Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Тарасовой " Просыпаемся мы"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Михайловская Ирина Викторовна

Урок внеклассного чтения по рассказу молодого алтайского писателя Ю. Тарасовой(Тарасавой).Чудесный рассказ !.И история, и современность...Я плакала, читая его.Захотелось, чтобы ученики тоже прочувствовали...Песню  и видео скачать не смогла, они у меня только вконтакте.( а комп сломался...)Презентация Прудских СВ.СПАСИБО ЕМУ ОГРОМНОЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_po_rasskazu_yu.docx33.69 КБ
Office presentation icon 912661_1.ppt1.49 МБ
Файл prilozhenie_2.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок внеклассного чтения

 « Почему же мне снится война, на которой я не был?»

  по рассказу Ю.Тарасовой

 « Просыпаемся мы»

 ( 7 класс).

Автор - Михайловская Ирина Викторовна , учитель русского языка и литературы

МБОУ « Средняя школа № 17» г .Дзержинска Нижегородской области.

                                       2015 год

                  Урок внеклассного чтения

                  по рассказу Ю.Тарасовой

                    « Просыпаемся мы».

                                       Что гибель нам? Мы даже смерти выше.            

                                       В могилах мы построились в отряд,

                                       И ждем приказа нового, И пусть    

                                      Не думают, что мертвые не слышат,  

                                      Когда о них потомки говорят. 

                                                                                  .  Б. Майоров

Цели урока.

Обучающие:

1.Актуализация и углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

2.Обучение творческому восприятию художественного произведения, формулировке проблем, поднятых в тексте.

3.Знакомство с творчеством алтайского писателя Ю.Тарасовой.

Развивающие:

1.Развитие познавательного интереса учащихся, личностного отношения к истории страны.

2.Развитие умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания.

 Воспитательные:

1.Воспитание чувства патриотизма, гражданского долга, любви к Родине.

2.Воспитание ценностного отношения и уважения к людям и событиям Великой Отечественной войны.

3.Привитие интереса к поэзии и музыке .

Оборудование урока:

1.Презентация «Легендарный Севастополь.Береговые батареи.»(автор Прудских С.Б.)

2.Видео передачи « Жди меня».

3.Фото «Бессмертный полк».

4.Текст рассказа « Просыпаемся мы».

5.Аудио запись песни Алексея Ивакина «Мне снился сон».

1.Слово учителя с элементами беседы.

Тема Великой Отечественной войны — необычная тема…Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца.

Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Сегодня мы будем говорить о рассказе Юстасии Тарасовой «Просыпаемся мы»,в котором как раз и произошло это слияние истории и памяти.

Вспомните,о чём вы подумали, когда первый раз услышали название рассказа?

( О том, что кто-то проснулся рано утром 22 июня 1941года и услышал, что началась война.

Наверное, рассказ-воспоминание о детях на войне.

Может, и не про войну вообще…).

А фамилию автора вы слышали раньше? ( нет)

2.Знакомство с автором.( подготовленный ученик)

        Наталья Тарасова, взявшая  псевдоним Юстасия Тарасава,  молодая алтайская писательница, проживает в Барнауле. Необычный псевдоним родом из детства писательницы, когда она была  ребёнком четырёх лет, пробовала «создавать» книжки-малышки и оформляла их за своей подписью, а фамилию писала по принципу «как слышим – так и пишем». Юстасия – имя героини английской книжки, прочитанной в детстве. Имя нравилось тем, что напоминало слово «юстиция», а значит, читалось как справедливость. По мнению автора, справедливость – главная заповедь литературы.

Её литературным дебютом была повесть-сказка «Егорка и Змей Добрыныч», написанная  в 2009году. Книга издана на средства краевого бюджета по результатам краевого конкурса на издание литературных произведений – номинация «Литература для детей и юношества».. Юстасия Тарасава - сравнительно молодой автор, но ею уже написаны и  рассказы: «Лешка и Картошка», «Просыпаемся мы»,  «Апостол», «Путешествие Маленького Вулканоежки», сказка «Приключения Сырного Мальчика», «Моя Мама – Золушка». Некоторые произведения можно не только прочитать, но и услышать по радио.

