Конспект урока литературы для 5 класса по басне М.Н.Лебедева "Самовар"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Конспект урока разработан для 5 классса с учетом требований ФГОС. Подробно прописаны цели, задачи, предполагаемые результаты.

Данный материал предлагается для изучения в рамках урока внеклассного чтения в разделе  «Русская литература XIX века. Басни» по программам Ланина, Коровиной и др. авторов с целью реализации этнокомпонента.

К конспекту урока прилагается презентация и аудиозапись басни Крылова "Листы и корни"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.rar2.54 МБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Методическое объединение учителей русского языка и литературы

Русский язык и литература

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

на тему «Обличение человеческих пороков в басне М.Н.Лебедева

«Самовар»»

для 5 класса

работу выполнила:

Волкова Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы

г. Сыктывкар, 2015

Разработка урока предназначена для учащихся 5 класса.

Необходимая предварительная работа, ее описание:

В оформлении класса: заранее расставляем парты для работы 4х групп (по 5-6 человек в каждой, заранее распределяем учащихся с помощью разноцветных жетонов, каждая группа выбирает капитана); на партах находятся заранее подготовленные распечатки с текстами басен Лебедева «Самовар» и   Крылова «Листы и корни» (для удобства на каждого учащегося); а также распечатки  маршрутных листов (для работы в группах).

Средства ИКТ, используемые на уроке:

Цель использования  средств ИКТ на уроке:

1. Усиливать мотивацию, наглядность в обучении, повышать уровень визуализации изучаемого материала.

2. Повышать интерес к предмету, расширять познавательные потребности учащихся.

Технические средства: ноутбук, проектор, экран,  колонки.

Раздаточные материалы: таблица;  тексты басен; раздаточный материал.

Мультимедийная презентация, аудиозапись басни.

Образовательные интернет-ресурсы

1) фото М.Лебедева (http://www.nbrkomi.ru/kk/base/raiony/kortkeros/ literatura/pisateli_i_poety/lebedev_mihail_nikolaevich)

2)  http://foto11.com – сайт Коми  культура

аудиозапись басни Крылова «Листы и корни»  (ЭОР:  http://krilov.ru/sheets_and_roots )

3) Шаблон для презентации (http://elenaranko.ucoz.ru/ )

Цели урока: Подвести учащихся к пониманию морали и иносказательного  подтекста басни М.Лебедева «Самовар», ее жанрового своеобразия.

Задачи урока:

I. Образовательные:

1) повторить и закрепить понятия «басня», «мораль», «аллегория», «антитеза», «олицетворение», «сатира», «диалог», «литературный герой», «образ  рассказчика»;
2) формировать умение выделять в изучаемом материале главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать;

3) формировать умение выделять жанровые признаки басни, находить их в предложенном для анализа тексте;

4) развивать умение определять задачи деятельности, раскрывать причинно-следственные связи, планировать деятельность на уроке; 

5) познакомить учащихся с краткой биографией М.Лебедева, его басней «Самовар».
II. Воспитательные:
1) воспитывать интерес к изучению русской и коми литературы;
2) воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как патриотизм, гуманизм, уважение к другим, справедливость; 
3) воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность; 
4) воспитывать ответственность за результаты как своей, так и коллективной работы, понимать их значимость; 
5) воспитывать уважительное и доброжелательное отношение учащихся друг к другу; терпимое отношение к взглядам одноклассников; 
6)воспитывать чувство ответственности за свои поступки, слова.
III. Развивающие: 
1) Развивать умение определять тему, идею произведения, раскрывая его иносказательный подтекст, понимать и объяснять мораль басни;

2) Развивать умение производить сопоставительный анализ произведений.

3) развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; 
4) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;

5) формировать умение логично, ясно и четко излагать мысли, систематизировать, обобщать и делать выводы;
6) развивать умение внимательно воспринимать информацию, запоминать, осмысливать учебный материал, решать проблемные задачи, самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль; 
7) развивать умение критически оценивать полученную информацию,  вести дискуссию; 
8) развивать речь, умение анализировать текст, давать оценку описываемым в тесте событиям, поступкам героев; 
9) развивать умение анализировать ответ товарища, давать оценку; 
10) развивать умение слушать. 

