Н.С.Лесков "Неразменный рубль" (8 класс)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Мордань Наталья Юрьевна

Методическая разработка урока литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leskov_nerazmennyy_rubl.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мордань Н. Ю., ГБОУ ЦО №879

Рассказ Н. С. Лескова «Неразменный рубль»

(8 класс)

        Нравственные и моральные болезни охватили сегодня наше общество. Это горькая правда современной действительности. Утрата высоких идеалов, обнищание духа, потеря нравственных ориентиров – вот что характеризует вступающего в мир молодого человека.

Многие подростки не знают народных традиций, не интересуются историей Отчизны, не различают прекрасное и безобразное в жизни, не видят разницы между добром и злом.

Именно поэтому на уроках литературы в 8 классе целесообразно обратиться к творчеству Н.С.Лескова, который в своих произведениях утверждал высокие нравственные идеалы на основе христианских ценностей. Неторопливое, вдумчивое чтение святочного рассказа «Неразменный рубль», направляемое учителем, обязательный комментарий к особенностям мировоззрения писателя и общественно-исторической ситуации позволят учащимся понять авторский замысел произведения, осмыслить идейно-художественное своеобразие рассказа и задуматься о смысле человеческой жизни, о назначении и призвании человека.

Тема урока: «Познай самого себя…»

Задачи урока:

- прокомментировать общественно-политическое развитие России второй половины XIX века;

- дать представление об особенностях мировоззрения писателя;

- показать идейно-художественное своеобразие рассказа и метафоричность языка Н.С.Лескова;

- развивать навыки анализа художественного произведения;

- совершенствовать умение грамотно формулировать собственную точку зрения, приводить аргументацию;

- воспитывать внимание к слову, чувство любви и сострадания к людям, вызвать стремление к самопознанию.

Предварительная работа: прочитать рассказ Н.С.Лескова «Неразменный рубль», выписать в тетрадь основные события общественно-политической жизни России второй половины XIX века; индивидуальные задания трём учащимся: нарисовать портреты Миколаши, «длинного, сухого человека», бабушки и приготовить устное сообщение «Характеристика героя» (портреты героев вывешиваются на доску).

Ход урока

1. Организационный момент.

        Сегодня на уроке мы будем работать с несколько непривычным для нас произведением, созданным очень необычным писателем. Мы осознаем необычность рассказа только при условии полного погружения в текст и обращения к эпохе, в которую он был создан. Ведь без этого нельзя понять ни одно произведение художественной литературы.

2. Проверка домашнего задания.

        Николай Семенович Лесков – русский писатель и публицист. Он жил и творил во второй половине XIX века.

- Назовите основные события общественно-политической жизни России этого периода.  (1853-1856 г. – Крымская война, 1855 г. – вступление на престол Александра II, 1861 г. – отмена крепостного права, 1877-1878 г. – русско-турецкая война, 1881 г. – убийство Александра II)

3. Обобщающее слово учителя об эпохе второй половины XIX века.

        Вторую половину XIX века называют по-разному: «эпоха реформ», «время зарождения революционного движения в России», «период царствования Александра II». Действительно, в истории России эти годы ознаменовались, прежде всего, осуществлением реформ, направленных на преобразование всех сфер социально-экономической жизни. Социально-политическая борьба, проявляющаяся в конкретных фактах и событиях того времени, отразила глубокие противоречия в общественном сознании эпохи.

Русский человек традиционно воспитывался в христианской вере. Поэтому органичными, постоянными и стабильными для русской философской мысли были философско-религиозные искания её представителей. В середине XIX века в России утверждаются нигилистические идеи.

В широком смысле нигилизм (от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры… Нигилисты в первую очередь отрицали христианство, духовную жизнь человека. Они утверждали, что в центре всего находится разумный человек, который не должен чувствовать никакой зависимости от Бога, в том числе и за несоблюдение нравственных законов.

И многие люди задумались: «Как жить дальше? На основе чего должно развиваться русское общество?» Этот вопрос о путях развития России расколол общество. Кто-то стал сторонником мирных реформ, эволюционного пути развития, но часть русской интеллигенции все надежды связывала с революционными преобразованиями.

- Какую же позицию в этом вопросе занимал Н. С. Лесков?

4. Работа с биографической справкой.

Обратимся к краткой биографии писателя (перед каждым учащимся лежит раздаточный материал). Познакомьтесь с ней самостоятельно и попробуйте предположить, какой путь развития России видел Лесков?

Н.С.Лесков вырос в русской провинции, был воспитан в религиозной семье на заповедях Христа. Именно с христианством он связывал свои надежды на обновление общественной жизни. По мнению Лескова, если каждый человек будет жить по библейским заповедям, хранить заповедь Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», то это приведет к духовному спасению не только отдельной личности, но и всего общества.

