Рабочие программы
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

календарно - тематическое планирование уроков по русскому языку и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl_literatura.docx61.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рассмотрено»

На м/о учителей_____________

МБОУ «СОШ № 1»

Протокол №

от «__»_________2014г.

«Согласовано»

зам. директора МБОУ

«СОШ № 1»

__________________

__________________

«__»__________2014г.

«Принято»

Педагогическим советом МБОУ «СОШ № 1»

Протокол №

От

«__»__________2014г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ № 1»

________О.Н. Викарчук/

Приказ №

От «__»_______2014г.

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Бийска Алтайского края

Рабочая программа

по литературе 10  Г класса

по программе под редакцией В.Я. Коровиной

(базовый уровень)

Учитель_____Кашаба Оксана Геннадьевна______________________________

Квалификационная категория______высшая__________________________

2014-2015 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

стр.

Паспорт рабочей программы……………………………………………………………..      3

Пояснительная записка…………………………………………………………………….   4-7

Виды и формы контроля………………………………….………………………………..   7-8

Содержание курса………………………………………………………………………….

Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся………………………

Календарно-тематический поурочный план учебного предмета «Литература»……….

График  контрольных работ и работ по развитию речи………………………………….

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе……………………

Лист корректировки………………………………………………………………….

Паспорт

рабочей программы учебного курса, предмета литература

Тип программы: программа среднего (полного) общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса «Литература»

Назначение программы:

для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: учащиеся 10  Г класса МБОУ « СОШ №1»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 105 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 3 часа в неделю

Формы контроля: текущий контроль, тест,  итоговая контрольная работа,  защита проекта.

Пояснительная записка

        

Рабочая программа по литературе для 10 Г класса(базовый уровень) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
  2. Учебного плана МБОУ « СОШ №  1» на 2014-2015 учебный год.
  3.  Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
  4. Программы основного общего образования по русскому языку для учащихся

Выбор данной программы мотивирован тем, что она

  • соответствует  стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
  • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
  • сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Структура документа

        Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

        Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

            Программа построена следующим образом:

•      Литература первой половины XIX века

•      Литература второй половины XIX века (10 класс).

              Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в     связи с русской литературой.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения;
  • выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

                    Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение;
  • различные виды пересказа;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • устные и письменные интерпретации художественного произведения;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;
  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом  мнения оппонента;подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В Х классе выделяется  105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю), в том числе на резерв предполагается 3 часа, которые будут использованы для повторительно-обобщительных уроков по пройденным темам с целью закрепления полученных знаний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных   умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,
  • сравнение, сопоставление, классификация,
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
  • составление плана, тезисов, конспекта,
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Виды контроля

Промежуточный:

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
  • выразительное чтение текста художественного произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • устный или письменный ответ на вопрос;
  • устное словесное рисование;
  • комментированное чтение;
  • характеристика героя или героев художественных произведений (индивидуальная, групповая, сравнительная);
  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;        
  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
  • творческий зачёт;
  • защита проектов

Литература ХІХ века

Русская литература ХІХ века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы ХІХ века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине ХІХ века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая І. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины ХІХ века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.

Россия во второй половине ХІХ века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухо-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критикасоциально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист.  Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины ХІХ века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества. Национально – историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Поэт», «Из Пиндемонти»,  «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико – героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины ХІХ века

Обзор русской литературы второй половины ХІХ века. Россия второй половины ХІХ века. Общественно – политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова.  Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе.  Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Её народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный  фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно – поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьемы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А.Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбова).

Теория литературы.  Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И. Писарева).

Теория литературы.Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме.Социально – бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт -романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей, с «божеско - всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно – реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр – лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров – героической и философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Silentium!»,«Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас, и все былое…», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета – поэта и Фета – практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно – реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия  в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер так тих и ясен…»,  «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…»,  «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях».

Теория литературы.Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».

Николай Алексеевич Некрасов.Жизнь и творчество. (Обзор). Некрасов – журналист. Противоположность литературно – художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О Муза! Я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Михаил ЕвграфовичСатыков – Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор).

«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико – гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над  покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

Становление типа толстовского героя – просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» - вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно – стилевое  начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные  искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционального – интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно – психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно – этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман – эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский.Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно – авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания  в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно – нравственных и социальных  представлений.«Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявление. Исповедальное начало как способ самораскрытие души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно – психологический, роман идеологический). Психологизм и способыего выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник»и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести.  Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств,  любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

(Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско – психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.  

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова – рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России.

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского  поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни просто народа, тема женской судьбы,  образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XӀX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XӀX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.  

Генрик Ибсен. Слово о писателе.

«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь – игра и героиня – кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем  устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.  

