  публичное и монологическое выступления;

  -совершенствование навыков работы над поэтическим текстом;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие навыков выборочного анализа стихотворного текста;
  • продолжение работы по развитию культуры устной и письменной речи;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

    -формирование эстетического восприятия, с использованием различных видов искусства: литературы, музыки, живописи;

  • воспитание пристального внимания к окружающему миру, чуткого отношения к природе, стремления понять и полюбить окружающую человека красоту.

ТИП УРОКА: комбинированный

ОРГФОРМА: урок – размышление

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ – эвристический, творческое чтение:

       -выборочный анализ текста;

       -аналитическая беседа;

       -целеполагание;

       -рефлексия деятельности;

       -элементы интеграции (ИЗО, музыка).

Оборудование и средства наглядности: портреты писателей:Ф.Тютчев, И.Тургенев, Е.Баратынский; выставка книг со стихами о природе «Пред ликом священной природы»; отпечатанные тексты стихотворений; аудиокассета П.И.Чайковский «Времена года»; пейзажи художников: Левитан «Март»; карточки с тестовыми заданиями; мультимедийный проектор, аудиомагнитофон или с

CD-дисководом.

Эпиграф к уроку:  «Здесь мало увидеть,

                          Здесь надо всмотреться,

                          Здесь мало услышать,

                          Здесь вслушаться нужно»

                                                         Н. Рыленков

  1. Организационный момент: Добрый день! Ребята,

я попрошу вас закрыть глазки и послушать музыку П.И.Чайковского

«Времена года» (1,5 мин.)   1-ый слайд (на фоне заставки весенней природы)

  • Ребята, звуки какого времени года вы услышали в этой мелодии?

                     Зима недаром злится:

                    Прошла её пора,

                    Весна в окно стучится

                    И гонит со двора.

  • Какие весенние картины и ассоциации возникли у вас при её прослушивании? (звучат ручьи, щебечут птицы, светит солнце)

  1. Слово учителя: целеполагание:

- Да, в мире много прекрасного. Действительно, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – шумные леса, просторные поля, голубые озёра, широкие реки, глубокие моря, высокие горы, синее небо, золотое солнце, щебечущие птицы. Это природа! Русская природа, полная поэзии и прелести, волнующая каждого человека, любящего родную землю. И мы сегодня с вами приоткроем дверь в мир красоты и природы.

- Итак, запишите дату и тему нашего урока «Лики родной природы в русской поэзии». Мы продолжим работу над развитием навыков выборочного анализа стихотворного  текста, над развитием устной и письменной речи; я надеюсь, что после этого урока мы  будем уделять больше внимания окружающему миру, чутко относиться к природе, будем стремиться понять и полюбить окружающую нас красоту.

        Весна всему свой голос дарит-

        Воде, листве, земле – всему,

        Кострам в лесу и птичьей паре,

        Глазам и сердцу моему.

                        Всё началось с простой капели,

                        И вот уже текут снега,

                        И зажурчали, зазвенели,

                        Деревья, воздух и луга.

          Несётся плеск с лесных излучин,

          В овраге ветер струны рвёт,

          Весь мир разбужен и озвучен

          И дирижеру смотрит в рот.

  • Ребята, вы, наверное, тоже  знаете стихи о весне? (Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза»)

III. Выразительное чтение наизусть учащимися стихов о природе.

  • Может быть, вы прочтёте стихи собственного сочинения, если таковые имеются?
  • Какое настроение передают поэты своими стихами? (весеннее)

IV. Словарная работа  2-ой слайд

- Ребята, вспомните русский язык, что такое однокоренные слова. Давайте составим вместе с вами «букет» однокоренных слов к слову «весна».

                                     

                                 

        веснушка                   по- весеннему

                                                                    веснянка                предвесенний

                весенний                                                

                                                                              

 

                                                                 весна

V.  Анализ стихотворения

Давайте послушаем стихотворение Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист» (выразительно)

- Перечитайте ещё раз это стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос:

  • О чём оно? (о весенней природе)
  • Что особенно восхищает Е. А. Баратынского весной? (чистота воздуха, ясность небосклона)

-  Выделите слова, передающие движения и жизнь в это время года. (летают, шумят, несет, взвился)

-  Прочитайте строфу:

        Весна, весна! Как высоко

        На крыльях ветерка,

        Ласкаясь к солнечным лучам,

        Летают облака!

Какой художественный приём использовал поэт при написании этой строфы? (олицетворение)

- ( Оценивание  ответа, прав или нет ответивший, что такое олицетворение)

                         3-ий слайд

VI. Тестовые задания по изобразительно- выразительным средствам данного стихотворения.

       Задание 1.

Каким стихотворным размером написано стихотворение Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!»?

а) ямб            

б) хорей

в) дактиль

г) анапест

        Задание 2.

Какое изобразительно – выразительное средство использовал

 Е.А. Баратынский в строфе:

        Шумят ручьи! Блестят ручьи!

        Взревев, река несёт

        На торжествующем хребте

        Поднятый ею лёд!