Предполагаемые результаты

Предметные:

- закрепление понятий «басня», «мораль», «аллегория», «антитеза», «олицетворение», «сатира», «диалог», «литературный герой», «образ  рассказчика»;

- повторение жанровых особенностей басни, формирование умения находить их в тексте произведения;

- понимание замысла автора и особенностей его воплощения в произведении;

- выражение собственного отношения к заложенным в басне ценностям;

-использование литературоведческих терминов (изучаемых в 5 классе) при анализе произведения;

- развитие навыков выразительного чтения произведения.

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям коми и русской литературы;

- воспитание уважительного отношения к литературе родного края и русской литературе;

- интерпретация произведения на основе личностного восприятия;

- развитие познавательной активности учеников;

- создание условий для освоения  социальных норм, правил поведения,  способности осознанно оценивать свои поступки, ответственно относиться к ним;

- развитие внимания, уважительного отношения к одноклассникам;

- развитие  готовности противостоять негативным проявлениям, неприятие пороков.

Метапредметные:

Познавательные:

- знакомство с басенным творчеством М.Н.Лебедева;

- формирование умения критически мыслить, анализировать и оценивать прочитанное;

- развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Регулятивные: 

- формирование  умения самостоятельно ставить цель, задачи, находить способы их решения, прогнозировать результат;  

- формирование умения  определять понятия, сопоставлять, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии, обобщать;

- развитие  умения организации действий, самоконтроля, саморегуляции.    

     Коммуникативные:

- формирование умения ясно и точно выражать свои мысли в оценочном суждении;

- формирование умения убедительно доказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение;

- планирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками;

- формирование умения применять различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

- развитие устной и письменной монологической речи.

Данный материал предлагается для изучения в рамках урока внеклассного чтения в разделе программы «Из русской литературы XIX века. Басни» (урок№6 в указанном разделе по программе Ланина) с целью реализации этнокомпонента.

Межпредметные связи: литература, искусство, краеведение


Ход урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Цель: Создание благоприятной эмоциональной обстановки, психологический настрой на урок, подготовка учащихся к работе

Учитель: Доброе утро! Посмотрите, как ярко вам сегодня светит солнышко! А сейчас повернитесь к своей соседке по парте, улыбнитесь еще раз. Как вы себя чувствуете?  Вот с таким прекрасным настроением мы будем с вами получать новые знания. Итак, мы начинаем урок!

Этап  2. Мотивация к учебной деятельности

Цель: Создание условий для формирования личностного интереса к получению новых и  актуализация имеющихся знаний у учащихся.

1.  Мотивация

1.1. Анализ высказываний о писателе.

Учитель: Посмотрите внимательно на экран. Перед вами слайд, на котором представлены слова коми писателей И.Вавилина и В.Попова (слайд № 2). Прочитайте высказывания сначала про себя, а затем я попрошу кого-нибудь из вас выразительно произнести их вслух.

Ты сын русского народа,

 Но  пел на коми языке.

Ты стал родным людям,

 Живущим в парме,

Ведь с детства знал ты их мысли,

Слышал их волю

И оставил в каждом из них

Частичку души своей.

В. Попов.

Пройдут сквозь годы

Твои стихи,

Подрастающие поколения

Поклонятся тебе до земли.

И. Вавилин

(перевод с коми языка мой)

Учитель: Как вы думаете, о каком человеке могли так написать? Каков род его деятельности? (Учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель: Действительно, речь идет о писателе, горячо любившем Коми Край и его народ, о Михаиле Николаевиче Лебедеве.

1.2. Демонстрация портрета писателя (слайд № 3).

Учитель: Рассмотрите внимательно портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каков он по характеру? Чем может быть интересен нам? (Учащиеся высказывают свои предположения)

1.3. Слово учителя о М.Н.Лебедеве (знакомство с элементами биографии писателя)

Михаил Николаевич Лебедев родился 10 (22) октября 1877 года в селе Межадор.

