Факторы и условия повышения самостоятельности учащихся в организации их познавательной деятельности – необходимое условие для совершенствования патриотического воспитания
статья по литературе на тему

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yatsenko_o.yu_._patriotizm.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Факторы и условия повышения самостоятельности учащихся в организации их познавательной деятельности – необходимое условие для совершенствования патриотического воспитания

       Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостоянию.

П. И. Багратион

Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве. А смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем  лучшие; но русский должен, по крайней мере, знать себе цену свою.

                                                                                                      Н. М. Карамзин

        В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно.

         Любовь к Родине – чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное, поэтому нужно пробуждать в учащихся дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать: ни  полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

         Россия – страна, сотканная из противоречий, но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у нас не будет. Чувство любви к Родине  не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое, поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова «любить» и «жалеть» очень близки по глубинному смыслу.

Сильным средством порождения чувства патриотизма с «младых ногтей» является разработка генеалогического древа своей фамилии. Говорят, что знать своих предков до седьмого колена - это богоугодное дело. Мы с учениками создаём творческие работы (портретные очерки, рассказы на основе услышанного, интервью с бабушками и дедушками, генеалогическое древо семьи. (Работа Голубь А. «Листая страницы семейного альбома», Мосинян С.  «След на земле», «Школьные годы чудесные…» Алпатовой Т.).

Я считаю, что детей надо с ранних лет приучать самостоятельно думать, отдавать себе отчет в своих действиях, действовать не потому лишь, что так велено и не только из уважения к приказавшей личности, а из собственного убеждения в правоте своего действия.  Беспрекословное повиновение, убивая смелость и самостоятельность проявлений детского ума, сердца, воли, вредно действует на их развитие. Детям следует давать возможность самостоятельно думать о том, что справедливо и правильно, самим выбирать приоритетные жизненные ценности, не требуя от них слепого безусловного повиновенияВ 11 классе в рамках темы: «Речевые навыки и умения. Публичное выступление» была проведена дискуссия: «Патриотизм: знак вопроса» (Лучшие выступления – участвуют во Всероссийском конкурсе «Восхождение» …)

В содержании предмета «Русский язык» есть два типа учебного материала, которые можно использовать для решения проблемы патриотического воспитания: теоретические сведения о языке и дидактический материал. Дидактический материал должен быть наглядным и доступным, поэтому я привлекаю и самих учащихся к сбору материала (цитирование, афоризмы).

Критерием качества образования сегодня, безусловно, выступает разносторонняя успешность учащегося, ставшего в процессе обучения опытнее, самостоятельнее, ответственнее. Одним из направлений общеобразовательной школы является переход от традиционных  к развивающим гуманитарным технологиям. Использование метода проектирования позволяет учащимся приобретать умения и качества, необходимые человеку 21 века:

- ответственность и адаптивность

- коммуникативные умения

- творчество и любознательность

- критическое и системное мышление

- умение работать с информацией и медиасредствами

- межличностное взаимодействие и сотрудничество

- умение ставить и решать проблемы

- направленность на саморазвитие

- социальная ответственность

Необходимо отметить и такие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности, как повышение самооценки учащихся и возможность получения навыков презентации себя и своей работы в различных формах (устной, письменной, с использованием новейших технологических средств). Работа над проектами (Кадиева Эрика – «Молодёжный сленг. Лексикон моих сверстников» - 2 место; Кобзев Константин «Ё ж ты моё или сколько букв в русском алфавите»).  

Темы для сочинений должны быть близкими школьникам, затрагивать их интересы и стремления, опираться на жизненный опыт ребят («Город, в котором я живу», «Моя улица», «Моя малая Родина», «Памятники моего города»...).