Многие представители русской интеллигенции придерживались иных взглядов, они выступали за революционные преобразования. А кто-то разделял точку зрения французского мыслителя Жан-Жака Руссо, который утверждал: «Всякий человек хорош в хороших обстоятельствах».

- Согласны ли вы с утверждением Жан-Жака Руссо?

Лесков же отрицал идею революции и считал, что главное в жизни не обстоятельства, а человек. Писатель был убеждён, что начинать преобразования необходимо с изменения нравственного самосознания.

Лесков в XIX веке понимал, что человеку постоянно приходится делать выбор между добром и злом, но слишком часто человек слаб или безволен, потому что расшатаны нравственные основы, духовность уходит из жизни людей. Писатель надеялся, что в будущем на основе веры во Христа миром будут править добро и любовь.

-  А сбылись ли надежды Лескова в XXI веке? Почему?

И в наше время, к сожалению, миром не правит любовь, мы теряем духовность, мы себя не знаем. А познать себя – основная задача человека, особенно юного. Так, один из современных подвижников русской церкви обращает внимание на то, что у каждого человека есть задача: «…увидеть себя, каков ты есть на самом деле, познакомиться с самим собой, а это очень важное знакомство, ведь огромное число людей так и проживают свой век, так и не узнав себя, мы ведь имеем лишь те или иные представления и фантазии о самих себе в зависимости от наших тщеславия, гордыни, обид, амбиций. А истина, сколь горько нам это ни покажется, такова, что мы «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и глухи…»

Горькие слова, но Н.С.Лесков верил, что нравственную основу личности составляют здоровые начала, доброта, сострадание: «Двойственность в человеке возможна, - допускает он, - но глубочайшая «суть» его все-таки там, где его лучшие симпатии».

Писатель глубоко изучил Евангелие.  Из него он черпал непреложные истины, благодаря которым создавал свои произведения. В них он часто показывал, как душа человека возрождается, как к людям приходит очищение и спасение. Так в творчество Лескова входит тема Рождества Спасителя. Рождество – самый счастливый христианский праздник.

- А почему он так важен для людей?

(В основе этого праздника заложена идея добра, чуда, любви.)

Рождество – это рождение человека-Бога, который был послан, чтобы помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее.

А если бы мы с вами накануне Рождества открыли детский журнал «Задушевное слово» за 1883 год, то обнаружили бы в нем святочный рассказ Н.С.Лескова «Неразменный рубль».

- Почему Лесков обратился именно к этому жанру?

         В святочных рассказах писатель обращает читателей к тому духовному опыту, который был дан две тысячи лет назад. В этих произведениях воплощается особое душевное состояние, переживаемое христианином во время Рождества Христова: обостренное чувство любви к ближнему, милосердие, сострадание. В святочных рассказах обязательно присутствует тема добра и зла. Эти произведения назидательны, но мораль в них не высказывается прямо. Нравственный вывод читатель должен сделать самостоятельно, отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?»

5. Акцентное вычитывание.

Попытаемся и мы ответить на этот вопрос, погрузившись в текст рассказа Лескова «Неразменный рубль».

- Поделитесь своими впечатлениями, постарайтесь вспомнить, какие чувства вы испытали после прочтения.

- Не показалось ли вам странным название этого святочного рассказа?

- Кто рассказывает в 1 главе поверье о неразменном рубле?

(Взрослый человек.)

- Как этот человек относится к поверью?

 (Не верит в него, оно пустое.)

        И тут появляется союз «но», и возникает чудо – мы переносимся в прошлое, когда герой-повествователь был маленьким мальчиком и верил во все чудеса, в том числе и в чудо неразменного рубля: «Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил».

        Рассказ написан от первого лица, как воспоминание о детстве, поэтому в повествовании своеобразно соотнесены различные речевые сферы. Такой «двойной» взгляд на изображаемое придаёт ему глубину и объёмность.

Отсюда вытекает и особый характер художественного времени и пространства: существует дистанция между «настоящим» взрослого человека, умудренного опытом,  и его же «прошлым», когда он был ребенком, свободным от груза грехов, проблем, обязательств.  

- С какого момента в тексте автору удается убедить нас, что о дальнейших событиях говорит ребенок? Какие лексические и словообразовательные средства помогают нам понять это?

