разработка урока в 6-ом классе по литературе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Серен Шончалай Калдар-ооловна

разработка урока в 6-ом классе по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_lit-ra.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

(изучение нового материала)

Тема урока: Образование сравнительной степени имени прилагательного.

Цели урока:

Образовательная: дать понятие о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;

Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: м/медийный проектор, интерактивная доска, маршрутный лист (каждому учащемуся), сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Отчет дежурного.

(Слайд 1.)

Учитель начинает урок с чтения отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Ветер по морю гуляет

 И кораблик подгоняет.

 Он бежит себе в волнах,

 На раздутых парусах.

II. Постановка целей и задач.

Слово учителя: Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-путешествие по стране «Морфология», по острову  «Имя прилагательное». Во время путешествия вам могут встретиться незнакомые слова: мачта, гавань, лингвистика, рефлексия.

Словарная работа: (Слайд 2,3.)

Гавань - прибрежная часть водного пространства, используемая для стоянки, причала и ремонта судов.

Мачта – вертикальная металлическая конструкция на палубе. На парусных судах мачты – служат для постановки парусов.

Лингвистика – наука о языке, его строении, функционировании и историческом развитии.

Рефлексия – размышление, самонаблюдение, самопознание.

- Все мальчишки и девчонки мечтают о путешествиях. И вы, я думаю, не исключение. А каким должен быть путешественник? Какими качествами он должен обладать? (Ответы. Отважный, храбрый, любознательный, красивый, активный…) Вы только что приводили примеры. К какой части речи относятся слова, которыми вы охарактеризовали путешественника?

(Слайд 4.)

- Вспомните, пожалуйста, какая часть речи называется именем прилагательным? (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Какой? Чей?...)

– Как изменяется имя прилагательное?

(У солнышка по щелчку появляются лучики с указанием на морфологические особенности имени прилагательного)

- А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.

-  Перед вами три корабля. (Слайд 5) Попробуйте найти в них отличия.

 - Рядом с кораблями написаны цепочки слов.

маленький – меньше – более маленький;

быстро – … – …

высокая (мачта) – … – …

– Про какой корабль можно сказать, что он маленький? А какой меньше? Какой более маленький?

– Продолжите вторую цепочку. Один корабль быстрый, второй – …, третий – … .

– Поработаем с третьей цепочкой. У какого корабля мачта высокая? У второго – …, у третьего – …?

В процессе работы.

 -  Молодцы. Вы все верно рассказали. И тема нашего урока «Образование сравнительной степени имени прилагательного». (Слайд 6.)

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Цель нашего путешествия – узнать способ образования сравнительной степени имени прилагательного. Во время путешествия вы будете сравнивать и анализировать, делать выводы, приобщаться к культуре речи.

А теперь, откройте тетради, запишите число и тему урока: ««Образование сравнительной степени имени прилагательного»». (Слайд 7).

III. Изучение нового материала.

 

- Итак, вперед, покорять морские просторы!

Ребята, как и полагается путешественникам, у нас есть специальная карта. (Слайд 8.)

- Первая наша гавань  «Исследовательская». Наша задача узнать, как образуется сравнительная степень имени прилагательного.

У вас на партах лежат схемы «Маршрутные листы». Пододвиньте их к себе поближе.

 (Приложение 1. Слайд 9.)

Прочитайте, какие бывают степени сравнения? (Степени сравнения бывают: сравнительная и превосходная.) Сегодня мы знакомимся только со сравнительной степенью имени прилагательного. Итак, сравнительная степень делится на простую и составную.

Давайте заполним схему.

Простая сравнительная степень образуется ( обратить внимание на цепочки слов. Слайд 4.) при помощи суффиксов -ее-, -ей-, -ше-, -е-; составная – при помощи слова «более».

Каждый учащийся работает со своим маршрутным листом. Заполняя схему совместно с учителем.

 В процессе работы.

- Как образуется простая сравнительная степень имени прилагательного?

- А как – составная? (Ответы.)

 - Молодцы, поплыли дальше. Следующая наша гавань – «Практическая». Здесь нам предстоит выполнить упражнение.

- Постройте правильно пословицу.

(Слайд 11.)

Здоровье (дорогой) золота.

– Что обозначает пословица?