     Юстасия Тарасава считает, что очень  важно при воспитании мальчиков давать им возможность реализовывать свою потребность в знании военной истории.

3. О каком историческом событии мы узнаём из рассказа?

( Об обороне Севастополя в годы ВОВ, об этом стало понятно, когда прочитали рассказ.)

А что вы знаете об этом?(к сожалению, практически ничего…)

Давайте посмотрим презентацию о легендарном Севастополе и его береговых батареях.

4.Просмотр презентации.( приложение №1)

А кто из вас был в Севастополе в этом музее? Кто знает, как он создавался? Давайте посмотрим фрагмент передачи « Жди меня» о музее 35 батареи.

5.Просмотр видео.

Сейчас этот музей уже создан.Причём создан на народные деньги, пожертвования.  В музее проводятся экскурсии, попасть на которые довольно сложно: надо записываться утром, а без экскурсии посещать музей нельзя…опасно…

6. История создания рассказа.

Этот рассказ имеет очень интересную историю создания( рассказ подготовленного ученика. )

Рассказывает Елена Варенова, экскурсовод из Севастополя:
«Летом прошлого года в группу экскурсантов на 35 Береговой батарее встали мама с маленьким мальчиком ( мне показалось что ему лет шесть). Когда в группе взрослых людей оказывались дети, экскурсоводы невольно напрягались, да оно и понятно - маленький ребенок, в помещениях батареи для него ни чего интересного нет, дети быстро устают, полуторачасовая экскурсия не для них. И в тот раз, я тоже мысленно приготовилась - ребенок в группе. После начала экскурсии я "забыла" о мальчике, увидела его только минут через 40 в кают-компании, на меня смотрели внимательные, все понимающие детские глазенки. После окончания экскурсии мальчик с мамой зашли в помещение где находились экскурсоводы. 
-"Елена Викторовна, Вы сказали что в некоторых городах у вас есть помощники. А в Барнауле есть?"
Улыбки на лицах экскурсоводов - "Нет, в Барнауле нет." 
-"А можно я буду Вашим помощником в Барнауле?"
-"Конечно".
Я записываю эл.адрес, который диктует мама и .. забываю о мальчике. Но прошло несколько месяцев и помощь нам понадобилась именно в Алтайском крае. Пишу письмо, завязывается переписка с мамой - мальчика зовут Вовка, ему 8 лет, увлекается историей ( любимый мультик "История государства Российского", играет в майора Булочкина, а мама по первой профессии доктор и еще детская писательница - Юстасия Тарасова. Оказывается, что инициатором поездки в Севастополь был Вовка, он тянул маму на 35 ББ. После посещения Батареи Вовка придумал сюжет рассказа, который мама облекла в читаемую форму. «

7.Разговор о рассказе, его героях.

А теперь перейдём к самому рассказу.

 Кто главный герой рассказа? Каким мы  его видим ?

( Обычный мальчишка

«. В школе у Саньки одна мысль: "Как дожить до конца уроков?" Школа как минное поле, на секунду внимание ослабишь и нарвёшься на неприятности. То физичка, то математичка, то немка, то Бобров с компанией порядки свои навязывает, то девчонки друг против друга интриги плетут. Конечно, есть такие люди, которым по фигу и физичка, и Бобров, и интриги. Вон, Вовка-ботан живёт себе в своём параллельном мире, как будто его нет в классе, и класса для него нет. А Санька так не умеет. Саньке приходится приспосабливаться. Все силы на это уходят.