(Появляется лексика, характерная для речи ребёнка. Писатель воспроизводит устную речь героя, сохраняя его интонацию: «О, — говорю, — бабушка, я вам очень благодарен…» Мы замечаем  детскую наивность и некоторую самоуверенность: «...но поверьте, я уже не так мал, чтобы не понять, что на свете полезно и что бесполезно…» Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («кроваткою», «новенькую»)  и повторение слов с приставкой пре- («превосходные произведения», «в превосходном  калибре», «прекрасных вещей», «прекрасные покупки») придает речи героя оттенок мягкости, умиления, восхищения.) 

- Каким вы представляете мальчика?

Индивидуальное сообщение учащегося «Характеристика Миколаши».

Создавать портрет героя было сложно, так как нет развёрнутой  характеристики Миколаши. Я вынуждена была  по крупицам собирать её по всему тексту. Описания внешности мальчика нет. Мне кажется, для автора важным является не внешний вид героя, а его внутренняя характеристика. Мальчику 8 лет, он чуткий, наблюдательный, достаточно твёрдый по характеру, умеет принимать необходимые, с его точки зрения, решения. Почему он такой? Он дворянин, воспитан в теплом кругу своей семьи по старым христианским традициям, которые существовали в 19 веке в дворянских семьях. У него добрые, доверительные отношения с бабушкой, няней. Мальчик настолько увлечен сказочным поверьем о волшебной монете, что готов претерпеть большие страхи, чтобы овладеть таким сокровищем. Значит, он мужественный, решительный.

Над портретом Миколаши написать «чистая душа».

- Какие поступки совершает мальчик, когда у него появляется неразменный рубль?

(Герой совершает полезные, «нужные» покупки: глиняные свистульки для бедных ребятишек, платья для девушек, платки старушкам, сердоликовые запонки для «ключницыной» дочери, «Псалтырь» для скотницы, наборный поясной ремень для молодого кучера Константина, а весёлому башмачнику Егорке покупает гармонию. Миколаша добрый, отзывчивый, внимательный.)

- Какие чувства он испытывает, принося радость людям?

 (Чувство удовольствия.)

- Какая постоянно повторяющаяся в тексте фраза помогает нам понять, что герой волнуется?

(Мальчик переживает и постоянно опускает руку в карман, автор несколько раз повторяет: «Я опустил руку и… мой неразменный рубль был в моем кармане»).

- Во что к концу 5 главы у героя трансформируется чувство удовольствия от собственного благородства?

(В конце 5 главы Миколаша забывает о бабушке, мы видим самоуверенного героя: «…я уже не допрашивал её выразительных взоров. Я сам был центр всего…», «мне хотелось, чтобы… все обо мне говорили — как я умён, богат и добр». Появляются гордыня, жажда славы.)

Под портретом мальчика написать «гордыня», «тщеславие».

- Почему Миколаше «стало беспокойно и скучно»? 

(Мальчик хвалится собой и забывает про добрые дела, это не приносит душе радость, душа страдает.)

- Зачем автор именно в этот момент вводит в повествование нового героя – ярмарочного торговца?

(Он начинает искушать мальчика и просит обладателя неразменного рубля посмотреть по сторонам именно тогда, когда в душе добро исчезает.)

- Почему все забыли про благодеяния мальчика?

(Они окружили какого-то длинного, сухого человека.)

- Каким предстает перед нами этот герой?

Индивидуальное сообщение учащегося «Характеристика «длинного, сухого человека».

        Длинного, сухого человека не очень сложно было изобразить, он ничего не имел привлекательного, у него поверх полушубка был надет длинный полосатый жилет, а на нём нашиты стекловидные пуговицы, от которых исходило слабое, тусклое блистание. Этот человек просто шел, ни на кого не обращая внимания. Но при этом «вся ярмарка отвалила в сторону и окружила» его. Не случайно автор использует просторечное слово «отвалила», все эти люди напоминают необразованную, невоспитанную толпу, которая не отличает истинные ценности от ложных. Лесков часто при создании образа героя использует «говорящую» деталь.  Например, у длинного, сухого человека поверх полушубка надет жилет. А зачем такой жилет нужен человеку? Он не греет, но привлекает к себе взгляды окружающих. Выбор пуговиц, стекловидных и тускло блестящих, говорит о  желании героя казаться лучше, чем он есть на самом деле. Мне кажется, люди часто прельщаются чем-то ярким, но при этом пустым.

Над портретом сухого человека написать «искушение», «испытание».

