Конспект урока № 2 по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Тема " Обман Вити"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кадыков Андрей Владимирович

Серия уроков по изучению произведения Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" Урок 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока №2

по произведению “Конь с розовой гривой”

Виктора Астафьева

Тема: “Обман Вити”

Цель: а) воспитательная – раскрыть с учащимися важные нравственные вопросы, заставляя их задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, поэтому рассказ В. Астафьева приобщает читателей к лучшим духовным ценностям, которые были выработаны всей многовековой историей народа, подвести ребят к мысли, что поступок Вити – обман – это очень нехороший поступок;

          б) обучающая – обратить внимание ребят на уроке к языку рассказа  Астафьева. В нем есть сибирские “диалектизмы”, необычные просторечья, что во многом связано с раскрытием нового пласта народной жизни. Ребята должны обратить внимание на звучание живого народного слова.

   Методы, приемы:  слово учителя, эвристический метод, пересказ ключевых эпизодов, выразительное чтение.  

   Обращение к наглядности: портрет писателя, рисунки ребят.

Литература.

  1. Яновский Н. Виктор Астафьев – М:, 1982
  2. Курбатов В. Виктор Астафьев – Новосибирск., 1977
  3. Полухина В.П. – методические рекомендации к учебной хрестоматии “Литература” 6 класс – М., 2012

Ход урока.

   Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Наше сегодняшнее занятие мы снова посвятим творчеству замечательного русского писателя Виктора Астафьева, его произведению “Конь с розовой гривой”. На доске вы видите портрет Виктора Астафьева и рисунки ребят, выполненные по произведениям этого писателя, со многими из которых мы с вами познакомимся в  последующих классах. Среди рисунков есть те, на которых можно найти героев рассказа “Конь с розовой гривой”. Например, Витю и его ровесников – ребятишек из семьи Левонтия. О них мы сегодня и поговорим. Дома, ребята, вы все уже познакомились с текстом произведения. Вам было дано домашнее задание, поэтому начнем работу.

Ребята, сейчас давайте перескажем отрывок, в котором говорится о походе ребятишек за земляникой.

Пожалуйста, по желанию…

   Хорошо! В центре нашего занятия будет этот отрывок.

   Поговорим о Вите и его поступках.

   Ответьте на мои вопросы.

   Что хотел заработать Витя своим трудом, отправляясь за земляникой? (ответ дайте из текста)

   

   Давайте вспомним, а что это за желанный пряник такой?

 

  Как шел сбор ягоды до ссоры Вити и Саньки?

С чего началась сора и кто был его зачинщиком? Для этого найдите соответствующий отрывок в тексте и прочитайте его по ролям (роли автора, Вити, Саньки)

Какими мы видим героев во время спора – ссоры? А также на протяжении всего рассказа? Дайте краткий психологический анализ. Ребята, вы, конечно, поняли, что я имею ввиду Витю и Саньку. Какие изменения происходят в них? Как это мы замечаем?

   И все-таки в двух словах, чем отличается Санька от Вити?

   Ребята, а все же, как можно назвать поступок Вити.

   (Это когда на дно корзинки  наложили травы, а сверху ягоду).

   Правильно. Это самый настоящий обман. Он обманывает бабушку, идет против самого себя, поддавшись влиянию левонтьевского Саньки. Мальчик не задумывается о последствиях, когда обманывает, лишь потом сердце и душу терзает боль и обида за бабушку  и за “потерянного” коня с розовой гривой.

   Вернемся немного назад. Кратко перескажите о дальнейших, после ссоры мальчиков, приключениях детей, до  раскрытия бабушкой обмана внука.

   

   Остановимся теперь на некоторых отрывках. (Я читаю).

  1. “Вот с орлами – то дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Ребятишки несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку, берестяные туески, кринки, обвязанные по горло бечевками, у кого ковшики без ручек были…”
  2. “Бегали мы по мелкой речке, брызгались студеной водой, опрокидывали плиты и рукавами ловили подкаменщика – пищуженца. Санька ухватил эту мерзкую на вид рыбину, сравнил ее со срамом, и мы растерзали  пищуженца за некрасивый вид на берегу.»
  3. - Это еще чё ” ! – хвалился Санька ,воротившись из пещеры. – Я бы дальше побег, в глубь  побег ба, да босый я, а там змеев гибель.
  4. – Дак тама какой домовой-то? Домашний. А тут пещернай. В мохе весь, серай, дрожми дрожит – студено ему. А домовиха худа-худа, глядит жалобливо  и стонет…

   Ребята, что необычного вы заметили в этих отрывках?