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXвека;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п

Название

Автор

Издательство

Год

Издания

Учебник

1.

Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч.

В.И. Коровин

М.: Просвещение

2011

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников

1.

«Домашний репетитор»

2.

«Грамотей»

Методическая литература для учителя

1.

Литература. 10 класс. Методические советы

Н.В. Беляева, А.Е.Иллюминарская,

В.А. Фаткуллова

«Просвещение», Москва

2002

2.

Поурочные разработки по литературе. 10 класс

Н.В. Егорова,

И.В. Золотарёва,

Т.И. Михайлова

«ВАКО»,

Москва

2009

3.

Преподавание литературы в 10 классе

Г.А. Обернихина

М.: АРКТИ

2002

4.

Письменные работы по литературе. 9-11 классы

Н.Л. Карнаух,

И.В. Щербина

«Дрофа»,

Москва

2005

5.

Литература. 10 класс. Система уроков по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Г.В. Шихова

 «Учитель», Волгоград

2011

Дополнительная литература для учителя и учащихся

1.

Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. 10-11 классы

Е.А. Зинина

«Дрофа»,

Москва

2007

2.

История русской литературы XIXвека : вторая половина

Н.Н. Скатов

«Просвещение», Москва

1987

3.

Литература: Подготовка к государственному централизованному тестированию

Е.К. Балашова,

А.М. Костин

«Лицей», Саратов

2003

4.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Целостный анализ

Г.Н. Фейн

«Просвещение», Москва

1966

5.

«Война и мир» Л.Н. Толстого.

С. Бочаров

«Художественная литература», Москва

1971

6.

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

В. Кожинов

«Художественная литература», Москва

1971

7.

«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина

Д. Николаев

«Художественная литература», Москва

1971


Календарно-тематический поурочный план

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, к.р., экскурсии др.)

Формы контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

по ФГОС (УУД)

Оборудование

Плани-руемая дата

(понеде-льно)

I триместр  (36 часов)

1.

Введение (2 часа)

1.1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIXвека.Выявление уровня литературного развития учащихся.

Лекция.

Тестирование

Организация совместной учебной деятельности:составление тезисного плана или конспекта лекции учителя

Знать: основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе XIX века ; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи.

Уметь: составлять тезисный план или конспект лекции учителя

мультимедиа

1.09-6.09

1.2

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIXвека.Выявление уровня литературного развития учащихся.

1.09-6.09

2.

А.С. Пушкин (11 часов)

2.1

А.С. Пушкин: личность, судьба, творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.

Беседа, проблемные задания

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

мультимедиа

1.09-6.09

2.2

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной михайловской ссылок.(с повторением ранее изученного). «Погасло дневное святило…», «Подражания Корана»( ІХ. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

Беседа, проблемные задания

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

8.09-13.09

2.3

Тема поэта и поэзии в лирике  А.С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт!Не дорожи любовию народной…»), «Осень», «Разговор книгопродавца  с поэтом»

Практикум

Организация совместной учебной деятельности

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

8.09-13.09

2.4

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…»,  «Из Пиндемонти»

Практикум

Организация совместной учебной деятельности

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

8.09-13.09

2.5

Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…». Домашнее сочинение по лирике Пушкина

Практикум

Совместная учебная деятельность, самостоятельная работа

Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы

15.09-20.09

2.6

Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…». Домашнее сочинение по лирике Пушкина

Практикум

Совместная учебная деятельность, самостоятельная работа

Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы

15.09-20.09

2.7

Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

Беседа, проблемные задания

Уметь: раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения

15.09-20.09

2.8

Образ Петра І как царя – преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально – философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

Беседа

22.09-27.09

2.9

Образ Петра І как царя – преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально – философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

Беседа

22.09-27.09

2.10

Р/р Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

Письменная работа

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

22.09-27.09

2.11

Р/р Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

Письменная работа

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

29.09-4.10

3.

М.Ю. Лермонтов (10 часов)

3.1

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой….». Романтизм и реализм в творчестве поэта

Лекция

Беседа

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

мультимедиа

29.09-4.10

3.2

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

Беседа

Практикум

29.09-4.10

3.3

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание»  

Практикум

6.10-11.10

3.4

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание»  

Практикум

6.10-11.10

3.5

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»

Беседа

Практикум

6.10-11.10

3.6

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»

Беседа

Практикум

13.10-18.10

3.7

Вн./ч  Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова

13.10-18.10

3.8

Вн./ч  Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова

13.10-18.10

3.9

Р/рКлассное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

20.10-25.10

3.10

Р/рКлассное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

20.10-25.10

4.

Н.В. Гоголь( 8 часов)

4.1

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения.«Вечера на хуторе близ Диканьки».Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

Беседа

 лекция

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

мультимедиа

20.10-25..10

4.2

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения.«Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

Беседа

 лекция

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

мультимедиа

27.10-1.11

4.3

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя.(обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Семинар

27.10-1.11

4.4

Образ Петербурга в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода

Практикум

Организация совместной учебной деятельности

27.10-1.11

4.5

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

Беседа

10.11-15.11

4.6

В/чтН.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

10.11-15.11

4.7

Р/р Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

10.11-15.11

4.8

Р/р Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

17.11-22.11

5.

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

17.11-22.11

6.

И.А. Гончаров (4 часа)

6.1

И.А. Гончаров.Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика

Лекция

Беседа, проблемные задания

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Уметь: излагать мысли на заданную тему

мультимедиа

17.11-22.11

6.2

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

Беседа

24.11-29.11

6.3

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Беседа

Организация совместной учебной деятельности

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы

24.11-29.11

6.4

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

Семинар

24.11-29.11

II триместр (33 часа)

7.

А.Н. Островский (6 часов)

7.1

А.Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»

Лекция

Беседа, проблемные задания.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Уметь: излагать мысли на заданную тему

мультимедиа

1.12-6.12

7.2

Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

Беседа

Практикум

Знать: содержание произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

1.12-6.12

7.3

Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

Беседа

Практикум

Знать: содержание произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

1.12-6.12

7.4

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства»

Беседа

8.12-13.12

7.5

Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы

Практикум

Организация совместной учебной деятельности

Знать: содержание произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

8.12-13.12

7.6

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к сочинению по драме «Гроза»

Беседа

Организация совместной учебной деятельности

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

8.12-13.12

8.

И.С. Тургенев (8 часов)

8.1

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе

Лекция

Беседа, проблемные задания.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Уметь: излагатьмысли на заданную тему

15.12-20.12

8.2

И.С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа«Отцы и дети»

Беседа

Организация совместной учебной деятельности

Знать: содержание произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении

15.12-20.12

8.3

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя

Беседа

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, отбирая сведения по истории и теории литературы; использовать выразительные средства языка, решая коммуникативную задачу

15.12-20.12

8.4

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Беседа

22.12-27.12

8.5

Любовь в романе «Отцы и дети»

Беседа

Организация совместной учебной деятельности

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

22.12-27.12

8.6

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

Лекция

Практикум

22.12-27.12

8.7

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

Лекция

Практикум

12.01-17.01

8.8

Контрольная работа за первое полугодие

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

12.01-17.01

9.

Ф.И. Тютчев (4 часа)

9.1

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»  

Лекция

Беседа

12.01-17.01

9.2

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»  

Лекция

Беседа

19.01-24.01

9.3

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

Беседа

Практикум

19.01-24.01

9.4

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»)

Практикум

19.01-24.01

10.

А.А. Фет (2 часа)

10.1

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.  «Даль», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…» и др.  

Лекция

Беседа

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

26.01-31.01

10.2

Любовная лирика А.А. Фета. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Беседа

26.01-31.01

11.

В/ чт А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»

Организация совместной учебной деятельности

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

26.01-31.01

12.

Н.А. Некрасов (8 часов)

12.1

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…» и др.

Беседа

Лекция

Организация совместной учебной деятельности

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Уметь: излагать мысли на заданную тему

2.02-7.02

12.2

Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др.

Практикум

2.02-7.02

12.3

Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О Муза!Я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин» и др.

 Практикум

Организация совместной учебной деятельности

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

2.02-7.02

12.4

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др.

Беседа

Организация совместной учебной деятельности

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

9.02-14.02

12.5

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Беседа, проблемные задания

Знать: содержание произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

9.02-14.02

12.6

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

Практикум

9.02-14.02

12.7

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Беседа, проблемные задания

Знать: содержание произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

16.02-21.02

12.8

Р/р Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

Самостоятельная работа

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к творчеству поэта

16.02-21.02

13.

М.Е. Салтыков-Щедрин. (3 часа)

13.1

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина

Беседа, проблемные задания.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Уметь: излагать мысли на заданную тему

мультимедиа

16.02-21.02

13.2

Вн./чт  Обзор романа М.Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

Беседа, проблемные задания.

Знать: проблематику и поэтику сказок, своеобразие сатиры писателя.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

мультимедиа

23.02-28.02

13.3

Вн./чт  Обзор романа М.Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

Знать: замысел, историю создания, композицию и жанр повести.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

23.02-28.02

14.

Л.Н. Толстой  (13 часов)

14.1

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

Беседа, проблемные задания

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, особенности его художественного мира.