В автобиографии он упоминал о том, что его родители были русскими крепостными крестьянами, работали на Нювчимском заводе, который располагался среди обширных лесов Коми края, в 35 верстах от уездного города Усть-Сысольска, нынешнего  Сыктывкара (слайд №4).

          Отец писателя был человеком  грамотным, служил писарем, он сам научил сына писать и читать, так что маленький Миша с малых лет умел читать.

          По признанию писателя, он  почувствовал страстную охоту к чтению: читал все, что под руку попадется, даже отрывки газет! Одновременно с этим в нем зародилось огромное желание самому быть «сочинителем».

М.Н. Лебедев создал много интересных произведений разных жанров: стихи, исторические романы, поэмы, писал даже оперетки.

         Кроме того, он был известен и как прекрасный переводчик. Он перевел на коми язык произведения Пушкина, Маяковского, Маршака и так полюбившиеся вам басни Крылова.

            Особого успеха в 30-е годы добивается и сам писатель именно в басенном творчестве. Пожалуй, в коми литературе не было более искусного баснописца, чем он. В своих баснях Михаил Николаевич обличал разные пороки и недостатки людей.

2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

2.1.  Отгадывание загадки.

Учитель: Так о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

Ученики: О баснях Лебедева.

Учитель: Верно, мы познакомимся с одной из басен Лебедева. А вот как она называется, вы сможете узнать, отгадав загадку (слайд №5):

Четыре ноги,
          Два уха,
          Один нос
          Да брюхо.

Ученики: Самовар

Учитель: Молодцы, сегодня мы познакомимся с басней Лебедева «Самовар».

2.2. Словарная работа.

Учитель: Что такое самовар? (слайд №6)

Ученики: Прибор для кипячения воды и приготовления чая.

2.3. Формулирование темы урока.

Учитель: А сейчас попробуем сформулировать тему нашего урока, восстановив необходимую последовательность слов на слайде (слайд №7)

(Ученики восстанавливают последовательность слов и формулируют тему урока)

Учитель: Запишите тему в тетрадь (слайд №8).

2.4. Постановка учебных задач

Учитель:  Итак, что вам известно на данном этапе урока? 

Ученики: Тема.

Учитель: А что еще предстоит узнать сегодня на уроке? Посмотрите внимательно на тему урока и определите задачи, которые предстоит решить нам на уроке.

 (Ученики формулируют задачи, учитель корректирует ответы и последовательно выводит каждую задачу на слайде) (слайд №9).

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи 

Цель: Организация и самоорганизация учащихся, осмысление полученной информации, соотнесение ее  с имеющимися у учащихся знаниями

1. Актуализация полученных знаний. Работа с литературоведческими понятиями.

1.1. Проверка усвоения понятий.

 Учитель: Что мы должны сделать для решения первой задачи?

Ученики: Вспомнить определение басни.

 А) Актуализация знаний о басне.

Учитель: Вспомните, что такое басня. Заполните пропуски в определении жанра, посовещавшись в группе. Затем сверим ваш ответ с эталоном (слайд №10).

Б) Актуализация знаний об аллегории.

Учитель:  Какие герои басни олицетворяют человеческие пороки (назовите героя и порок)?

Ученики: Лиса – хитрость, заяц – трусость и т.д. (учащиеся называют и других персонажей)

Учитель: Как называется такой художественный прием? Что такое аллегория? Посовещайтесь в группе и дайте правильный ответ, сверьте его с эталоном (слайд №11)

В) Повторение жанровых особенностей басни. Составление кластера «Основные признаки басни».

Учитель: Какие еще особенности этого жанра вы знаете? Составим кластер (слайд №12). На слайде вы видите шаблон. Вам нужно вспомнить жанровые признаки басни и заполнить пустые формы кластера. Посовещайтесь и дайте ответ. Затем проверим, что у вас получилось (слайд №13)

2. Физ. минутка  

Учитель: Устали? Давайте отдохнем. Вставайте. Смотрите на экран и повторяйте движения за героями мультфильма (слайд №14)

(Учащиеся повторяют движения, выполняемые героями мультфильма под музыку)

Учитель: Молодцы! А сейчас с новыми силами продолжим наш урок. 