. Санька ненавидит эти хозяйственные походы. Не дай бог одноклассники увидят, засмеют ведь

Как Санька и опасался, во дворе сидела компания из его школы. Нет, ну до чего обидно. Мало того, что у его семьи нет ничего такого, чем можно гордиться - ни джипа, ни шмоток, так ещё и в дурацкие ситуации попадает постоянно. Вот сейчас, с этим оцинкованным ведром и отцом, который даже от мазута не отмылся после работы, Санька становился посмешищем всего класса и чувствовал это. А ведь ему ещё погреб чистить у них на глазах.»

А что необычного происходит в его жизни?

(  «Саньке снились странные сны. Не страшные, а именно странные. Тягучие и липкие как карамель. Проснувшись, Санька весь день не мог избавиться от чувства неясной тревоги. Но что именно тревожило, почему - он не понимал. Даже сквозь сон Санька чувствовал, что эти сны какие-то не такие. Но что в них было не так, объяснить невозможно. Сны были простые и однообразные: вода, много воды и человек в грязной одежде. Человек смутно напоминал кого-то, но кого - Санька никак не мог вспомнить. С каждым разом сон становился чуть длиннее, открывая Саньке новые подробности. Как кино с продолжением. Однажды Санька понял - это море. Вода без берегов. В другом сне догадался, что замызганная одежда на человеке, который ему снился - это военная форма. Потом разглядел, что закопчённое, усталое лицо вовсе не старое - боец улыбнулся, и Санька увидел, что это совсем ещё молодой парень. Просто помещение, в котором он находился, очень тускло освещено, а сам парень измучен.

. А потом он услышал. Боец - тот, во сне, позвал его: "Саня!" Шёпотом, тихо-тихо, одними губами: "Саня, помоги!")

Как эти сны повлияли на Саньку?

(Он волновался, потому что не понимал смысла сна, потом ему захотелось досмотреть, он заинтересовался, кем ему приходится молодой парнишка из сна, Ваня…Оказалось, что он его прадед…)

А в семье Санькиной говорили когда- нибудь о Ване?

(  нет, никогда)

А почему?

(Он пропал без вести во время войны, и никто не знал, что с ним случилось.)

Как получилось, что Санька оглох?

( Он получил контузию. Во сне он был рядом с Ваней в самый трагический момент, рядом разорвалась мина.)

Какой диагноз поставил Саньке врач?

(  Пришёл седой врач. Сел рядом и долго смотрел на Саньку. Потом сказал: - Вы же не спите, молодой человек, и мы с вами оба это знаем.

  - И что? - спросил Санька, открывая глаза.

  - Ничего, - пожал плечами доктор. - Просто если мы с вами не установим причину вашей болезни, боюсь, вам поставят неправильный диагноз. И будут лечить мозги. А они у вас совершенно здоровы.

  

 … "Не дождётесь!" - подумал Санька. Я расскажу, что мне война снится, а потом что? Лечить начнут? Скажут, в стрелялки переиграл? Или ещё что похуже. Никому ничего нельзя рассказывать, решил Санька. И тут же, вопреки логике почему-то пошёл в ординаторскую и всё рассказал седому врачу. Про сны, про Ваню, про 35-ую Береговую Батарею. Доктор кивал, словно давно уже обо всём догадался.

  - Вот и славно, - сказал он. - Завтра мы вас выпишем.

  - Домой? - удивился Санька.

  - Конечно, домой. Вы человек здоровый, незачем больничное место занимать.

  - А... контузия? - осторожно спросил Санька, боясь, что доктор передумает.

  - Бывает. - Врач развёл руками. - Ничего не поделаешь, острый приступ прорастания.

  - Чего приступ? - Саньке показалось, что он ослышался.

  - Синдром Касторской*. "Почему же мне снится война, на которой я не был?

.. "Ребятам, родившимся после войны, за нас отоснятся военные сны." Борис Вахнюк,** кажется, сказал. Память предков.

  - И что мне теперь с этим делать? - закричал Санька. - Всю жизнь во сне войнушку смотреть?

  Доктор вздохнул. - Жить. Вам теперь с этим жить. Это не войнушка. Это война. Ищите прадеда. Найдёте - полегчает

Кто помогал Саньке найти Ваню??

( Вовка, Сначала просто сосед, а потом уже и лучший его друг. Он интересовался историей, посоветовал написать в архив.

Родители.Семья.Бабушка принесла старые фото, и Санька сразу узнал Ваню.Отец помогал написать письмо в архив.)

Как вы думаете, почему боец обратился именно к Саньке?

Как изменился Санька после произошедшего?

( « А потом всё как-то затянулось, зарубцевалось. Санька почти забыл. Он спешил в школу, он теперь почти жил там. А что школа? Это же не минное поле. Хочешь - учись. Санька хотел. Иногда он задумывался: "А кем бы стал Ваня, на кого бы он стал учиться?". И от этих мыслей Саньке хотелось учиться за пятерых. Оказалось, что и физичка, и математичка, и немка ничего против него лично, против Саньки Иванова, не имеют. Они по-своему стараются как лучше, это их работа. Санька даже жалел их немного, ведь не все ученики такие, как Вовка. С Вовкой они часто разговаривали и вместе что-то изобретали. Однажды Бобров обозвал Вовку при всём классе, и Санька спустил его с лестницы. Подумаешь, каратист. Санька как-то сам не заметил, когда перестал бояться. Иногда по дороге из школы он заходил в церковь зажечь свечи, чтобы Ване и остальным прадедам, которых Санька не помнил, было светлее.»)

 Когда рассказал Санька родителям  о своих снах, о Ване?

(Когда вышел из больницы и понял, как любят его родители)

( Далее  читает учитель )

(«. И он рассказал. Как защищался окружённый Севастополь. Как адмирал Октябрьский передал командованию, что воевать больше некому и покинул осаждённый город. Как осталось восемьдесят тысяч бойцов и среди них Ваня. Как они сражались. Как выживали без воды, еды, боеприпасов и лекарств. Как не могли их забрать наши корабли. Как море в Казачьей бухте было красным, а скалы - чёрными от крови. Как до последнего патрона отстреливалась 35-ая Береговая Батарея. Как они ходили в атаку без оружия и голыми руками дрались. Как обессилевших, потерявших сознание их захватили в плен. Как колонну пленных вели по Крыму, и когда голова этой страшной змеи уже вошла в Бахчисарай, хвост ещё был в Севастополе. Как из немецких концлагерей после Великой Победы этих заключённых перевели в советские лагеря. Как их судили за измену Родине - их, преданных Октябрьским и Петровым и защищавших Родину до самого конца. Как их не брали на учёбу и работу из-за трёх слов "госпроверку не прошёл". Как они отказывались от своих семей, чтобы не ломать жизнь близким. Как их величайший подвиг стал их позорнейшим клеймом. Санька говорил и говорил, захлёбываясь в словах. И когда он всё это сказал, ему стало легче.»)

Какими стали отношения  Саньки с  родителями?

(«А Вовка куда письма послать сказал? - спросил отец. - Садись, пиши. Вот и компьютер твой сгодился.

  Первый раз они все вместе вот так сидели. Объединённые одной болью и одной целью. Впервые Санька почувствовал, что они семья. И что семья - это больше чем здесь и сейчас. Гораздо больше. Семья - это и есть то, чем можно гордиться. Это нельзя купить как джипы и другие вещи. Потому что семья - это люди, память, род. И у него, у Саньки, это есть. И это главное.»)

 

Каков финал этой истории? Удалось ли найти Ваню?

(«И вдруг пришёл ответ. Из архива. Отец взял отпуск. И сказал, что Саньке придётся пропустить школу. И они поехали. К прадеду. В Севастополь. С поезда они сели в автобус. И всё боялись проехать, но водитель сказал, что Казачка в самом конце. Он остановился между остановками и объявил: "Тридцать Пятая!", и все в автобусе затихли и с пониманием смотрели на них. Санька и отец перешли дорогу и увидели Пантеон. Экскурсоводы повели их по руинам. Они спустились по винтовой лестнице на 27 метров, туда, где были тогда бойцы. Внизу было тускло и сыро. И Санька узнал это место. Он видел его не раз. Восковые слезинки свечей у стены Памяти падали в песок красными пятнами. Как кровь на раненой крымской земле. А когда они вышли из музея, Санька смотрел на парней и девушек в купальниках, которые танцевали на крышах машин*** здесь, на этой огромной могиле, и не осуждал их. Он понимал, что они просто ещё не знают, где лежат их прадеды. Просто в них это ещё не проросло.»)

Учитель поясняет, что даже когда уже создавался музей, здесь же проходили дискотеки.

.

Это страшно, когда танцуют на могилах… Но Санька их не осуждает.Почему?

(«. Он понимал, что они просто ещё не знают, где лежат их прадеды. Просто в них это ещё не проросло.»)

 

Когда доктор ставит Саньке диагноз « синдром прорастания», он упоминает  фамилию Елены Касторской и цитирует строчку из стихотворения  Бориса Вахнюка. Давай те послушаем эти стихотворения.

( Чтение наизусть стихотворений  Касторской и  Б.Вахнюка заранее подготовленными  учениками).(приложение2)

Как вы можете объяснить заголовок сейчас?

( Учащие высказывают свои мнения по поводу  заголовка)

 Подводя итог разговору о рассказе « Просыпаемся мы», хочу вас спросить :

«Какие проблемы  поднимает автор в рассказе ?»

( Ученики высказываются, а учитель помогает сформулировать проблемы, потому что ученики 7 класса ещё  затрудняются в этом. Проблемы  исторической Памяти, Семьи., настоящей дружбы.)

Как там Высоцкий пел: «Наши мёртвые нас не оставят в беде, наши павшие как часовые…»? У нас так много героически погибших предков, что не дадут они нам стать манкуртами, «прорастут» во снах, в стихах, в мелодиях… 
(Как известно, человек живёт не только в мире вещей, но и в мире смыслов, идей, ценностей. В небольшом детском рассказе Тарасавы  выделяется триада сверх-ценностей - Семья, Родина и Культура. И ей удалось все эти три больших ценности как то очень хорошо сплавить в одно целое, создать такой образ жизни, в котором они не противоречат друг другу., а наоборот, «Семья» поддерживает «Родину», когда Санька увлек родителей поиском прадеда, «Родина» поддерживает «Культуру», когда они с отцом поехали с севастопольский музей , «Культура» в свою очередь поддерживает «Семью», ведь с отцом же поехали в Севастополь! И такое единство создает Гармонию в душе, вот Санька, бывший ранее обычным современным подростком с чувством постоянного гнетущего одиночества, комплексами и страхами, перестал бояться и учебы, и одноклассников, и домашней работы. Он теперь учится с удовольствием, работает без напряга, дерется успешно. И друг у него появился задушевный, а был всего- навсего одноклассником, живущим по соседству.) 

Как вы можете объяснить заголовок сейчас?

( Учащие высказывают своё понимание заголовка

7.Вот мне и хочется, чтобы в вас это проросло, чтобы вы помнили  , кому вы обязаны своей жизнью…

Вы знаете о проекте « Бессмертный полк», готовитесь  вместе с родителями  пройти в праздничном строю с портретами своих прадедов и прабабушек. Хочется верить, что эта акция будет  не одноразовая, и вы каждый год будете в одном строю с теми, кто в дни страшных испытаний  был со своим народом и Родиной.

( Фото об акции « Бессмертный полк» в разных городах России)

  А закончить сегодняшний разговор хочется песней Алексея Ивакина «     Мне снился сон».  

Спасибо всем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Легендарный Севастополь. БЕРЕГОВЫЕ БАТАРЕИ Прудских Сергей Борисович учитель истории и обществознания

Слайд 2

«…Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился. Но за этим чувством было другое, тяжелое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам.» Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы» 27 декабря 1856

Слайд 3

В летопись Великой Отечественной войны оборона Севастополя вписала свои героические страницы. 256-дневное сражение за город остановило одну из самых боеспособных армий германского Вермахта, сорвав тем самым планы по захвату Кавказа и побережья Черного моря. Немалую роль в этом сыграли уникальные береговые батареи Севастополя.

Слайд 4

В начале 20 века началось возведение комплекса береговых батарей от небольших 130 мм до грандиозных фортов вооруженных орудиями линкоровского калибра 305 мм. Новые батареи, изрядно модернизированные, достраивали уже при советской власти и к 30-м годам полностью ввели в строй.

Слайд 5

Построение батарей было без преувеличения гениальным проектом. Господство над окружающей местностью обеспечивало двум двухорудийным 305-миллиметровым установкам, проворачивающимся на 360 градусов, круговой обстрел. Их дальность стрельбы составляла 44 километра.

Слайд 6

30-я батарея располагалась в районе поселка Любимовка, базу флота прикрывала батарея №35 на мысе Херсонес. Обе батареи изначально строились как береговые, то есть были предназначены для борьбы с кораблями противника: 30-я батарея прикрывала район севернее мыса Лукулл. 35-я батарея должна была обстреливать сектор от мыса Херсонес до мыса Фиолент. Но когда в октябре 1941 года немецкие войска ворвались в Крым, именно 30 береговая батарея под командованием майора Александера и 35 батарея майора Лещенко стали основой системы артиллерийского огня в героической обороне Севастополя. А. Я. Лещенко Г.А. Александер

Слайд 7

Немецкие генералы и фортификаторы неоднократно признавали, что «форт Максим Горький-1» (под таким названием в немецких документах фигурировала севастопольская береговая батарея №30) и «форт Максим Горький-2» (севастопольская береговая батарея №35) являлись подлинными шедеврами инженерного искусства» и что именно они «в силу своих исключительных качеств смогли отсрочить падение Севастополя более чем на полгода».

Слайд 8

К лету 1942 года Севастополь выдержал уже 2 штурма армии генерала Манштейна. В начале июня невероятной силы удар авиации и артиллерии почти сравнял город с землей. Это был 3-й штурм. Он продолжался почти месяц.

Слайд 9

Береговые батареи подвергались непрерывным бомбардировкам с воздуха и обстрелам из тяжелых и сверхтяжелых орудий. Немцы стянули к Севастополю самые мощные на то время осадные 600 мм мортиры типа «Карл», «Тор», «Один» и знаменитую пушку «Дора» калибра 800 мм». По воспоминаниям командующего немецкой армией в Крыму Манштейна, «в целом во второй мировой войне немцы никогда не достигали такого массированного применения артиллерии, как в наступлении на Севастополь».

Слайд 10

В окруженной батарее осталось около 200 человек – артиллеристов, бойцов 95-й стрелковой дивизии и морских пехотинцев. 9 суток они сражались в казематах и подземных сооружениях... Батареи сражались до последнего снаряда. 17 июня 1942 года береговая батарея №30 была окончательно блокирована противником, 18 июня расстреляла последние снаряды, 21 июня личным составом было взорвано оборудование цитадели.

Слайд 11

После прорыва немцами обороны Северной стороны и выхода их к Севастопольской бухте главной твердыней обороны Севастополя становится 35 батарея. Именно сюда на запасной флагманский командный пункт перешли военный совет Черноморского флота и командование Приморской армии и Береговой обороны.

Слайд 12

В конце июня начале июля 1942 года казематы 35-й батареи и пещеры мыса Херсонес стали свидетелями одной из самых мрачных страниц обороны Севастополя. Отброшенные на мыс советские солдаты и матросы, оставленные без всякого снабжения и без надежды на эвакуацию, отчаянно сражались буквально до последнего патрона.

Слайд 13

Собрав последние силы с 1 винтовкой на 3-х, а часто с голыми руками бросались они на немецкие позиции в атаку за атакой, вынуждая отступать вооруженного до зубов противника. Это были кратковременные, но победы. Как «атаки мертвых» вошли они в историю Севастополя, чья земля была полита кровью многих поколений русских солдат.

Слайд 14

Десятки тысяч чудовищно измученных, израненных и практически безоружных бойцов, лишенных даже возможности оказывать сопротивление, попали в немецкий плен. 1 июля 1942 года 35-я батарея выпустила последние 6 снарядов прямой наводкой по наступающей пехоте противника, и в ночь на 2 июля командир батареи капитан Лещенко организовал подрыв батареи. Бой в сохранившихся помещениях цитадели продолжался до 9 июля, когда противник пустил в подземную крепость ядовитые газы...

Слайд 15

Героическая и трагическая оборона Севастополя подошла к концу. Она вошла в историю не только как эпопея грандиозного подвига, но и как самая ожесточенная в истории воин артиллерийская дуэль.

Слайд 16

После окончания Второй мировой войны батарея №30, получившая меньшие повреждения, была восстановлена, вооружение ее усилено, установлены новые системы управления огнем и жизнеобеспечения. 30-я батарея до сих пор находится в числе действующих воинских частей РФ.

Слайд 17

Сильно разрушенную 35-ю батарею восстанавливать не стали. С 2007 года на территории 35 береговой батареи находится музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея». Центральный вход в артблок 35-й батареи

Слайд 18

Гнездо второй башни

Слайд 19

Фотографии защитников Севастополя, принявших последний бой в районе 35-й батареи

Слайд 20

Источники: Н.В. Гаврилкин. Севастопольская 305-мм башенная батарея №35 Иванов В.Б. Тайны Севастополя Видеофильм «Легендарная тридцадка»



Предварительный просмотр:

«Почему же мне снится война?..»

* * *

Почему же мне снится война,
На которой я не был?
И горит от темна дотемна
Опаленное небо,
И дороги пылят и пылят,
Пропуская колонны,
И у детских кроваток не спят
Поседевшие жены,
И в землянке стоит тишина
И коптилка мигает,
Лейтенант молодой у окна
Письма мамы читает,
И пока пулеметы молчат,
Притаившись во мраке,
И солдаты усталые спят -
Полчаса до атаки.
И на всех – то всего полчаса…
А на листьях крапивы,
Точно слезы, уже проступает роса…
Все пока еще живы.
Почему же мне снится война,
На которой я не был?
И ночами стоит у окна
Это вечное небо.
И уже в предрассветном огне
Мрак клубится и тает…
Это память убитых во мне,
Как цветы, прорастает.

Солдатские сны

                    Борис Вахнюк

Мне что-то не снится война на войне,

А снится веселый рушник на стене,

И вишенный цвет облетает в саду,

В забытом почти довоенном году.

Дождинки на милых ресницах дрожат,

И в братских могилах браты не лежат,

И мама живая сидит за столом,

И мирное солнце горит за селом.

Мне что-то не снится война на войне, -

Кресты на окне и кресты на броне,

Приходит опять не война, а весна

В скупое мгновенье солдатского сна.

Не грохот я слышу, а гром вдалеке...

Ну разве позволю я дрогнуть руке?

Ну разве посмею я, разве смогу

Отдать мою добрую землю врагу?

Мне что-то не снится война на войне.

Журавль у криницы скрипит в тишине.

Мне снится сегодня не завтрашний бой,

А вербы над Росью в росе голубой...

А все, что не снилось, но выпало нам,

Приснится, наверное, нашим сынам.

Ребятам, родившимся после войны,

За нас отоснятся военные сны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...