Уметь: излагать мысли на заданную тему

мультимедиа

23.02-28.02

ӀӀӀ триместр (36 часов)

14.2

Вн./чт.Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

Беседа, проблемные задания

Знать: идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов»

2.03-7.03

14.3

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

Беседа, проблемные задания

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

мультимедиа

2.03-7.03

14.4

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Беседа

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

2.03-7.03

14.5

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Беседа

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

9.03-14.03

14.6

Женские образы в романе «Война и мир»

Практикум

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

9.03-14.03

14.7

Семья Ростовых и семья Болконских

Беседа

9.03-14.03

14.8

Тема народа в романе «Война и мир»

Беседа

16.03-21.03

14.9

Тема народа в романе «Война и мир»

Беседа

16.03-21.03

14.10

Кутузов и Наполеон

Практикум

Знать: содержание произведения.

16.03-21.03

14.11

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

Семинар

Знать: содержание произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

30.03-4.04

14.12

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

Семинар

Знать: содержание произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, +приёмы систематизации материала

30.03-4.04

14.13

Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению

практикум

30.03-4.04

15.

Ф.М. Достоевский. (7 часов)

15.1

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Беседа, проблемные задания

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, особенности его художественного мира.

Уметь: излагать мысли на заданную тему

6.04-11.04

15.2

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского

Семинар

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

6.04-11.04

15.3

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Беседа

Семинар

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

6.04-11.04

15.4

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Беседа

Семинар

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

13.04-18.04

15.5

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

Семинар

13.04-18.04

15.6

«Двойники» Раскольникова

Беседа

Организация совместной учебной деятельности

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

13.04-18.04

15.7

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

Беседа

Организация совместной учебной деятельности

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

20.04-25.04

16.

Н.С. Лесков. (3 часа)

16.1

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

Лекция

Практикум

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, особенности его художественного мира, содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему

мультимедиа

20.04-25.04

16.2

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

Беседа

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

20.04-25.04

16.3

В/ чтКатерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» )

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

27.04-2.05

17.

А.П. Чехов (7 часов)

17.1

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

Беседа, проблемные задания

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, особенности его художественного мира, содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему

мультимедиа

27.04-2.05

17.2

Проблематика и поэтика рассказов 90 – х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

Практикум

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

27.04-2.05

17.3

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Практикум

4.05-8.05

17.4

Особенности драматургии А.П. Чехова

Практикум

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

4.05-8.05

17.5

«Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

Практикум

4.05-8.05

17.6

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

Организация совместной учебной деятельности

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

11.05-16.05

17.7

Р/р Зачетная работа за второе полугодие

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

11.05-16.05

18.

К. Хетагуров. (3 часа)

18.1

В/ чтК. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. Специфика художественной образности

Беседа, проблемные задания

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему

11.05-16.05

18.2

В/ чтВечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы (Ги де Мопассан «Ожерелье», Г. Ибсен «Кукольный дом», А. Рембо «Пьяный корабль»)

Беседа, проблемные задания

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

18.05-23.05

18.3

В/ чтВечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы (Ги де Мопассан «Ожерелье», Г. Ибсен «Кукольный дом», А. Рембо «Пьяный корабль»)

Беседа, проблемные задания

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

18.05-23.05

19.

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Контрольная работа

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

18.05-23.05

20.

Резервные уроки (3 часа)

20.1

Резерв. Повторение по литературе первой половины XIX века

25.05-30.05

20.2

Резерв. Повторение по литературе второй  половины XIX века

25.05-30.05

20.3

Резерв. Повторение по зарубежной литературе

25.05-30.05

Итого:  105 часов

К/р

2

І триместр

0

ІІ триместр

1

ІІІ триместр

1

Р/р

10

І триместр

6

ІІ триместр

2

ІІІ триместр

2

Вн. Чт.

11

І триместр

3

ІІ триместр

4

ІІІ триместр

График

  контрольных работ и работ по развитию речи

№ п/п

Вид работы

Тема

Дата

Кол-во часов

Примечание

1.

Р/р Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

Творчество А.С. Пушкина

22.09.-27.09.

1

2.

Р/р Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

Творчество А.С. Пушкина

29.09 – 4.10

1

3.

Р/р Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

Творчество М.Ю Лермонтова

20.10.-25.10.

2

4.

Р/р Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя

Творчество Н.В. Гоголя

10.11.-15.11.

1

5.

Р/р Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя

Творчество Н.В. Гоголя

17.11-22.11

1

6.

Контрольная работа за первое полугодие

Творчество русских писателей первой половины XIX века

12.01.-17.01.

1

7.

Р/р Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.  

Творчество Н.А. Некрасова

16.02-21.02.

1

8.

Р/р Зачетная работа за второе полугодие

Творчество русских писателей второй половины XIX века

11.05.-16.05.

1

9.

Итоговая контрольная работа

Нравственные уроки русской литературы XIXвека

18.05.-23.05.

1


Лист корректировки Рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и № приказа)

Подпись заместителя директора по УВР



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...