Внеклассное мероприятие в 8 классе по произведению Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Данный сценарий внеклассного мероприятия в 8 классе по произведению Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (на 2 часа по 45 минут) был разработан к семидесятилетнему юбилею книги, которая является для многих читателей настольной. Тема мероприятия: "И вы увидите, всё станет по-другому..." (строки взяты из самого произведения). При проведении мероприятия было соответствующее оформление класса, использовались групповая, парная, индивидуальная работа учащихся, инсценировка отрывков текста, видеоролики, аудиозаписи. Восьмиклассниками были предварительно подготовлены презентации книги-юбиляра, основные вехи биографии писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_vy_uvidite_vse_stanet_po-drugomu.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 8 классе
Тема: «И вы увидите, все станет по-другому…» (тема написана на доске)
Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944)
Художественная литература: Сент-Экзюпери де Планета людей. Маленький принц / Пер. с фр. Норы Галь. – СПб.: Азбука-классика, 2004.
Цель: создать условия для чтения и анализа сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.
Планируемые результаты:
предметные: ввести в творческую лабораторию французского писателя Антуана Сент-Экзюпери, организовать работу по восприятию сказки для взрослых и осмыслению философских и эстетических проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; составление синквейна.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: ноутбук, проектор, художественный текст.
Сценарий мероприятия (2 урока по 45 минут)
1-ый урок
Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие и урок-размышление одновременно. А связан он с именем французского писателя и летчика, журналиста и солдата, философа и изобретателя Антуана де Сент-Экзюпери. Мы поговорим с вами о книге, которую Экзюпери написал за несколько месяцев до смерти. Это книга «Маленький принц». Начнем с биографии писателя. В тетрадях запишем новое имя: Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944). Дальнейшие записи будете делать самостоятельно, по важности на ваше усмотрение. Это требует от вас особого внимания. На основных датах будем останавливаться.
Познакомится с биографией Антуана Экзюпери я предлагаю в форме диалога: слово ваше – слово мое. Итак, вам слово.
Учащиеся (5 мин.):
Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года во французском городе Лион, происходил из старинного провинциального дворянского рода и был третьим из пятерых детей в семье. В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. Антуан закончил школу, затем учился в католическом пансионе в Швейцарии, а в 1917 году поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры.
Поворотным в его судьбе стал 1921 год — тогда он был призван в армию и попал на курсы пилотов. Год спустя Экзюпери получил удостоверение пилота и переселился в Париж, где и обратился к писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не снискал себе лавров и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине. Лишь в 1925 году Экзюпери нашел свое призвание — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Через два года его назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби, на самом краю Сахары, и там наконец обрел то внутреннее спокойствие, какого исполнены его поздние книги. В 1929 году Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе; в 1931 вернулся в Европу, снова летал на почтовых линиях, был также и лётчиком-испытателем, а с середины 1930-х гг. выступал и как журналист, в частности, в 1935 году побывал в качестве корреспондента в Москве и описал этот визит в пяти небезынтересных очерках. Корреспондентом отправился он и на войну в Испании. Сражался с нацистами Сент-Экзюпери с первых дней Второй Мировой войны, а 31 июля 1944 года отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет — и не вернулся.
Долгое время о его гибели было ничего не известно. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 г. ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер соответствует самолёту, которым управлял Экзюпери.
Издания на русском языке:
- Сент-Экзюпери Антуан де. Южный почтовый. Ночной полет. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. Маленький принц. Пилот и стихии / Вступ. ст. М. Галлая. Худож. Г. Клодт. — М.: Худож. лит., 1983. — 447 с. Тираж 300 000 экз.
Литературные премии:
1930 — Фемина — за роман «Ночной полет»;
1939 — Гран-При дю Роман Французской Академии — «Ветер, песок и звезды»;
1939 — Национальная книжная премия США — «Ветер, песок и звезды».
Военные награды:
В 1939 году награжден Военным Крестом Французской Республики.
Названия в честь:
- Лионский аэропорт имени Сент-Экзюпери;
- Астероид 2578 Saint-Exupry, открыт астрономом Татьяной Смирновой 2 ноября 1975 под номером «B612»;
- Горная вершина в Патагонии;
- В мире существует три музея Антуана де Сент-Экзюпери – в Японии, Южной Корее и в Ульяновске (Россия). Во Франции создание культурного центра планируется в 2014 году;
- Именем Маленького принца в 2003 году была названа луна астероида «45 Евгения».