- Какие средства художественной выразительности помогают автору передать психологическое состояние мальчика в тот момент, когда от него все отвернулись? (Лесков использует антитезу: внимание окружающих к чему-то яркому, но ничтожному противопоставлено добрым делам, которые  оказались незамеченными неблагодарными людьми. Это и обрекло Миколашу на одиночество. Эпитет «стекловидные пуговицы», оксюморон «тусклое блистание», оценочное наречие «лукаво улыбнулся» подчеркивают ненужность и пустоту длинного человека. Но мальчик переживает, в силу возраста не может понять обмана и не проходит испытание одиночеством и неблагодарностью. «Во  мне  зашевелилось  чувство досады. Мне показалось  все  это  ужасно обидно,  и  я   почувствовал  долг  и   призвание  стать  выше  человека  со стекляшками».)

Под портретом мальчика написать «обида», «амбиции».

Под портретом длинного человека написать «грех».

- Какой момент развития действия является кульминационным?

(7 глава.)

Выразительное чтение учителем 7 главы

- Почему неразменный рубль исчез?

- При помощи каких языковых средств автор показывает душевное состояние героя?

(Повтор слова «быстрее», сплошные многоточия. Мы  слышим прерывистую, взволнованную, отчаянную речь мальчика, лишившегося неразменного рубля.)

- На самом ли деле происходит история с неразменным рублём?

(Автор использует художественный приём сна: «Я понял, что всё виденное мною происходило не наяву, а во сне, и я поспешил рассказать, о чём я плакал». Всё  происходит с маленьким героем-рассказчиком во сне. Именно во сне мальчик столкнулся с искушением.)

        Грань между сном и реальностью почти неуловима и намеренно стирается автором. Лишь в финале указание на пробуждение: «Я горько заплакал и … проснулся». Сон Миколаши можно отнести и к «вещим снам», и к «духоводительным», как говорил сам Лесков, снам-видениям, позволяющим познать себя.

- Кто из героев, по-вашему, является выразителем авторской позиции?

Индивидуальное сообщение учащегося «Характеристика бабушки».

Бабушка – носитель жизненной мудрости, опыта: «Помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как ты думаешь». Бабушка олицетворяет любовь, душевность, мудрость, дом. Она становится символом света, чистоты и истины в этом произведении. Не случайно в описании бабушки Лесков использует эпитет цвета – белый («белые руки, белый чепчик»), он становится доминантой образа. Она помогает внуку понять, что добрый поступок приносит человеку радость и понимание того, что истинный дар всегда бескорыстен. Бабушка – воплощение мудрости, нравственного человеческого опыта. В финале рассказа бабушка помогает внуку воплотить приснившиеся праведные поступки в жизнь и одарить милостью тех, кто в этом нуждался.  

Над портретом написать «мудрость», «опыт жизни», «ангел».

        Есть в рассказе символическая деталь, которая объединяет все повествование. В ней сосредоточен смысл рассказа. Это неразменный рубль.

- Как вы поняли, что же такое неразменный рубль?

(Бабушка толкует сон внука, раскрывает нравственную силу народного поверья, тем самым формулируя мораль, нравоучительный смысл рассказа: нельзя разменять добрую душу, веру, «талант, данный человеку Провидением». Неразменный рубль – это сам человек, его душа, которую нужно сохранить в чистоте, гармонии и целостности.)

- В борьбе нравственного чувства и гордыни побеждает совесть. Но дается эта победа с трудом. Ребенок плачет, причем дважды. Почему?

(Первый раз от страха, а потом вместе с бабушкой, происходит очищение души слезами, подобно тому, как при Крещении вода смывает все прегрешения, вольные или невольные.)

Под портретом бабушки написать «сострадание», «добро», «очищение».

- Можно ли сказать, что Миколаша остался прежним?

(Многое осознал, начал разбираться в себе.)

- Так в чем, по-вашему, заключается идея рассказа?

- Зачем нам сейчас следует читать произведения Лескова? 

(Лесков пишет о своей эпохе, но затрагивает вечные проблемы. Для героев Лескова важно делать добрые дела для себя, для собственной души, а не ради людской благодарности. Только помогая ближнему, мы можем испытать настоящую радость и ощущение полного счастья. Никогда не нужно идти против своей совести. Через страдания, через осознание своего несовершенства, через испытания и искушения мы начинаем понимать себя.)

        А теперь прочтем последнюю фразу рассказа.

- Кто её произносит?

(Взрослый человек.)

- Почему именно ему доверяет Лесков закончить рассказ?

        События многолетней давности не отпускают взрослого повествователя, так как нравственный заряд, полученный в детстве, определил его жизнь на многие годы, потому что в восьмилетнем возрасте он впервые понял, что человек обязан отдавать себе отчет в своих мыслях и поступках, оценивать каждый свой шаг, то есть познавать себя. Н.С.Лесков в своём рассказе реализует мотив рождественского чуда как внутреннее преображение человека на основе духовно-нравственных  и религиозных ценностей.

