Программа по литературе ООО
рабочая программа по литературе на тему

Примерная программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_ooo.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное казённое образовательное учреждение Владимирской области кадетская школа – интернат «Кадетский корпус» имени Д.М. Пожарского  в ЗАТО

                                           г. Радужный                                                                                                                          

                                                                                                                                       

                                                                                                         

    Принято на заседании                                                                      Утверждаю

педагогического совета                                                      Директор ГКОУ кадетской школы                                      

      Протокол №  1 от 26.08. 2014 г.                                 – интерната «Кадетский корпус»                                                                        имени   Д.М.Пожарского

                                                                                                    ---------------------Бабешко В.А.

                                                                                              «    » -----------------20        год

                  Рабочая программа по литературе

                                           ООО

                     

Рассмотрено на МО учителей                                                                                        Согласовано

гуманитарного цикла                                                                                                   Зам. директора по УР

Протокол №   1 от 25.08.2014 г.                                                                                                             Матвеева В.Г.

Руководитель МО  --------------Христолюбская Н.И.                                                

                                                                             

                                                                     Составитель программы: учитель                                              русского языка и литературы

                                                        Матвеева В.Г.

                                                       

        

                         ЗАТО г. Радужный

1.Пояснительная  записка.

Примерная программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. 

2.Общая характеристика учебного предмета

        Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладение ими стилистически окрашенной русской речью. 

         Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

        Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

         Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко – хронологического и проблемно – тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко – литературной основе (древнерусская литература – литература 18 в.- литература первой половины 19 в.), который продолжается в 10 – 11 классах (литература второй половины 19 в. – литература 20 в. – современная литература).

        3.Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 420 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Так как в Кадетском корпусе обучение мальчиков  начинается  с 6 –ого класса, поэтому на изучение литературы на этапе основного общего образования выделяется 315 часов, в том числе: 6 классе — 70 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч

В  программе представлены следующие разделы:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII в.

4. Русская литература  XIX в.

5 Русская литература первой половины XX в.

6. Русская литература второй половины XX в.

7.  Зарубежная литература

8. Сведения по теории и истории литературы.

9. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

        В разделах 1—7 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

        Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 8 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.

        В разделе 9 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

         4. Цели обучения:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формировать цели деятельности, планировать её, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет;

    - осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

    - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

    - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

   - формирование эстетических теоретико-литературных понятий как условие полноценного воспитания, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

         В содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в наше время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.

5. Задачи:

   - приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  - овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  - устного пересказа небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

 - научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 - отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 - освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

        6.Результаты изучения предмета «Литература»

        Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

        Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются:

•в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

•в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

•в умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

        Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств  создания художественных образов литературных произведений.

                7. СОДЕРЖАНИЕ      КУРСА                  

                             6 КЛАСС                    

                       Устное народное творчество  

УНТ как часть общей культуры народов, выражение в нем национальных                                                                                                                                        черт характера. Былина и его герой. Былина «Илья Муромец и соловей-разбойник».                         Древнерусская  литература                                                                                         Русские летописи. «Повесть временных лет». «Слово о погибели Русской земли» «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отражённые в повести. Картины разорения Русской земли, прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя 

                 Русская литература 18 века 

В.А.Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. Переводы Жуковского «Лесной царь» (из И.В.Гёте), «Перчатка» (из И.Ф. Шиллера).Баллада как литературный жанр. Фольклорная основа баллады. История создания баллады «Светлана». Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. А.К.Толстой. Сведения о жизни поэта. Баллада «Канут». Особенности балладного сюжета.

                             Русская литература 1X века                                                                           

   А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни…». Художественное воспроизведение быта и нравов древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность и поэтичность речи «Песни о вещем Олеге».«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях. Роль глаголов, эпитетов, передающих динамику действия и переживаний.«Зимнее утро». А.С.Пушкин «Дубровский. Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство, власть.        

Поэты « пушкинской поры». Стихотворение Н.М.Языкова.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.  «Парус». Тема, идея, композиция  стихотворений. Особенности поэтических интонаций. Особенности выражения темы одиночества. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека  с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.    

 Н.В.Гоголь. Сведения о жизни писателя. «Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви.                      

С.Т. Аксаков «Очерк зимнего дня»

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Толстый и тонкий». «Смерть чиновника» В.Г.Короленко «В дурном обществе»

                                    Русская литература  XX века.

Н.Д. Телешов «Домой».

А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя. «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини, её самоотверженность, доброта, отзывчивость.        

М.М.Зощенко. Рассказ о писателе. «Не надо врать», «Бедный Федя».

А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги.

М.М.Пришвин Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная  суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке – были «Кладовая солнца».

В.Г.Распутин. Сведения о жизни писателя. «Уроки французского».

Ю. Нагибин «Старая черепаха»

        Зарубежная литература

Рассказ Д. Олдриджа «Последний дюйм» 

                                    7 класс                                                                

        Русская литература 19 века                                                                           

М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А.К. Толстой. Для чтения и бесед. «Василий Шибанов».  Три героя баллады. Роль главного героя.

Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Для чтения и изучения «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество. Понятие о литературном характере.

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.  Для чтения и изучения. «Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Петра  I и Карла XII. Роль

Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как  жанр.   Метафора.

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения. «Человек на часах» -  «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость  как выражение  лучших черт  русского народного характера. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для чтения и бесед. И.С. Никитин. «Русь»;  К.М. Симонов.   «Тарас Бульба».Для самостоятельного чтения (к разделу 1). Н.В. Гоголь. «Миргород»; А.С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д.Б. Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой. «Князь серебряный».

И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».Для чтения и изучения. «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании. «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Как хороши, как свежи были розы…»,

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей.  «Благородная привычка»  к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…»,  «Мороз, Красный нос» (отрывки).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования.  Гротеск. «Дикий помещик».

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное. «Хамелеон».

Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа. «На мельнице».  «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»;

 А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза; Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».

Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия). «Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания  - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Повествование от лица героя-рассказчика. «Отрочество» ( главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Ф.М. Достоевский.  «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

Максим Горький. Сведения о жизни писателя. «Детство».  Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».  «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к людям. Мастерство писателя в воображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

В.А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки».

К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве:

                        Русская литература XX века

А.А. Блок. «Я никогда не понимал…»

К.Д. Бальмонт. «Грусть»; К.М.

К.М.Фофанов. «Художник», «Уснули и травы и волны…».

И.А. Крылов. Крылов-драматург. «Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

                         Зарубежная литература

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

А.Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. «Маленький принц» (избранные страницы).Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни.  «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Р. Бредбери.  «Каникулы», «Земляничное окошко»

                                8 КЛАСС

                         Устное народное творчество.

Народные песни Исторические песни Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).Лирические песни .«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.

К.Г. Паустовский. «Колотый сахар».

                 Русская старина

А.Н. Толстой. «Земля оттич и дедич».

                Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие Сергия Радонежского (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

               Литература XIX века

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

М.Ю. Лермонтов Певец Родины и свободы.  «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике.

. «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).  Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).

Н.В. Гоголь Сатира в творчестве Гоголя. «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино. Драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения: «Женитьба».

И.С. Тургенев Особенности прозы писателя. «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Л.Н. Толстой.  Писатель как поборник суровой правды жизни. «После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении. Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.

Для самостоятельного чтения: «Хаджи - Мурат»

                 Литература конца XIX – начала ХХ века

В.Г. Короленко  Гуманизм писателя. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

И.А. Бунин Сведения о жизни писателя. Лирика и проза писателя. Рассказ «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

М. Горький - убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни. «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности. «Заветы отца».

Для самостоятельного чтения: Произведения из цикла «Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-аленькая».

                Литература ХХ века

Н.Н. Заболоцкий Сведения о жизни поэта .«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться». Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта.

К.Г. Паустовский Лиризм прозы писателя. «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя. Роль воображения в художественном творчестве.

А.Т. Твардовский  Сведения о жизни поэта. «Василий Теркин»:  Главы: «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора».

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой отечественной войны и наше время. Образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе.

В.М. Шукшин  Сведения о жизни писателя.  «Дядя Ермолай».  «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? «Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Н.М.Рубцов. Сведения о жизни  поэта. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

                 Из зарубежной литературы

Литература эпохи Возрождения У.Шекспир Сведения о жизни  драматурга. «Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу. Трагедия как жанр драматургии.

М.Сервантес Сведения о жизни писателя. «Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Пансо. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

                                9 КЛАСС

        Литература Древней Руси                                                                        

Общая характеристика древнерусской литературы.  «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

        Литература XVIII  века

Общая характеристика литературы XVIII  века. Сведения о классицизме.

 М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Комедия «Недоросль». Сатирическое  обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. «Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести.   Сентиментализм в  литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

        Литература XIX века

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века

В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве  с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик. Для чтения и бесед. В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление « найти  связь земного с небесным». «Море».

Для самостоятельного чтения. «Я Музу юную, бывало…».

А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения. «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии.  «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого.  Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).Для чтения и изучения. «К  Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября (1825 г.)», «Анчар», «Пророк», «К*** («Я помню чудное мгновение…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта. «Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа»  в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои  романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка.  «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике. Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед. «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента. «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).Стихотворения: «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая  Россия…», «Нет, не тебя я так пылко я люблю…», «Пророк»,  «Родина». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

 «Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования).  Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.

Для самостоятельного чтения. «Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!...»,  «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора.  Единство сатирического и лирического начал,  обусловленных гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики. «Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести. Для самостоятельного чтения. «Портрет», «Нос», «Коляска».

А.Н. Островский.  Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед. «Свои люди – сочтемся». Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Островский – мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»). Для самостоятельного чтения. «Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка».

Н.А. Некрасов. Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века.  Для чтения и изучения. «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна. Для чтения и бесед. «Давно отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма». Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства). Понятие о лирическом герое. Для самостоятельного чтения. «Огородник», «Праздник жизни, молодости годы…», «Песня Еремушки», «Калистрат» и другие произведения.

Ф.М. Достоевский как писатель-психолог.  Для чтения и бесед. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах. Для самостоятельного чтения. «Бедные люди».

Л.Н. Толстой как  исследователь путей нравственного совершенствования человека.

Для чтения и бесед. «Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе». Особенности повествования от первого лица.

                Литература  XX века

 Литература  великих и трагических лет. А. А.  Блок. Сведения о жизни и творчестве Для чтения и изучения. «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да. Так диктует вдохновение»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг»,  «Утро в Москве», «Ты – как отзвук забытого гимна…». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.  Покоряющая сила любви.  Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры. Для самостоятельного чтения. «Лениво и тяжко плывут облака…», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате…» и другие стихотворения.

В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве.  Для чтения и изучения. «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха. «Необычайное приключение…».  Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения. «Разговор на одесском рейде…» – широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении. Для чтения и бесед. «Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

Для самостоятельного чтения. «Красавицы», «Я счастлив!».

С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения. «С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения. «Каждый труд благослови, удача…», «Клен ты мой опавший…» и другие стихотворения.

М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед. Повесть «Собачье сердце». Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины. Булгаков – сатирик. Для самостоятельного чтения. «Собачье сердце» (полный текст).

М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения. «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа.

Роль пейзажа в портретных зарисовках.

А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.   Для чтения и бесед. «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера.  Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу).

        Зарубежная литература

Катулл. «Нет, ни одна среди женщин…»,  «Нет, не найдется приязнь заслужить…».

Данте «Божественная комедия» (фрагменты).

В. Шекспир. «Гамлет».

И. Шиллер.  «Вильгельм Телль».

И. Гете.  «Фауст» (фрагменты).

8. Тематическое планирование основного содержания курса «Литература».

Основное содержание по темам

    Характеристика УУД

                              Раздел  1            Русский

  фольклор  6 часов

1 Былина «Илья Муромец и соловей-разбойник». Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

2.Исторические песни. Народные лирические песни. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение национального характера

Выразительно читать. Воспринимать и анализировать песни.

          Раздел 2               Древнерусская

литература  7 часов

1.«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Судьба рукописи Историческая основа «Слова…» Композиция «Слова…». Поэтический мир и герои «Слова». Связь с народной поэзией Характеристика героев и их поступков, роль пейзажа, авторское отношение к происходящему

2. Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).  «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат».

3 Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие Сергия Радонежского (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе 

Знать основные версии авторства «Слова», особенности жанра историческую основу «Слова», историю открытия памятника. Формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

Соотносить содержание жития с требованиями житейского канона. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

        Раздел 3 Русская литература 18 века

12 часов

М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль». Сатирическое  обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. «Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести.   Сентиментализм в  литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

В.А.Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. Переводы Жуковского «Лесной царь» (из И.В.Гёте), «Перчатка» (из И.Ф. Шиллера).Баллада как литературный жанр. Фольклорная основа баллады. История создания баллады «Светлана». Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. А.К.Толстой. Сведения о жизни поэта. Баллада «Канут». Особенности балладного сюжета

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 18 века.

Характеризовать героя русской литературы 18 века.

Выявлять характерные для произведений русской литературы 18 века темы, образы и приёмы изображения человека.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Дать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Формулировать проблему текста.

Обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя в виде презентации или проекта.

 Умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей

 Планирование, корректировка плана.

                      Раздел 4.Русская литература  

19 века 193 часа

В.А. Жуковский Баллада «Светлана»

А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения. «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии.  «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого.  Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

А.С. Пушкин «К  Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября (1825 г.)», «Анчар», «Пророк», «К*** («Я помню чудное мгновение…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина.

Баллада «Песнь о вещем Олеге»

Роман «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Нравственная проблематика романа. Романтический характер истории любви Маши и Владимира.

Поэма «Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Петра  I и Карла XII. Роль

Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как  жанр.   Метафора.

Роман «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Нравственная проблематика романа. Романтический характер истории любви Маши и Владимира.

Повесть «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Роман «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа»  в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои  романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка.  «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике. Понятие о литературном типе.

М.Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы. Стихотворения  «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание», «Парус», «Три пальмы». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая  Россия…», «Нет, не тебя я так пылко я люблю…», «Пророк»,  «Родина». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

 «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).  Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский)

 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

 «Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования).  Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике

Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или утопленница»

Интерес писателя к прошлому Родины Повесть «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество. Понятие о литературном характере.

Сатира в творчестве Гоголя. «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.

Поэма «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора.  «Мертвые души» в оценке русской критики

Повесть «Шинель». Тема «маленького человека».Роль фантастики в повести

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения. «Человек на часах» -«отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость  как выражение  лучших черт  русского народного характера. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для чтения и бесед. И.С. Никитин. «Русь»;  К.М. Симонов.   «Тарас Бульба».Для самостоятельного чтения (к разделу 1). Н.В. Гоголь. «Миргород»; А.С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д.Б. Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой. «Князь серебряный».

И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».Для чтения и изучения. «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании. «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Как хороши, как свежи были розы…».

 Особенности прозы писателя. «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Рассказ «После бала»

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей.  «Благородная привычка»  к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…»,  «Мороз, Красный нос» (отрывки).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования.  Гротеск. «Дикий помещик».

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное. «Хамелеон», «Толстый и тонкий»

Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа. «На мельнице».  «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»;

 А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза; Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».

Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия). «Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания  - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Повествование от лица героя-рассказчика. «Отрочество» ( главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Ф.М. Достоевский.  «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

Максим Горький. Сведения о жизни писателя. «Детство».  Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».  «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к людям. Мастерство писателя в воображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

В.А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки».

К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении).

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве  писателя и поэта.

Устный диалог        

Задавание вопросов собеседнику.

Конструирование ответа на вопрос.

Диалог в письменной форме        

Презентация в форме резюме.

Полилог (коллективная дискуссия)        

Ролевая форма представления текста произведения, извлечь нужную информацию (полно или частично), быстро и правильно ориентироваться в условиях общения,  уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения,  найти адекватные средства для передачи этого содержания,  уметь обеспечить обратную связь.

Создание проекта. Работа в группах.

Учебное сотрудничество. Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам).

 Исследовательская деятельность: создание информационного проект на основе материалов. Решать поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы.  Исследовать лексико-семантическое поле слова, используя электронные этимологические, толковые и др. словари, сделать вывод о правильности употребления данного слова в современном обществе.

 Раздел 5       Русская литература 20 века

58 часов

Н.Д. Телешов «Домой».

А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя. «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини, её самоотверженность, доброта, отзывчивость.

М.М.Зощенко. Рассказ о писателе. «Не надо врать», «Бедный Федя».

А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги.

М.М.Пришвин Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная  суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке – были «Кладовая солнца».

В.Г.Распутин. Сведения о жизни писателя. «Уроки французского».

Ю. Нагибин «Старая черепаха»

К.М.Фофанов. «Художник», «Уснули и травы и волны…».

И.А. Крылов. Крылов-драматург. «Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

Н.Н. Заболоцкий Сведения о жизни поэта .«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться». Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта.

К.Г. Паустовский Лиризм прозы писателя. «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя . Роль воображения в художественном творчестве.

А.Т. Твардовский  Сведения о жизни поэта. «Василий Теркин»  (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой отечественной войны и наше время. Образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе.

В.М. Шукшин  Сведения о жизни писателя.  «Дядя Ермолай».  «Солнце, старик и девушка», «Чудик» Подвиг или равнодушие героя? «Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Н.М.Рубцов. Сведения о жизни  поэта. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

А.  Блок. Сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворения: «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да. Так диктует вдохновение»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг»,  «Утро в Москве», «Ты – как отзвук забытого гимна…». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.  Покоряющая сила любви.  Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры. Для самостоятельного чтения. «Лениво и тяжко плывут облака…», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате…» и другие стихотворения.

В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения. «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха. «Необычайное приключение…».  Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения. «Разговор на одесском рейде.»-широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении Для чтения и бесед. «Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

Для самостоятельного чтения. «Красавицы», «Я счастлив!».

С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения. «С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения. «Каждый труд благослови, удача…», «Клен ты мой опавший…» и другие стихотворения.

М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед. «Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например:  I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины. Булгаков – сатирик. Для самостоятельного чтения. «Собачье сердце» (полный текст), «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения. «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа.

Роль пейзажа в портретных зарисовках.

А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.   Для чтения и бесед. «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера.  Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу).

 Раздел 6          Зарубежная литература                    

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы  XX в.

Характеризовать героя русской литературы XX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы XX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.

Подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького,  А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А.  А. П. Платонова, А. С. Грина, М. А. Булгакова, А. Т. Твардовского

Выявлять характерные для произведений русской литературы XX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы в XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

     Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Презентация в форме резюме.

Полилог (коллективная дискуссия)        

Ролевая форма представления текста произведения, извлечь нужную информацию (полно или частично), быстро и правильно ориентироваться в условиях общения,  уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения,  найти адекватные средства для передачи этого содержания,  уметь обеспечить обратную связь.

Создание проекта. Работа в группах.

Исследовательская деятельность: создание информационного проект на основе материалов. Решать поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы.  Исследовать лексико-семантическое поле слова, используя электронные этимологические, толковые и др. словари, сделать вывод о правильности употребления данного слова в современном обществе

8 часов

Рассказ Д. Олдриджа «Последний дюйм» 

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

А.Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. «Маленький принц» (избранные страницы).Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни.  «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Р. Бредбери.  «Каникулы», «Земляничное окошко»

Литература эпохи Возрождения У.Шекспир. Сведения о жизни  драматурга. «Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу. Трагедия как жанр драматургии.

М.Сервантес Сведения о жизни писателя.: «Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Пансо. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

Катулл. «Нет, ни одна среди женщин…»,  «Нет, не найдется приязнь заслужить…».

Данте «Божественная комедия» (фрагменты).

В. Шекспир. «Гамлет».

И. Шиллер.  «Вильгельм Телль».

Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник».

 И. Гете.  «Фауст» (фрагменты).

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.

Выразительно читать наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.

 Раздел 7 Сведения по теории и истории

Литературы 12 часов

  1. Художественная литература как искусство слова.
  2. Художественный образ. Художественное время и пространство.
  3. Содержание и форма. Поэтика.
  4. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
  5. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
  6. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  7. Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
  8. Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
  9. Деталь. Символ. Подтекст.
  10. Психологизм. Народность. Историзм.
  11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  12. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  13. Гипербола. Аллегория.
  14. Стиль.
  15. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
  16. Литературная критика.
  17. Русская литература 18 века.
  18. Русская литература 19 века
  19. Русская литература 20 века

Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе.

Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).

Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества.

Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе.

Учитывать специфику происхождения, форм_ бытования, жанровое своеобразие двух основных ветаей словесного искусства — фольклорной и литературной.

Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функций фольклорных мотивов, образов, поэтических средств  литературного произведения.

Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа.

Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении.

Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание

Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.

Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма).

Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах - от правдоподобия до фантастики.

Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию вне сюжетных элементов композиции произведения.

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта.

Давать общую характеристику художественного мира произведения. Определять тип конфликта в произведении.

Раздел 8 Диагностический, текущий и

итоговый контроль литературного образования 21 час

1.Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся.

 Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявление его последующей динамики.

2. Проверка усвоения навыков выразительного чтения

Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного произведения в чтении наизусть, инсценирование текста, чтении по ролям.

3. Различные формы пересказа Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей.

4. Письменные высказывания, сочинения на литературные и публицистические темы

5.Руководство самостоятельной и проектной деятельностью учащихся

Уроки-консультации по руководству самостоятельной и проектной деятельностью учащихся. Зачеты, семинары, коллоквиумы, другие формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.

Владеть другими видами пересказа.

Владеть другими видами пересказа (сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.).

Готовить развернутый устный или письменный ответ (составление плана ответа, подбор цитат из текста, необходимых фактов при рассказе о жизни и творчестве писателя, об истории создания произведения, убедительных аргументов при ответе на проблемный вопрос). Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему.

Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения).

Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актеров.

Читать выразительно произведение с учетом его жанровой специфики.

 Писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика, в том числе сопоставление литературных персонажей, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения.

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу.

Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, поисковыми системами в Интернете.

Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта

 9.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. «Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы»  Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2009.

2. «Литература. Начальный курс. 6 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. О.М.Хренова, М.А. Снежневская.  М.: Мнемозина, 2008

3 «Литература. Начальный курс 7 класс»  Учебник-хрестоматия в 2-х частях. Беленький Г.И., Снежневская М.А.  - М.: Мнемозина, 2009 г.

4. «Литература. 8 класс» Учебник-хрестоматия для  общеобразовательных учреждений. В двух частях. Г.И. Беленький.  М.: Мнемозина, 2008

5.«Литература. Начальный курс 9 класс» Учебник-хрестоматия в 2-х частях. Беленький Г.И., Снежневская М.А.  - М.: Мнемозина, 2009 г.

6.. «Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 класса "Литература. Начальный курс"» Снежневская М.А. – М.: Мнемозина, 2010.

7.«Читаем, думаем, спорим» Книга для самостоятельной работы  учащихся по литературе. 7 класс. Беленький Г.И.  – М.: Мнемозина, 2009 г.

8. «Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 класса "Литература. Начальный курс"» Снежневская М.А.  – М.: Мнемозина, 2009 г.

9.Поурочные разработки 7 класс.- М.: Мнемозина. 2009

10. Итоговые работы по литературе 5-11 класс. Н.В. Охременко, О.В. Федина.

11. «Методические советы к учебнику литературы для 8 класса» Пособие для учителя/ под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2010.

12. «Литература. Начальный курс 9 класс» Учебник-хрестоматия в 2-х частях. Беленький Г.И., Снежневская М.А.  - М.: Мнемозина, 2009 г.

13. «Читаем, думаем, спорим» Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 9 класс. Беленький Г.И.  – М.: Мнемозина, 2008.

14. «Методические советы к учебнику литературы для 9 класса» Пособие для учителя/ под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2010.

15. «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь»  Мещерякова  М. И. -  Москва: Рольф, 2008.

8.  Планируемые результаты на конец 9 – ого класса (знать и уметь)

        Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию  изучения данного  курса:

знать/понимать

- образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений;  

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять  план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...