Задачи, способствующие воспитанию чувства патриотизма: самостоятельное  овладение обучающимися знаниями о родной стране, воспитание интереса и любви к родному краю (исследовательская работа учениц 11Б класса Новиковой Александры и Медик Яны «История возникновения и основные этапы развития литературного сообщества «Современник» г. Минеральные Воды»)

В своей деятельности я руководствуюсь теоретическими положениями крупнейшего педагога В.А. Сухомлинского, который говорил, что «воспитывать чувство патриотизма - значит добиться, чтобы жизнь постоянно выходила за рамки интересов семьи, родного очага…» (эссе Д. Зиборова,  А. Новиковой «Безнаказанность порождает безответственность»)

  Один из приемов, который я использую, - определение понятий.
Это новый вид работы для меня. Предлагаю детям дать определение понятию. Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, как они представляют соответствующее нравственное явление. Поиск определений, а также любых других слов, связанных с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности. Пишу  на доске большими буквами «Любовь». Прошу детей дать по одному определению любви. Например, «светлая», «нежная», «волшебная», «жертвенная» и т.д. Предлагаю каждому назвать одно слово, которое для него связано с любовью. Например, «мама», «свет», «природа» и т.д. Все ответы пишем на доске. Затем всем классом из написанных на доске определений составляем общее определение любви. Таким же образом можно давать определение любому понятию (проектные работы «Десять слов моего народа», «Десять значений слова Счастье»)

Никогда не требую, чтобы работа ребенка была похожа на образец, этого и не должно быть, т.к. у каждого своя фантазия. Важно, чтобы у каждого ребёнка была ситуация успеха, чтобы он мог, сравнив свои работы, увидеть, что они становятся всё более интересными. Я хочу, чтобы каждый ребёнок уже в детстве и юности научился формулировать и ставить перед собой конкретные цели в учёбе и в жизни, а затем постепенно, но уверенно двигался к их достижению.

Система работы, которая помогает научить детей творчески мыслить и углублять полученные знания, включает в себя как уроки, так и внеклассную работу. (проекты  «Команда, без которой нам не жить», «О народе по гениям судят…»,  «Творить добро:  русские  меценаты»)

 Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она  не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

         Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.  Мне хочется привести в пример  слова выдающегося русского мыслителя ХХ столетия Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не   имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить!

         Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим  строительством, новыми социальными идеями».


Литература

  1.  Вопросы воспитания на уроках русского языка. / Под ред.

               Т.З.Трапезниковой. - М.: Просвещение, 2008.

  1.  Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.:

              1999.

  1.  Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. - М.:

              Просвещение, 1973.

  1.  Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1984.
  2.  Львов М.Р. Методика преподавания русского языка. - М.:

               Просвещение, 2000.

  1.  Методика воспитательной работы: Учебное пособие ./ Под ред. Л.И.

               Рувинского. - М.: Просвещение, 1989.

  1.  Повышение эффективности преподавания русского языка. / Под ред.

               Е.А. Бариновой. -М.: Просвещение, 2000.

  1. Сластенин, В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М:

              «Академия», 2001. - 480с.

  1. Современный урок русского языка. / Под ред. Л.А. Тростенцовой. –

              М.:    Просвещение, 1998.

  1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в

              учебном процессе. - М.: Просвещение, 2010.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный компонент в организации муниципальной методической службы как необходимое условие повышения профессиональной компетенции педагогов

Данный материал предназначен для работников управления образования, а также для педагогов, желающих повысить свою профессиональную компетенцию....

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Система урочной и внеклассной деятельности как условие повышения мотивации учащихся к чтению

Статья посвящена проблеме повышения мотивации учащихся к чтению....

Статья "Формы познавательной деятельности как условие развития успешности учащихся"

Статья "Формы познавательной деятельности  как условие развития успешности учащихся"...

"Единство воспитания и обучения - необходимое условие развития личности учащегося"

                 Когда воспитание, обучение, образование и развитие органически слиты воедино в педагогическом процессе, тогда обеспечивается систем...

Проект «Организация культурно-просветительной деятельности, направленной на гражданское и патриотическое воспитание студентов колледжа «Царицыно»

В колледже «Царицыно» патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся  высокого патриотического сознания, чувства в...