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом

Цель: Проверка  осознанности восприятия материала; побуждение  учащихся к самостоятельному поиску решения поставленных задач.

1. Выразительное чтение произведения, анализ первичного восприятия текста.

1. Беседа

Учитель: Что нужно сделать для второй  задачи?

Ученики: Необходимо прочитать басню.

Учитель: Пока вы еще не читали басню, скажите, каким вы представляете себе самовар? (Учащиеся высказывают предположения) А таков ли самовар на самом деле, мы сейчас выясним.

2. Выразительное чтение басни учащимися по ролям.

3. Беседа по тексту:

Учитель:  Какое впечатление произвела на вас басня? Что больше всего понравилось? (Учащиеся высказывают свое мнение)

Учитель:  Кому из чтецов удалось лучше передать характер героя басни?

(Учащиеся высказывают свое мнение)

Учитель: Ваше предположение о характере главного героя подтвердилось? (Учащиеся высказывают свое мнение)

Учитель: А может так же вести себя в жизни человек? О каких пороках говорится в басне?

Ученики: Да, часто мы встречаемся с таким явлением в жизни. В басне речь идет о высокомерии, самодовольстве, гордыне, пустословии, хвастовстве.

Учитель: Можно ли такие пороки описать аллегорически? Какие герои басен были наделены такими же пороками? (Учащиеся высказывают свои предположения)
Учитель: Вы знаете, что из басен можно извлечь какой-то урок. А чему нас может научить эта басня? (Учащиеся высказывают свое мнение)

2.  Словесное рисование.

Учитель: Представьте себя в роли художника. Какой бы была ваша иллюстрация к этой басне? (Учащиеся устно иллюстрируют басню)

Этап 5.  Закрепление полученных знаний.

Цель: Осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между учащимися и преподавателем.

1. Постановка учителем вопроса

Учитель:  Что нам нужно сделать для решения третьей задачи? Как мы узнаем, сохраняет ли Лебедев в своем произведении основные черты жанра басни?

Ученики: Нужно сравнить басню Лебедева с басней Крылова.

2. Прослушивание аудиозаписи басни Крылова

Учитель: Сопоставим басню Лебедева с басней хорошо уже вам известного мастера слова, писателя, который в совершенстве знал все тонкостями этого жанра, И.А.Крылова. Послушайте аудиозапись басни «Листы и корни» (ЭОР: http://krilov.ru/sheets_and_roots ) .(слайд№15)

  3.  Мини-исследование. Сопоставительный анализ басен, заполнение сводной таблицы.

 Учитель:  Вы будете сопоставлять басни, а результат занесете в таблицу, помещенную в маршрутных листах.  Давайте рассмотрим ее внимательно. Что нужно в нее добавить?

Ученики: Необходимо добавить критерии, по которым можно сопоставлять басни.

Учитель: Посовещайтесь в группах и предложите свои варианты критериев для сопоставительного анализа басен (слайд№16).

Этап 6.  Проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.

Цель: Анализ всего процесса изучения материала;  формирование познавательной активности через творческое задание; выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

1. Обобщение

1.1. Проверка результатов работы групп.

1.2. Обобщающая беседа:

Учитель:  А сейчас я задам несколько вопросов:

- Над чем смеются авторы в баснях?

- Какие пороки обличают?

- Какую роль играет в басне аллегория?

- Удалось ли Лебедеву в своем произведении сохранить основные жанровые черты басни?

1.3. Творческое задание. Создание синквейна. (слайд№17) 

- Что такое синквейн? Я предлагаю вам создать синквейн, темой которого станет один из пороков, высмеиваемых баснописцами.

2.Самооценка (слайд №18).

Учитель: Продолжите высказывания так, чтобы получилось предложение.

