Самоонализ учителя литературы на I квалификационную. категорию.
статья по литературе на тему

Белышева Галина Николаевна

Самоанализ учителя литературы. Аттестация 2015 гогд. Анализ работы за пять лет с приложениями и диаграммами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon at2015.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Воздвиженская средняя общеобразовательная школа Чулымского района Новосибирской области

Самоанализ

педагогической деятельности учителя литературы

Белышевой Галины Николаевны

ТЕМА: «Применение на уроках литературы методов и форм обучения, способствующих воспитанию нравственных и патриотических качеств ученика».

2015 г.

Я, Белышева Галина Николаевна, работаю в МКОУ Воздвиженской СОШ Чулымского района Новосибирской области  учителем литературы в 5 – 11 классах.

Общий педагогический стаж – 32 года, стаж по предмету – 12 лет.

Образование высшее. НГПУ закончила в 2002 году. (Приложение №1)

В 2010 году была аттестована на первую квалификационную категорию. (Приложение №2)

Мотивацией к самообразованию является моё педагогическое кредо: «Постоянно работать над собой, чтобы иметь право учить других». 

      Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть. Где все время надо спешить. Спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. Если перестал удивлять – сдавайся. Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. Ведь это – особая страна. Это – школа.

      И я тороплюсь. Я хочу быть жадной до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу обрушиться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Хочу быть искренней, искренней с собой,  с другом, с близким, с далеким.  

       Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют меня быть такой, какая я есть. И я благодарна им за это. Ведь они  «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

       Вот уже более тридцати лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться.

      Курсы повышения квалификации не только по предмету, но и по информационным технологиям прохожу регулярно.  (Приложение №3)

 

Тайна искусства воспитания как-то ускользает от нас, хотя в каждую эпоху по-своему пытались обозначить её суть. Эта тайна, вероятно, относится к вечным вопросам человечества, таким как счастье, свобода, совесть, любовь, добро.  Наша жизнь - это процесс постоянного выбора, выбора между добром и злом, любовью и ненавистью. В сегодняшнем мире только подлинно активная нравственная личность способна совершать правильный выбор как каждодневно, так и на поворотных, переломных этапах своей жизни, в периоды серьезных испытаний. В воспитании такой личности большую роль играют проблемные морально-этические ситуации, которые необходимо использовать на уроках литературы, и, следовательно, каждый раз, с приходом нового времени, заново отыскивая новые формы и методы.

Технология, над которой я работаю, – «Применение на уроках литературы методов и форм проблемного обучения, способствующих воспитанию нравственных и патриотических качеств ученика».

Актуальность темы, выбранной мною, заключается  в том, что воспитание – второй важнейший после обучения элемент. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребёнка. Для развития человека требуется организация двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. На взаимосвязи этих двух процессов я построила свою работу по предмету. Нужно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и о их взаимопроникновении друг в друга. Сегодня, наконец, мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным   ценностям народа.

Поскольку обучение - процесс специфический, он имеет свои особые, дидактические закономерности.  Поэтому, в моей педагогической деятельности ведущими являются следующие принципы:

  • проблемность, наглядность и доступность обучения;
  • активность и сознательность учащихся в процессе   обучения;
  • систематичность и последовательность обучения;
  • единство обучающих, развивающих и воспитательных функций   учебной работы.

Исходя из этого, ставлю перед собой следующие познавательные, воспитательные и развивающие цели:

  • применение форм и методов обучения, с помощью    которых можно так подать нравственное понятие, чтобы учащийся смог его эмоционально пережить. Только в этом случае СЛОВО - нравственное понятие - будет понято и принято;
  • на примере  произведений, созданных поэтами и писателями различных национальностей, подвести учащихся к пониманию необходимости межнационального общения, воспитанию чувства гордости за свою Родину и народ, толерантному отношению к людям других национальностей;
  • воспитание ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в современной социокультурной ситуации.

На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании тематического планирования   реализуются  актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют  задачи обучения:

  • помочь учащимся развивать логическое мышление, память, кругозор, воображение, умение формировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения;
  • обучать их умению самостоятельно пополнять знания по литературе;
  • формировать  общеучебные умения и навыки - работа с книгой, со справочной литературой; совершенствовать навыки чтения.
  • развивать умение анализировать и обобщать получаемый материал;
  • показать, что роднит современную литературу с прогрессивным наследием прошлого, что является развитием и продолжением лучших традиций, раскрыть многообразие, эстетическое богатство литературы нашего времени;
  • развивать талант в ребенке,
  • помочь его становлению и развитию.
  • развивать способности обучающихся по восприятию, пониманию, интерпретации художественного текста, постижение через язык и художественную литературу мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей системы нравственных и духовных ценностей.

Ведущим средством обучения считаю учебники по литературе, а также методические рекомендации авторов-составителей учебников.

        

Для реализации данных целей и задач я использую рабочую программу по литературе для 5-11 классов на основе программы  общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной и соответствующую Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта. Издательство  «Просвещение», 2005г. http://nsportal.ru/node/434455

Содержание рабочей программы  составлено с учетом возможностей обучающихся и соответствующего уровня их общеобразовательной подготовки.

Преподавание ведется в соответствии с действующим учебным планом, примерным тематическим планированием. http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/12/20/t.p._po_literature.rar

В своей работе я использую учебно-методический комплекс, соответствующий данной программе. (Приложение№4).

Выбор программы основан на следующих критериях:

  • данная программа составлена с учетом Обязательного минимума содержания  основного (общего) и среднего (полного) образования по литературе;
  • программа содержит все предусмотренные школьной программой вопросы;
  • ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения,  знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы;
  • данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воображения и творческой деятельностью самого ученика;
  • в программе соблюдена системная направленность;
  • художественные тексты во всех учебниках-хрестоматиях данной программы сопровождаются рисунками лучших художников.

Объектом особого внимания при самоанализе педагогической деятельности является качество образовательного процесса.  Я считаю, что под процессом качества образования следует понимать степень соответствия результата образования ожиданиям обучающихся, учителей, родителей, работодателей, общества в целом или поставленных ими образовательных целей и задач. То есть под качеством образования я понимаю не только качество обучения или как принято считать «качественная успеваемость» и количество выпускников, поступивших в вузы, а соотношение цели образования и его результатов. Поэтому концептуальные идеи, которые я стараюсь реализовывать в данном процессе, сводятся к формированию умений учиться, а не только освоению обучающимися конкретных знаний, умений и навыков; к динамичности; вариативности и носят деятельный характер.

В связи с этим возникает вопрос – Как учить? Поиск ответа на этот традиционный вопрос, как правило, приводит к категории методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между поставленной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы и – средства обучения» является определяющей. В своей педагогической деятельности я использую как методы обучения, так и методы контроля.

На современном этапе развития педагогики требуются все новые методы и формы обучения, что порождает новые педагогические технологии. Наличие или отсутствие мотивации в учебной деятельности детей – главный фактор, который определяет, будет или нет учиться ребёнок

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед коллективом и т.д. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Чтобы заинтересовать учащихся, на уроках литературы рассказываю им о сложных и интересных писательских судьбах,  нелегком труде, ввожу в творческую лабораторию писателя, помогаю увидеть "механику" творческого процесса. Познание – труд, требующий большого напряжения. Поэтому я воспитываю у учащихся силу воли, умение отстаивать свою точку зрения, прививаю  им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно стремлюсь облегчить им процесс познания, делая его привлекательным.

Для этого я использую такие средства:

  • занимательность, вызывающая эмоциональный всплеск;
  • наглядность;
  • новизна материала, оригинальность его подачи;
  • смена деятельности;
  • соревнование, желание быть лучшим, первым.
  •   получение эстетического наслаждения
  •   эмоциональное благополучие ребенка в классе.

Считаю, что наиболее эффективным способом воспитания и формирования интеллектуально развитой нравственной личности являются проблемные методы обучения. Современный урок не мыслится без постановки проблемы, которая

  • способствует активизации мыслительной деятельности учащихся;
  • вызывает интерес, заставляет мыслить;
  • формирует познавательный интерес, благодаря которому как знания,   так и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важнейшим фактором воспитания всесторонне развитой личности, нравственно активной, готовой к принятию правильного морального решения в ситуации морального выбора.

Проблемное обучение обладает также тем преимуществом, что оно, требуя от учащихся принятия самостоятельного решения проблемы, самостоятельных выводов, побуждает учащихся определять свое личное отношение к проблеме, выражать свои взгляды при решении проблемы, т.е. помогает превращать знания, усваиваемые на уроке, в собственные взгляды, выводы, убеждения. Это помогает формированию личности школьника.

   

Для возникновения в ходе урока проблемной ситуации применяю разнообразные приемы и методы: диспуты, семинары, “круглые столы”, уроки-эссе, ролевые игры, инсценировки, творческие работы, общение и т.д.

В своей практике чаще всего использую такой прием создания проблемной ситуации, когда учащиеся получают задание рассмотреть ряд фактов, явлений, относящихся к новому учебному материалу, проанализировать их, сравнив с известными фактами и явлениями и сделать по ним предварительные обобщения (вскрыть сущность, дать характеристику, установить причинно – следственные связи и т.д.). При выполнении такого задания перед учащимися возникает ряд вопросов, не разрешимых только на основе ранее усвоенных знаний. Суммируя эти вопросы, мы вместе определяем основную познавательную проблему урока.  Проблемная ситуация возникает нередко при столкновении учащихся с жизненными явлениями и фактами, которые невозможно объяснить исходя из житейских знаний. Для создания ситуации подобного рода на уроках литературы, например, при изучении романа Достоевского “Преступление и наказание”, использую рассказ Мармеладова о себе в трактире. Рассказ завершаю вопросом: “Ну, зачем, скажите, живет такой человек?”, “Как можно к нему относиться?” Исходя из житейской практики, учащиеся будут отвечать, что такому человеку лучше не жить, что такого человека можно только презирать. Но я задаю следующий вопрос: «Как Достоевский относится к этому безнадежному пьянице? Как призывает относиться к нему читателя»?

Поскольку процесс познания на проблемном уроке – это процесс разрешения объективных и субъективных противоречий, то характерной особенностью проблемного урока считаю рассмотрение нескольких идей, нескольких проблем параллельно друг другу. На таком уроке доказывается не одна, а ряд противоположных точек зрения, отбрасываются несостоятельные гипотезы, и выбирается, наконец, наиболее правильная. - Почему ночлежники не верят Луке? Кто он – “старец лукавый” или святой? - Катерина в драме А.Островского “Гроза” – “луч света в темном царстве” (Добролюбов) или запутавшаяся грешница? (Писарев). - Софья в комедии Грибоедова “Горе от ума” – “падшая” (по мнению А.Пушкина и В.Мейерхольда) или “совершенно обаятельная” (по мнению В.И.Немировича-Данченко)? - Обломов в романе А.Гончарова лентяй и “умная ненужность” или он “на радость людям жил”?  Учащиеся, сравнивая те или иные идеи, критически оценивая их под углом зрения решаемой проблемы, не только заняты интеллектуальным творчеством, но и самостоятельно, в итоге собственных поисков приходят к правильным выводам. При таком пути решения учебной проблемы знания быстрее превращаются в убеждения.

Для формирования творческих способностей учащихся применяю эвристический метод (или частично-поисковый). Вначале я ставлю проблему. Ввиду недоступности ее решения членю ее на серию взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы. Вопросы типа:    

- Какова главная идея? В чем суть? Дайте определение. Сформулируйте правило.  – развивают, углубляют и расширяют знания.                                                                                      

 -Опишите.… Перескажите.… Объясните.… Какая разница…  -развивают умения.                                                                                                                      

 - В чем причина? Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите доказательства. В чем недостатки? Ваш прогноз? Какой можно предложить выход? – развивают творческие способности и критическое мышление.

Уроки – семинары провожу при обращении к художественным произведениям с ярко выраженной гражданской, философской, нравственной проблематикой, с героями, стоящими в ситуации морального выбора; при обращении к лирике, затрагивающей коренные вопросы бытия. Проблемы, предложенные для обсуждения на семинаре, должны быть важными и интересными. Например: “Проблемы вечных человеческих ценностей в романе “Отцы и дети”, “Проблема нравственного выбора в драме Островского “Гроза” и т.д. Главная цель уроков – семинаров – формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества. (Приложение №5)

Урок – диспут по литературе позволяет обратиться к особо острым проблемам, часто вызывающим противоположные мнения. Урок – диспут активизирует учащихся, вызывает интерес к чтению, развивает устную речь, учит общению и творчеству.   Диспуты  провожу  по таким темам, как  “Богатство, деньги, вещи – зло или благо?”,  “Человека нужно «жалеть»  или человека “уважать» надо?”,  “Зло - сила, добро – слабость?”, “Какая любовь настоящая – физическая или платоническая?” (По рассказам И.Бунина и А.И.Куприна) и т.д.  (Приложение №5.1)

Форма урока “конференция направлена на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование умений обсуждать проблемы. Во время занятий учащиеся учатся выдвигать проблему и доказывать ее важность, готовить за короткое время выступления, ясно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на них, дополнять, возражать. Конференции провожу при изучении нового материала, при работе с текстом, повторении, обобщении, опросе. (Приложение №5.2)

Урок в форме “круглого стола” проводится при обсуждении активных и комплексных проблем, включающих объемное содержание. Использую проведение “круглого стола” при изучении обзорных тем, обсуждении произведений для внеклассного чтения. ( “Глобальные проблемы современности в литературе ХХ века”,  “Поэт в России больше, чем поэт”, «Что такое патриотизм»  и т.д.)

Осмыслению философских проблем на литературном материале способствует урок – эссе. Особенно продуктивен урок при изучении крупных произведений, заранее прочитанных учащимися. Так, при изучении “Тихого Дона” М.Шолохова предлагаю учащимся тему: “Человек на войне” (гуманистические традиции русской литературы в романе Шолохова “Тихий Дон”). Что такое война?  и каковы истинные ценности в жизни человека? В чем смысл жизни?  Изучая отрывок из поэмы Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, предлагаю следующие темы: В чём проявляется красота русской женщины?;  Какие качества свидетельствуют о внутренней чистоте крестьянки? Какова она в работе и отдыхе, в минуты опасности и беды?; Что для нее является мерилом человеческой ценности, критерием отношения к человеку и залогом семейного благополучия? Результатом урока являются творческие работы учащихся.

Продуктивной формой урока является ролевая игра. Инсценировка игры учит учащихся анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д. «Суд над Печориным» и др. (Приложение №5.3)

Развитию природных творческих задатков, формированию направленности на творчество способствуют уроки-исследования, уроки-концерты, лабораторные работы. Урок – исследование может быть посвящен сравнительной характеристике героев проблемного характера, исследованию художественного мира поэта или писателя. Лабораторная работа – это, в свою очередь, исследование слова в его художественной специфике. Данная форма урока используется при анализе эпизодов произведения и поэтических текстов (Приложение №5.4)

 

Таким же эффективным средством решения морально-этических проблем являются творческие работы учащихся. В старших классах - сочинения-рассуждения на такие темы, как “Зачем я жил, для какой цели я родился?», “Жил – дрожал, и умирал – дрожал… Для чего живу я?”; в среднем звене большой интерес вызывают у учащихся задания типа: составить алгоритмы, синквейны, вопросы, ребусы; нарисовать иллюстрации; сочинить сказки, рассказы, басни, стихотворения о Родине, о родном крае, о родителях, о Великой Отечественной войне). Создавая свои сказки, баллады, стихи, рассказы, ученики познают законы жанра, учатся «чувствовать» слово, развивают творческие способности.

Ни для кого не секрет, что наши ученики все меньше и меньше времени отводят чтению книг. Но, несмотря на все неблагоприятные факторы, я ищу способы стимулирования чтения. Одним из таких способов является организация контроля за самостоятельным чтением учащихся. Этот контроль может осуществляться на любом этапе обучения, иметь сопутствующий или итоговый характер. Применяю разные формы такого контроля: традиционная викторина, пресс-конференция, устный зачет, тесты. К разработке заданий я привлекаю и самих учащихся, особенно в средних классах. Например, ребятам предлагается составить вопросы для взаимовикторины перед изучением какого-либо произведения. Это помогает выявить степень прочитанности литературного текста и характер первичного усвоения литературных фактов. В старших классах учащиеся составляют вопросы для письменного зачета (по вариантам) по тексту после изучения произведения. Данная форма контроля дает возможность проверить не только степень прочитанности, но и уровень его восприятия учащимися.    

В этих же целях учащиеся готовят презентации в форме игры «Хочу всё знать». (составлена коллекция работ). (Приложение №5.6)   

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/30/khochu_vsyo_znat.pptx

                                           

В результате работы по данной технологии учащиеся улучшили качество чтения, (Приложение №5.7) добились лучших результатов в произносительной культуре, в умении самостоятельно работать с литературой и словарями, в декламировании текста (являются постоянными участниками школьных и районных конкурсов чтецов). Стали более активными на уроке. Без стеснения озвучивают свои  мысли, отстаивают свою точку зрения.

Благоприятствует повышению уровня знаний и воспитанию нравственности и патриотизма у учащихся и внеклассная работа:  это  недели литературы, викторины, диспуты,  праздники,  посвященные   дню Славянской письменности, 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, Вахты памяти и др. (Приложение №6)

Вместе с ребятами мы составили сборник стихотворений собственного сочинения  «Поэтическая страничка» о Родине, о войне, о маме, о природе. Свои стихи ученики читают на школьных мероприятиях и в Культурно Досуговом Центре. (Приложение №5.5)

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/25/stikhi.doc

Во время проведения Олимпийских игр 2014г. являлась руководителем школьного пресс-центра.

Провожу открытые уроки для  МО учителей гуманитарного цикла. http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/06/urok_literatury_belysheva_g.n.rar (Приложение №6.1)

Разработала программу элективного курса «Проблемы нравственности и патриотизма в русской литературе» в 10-11 классах. (70 час.) http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/08/problemy_nravstvennosti_i_patriotizma_v_russkoy_literature.rar (Приложение №6.2)

При выявлении уровня морально-этических, патриотических и нравственных качеств  учащихся использовала такие методы исследования как анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение. Результаты исследования по тесту «Духовно-нравственное развитие» показали, что средний уровень духовно-нравственного развития личности в 8-11 классах следующий: – 11 класс - очень высокий; 8 класс - высокий; 10 класс - выше среднего; 9 класс - чуть выше среднего. (Приложение №7) Хочу отметить, что по сравнению с результатами предыдущих лет, повысился уровень патриотических качеств обучающихся и это напрямую связано с событиями, происходящими в стране и на Украине. (Эта проблема затрагивалась при изучении повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя)

Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности обучающихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности обучающихся, то есть результативных показателей образования. Но какими бы совершенными ни были оценки качества результата образовательного процесса, на мой взгляд, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать.

Поэтому в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих в какой-то мере отследить качество образовательного процесса. Прежде всего проведение и анализ контрольных срезов. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний обучающихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий  для преодоления затруднений в обучении. Промежуточный срез позволяет оценить успешность продвижения обучающихся в изучении предмета, подвести промежуточные итоги обучения, оценить удачность выбора методики обучения, корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез, позволяет не только подвести итоги завершающегося года обучения, но и сделать анализ результатов обучения, оценить качество освоения обучающимися предмета, оценить выполнение учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, зачёты, тестирование, участвую в административном тестировании с получением независимой оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Провожу мониторинг успеваемости и качества обученности по литературе. Приложение №8

Главным результатом работы по формированию образовательных компетенций обучающихся считаю положительные результаты итоговой и промежуточной аттестации, показывающие хороший уровень сформированности у обучающихся жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования.  Приложение №9

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/06/kontrolnaya_rabota_za_1_pol_5_kl.docx к.р

Технология, над которой я работаю, дает возможность получать высокие результаты учебно-воспитательного процесса. При 100% абсолютной успеваемости качество знаний остаётся стабильным (80,3%, 76,8%,  82,6%, 78,6%, 84,4%), что подтверждается результатами экзаменов.

Динамика абсолютной и качественной успеваемости (Приложение №10)

На примере одного класса, с которым я работала с 2009 по 2014 год, видно, что качество знаний меняется в зависимости от возраста. 8,9 класс – переходный период в жизни ребенка, особенно мальчиков. Важно не упустить этот момент и, применяя различные формы и методы обучения, сохранить любовь к литературе. (Приложение №11)

Так за межаттестационный период мои ученики активно принимали участие в олимпиадах разного уровня, конференциях, конкурсах и фестивалях. Это способствует развитию коммуникативности, уважительного отношения к окружающим, к иной точке зрения, приучает творчески решать поставленные задачи и проблемы, понимать их смысл и отвечать за результаты своей работы.

Участие обучающихся в мероприятиях разного уровня. Приложение №12 

Большой эффект в преподавании литературы, в подготовке и проведении уроков, организации тестирования, в проектной деятельности учащихся дает использование информационных технологий: мультимедийные уроки, медиаиллюстрации, интерактивные тренажеры, энциклопедические словари, электронная библиотека, тесты и проверочные задания и т. д. Для проведения уроков и подготовки презентаций использую CD диски ЦОРов, «Уроки литературы Кирилла и Мефодия для 5-11 классов, «Образовательные программы и стандарты», «Абитуриентам и старшеклассникам», «Медиа - хрестоматия», библиотека электронных наглядных пособий «Физикон», учебное электронное издание «Фраза», «Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия», модули и др. Учащиеся, при подготовке к урокам, используют ресурсы сети Интернет, что стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность. Разрабатываю уроки в программе Power Point. При работе с презентациями вывожу изображение на экран, таким образом, используя наглядность, повышаю производительность труда.

Для промежуточной аттестации и для выявления знания текста произведения использую Онлайн тесты:http://www.saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test39.xml, http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/MYU-Lermontov-Geroj-nashego-vremeni-Knyazhna-Meri-442/Default.aspx,

Создаю собственные тесты в программе Конструктор сайтов и на личной странице сайта Online Test Pad. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Authentication/RegistrationConfirmation.aspx?UserId=30969&Code=f5f9103cda4940a6960842395b24a4d5f2c6cecdc89e4ca3aa66b4bbdac18ae9       

Для создания комфортных условий кабинет оборудован необходимой мебелью, техническими средствами обучения: компьютером, экраном,  проектором.

Наряду с этим, по теме урока, показываю учащимся фрагменты художественных фильмов снятых по мотивам произведений. («Ревизор», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Вишневый сад» и др.)

Кроме этого в своей работе я использую дидактические материалы, материалы из опыта работы других учителей, справочники, словари, различные наглядные пособия, технические средства обучения, Интернет ресурсы: 

http://festival.1september.ru/subjects/21/, http://www.uroki.net/docrus.htm

http://www.openclass.ru/node/25566  , http://www.alleng.ru/edu/liter5.htm

http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200501707, http://www.fipi.ru/

http://www.fipi.ruhttp://www.alleng.ru/edu/liter5.htm, http://school-collection.edu.ru.

 

В копилке имею разные варианты контрольно-измерительных материалов по всем классам и творческие работы учащихся. Весь материал систематизирован по классам, предметам и темам. (Приложение №13)

Наиболее важными, на мой взгляд, достижениями считаю:

  • создание положительного психологически комфортного климата на уроках;
  • использование различных методик обучения литературе;
  • повышение интереса обучающихся к образовательному процессу, включение их в социально значимую деятельность (проекты, конференции, конкурсы, фестивали);
  • позитивная динамика обученности учеников;
  • достижения  обучающихся.
  • Мои разработки.    Приложение №14
  • Семинары.      Приложение №15
  • Конкурсы.        Приложение №16
  • Публикации.    Приложение №17
  • Выступления.   Приложение №18
  • Награды.  Приложение №19

 

Подводя итоги, сопоставив планируемые цели и задачи с реальными показателями, я считаю, что  технология, над которой я работаю, способствует формированию активной жизненной позиции школьника, воспитанию нравственной личности, пробуждает интерес  к литературе и культуре своего и других народов, воспитывает  любовь к Родине, патриотизм. Методы проблемного обучения помогают учащимся  осмысливать философские проблемы, выражать свои взгляды, делать выводы, активно применяя свои знания, свой жизненный опыт, используя свои убеждения, ставить проблемы, анализировать различные морально-этические коллизии, сложные проблемы человеческих отношений, принимать правильные собственные решения, отстаивать свою точку зрения. Именно это помогло моим выпускникам хорошо написать сочинение по литературе в декабре 2014 года. Но, ученик должен быть не только нравственной личностью, он должен быть личностью грамотной.

Самой важной проблемой, которая, наверное, всегда будет в моей работе, это проблема повышения качественной успеваемости обучающихся, для решения которой, на мой взгляд, следует уделять больше внимания дифференцированному подходу, внедрению в образовательный процесс инновационных, в том числе и дистанционных технологий обучения, повышению собственной информационно-компьютерной компетентности, созданию собственных дистанционных курсов.

В русле такого подхода надеюсь добиться бóльших успехов не только в своей педагогической деятельности, но и в обученности учеников по предмету литература.

16.02.2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя русского языка и литературы на высшую квалификационную категорию

Портфолио содержит материал о работе за последние три года....

Портфолио учителя русского языка и литературы на высшую квалификационную категорию

Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника д...

Презентация power point:" Работа с Google. Электронные тетради." Учитель английского языка высшей квалификационной категории: О.А. Булатошкина

Основной целью работы с электронными тетрадями на занятиях английского языка является создание современных условий для эффективного обучения иностранным языкам. Так же решаются задачи по развитию и со...

портфолио учителя физики на 1 квалификационную категорию

для учителей помощь в составлении портфолио...

Готовый аналитический отчет учителя истории на первую квалификационную категорию

Готовый аналитический отчет учителя истории и обществознания на первую квалификационную категорию...

Технологическая карта урока английского языка Учителя английского языка (1 квалификационной категории) МБОУ «Гимназия №6» Музафаровой Эльвиры Саетгараевны

Учебный предмет: английский языкКласс:  2В классУМК: Английский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждение и школ с углубленным  изучением английского языка с приложением на э...