а) эпитет

б) сравнение

в) метафора          

    Задание 3.

Какой вид рифмовки использовал Баратынский, создавая стихотворение «Весна! Весна! Как воздух чист!»?

а) перекрёстная      

б) параллельная

в) кольцевая

   Задание 4.

Какой из ниже перечисленных художественных приёмов не присутствует в стихотворении Баратынского?

а) олицетворение

б) метафора

в) антитеза              

        4-ый слайд                                     Взаимопроверка тестовых работ.

                                    1 – а

                                   2 – в

                                   3 – а

                                   4 - в

VII. Физкультминутка 

                                      Тает лёд, тает лёд.

                                      К нам весна-красна идёт.

                                      Прилетели скворушки,

                                           Стали чистить пёрышки

VIII. Слово учителя: Итак, благодаря поэтам, чьи стихи сейчас прозвучали, благодаря их прекрасному знанию души каждого слова, мы почувствовали дыхание весны, которое можно увидеть и на репродукциях картин художников.

-Что такое пейзаж?              5-ый слайд

Пейзаж – (от франц. – страна, местность) – картина природы в художественном произведении. Это описание природы, которое не только даёт возможность увидеть, где происходят события, но и помогает понять их.

-Проверка по словарю (стр.264 учебника под ред.Полухиной)

-Будет ли являться пейзажем стихотворение Е.А.Баратынского  «Весна! Весна! Как воздух чист!»? Почему?

   Кстати, в  школе №34 города Казани создан музей, посвящённый жизни и творчеству ЕАБаратынского. Евгений Абрамович Баратынский – выдающийся русский поэт «пушкинской эпохи», друг А.С.Пушкина, мастер философской лирики. В 1831-1833 годах бывал в Каймарах – казанском имении жены, урождённой Энгельгардт. В Казани и губернии в 19-20 веках жили несколько поколений потомков Баратынского. Поэтому открытие музея, которое состоялось в 1977 году, было закономерно для Казани. Если сможете, постарайтесь когда-нибудь  посетить этот музей, который находится на ул.Горького, д.25/28.

 

     -С помощью чего художники создают пейзажи. А поэты?

-Обращение к выставке книг: обратите внимание на выставку книг и репродукций картин. Какая из репродукций больше всего подходит к сегодняшнему дню по погоде?

IX. Работа по картине И.И. Левитана «Март»   (6 слайд)

  • Удалось ли художнику передать красоту мартовского дня? (да)
  • С помощью каких красок художник создает впечатление солнечного весеннего дня? (солнечный свет, голубизна)
  • Что вы видите на картине? (около деревьев голубоватый снег, на дороге грязный, буровато-серый)
  • Что общего и различного в пейзажах литературных и живописных? (и те, и другие – описание природы, только литературные – с помощью слов, а другие – с помощью красок)

X. Итог урока

  • С весной приходит обновление не только в природу, но и в человеческие души. Может быть, поэтому каждую весну человек встречает с великой радостью, надеясь ещё раз пережить свою юность.

    Наш урок подходит к концу. И я буду рада, если после этого урока у вас появится чувство любви к природе, бережное отношение к ней, умение видеть в ней прекрасное. Ещё (7 слайд) А.И.Герцен писал: «Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стреляющейся природе что-то мирное, доверчивое, раскрытое, что-то такое, что поется в русской песне, что кровно отзывается в русском сердце».

 

  1. 8 слайд  Домашнее задание: 1 уровень – сочинение-миниатюра на примерные темы: «Запахи весны» или «Звуки весны», «Рождение звука»,  2 уровень – сочинить стихотворение о весне.
  2. Дома вы будете создавать литературные пейзажи, а сейчас мазками кисти вы создадите живописные пейзажи, состоящие из соответствующих ассоциаций по каждой строчке стихотворения И.С.Тургенева «Весенний вечер» (На фоне звучащей мелодии П.И.Чайковского «Времена года»)

XIII.  Выставление оценок: сегодняшний урок показал, что вы хорошо усвоили пройденный материал по определению средств выразительности в  стихотворениях; у вас развита культура речи. Поэтому вы заслужили отличных и хороших оценок. Спасибо за внимание. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Русская природа в стихотворениях поэтов девятнадцатого века"

Цели урока: знакомство учащихся  с русской поэзией девятнадцатого века, развитие навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста, воспитание любви к родной природе....

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

презетация "Пред ликом священной природы"

Презентация содержит подборку стихотворений русских поэтов. Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 5-6 классах при изучении темы "Природа в лирике русских поэтов"....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».

Конспект предназначен для уроков литературы в 5 классе. Урок дает богатый материал для воспитания у учащихся любви к родной природе, которая не оставляла равнодушными поэтов, музыкантов, художников в ...

урок литературы в 5 классе "Родная природа в стихах поэтов 19 века"

Данная работа представляет собой не готовый конспект урока, а представление своего опыта из серии "А я делаю так...". Я рассказываю, как достаточно трудный материал по анализу стихотворного произведен...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...