– Сделаем синтаксический разбор предложения.

Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Дождливое лето (плохой) осени.

 Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

 - Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)

- А какое отношение имеют данные пословицы к нашей лексической теме «Путешествие»? (Атмосфера добра, штормы мешают путешествию, работы много, еда вкуснее…)

- Следующая наша гавань «Лингвистическая». Нам необходимо решить лингвистическую задачку. Для этого прочтите предложения, записанные на доске.

 (Слайд 13.)

– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?

– Можно ли определить, кем является Айдыс (мальчиком или девочкой?)

– Сделайте вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).

– Прочитайте второе предложение. Айдыс, мальчик или девочка? Докажите.

 - Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени? (Простая форма сравнительной степени не изменяется по родам.)

- Наш путь продолжается и мы прибыли к гавани под названием «Познавательная». Наша задача выполнить задание из ЕГЭ по русскому языку. Посмотрим, справитесь ли вы. (Слайд 15.)

Укажите неправильно образованную форму слова:

  1. Храбрее
  2. Более крепкий
  3. Младше
  4. Более моложе.

- Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного.

 Сидя за партой, работа по цепочке.

- Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?

- Молодцы, ребята, следующая наша гавань  «Спортивная». Давайте сделаем физминутку. Первый раз делаю я. Вы за мною повторяете.

ФИЗМИНУТКА

Ветер дует нам в паруса,
Закачалась палуба.
Ветер тише, тише, тише…
Облака все выше, выше.

- Вот и отдохнули. А теперь – в путь! Следующая наша гавань  «Учебная». Я вам буду говорить имена прилагательные, а вы от них образовываете степени сравнения и распределяете в два столбика: первый – простая степень сравнения; второй – составная.

(Слайды 17-18.)

 Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.

 Самопроверка.

 - Как образовать простую сравнительную степень имени прилагательного? А как – составную?

- Молодцы, вы очень хорошо работаете! Поплыли дальше? Следующая гавань «Моя школа».

- Составьте, пожалуйста, небольшой текст о родной школе, употребляя в них сравнительную степень имен прилагательных.

Чтение текстов.

IV. Итог урока.

- Последняя наша станция «Рефлексивная».

- У меня на доске несколько фраз. Я вам предлагаю их закончить. Отвечайте честно, пожалуйста, это необходимо, чтобы понять, что нужно мне исправить.

(Слайд 17.)

Сегодня на уроке

Я открыл…

Я научился…

Я постарался…

Я вспомнил…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

Домашнее задание (дифференцированное):

  1. §46, сообщение по изученной теме;
  2. Составить игру «Четвертый лишний», подобную заданию ЕГЭ;
  3. Из рассказа И.С.Тургенева «Морское плавание» найти имена прилагательные, характеризующие капитана корабля, и образовать от них простую и составную формы сравнительной степени (с.146-147).

Выставление оценок.

Если останется время, тогда работа с сигнальными карточками.

-  У каждого из вас есть на партах сигнальные карточки. Возьмите их в руки. Я вам сейчас буду называть слова в простой и составной сравнительной степени. Если степень простая, вы мне показываете красный цвет, если составная – синий. Будьте внимательны!

Более ловкий, интереснее, лучше, хуже, более простой, проще, более модный, более яркий, безжалостнее, более жестокий.

-  Молодцы, вижу, что тему урока вы усвоили.

Спасибо за урок!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки для 5 класса "Музыкальные сюжеты в литературе"

ТЕМА.Музыкальные сюжеты в литературе.ЦЕЛЬ.Показать взаимосвязь музыки и литературы.ЗАДАЧИ.Расширять опыт адекватного восприятия устной речи....

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Разработка семинарских занятий для 10 класса по литературе 20 в., тематически связанных с литературой 2-й пол. 19 в.

Разработка семинарских занятий для 10 класса по литературе 20 в., тематически связанных с литературой 2-й пол. 19 в....

Разработка урока по искусству 8 класс. "Портрет композитора в литературе и кино"

В музыке Моцарта разнообразно и глубоко раскрывается целая Вселенная, вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Искусство Моцарта неподражаемо глубиной и ...

Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература по теме «Русская литература XIX века в контексте мировой культуры»

Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Цель:дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ половине ХІХ века, обрисовать ...