- Спасибо. Какие есть вопросы к выступающим?
- Первая книга Антуана Экзюпери? (В 1926 г. В печати появляется его 1-ый рассказ «Летчик», а в 1928 г. Публикуется его 1-ая книга роман «Южный почтовый»)
- Почему мало изданий? (изданий много, здесь представлены книги, переведенные на русский язык)
Слово учителя (18 мин.):
Теперь мое слово. Чтобы лучше понять, что за человек был Антуан Экзюпери, я предлагаю посмотреть на биографию этого яркого человека через призму его высказываний, мыслей, поступков. И тогда связав то, что вы готовили сами с тем, что вы услышите от меня, позволит нам хотя бы чуть-чуть коснуться внутреннего мира этого удивительного человека.
Итак, вы сказали: Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года во французском городе Лион. Сам Антуан Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс говорил:
«Детство – вот огромный край, откуда приходит каждый. Откуда мы родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны…»
Неистощимый в выдумках и проказах, первый заводила в шумных играх и детских маскарадах, Антуан мог часами неподвижно сидеть перед камином и грезить наяву, глядя на огонь. Он рано начал писать стихи, задумчивые и грустные; хорошо рисовал, хорошо играл на скрипке. Но самая большая его страсть с детства – техника. Работа механизмов, слаженность машин зачаровывает его, как стихи, как музыка. Именно эта страсть привела его к призванию летчика. Но, когда уже взрослым его спрашивали, что он предпочитает: писать или летать, Экзюпери отвечал: «Не понимаю, как можно разделить эти вещи, тем более противопоставлять. Для меня писать и летать – одно и то же».
Экзюпери всегда умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным, что есть на земле. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!».
В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами.
Когда его друг разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.
«Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал», - сказал потом чудом спасшийся товарищ.
«Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?»
«Кто же еще решился бы летать так низко в этих горах?» - ответил друг.
Когда Экзюпери проделывал опасные трюки, машина начинала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу»,- успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.
Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.
Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель, отдав последние деньги.
Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес – самому их творить; и пусть это будут даже самые маленькие чудеса.
Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил мрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее. Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.
Есть одно особое качество, без которого, по мнению Антуана Экзюпери, человеческое существо еще не представляет собой человека. «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».
Самую жизнь он ощущал как полет, движение. Жил Антуан Экзюпери не во Франции и даже не на Земле, он жил на планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за все, что происходит в мире.
Писатель мечтал о спасении всего человечества на путях морального совершенствования, он неустанно утверждал: «Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля». «Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя».
В годы фашистской оккупации Франции он подавал рапорт за рапортом с просьбой принять его в истребительную авиацию. Многие пытались убедить Сент-Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном своём письме в ноябре 1939 года он пишет: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, — под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кто не сволочь, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждает к этому любовь. Я не могу оставаться в стороне».
В этой войне Антуану пришлось быстро осваивать новый скоростной самолет. В письме к другу:
«…я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть, что делать и после неё». Но 31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери погиб.
«Мы провожали его глазами; он взлетел с аэродрома Борго, направился в сторону Франции и вскоре скрылся за горами, окаймляющими крохотную прибрежную равнину. И это — последнее воспоминание, которое оставил нам Сент-Экс...
Сент-Экс исчез, не оставив следа, его гибель навек остается окружена тайной.
Он погиб, как мог бы того пожелать, — в действии».
Сент-Экс словно предсказал свой странный конец: он так же, как Маленький принц, исчез в небе. Вспомним сказку: «...я не нашел на песке его тела».
Пожалуйста, вопросы ко мне
- Вы говорили об изобретениях. А что изобрел Антуан Экзюпери? (Изобретений у него было много. Меньше чем за два года у Экзюпери было 8 патентов на изобретение в области авиации. Скажу о самых интересных: В Нью-Йорке на 21 этаже он мастерил из тонкой бумаги крохотные вертолеты и пускал вниз. Позже эти в эти игрушки играли дети Неаполя и Алжира. А американцы нашли им практическое применение: по тому же принципу они сконструировали вертолеты для перевозки контейнеров с парашютами. Экзюпери придумал аппарат для опреснения морской воды. Он предупредил появление реактивных самолетов. Говорил о новом методе ориентировки при помощи электромагнитных волн (пользование радарами началось только в годы ВОВ. Он хорошо знал физиологию глаза и придумал принцип ночной маскировки светом (Теория ослепления: «Противника надо ослепить!»)
У меня к вам творческое задание:
Мы с вами прослушали достаточно сложный материал. Самое важное вы самостоятельно записали в тетрадь. А сейчас я предлагаю обобщить материал урока с помощью синквейна. Напомню, синквейн – это пятистрочная форма развития образной речи, подведение итогов (1 стр. – сущ., тема синквейна, объект разговора. Это будет Антуан де Сент-Экзюпери, 2 стр. – 2 прилаг, раскрывающих тему, 3 стр. – 3 глагола, описывающих действия, характерные для нашего объекта разговора, 4 стр. – законченное высказывание, яркое выражение, цитата, составленная вами, 5 стр. – вывод, выражающий ваше отношение к теме, к объекту разговора).
Ответы учащихся (2 мин.)
Вопрос к учащимся:
- Мы прослушали ваш доклад с презентацией и мое выступление о жизни этого удивительного, яркого, талантливого человек. Обобщили материал с помощью синквейна. Но можем ли мы сказать, что хорошо узнали этого писателя?
На вопросы о своей жизни и о себе Экзюпери отвечал: «Ищите меня в том, что я пишу».
Слово учителя:
И действительно, ничто так не раскрывает писателя, как его письма, рукописи, его бессмертные произведения.
Итак, небольшое по объему произведение «Маленький принц» (запишем в тетради) было написано в 1942 году после поражения Франции. Эта книга явилась своего рода завещанием писателя. Она самая популярная, самая читаемая, переведена на 118 языков и для многих стала настольной. С одной стороны, это красивая сказка, в которой животные и растения имеют свои характеры, свои голоса, слышат и понимают друг друга, с другой – серьезные размышления о жизни и смерти, о дружбе и любви. Усложняет понимание этого произведения то, что в нем много аллегорических образов. Напомню, аллегория – это иносказание, когда абстрактные понятия выражаются в конкретных образах. Например, в «Маленьком принце»: баобабы – зло, пропалывать баобабы – истреблять зло, Роза – это любовь.
В этой повести Антуан Экзюпери воплотил свои самые заветные идеалы. Так что же хотел сказать автор «Маленького принца», какое завещание он нам оставил? Давайте разбираться.
Планета Маленького принца (1-ая группа)
Учащиеся:
«Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга…». Его жизнь была печальна и однообразна. Долгое время у него было лишь одно развлечение: он любовался закатом. На его планете было три вулкана: два действующих и один потухший. Он заботливо прочищал раз в неделю вулканы, чтобы они не доставляли неприятности. Маленький принц был очень трудолюбив. Вся его планета была заражена семенами баобабов. И чтобы баобабы не разорвали его маленькую планету на клочки, у него было твердое правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы…».
Слово учителя:
Давайте остановимся на этом. Мы сказали, что баобабы – это зло, а точнее для Антуана Экзюпери – фашизм (ведь книга писалась во время фашистской оккупации Франции). «Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью… В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места… Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям». У Экзюпери была очень активная гражданская позиция. Он брал на себя ответственность за весь мир. Но скажите, ведь в наше мирное время мы тоже можем пользоваться этим правилом. Приводить в порядок свою планету – это значит не быть равнодушными ко всему, что нас окружает. Не мириться со злом и больше делать добрых поступков. Участвовать в жизни нашей школы, города, страны и Земли, наконец.
Учащиеся:
На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы. Но однажды к нему занесло ветром неизвестный ему цветок – Розу. Она была так прекрасна, что дух захватывало. Роза любила Маленького принца, но чтобы скрыть свое чувство, страшно капризничала: то укрой ее колпаком, то поставь ширму от сквозняков. И Маленький принц пустые слова принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. В дальнейшем он делится со своим земным другом: «Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать! За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Но… я еще не умел любить».
Итак, первая и самая важная причина, по которой Маленький принц отправляется в путешествие, покидает свою планету: научиться любить и «поучиться чему-нибудь».