  • Мне понравились басни Лебедева тем, что …
  • Мне кажется, что секрет актуальности басен Лебедева заключается в …
  • Герои басен Лебедева незабываемы, так как …
  • Я вынесла для себя следующий урок:…

3.Домашнее задание (слайд №19)

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте ситуацию, в которой бы можно было использовать слова морали басни «Самовар».

2.Инсценировать  одну из басен М.Н.Лебедева.

3. Подготовить иллюстрацию к басне.

4.Рефлексия (слайд №20)

1.  Мне удалось …

2. Мне больше всего запомнилось …

3. Я узнала, что …

4. Я заинтересовалась …

5. Итоговый комментарий (слайд №21)

Итак, сегодня вы познакомились с замечательным писателем Республики Коми Михаилом Лебедевым, с его басней «Самовар».

Писатель  в своих произведениях обращается к нравственным проблемам,  а его герои помогают нам понять истину, разобраться в том, что такое добро и что такое зло.

Я надеюсь, что каждая из вас извлекла для себя урок, как нужно себя вести, от чего лучше воздержаться. Благодарю вас за активную работу!

Приложение 1.

М.Н.Лебедев

Самовар

Однажды самовар,

Пуская пар

Во весь свой дух, во весь свой пыл,

На стол забравшись, говорил:

«Как я румян, как я красив и мил!

Да я не самоваром буду,

Коль не сумею всю затмить посуду!

Ведь люди наконец понять должны,

Что там, где я сверкаю, не нужны

Кастрюли, сковородки, чугуны!»

Ответил гордецу чумазый котелок:

«Чего ты пар пускаешь в потолок?

Что нос дерешь?

Да, ты хорош,

Но вскипятить сумеешь только воду,

А кашу или суп не сваришь сроду,

Тут никуда уж не попрешь.

Вот то-то.

У каждого из нас своя работа!»

---------------------------

Не много пользы будет людям там,

Где занимает пост самодовольный хам.

Он ходит, нос задрав, себя лишь славит,

Других же ни во что не ставит,

На болтовню расходует весь пар,

Как тот кипящий самовар.

Пер. Г.Пагирева

Приложение 2.

И.А.Крылов  

Листы и корни

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что́ б было в нем без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаетесь с нами».—

«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?» —

Листы, по дереву шумя, залепетали.

"Мы те, -
Им снизу отвечали, -
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы - Корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас,
Что с новою весной лист новый народится:
А если корень иссушится,
Не станет дерева, ни вас".

* Зефир - легкий, теплый ветер.
* Примолвить - сказать, прибавить к тому, что уже сказано.

Приложение 3.

Маршрутный лист

Работа группы № ____

баллы

1

Формулировка темы и определение задач урока

Тема: «_____________________________________».

Задачи:

1.___________________________________________

2. __________________________________________

3. __________________________________________

4. __________________________________________

3.

Определение басни

Басня – ___________ или __________ литературное  произведение __________ характера. В конце ее обычно содержится краткое _____________ заключение – так называемая ___________. Действующими ___________ обычно выступают __________, __________, _______. А то, что подвергается осмеянию, - это __________  ________.

4.

Определение аллегории

Аллегория – изображение отвлеченного ___________ через конкретный ____________. Так, в баснях под видом __________ аллегорически изображаются определенные _____________ или социальные __________ .

5.

Основные жанровые признаки басни

п/п

Признаки жанра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

6.

Критерии сопоставления

п/п

Критерии

1

Тема 

2

Герои басни

3

Положительные герои 

4

Отрицательные герои 

5

Антитеза 

6

Аллегоричность

7

Олицетворение

8

Диалог

9

Объем

10

Форма повествования

11

Образ автора 

12

Мораль басни (В каких строках заключена?) 

13

Против чего направлена сатира? (Какие пороки высмеиваются в басне?) 

7.

Ответы на вопросы по содержанию текста.

8.

Творческая работа. Синквейн

_________________

_________________, _________________

_____________, _____________,  _____________

___________________________________________

_____________________

9.

Сумма балов, набранных группой в ходе выполнения всех заданий

Оцените свою работу на уроке:

п/п

Фамилия, имя  

отметка

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...

Конспект урока литературы. И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.

И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ....