Урок литературы в 7 классе "А.П.Чехов и современность. Хамелеонство как явление социальное.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Мухорина Елена Васильевна

Урок посвящён юбилею великого классика- 155-летию со д.р. А.П.Чехова. Урок по УМК Г.С.Меркина. Работа спланирована с рабочими тетрадями к учебнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-7_chekhov.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ села Нижняя Иреть

Черемховского района Иркутской области РФ

Открытый урок литературы в 7 классе

К 155-летию А.П.Чехова

А.П.Чехов и современность.

Хамелеонство как явление социальное

( урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Урок провела учитель

высшей квалификационной

категории

Мухорина Е.В.

январь 2015г.


Тема: А.П.Чехов и современность. К 155-летию со дня рождения писателя.

Хамелеонство как явление социальное ( урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»).

УМК Г.С.Меркина

Эпиграф: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Оборудование: портрет писателя, таблица «Основные даты жизни и творчества», эпиграфы, аудиозапись текста рассказа.

Цели: 1) Обучающая: показать художественное своеобразие произведения А.П. Чехова «Хамелеон».

2) Развивающая: расширить понятие «сатира» и «юмор», показать значение художественных деталей в сатирическом произведении.

3) Воспитывающая: формирование нравственной позиции учащихся.

Основная идея темы: Хамелеонство исключает справедливость, уметь распознать это многоликое зло, быть нетерпимым к нему.

Словарная работа.

  1. Социальное явление- явление, которое возникло в обществе людей. Социально -общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.

2Хамелеонство — низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество. (слайд№2)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Запись числа, темы урока, эпиграфов.
  2. Вступительное слово учителя.

- 29 января 2015 года исполняется 155 лет со дня рождения великого русского писателя 19 века, писателя –классика, Антона Павловича Чехова. В год, объявленный Президентом Российской Федерации, В.В. Путиным, Годом литературы, этот юбилей принимается по-особому, т.к. и проза, и драматургия, созданные А.П.Чеховым, являются классикой. Многие отдельные высказывания Чехова современны и сегодня: «Краткость- сестра таланта», «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и мысли, и одежда». Дома вы познакомились с рассказом А.П. Чехова «Хамелеон». Сегодня мы анализируем это произведение и работаем над темой:  «Хамелеонство как явление социальное».

Цель нашего урока: доказать, что хамелеонство явление социальное. А это значит, что -

Явление, которое возникло в обществе людей. Социально-общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.(запись в тетрадях определений).

  1. Поэтическая пятиминутка, информация о новостях Года литературы
  2. Беседа с учащимися:

- Кого из писателей 19 века мы изучили в 7 классе?

- Каковы основные темы их творчества?

- В чём особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина?

V. Проверка домашнего задания. Цитатный план статьи учебника (зачитывают по тетрадям)

- Работа с СД-диском к учебнику «Литература, 5 класс», раздел А.П.Чехов. Тест.

- Электронная презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» (1 ученик готовил дома)

VI. Аналитическая работа по тексту.

- Итак, вспомним действующих лиц рассказа? Какие должности они занимают?

/полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком.

городовой в России с 1862 низкий чин городской полиции стражи/.

- Ребята, а на фамилии вы обратили внимание?

/нелепые фамилии, мастерство Чехова и здесь проявляется, он наделил каждого героя соответствующей фамилией.  (слайд№2)

- Попробуем охарактеризовать полицейского надзирателя Очумелова. Рассказ очень короткий, поэтому нам нужно будет обратить внимание на любую мелочь, которая в художественном произведении называется детально. Это незаметная на первый невнимательный взгляд чёрточка. Она как бы проверяет читателя на внимание и чуткость. Деталь помогает автору создать характер.

  1. Работа в рабочих тетрадях: 1 группа стр. 111 зад.3: Какие превращения происходят с Очумеловым?

2 группа: зад.5 стр. 113: Как меняется «окраска» Хрюкина?

Черты характера Очумелова

Примеры из текста

1. Хамелеонство

Жарко, знобит

2. Хамство и угодничество

Знаю я вас, чертей!

3. Солдафонство

Не рассуждать!

- Ребята, а каково ваше отношение к Очумелову, к его характеру, поведению?

/правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения/.

/он презирает всех слабых, нищих и пресмыкается перед высшими, богатыми/.

/Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод/.

- Каково отношение к Хрюкину?

(золотых дел мастер- Хрюкин?)

  1. Работа над художественными особенностями текста рассказа.

- Чехова называют мастером художественной детали. Найдите в тексте выразительные детали и определите из роль.  Обратимся к началу рассказа.

    -Вот через базарную площадь……

- Что несут эти служители закона?

/узелок, решето — явно свидетельствуют о их деятельности/

- Какие теоретические понятия нашли своё место в тексте?

- Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?

/окровавленный палец Хрюкина, поднятый как знамя или при ситуации стыдливо опускается вниз. Новая шинель/.

- Посмотрим на Очумелова.

 От какого чувства его бросает то в жар, то в холод? /страх/

- Все ли детали мы видим?

Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

/Я ему покажу кузькину мать/

Знаю я вас чертей, мерзавец, болван, свинья.

Повелительная форма глагола, незаконченность предложения.

/Грубая речь с простыми людьми.

О знатных — льстит, речью пытается выразить свое почтение, преданность/.

-Над чем смеётся Чехов в этом рассказе?

/смех сатирический вызывает чувство гнева, негодования, презрения/.

VII. Индивидуальная работа. Контроль за пониманием текста. 1 группа (сильные уч-ся)- вставить в текст рассказа недостающие слова, 2 группа (слабые уч-ся) -тест по рассказу А.Чехова

  1. В творчестве А.П. Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывают:

а) узелок в руке;

б) новая шинель;

в) корзина с конфискованным крыжовником

  1. Отличительной чертой произведения является:

а) глубокий лиризм;

б) искрящийся юмор, громкий смех;

в) пафос

  1. Жанр произведения:

а) рассказ;

б) очерк;

в) повесть

  1. автор относится к Очумелову:

а) нейтрально;

б) с сарказмом;

в) с сочувствием

  1. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а) разобрался в происшедшем;

б) пожалел золотых дел мастера;

в) узнал, чья собака

  1. Смысл названия произведения связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;

в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием.

Оценка за:

6 правильных ответов - «5»

5 - «4»

4-3 - «3»

Работа с текстом рассказа. Задание: вставить пропущенные слова в тексте. Проверить.

- Ребята, что же такое хамелеонство?

/низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой.  Лицемерие, угодничество, приспособленчество/.

- Скажите, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам?

/И сейчас есть хамелеонство/

- Ребята, а есть ли люди, для которых выгодно, чтобы люди были хамелеонами?

/лидерами среди подростков, начальнику среди подчиненных, диктатору — политику — хамелеоны нужны, с такими легко. Легко им притеснять, управлять, использовать в своих целях/.

Х. Итог урока:

1.Заключительное слово учителя.

  • С творчеством Чехова, мы будем продолжать знакомиться в других классах, его писательской мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли». Сам Чехов достиг в себе такого совершенства. И главным считал справедливость. Как не хватает этого качества Очумелову,  Елдырину,  Хрюкину.

Хамелеонство исключает справедливость, умейте распознать это многоликое зло, будьте нетерпимее к нему.

  1. Индивидуальная домашняя работа. Высказывания о Чехове. (1 подготовленный ученик рассказывает)
  2.  Оценки.

XI. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ «Хамелеон» или по образцу сочинить рассказ по современным признакам хамелеонства.

Тест

А.П.Чехов «Хамелеон»

  1. В творчестве А.П. Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывают:

а) узелок в руке;

б) новая шинель;

в) корзина с конфискованным крыжовником

  1. Отличительной чертой произведения является:

а) глубокий лиризм;

б) искрящийся юмор, громкий смех;

в) пафос

  1. Жанр произведения:

а) рассказ;

б) очерк;

в) повесть

  1. автор относится к Очумелову:

а) нейтрально;

б) с сарказмом;

в) с сочувствием

  1. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а) разобрался в происшедшем;

б) пожалел золотых дел мастера;

в) узнал, чья собака

  1. Смысл названия произведения связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;

в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием.

Оценка за:

6 правильных ответов - «5»

5 - «4»

4-3 - «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и физики в 11 классе "Поэтесса М. Цветаева как прозаик и физические явления в ее произведении"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОКлитературы и физики в 11 классе«Поэтесса М. Цветаева как прозаик и физические явления в ее произведении»(к 120-летию со дня смерти поэта)Форма урока: интегрированный урок лит...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...

Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе по теме "Современная отечественная поэзия."

Материал к уроку-лукции в 11 классе по творчеству Юрия Кузнецова по теме "Современная отечественная поэзия"....

Открытый урок литературы в 10 классе на тему: "Каждая семья представляет явленье особенное..." А.С.Макаренко (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")

Цель урока - показать ребятам ценность семьи, ее роль в воспитании подрастающего поколения. В ходе урока рассматриваются семейный традиции Ростовых, Болконских....

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...