Слово учителя:
Путешествие Маленького принца – символ жизненного пути каждого человека, на котором мы учимся различать добро и зло, пользу и пустоту. И конечная точка этого пути – это любовь, переживание этого прекрасного чувства. Надо сказать, что рядом с любовью Антуан Экзюпери ставил дружбу, настоящую дружбу. Что же такое любовь, дружба в понимании автора? Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся вслед за Маленьким принцем в путешествие познания: научиться любить и поучиться чему-нибудь.
Запишем в тетради: Маленький принц отправляется в путешествие, чтобы:
Лист своих тетрадей разделите на два столбика:
1. научиться любить 2. «поучиться чему-нибудь». По ходу путешествия-познания вы будете заполнять эти столбики.
Планета короля (2-ая группа)
На первом астероиде жил король.
- А, вот и подданный! – воскликнул король, увидав Маленького принца.
«Как же он меня узнал? – подумал Маленький принц. – Ведь он видит меня в первый раз!»
Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди – подданные. Маленький принц очень устал с дороги и зевнул.
- Этикет не разрешает зевать в присутствии монарха, - сказал король. – Я запрещаю тебе зевать.
- Я нечаянно, - ответил Маленький принц, очень смущенный. – Я долго был в пути и совсем не спал…
- Ну, тогда я повелеваю тебе зевать, - сказал король. Итак, зевай! Таков мой приказ.
- Но я робею… я больше не могу… - вымолвил Маленький принц и густо покраснел.
Гм, гм… Тогда я повелеваю тебе то зевать, то…
Король запутался и немного рассердился. Это был абсолютный монарх. Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания.
«Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, - говаривал он, - и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».
И даже когда Маленький принц попросил короля приказать солнцу зайти, король ответил: «Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя».
Таким образом, первое правило, которое Маленький принц вынес с планеты короля:
1. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной».
А когда король предложил Маленькому принцу остаться и стать министром правосудия, Маленький принц удивился:
- Но ведь здесь некого судить!
- Тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. 2. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. – это второе правило.
Слово учителя.
Очень хорошо. Спасибо. Вопрос ко всем:
- Как вы думаете, почему первой планетой для Маленького принца стала планета короля? (Он ведь принц – наследник. В будущем – король. А ведь власть правителя для Антуана Экзюпери – это прежде всего ответственность за всех).
2-ой урок
Планета честолюбца (3-я группа)
- А кто такой честолюбец?
- Это человек, который жаждет почести, всеми силами стремиться к ним.
На планете честолюбца Маленький принц сталкивается с такими понятиями как тщеславие, почитать.
- А что такое тщеславие?
- Тщеславие – это пустое высокомерие, желание быть предметом славы, почитания. А почитать – это чувствовать и проявлять почтение, глубокое уважение к кому или чему-нибудь.
- Но Маленький принц не чувствовал глубокого уважения к честолюбцу.
- Конечно, разве можно уважать человека только за то, что он раскланивается, снимая при этом шляпу. Все тщеславные люди воображают, что ими восхищаются.
- Какой смешной человек!
- К тому же глухой! К сожалению, тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
- Да, Жаль, что в слово честолюбец связано с таким красивым словом честь.
Слово учителя.
Молодцы. Спасибо. Итак, третье правило, которое Маленький принц вынес с планеты честолюбца: 3. тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. Здесь больше нечего добавить. Запишем во второй столбик это выражение.
Планета пьяницы (4-ая группа)
На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело. Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел, уставясь на полчища бутылок – пустых и полных.
(Видеоклип 4 мин.)
Слово учителя
После такого просмотра хочется помолчать, подумать. Но нам надо продолжать разговор. В этой главе нет мудрого совета. Кроме чувства жалости и непонимания Маленький принц ничего больше не испытывает к пьянице. И мудрость мы должны вывести сами.
Какие будут предложения? (каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно).
Планета делового человека (5-ая группа)
- Добрый день, - поприветствовал Маленький принц делового человека. – Ваша сигарета погасла.
Но деловой человек ничего не ответил. Еще бы, он ведь был очень занят:
«Я человек серьезный, мне не до болтовни!» – повторял он. И прямо раздувался от гордости.
- А чем же он был так занят?
- Он занимался подсчетом звезд, которыми воображал, что владел.
Маленький принц задумался.
- У меня есть цветок, и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случится. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от делового человека нет никакой пользы… Он рассуждает почти как тот пьяница.
Слово учителя
Хорошо. Я помогу вам сформулировать нужные мысли после посещения этой планеты. Откроем гл.7. Это эпизод до знакомства с планетой Делового человека. Вспоминаем: Летчик занят важным делом, в моторе заел один болт, а воды совсем не осталось. А тут еще Маленький принц со своим вопросом: Зачем нужны шипы цветам? Летчик был разозлен.
- А что сказал ему Маленький принц?
Давайте сформулируем мудрость, которую Маленький принц приобрел на планете делового человека. Тот, кто никогда никого не любил и ничего не делал, а только твердит одно: я человек серьезный – на самом деле не человек, он гриб.
Планета фонарщика (6-ая группа)
Эта планета оказалась меньше всех остальных. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Но именно эта планета понравилась Маленькому принцу.
«Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».
Маленькому принцу нравился фонарщик. У этого человека не было ни секунды для отдыха: его планетка делала полный оборот за одну минуту, и ему каждую минуту приходилось то гасить фонарь, то зажигать его снова. Но он был очень верен своему слову и делу. Он единственный из всех новых знакомых Маленького принца не казался смешным, потому что думал не только о себе.
Маленький принц с планеты фонарщика вынес две мудрости:
1. Полезно, что красиво. 2. Нужно быть верным своему слову и делу.
Слово учителя.
Запишем в тетрадь во второй столбик.
Планета географа (7-ая группа)
На этой планете жил старик, который писал толстенные книги.
- Смотрите-ка! Вот прибыл путешественник! – воскликнул он, заметив Маленького принца.
- Что это за огромная книга? – спросил Маленький принц.
- Я – географ, - ответил старик.
- А что такое географ?
- Это ученый, который знает, где находятся моря, реки, города, горы и пустыни.
- Как интересно! – сказал Маленький принц. – Вот это настоящее дело!
Дело действительно настоящее. Но, к сожалению, Маленькому принцу ожидало разочарование. Оказалось, географ даже не знал своей планеты. Есть ли на ней океаны, горы, города?
- Я географ, а не путешественник. Географ – слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета.
Маленький принц вынес от географа такое знание: нельзя познать мир, не выходя из своего кабинета.
Но самое ужасное узнал Маленький принц от географа, что цветы эфемерны.
- Как это – эфемерны?
- Это значит: то, что должно скоро исчезнуть.
- И мой цветок должен скоро исчезнуть?
- Разумеется. – спокойно ответил географ.
«Моя краса и радость недолговечна, - сказал себе Маленький принц, - и ей нечем защищаться от мира: у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!»
Это впервые он пожалел о покинутом цветке. Но эти мысли Маленького принца уже никогда не покидали.
Слово учителя
Запишем во второй столбик: нельзя познать мир, не выходя из своего кабинета.
Итак, географ посоветовал Маленькому принцу отправиться на планету Земля, у которой, по его словам, неплохая репутация.
Итак, давайте подведем первые итоги. Вопрос ко всем:
- Как вы думаете, почему на рассмотренных планетах по одному представителю? (Гипербола. Концентрация внимания на одном человеческом качестве).
Теперь я попрошу каждую группу представить нам синквейн на свою планету.
Планета Земля (8-ая группа)
Но на планете Земля Маленького принца ожидало разочарование.
Вопрос ко всему классу:
- Какое разочарование ожидало Маленького принца? (Он попал в сад, где росли розы. Их было много. А его Роза говорила ему, что единственная во всей Вселенной).
- А теперь хорошо вспомните текст. За кого в первую очередь стало обидно Маленькому принцу: за себя или за Розу? Найдите мне это в тексте (гл. 20).
Он подумал прежде всего о состоянии Розы. Ребята, его душа уже была готова вместить в себя это великое чувство любви. Но все же Маленький принц еще помнил и о себе. Зачитайте этот фрагмент (гл.20).
Ставится текст (6 мин.)
Итак, Лис дает Маленькому принцу главный урок о дружбе и любви. Эти понятия автор ставит рядом.
Послушайте, что говорил сам Антуан Экзюпери о дружбе:
«…друг в человеке – это его часть, предназначенная для тебя, она открывает тебе дверь, которую, может быть, никому больше не откроет. И твой друг – настоящий, и все, что он говорит, – правда, и он любит тебя. Дружба – это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам». (А. Де Сент-Экзюпери)
- На что решается Маленький принц ради того, чтобы улететь на свою планету к Розе? (Он должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела).
- Какие чувства он испытывает, когда готовится к предстоящему? Ликование, радость? (Маленькому принцу больно и страшно, но он идет на это ради любви).
- Так что же такое любовь? Что мы запишем в первый столбик?
(Любовь – это ответственность за любимого, это ежедневный труд для любимого и, конечно, терпение. Ведь Маленький принц каждый день поливал Розу, накрывал ее колпаком. А она дарила ему свой аромат и красоту. Каждый делал, что было в его силах).
- Скажите, случайно ли Маленький принц понимает, что любит Розу, только на планете Земля? (Нет, неслучайно. Приходя в этот мир, на Землю, мы имеем возможность научиться любить и дружить. Но это только возможность, а как мы ее реализуем, зависит от нас).
- А как узнать это чувство, как не ошибиться, не спутать с симпатией, с привычкой? (Помнить совет Лиса: «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»).
У меня тоже для вас есть сюрприз. Притча о сердце:
- Некий Отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть и вопрошал у каждого встречного:
- -Имеешь Сердце?
- Люди недоумевали и спрашивали:
- - Почему ты не говоришь о милосердии, о терпении, о преданности, о доброте, о любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь сердце»?
- Он отвечал им:
- - Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное приложится!
Задание всему классу: Составьте синквейн на планету Земля.
- Так что же завещал нам Антуан де Сент-Экзюпери?
(- Надо уметь быть верными в любви и дружбе,
- нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире,
- нельзя пассивно относиться ко злу,
- каждый человек в ответе не только за свою судьбу).
В заключение нашего урока я хочу сказать, что читать эту книгу «Маленький принц» можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Мы с вами сейчас увидели, что она заставляет нас задуматься над очень серьезными жизненными вопросами, мимо которых не пройдет ни один человек. Если вы прочитаете ее через некоторое время, когда станете старше, эта книга откроется вам по-другому.
Всем, кто тоже полюбил Маленького принца, как и я, это совсем-совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то, в безвестном уголке Вселенной, барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам Розу.
Взгляните на небо и спросите себя: «Жива ли та Роза или ее уже нет? Вдруг барашек съел ее?» И вы увидите, все станет по-другому…»
Домашнее задание:
Написать сочинение-отзыв о внеклассном мероприятии на тему: «И вы увидите, все станет по-другому…».
На доске: 19.03.13. Тема: «И вы увидите, все станет по-другому…»
Антуан де Сент-Экзюпери
(1900 – 1944)
Маленький принц (1942)
Маленький принц отправляется в путешествие, чтобы:
Научиться любить | «поучиться чему-нибудь» |
Любовь – это ответственность за любимого, ежедневный труд и терпение. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». | 1. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать». |
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». | 2. «Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». |
3. «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал». | |
4. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно. | |
5. «Тот, кто никогда никого не любил и ничего не делал, а только твердит одно: я человек серьезный – на самом деле не человек, он гриб». | |
7. Полезно, что красиво. 8. Нужно быть верным своему слову и делу. | |
9. Нельзя познать мир, не выходя из своего кабинета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Юный эрудит" по произведениям З.Биишевой"
внеклассное мероприятие по произведениям З.Биишевой.Вопросы,викторина, кроссворд составлены по ее произведениям....
Внеклассное чтение по литературе в 6 классе по произведению Антуана де Сент - Экзюпери "Маленький принц"
Урок внеклассного чтения по произведению Антуана де Сент - Экзюпери "Маленький принц" с презентацией....
Презентация по литературе в 6 классе по произведению Антуана де Сент - Экзюпери "Маленький принц"
Презентация по литературе в 6 классе по произведению Антуана де Сент - Экзюпери "Маленький принц"...
Сценарий внеклассного мероприятия "Укрощение строптивой" (по произведению У. Шекспира)
Фрагмент произведения Шекспира, адаптированный для школьной сценической постановки...
Внеклассное мероприятие. Конкурс чтецов прозаических произведений о зиме "Здравствуй, гостья-Зима!"
Материал предназначен для учащихся коррекционной школы 8 вида....
Внеклассное мероприятие "По страницам литературных произведений"
Внеклассное мероприятие проводится в форме литературной гостиной. Звучат стихотворения русских поэтов, инсценировки отрывков из произведений русской классической литературы....