6. Итог урока.

         Сегодня мы попробовали более детально и внимательно прочесть одно из произведений Лескова и выяснили, что творческая манера писателя необычайна, неповторима и самобытна. Рассказ «Неразменный рубль» помог нам задуматься над сложными вопросами, связанными с внутренней, духовной жизнью человека.

        Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны путем самосовершенствования ее граждан, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.

7. Экспресс-диагностика.

Утверждения

Да

Нет

Всё, о чём говорили, я уже знал

Узнал на уроке много нового и интересного

Захотелось прочитать другие рассказы Лескова

Хочется продолжить обсуждение рассказа

Знакомство с рассказом повлияет на моё мировоззрение

Анализ рассказа помог мне задуматься о своей жизни

8. Домашнее задание.

- А у вас есть вопросы к себе?

- В вашей жизни были подобные случаи, которые помогли вам лучше узнать себя?

Напишите дома об этом небольшое эссе, можно анонимно, можно не всем, потому что не каждый отважится поговорить об этом.

Или составьте словарик духовно-нравственных понятий.

Рекомендуемая литература

  1. Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура – Л., 1988.
  2. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. – СПб., 1995.
  3. Кретова А. А. «Будьте совершенны…»: Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н. С. Лескова и его современников. – М., 1999.
  4. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля. – М., 2005.
  5. Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Н. С. Лескова. – Л., 1978.

Раздаточный материал

        В широком смысле нигилизм (от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры…

Краткая биография Н. С. Лескова

1831 – родился в сельце Горохове Орловского уезда в семье небогатого судейского служащего. Воспитывался в религиозных традициях. Его дед был священником.

1841 – уезжает учиться в Орловскую гимназию.

1847 – не доучившись, начал службу чиновником в Орловской палате уголовного суда.

1849 – переведен в Киев, становится чиновником казенной палаты. Основательно изучает богословие, философию, иконопись, языки.

1857 – оставил государственную службу, сопровождал крестьян на новые земли, разъезжал много по стране.

1860 – в газетах выходят первые заметки, статьи, очерки, которые поразили всех глубоким проникновением в народную психологию.

1861 – переехал в Петербург.

1862 – начинают печататься рассказы Лескова о деревенской жизни и губительных последствиях крепостнического строя.

1864 – роман «Некуда», Лесков развенчал нигилизм как философское, социальное и этическое учение.

70-е годы – появляются произведения национально-исторической проблематики. Лесков рассуждает о необходимости духовно-религиозного единения национальных сил. Создает цикл «Праведники», главные герои которого хранят заповеди Иисуса Христа.

80-е годы – обратился к жанрам, связанным с традициями фольклора и древнерусской литературы. В святочных рассказах, притчах, легендах, сказках воплотил свои представления об идеальном человеке. Стремился просветить народ, сделать христианство действительным убеждением каждого человека.

1895 – умер от приступа астмы. Похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.

«…увидеть себя, каков ты есть на самом деле, познакомиться с самим собой, а это очень важное знакомство, ведь огромное число людей так и проживают свой век, так и не узнав себя, мы ведь имеем лишь те или иные представления и фантазии о самих себе в зависимости от наших тщеславия, гордыни, обид, амбиций. А истина, сколь горько нам это ни покажется, такова, что мы «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и глухи…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Андрей Рублев.Жизнь и творчество"

Урок разработан для американской делегации (в рамках программы обмена)с целью информирования зарубежных друзей о культуре России и известных людях. В план урока были включены тест по итории России пре...

Андрей Рублев (презентация)

Биография Андрея Рублева с  репродукциями его работ....

Андрей Рублев (презентация)

Биография Андрея Рублева с  репродукциями его работ....

А. Рублев «Троица» Идея, композиция. Урок развития речи, 9 класс.

Тема: Идея и композиция иконы А. Рублева «Троица».Цели: 1. Обогатить словарь новой лексикой.            2. Совершенствовать умение связанно излагать свои мысли....

Проект учеников 6 класса "Капля рубль бережет"

Ученики 6Б класса расчитали потери воды в школе из одного крана, струйкой и капелькой. И убедились в том что надо экономить и беречь воду....

Внеклассное мероприятие "История рубля. Как появился рубль" к 700 летию российского рубля

Классный час в 6 классе раширяет кругозор учащихся, способствует расширению знаний учащихся об истории нашего Отечества....

Дидактический материал к уроку английского языка "Андрей Рублев" для 11 класса.

Разработка может быть использована в качестве краеведческого материала по теме №2 "Steps To Understanding Cuture" учебника английского языка для 11 класса "Rainbow English" (О.В.Аф...