   Правильно, здесь много слов, которые в русском языке произносятся сейчас иначе, или слова, которые вы вообще ни разу не слышали.

   Найдите в тексте еще слова, которые незнакомы вам!..

   Таких слов в рассказе много. Виктор Астафьев жил в Сибири давно. На каждый отдельной территории есть свое произношение, свои особенности. В тексте встречаются сибирские “диалектизмы”. “Диалектизмы”- это слова, употребляющиеся на той или иной отдельно взятые территории. В речи героев заметны необычные просторечья, следы языковой особенности данной местности.

   Все эти просторечия, диалектизмы являются богатством нашего народа, его духа, творчества, его многовековой жизни. С их обычаями, преданиями, праздниками и горестями.

   В тексте заметно яркое звучание живого народного слова.

  Чаще всего незнакомыми  нашему уху оказываются сибирские названия животных и растений.

   Как вы думаете, какое значение в тексте рассказа сыграл пейзаж?

   При дальнейшем изучении творчества Виктора Астафьева  мы познакомимся со многими его произведениями, среди которых “Последний поклон” и “Царь-рыба”, которые повествуют о любви автора к природе, ее власти над человеческим разумом.

   На перемене ко мне подошли ребята и завели разговор вот о чем. В рассказе “Конь с розовой гривой” есть места, где ребятишки растерзали пищуженца, подщибли белобрюшку, где Санька ругался погаными словами и т.д.

Так что получается они изверги жестокие, не люди. Нет, ребята, они простые деревенские  ребятишки, живущие в тяжёлое время. Всё это было естественно. Это, конечно, всё нехорошо. Но всё это обыкновенные признаки  жизни послевоенной детворы.

Вернемся к начатому уже нами ранее разговору об обмане Вити.

Переживал ли мальчик свой  обман?

Да,безусловно. Просто у мальчика еще не выработан характер. И, порой, ему не хочется быть не таким как все. И он соблазняется , ломается.

Вот так, ребята, всегда перед тем, когда что-нибудь сделать, задумайтесь  о последствиях. Хороший ли поступок вы совершите, не придется ли потом краснеть.

Подведем некоторый итог нашей работы.

Домашнее  задание:

  1. Заострить внимание  на описании внешности бабушки.
  2. Спросить у родителей о методах воспитания.
  3. Посмотреть лексическое  значение слов: дружба, долг, честность, обман.

Принести альбомные листы и карандаши.

Спасибо, ребята, за работу!

Всего доброго! До свидания!

   

   

“Вот с орлами - то дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник”.

 Это пряник в виде коня с розовой гривой. Он был мечтой всех деревенских ребятишек. Был их сказкой, надеждой и целью.

“… А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”.

 Сначала ребята баловались, затем “перестали пищать… и рассыпались по лесу и начали брать землянику, только- только  еще поспевающую, белобокую, редкую и потому особенно радостную и дорогую”. Витя покрыл ягодой дно посудины. Затем были небольшие ссоры из-за того, что Танька и Санька ели собранную ягоду. Вскоре и старший делал это.

 Ссора началась из-за того, что ребята хотели идти к речке, а Витя еще не собрал ягоду. И Санька из-за этого начал его дразнить. Зачинщиком был Санька. Он спровоцировал Витю съесть ягоды, и в дальнейшем солгать бабушке.

 Санька и Витя – обычные деревенские ребятишки. Но Санька может соврать, набедокурить, скрыв это. Он довольно смекалист и расчетлив. У него даже есть чувство ответственности, ведь на него оставляли младших ребятишек.

 Этот поступок можно назвать – обман.

В отрывках много непонятных, незнакомых слов

Да, он  переживал. Хотел сознаться, но боялся побеспокоить бабушку, потерять заветный пряник. По всему всё равно видно, что мальчик  он добрый. Он ничего бы не сделал, если на это его не толкнули левонтьевские ребятишки.

Мы продолжали изучение рассказа Виктора Астафьева “ Конь с розовой гривой”. Узнали о новых диалектах и просторечиях в народной речи. Задумались о правде и лжи. Пришли к выводу, что несмотря на время и ситуацию, необходимо всегда оставаться чистым и не делать подобных Витиному поступку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя»

Урок предназначен, чтобы помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Помочь выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. Так же этот урок предназначе...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой”

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой&rdquo...