Исследовательская работа "Творчество семьи Цветаевых"
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему

Ярош Наталья Анатольевна

В работе исследуется творчество нескольких  поколений семьи Цветаевых. Эта одарённая семья дала русской культуре много талантливых людей. Имя поэта Марины Цветаевой не нуждается в комментариях.Марина Цветаева вписала в историю русской поэзии выразительную и исполненную высокого драматизма страницу. Однако и многие другие Цветаевы, представители разных поколений этой большой и славной семьи, имеют право на наше внимание и память

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tvorchestvo_semi_tsvetaevyh.zip290.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Добросельская основная общеобразовательная школа»

Грайворонского района Белгородской области

Исследовательская работа на тему:

«Творчество семьи Цветаевых»

                                                                            Выполнила:                                

                                                           Котельникова Марина Сергеевна,

                                                                                    30.08.1998г.

                                                                         ученица 9 класса                      

                                                            МБОУ «Добросельская ООШ»                                                                                                

                                                                                    Учитель:

                                                               Ярош Наталья Анатольевна,

                                                    учитель русского языка и литературы

Доброе 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………. 3-4

      2. Творчество семьи Цветаевых ………………………………… 4

2.1.Дед Владимир Васильевич Цветаев……………………………….5

2.2. Отец Иван Владимирович Цветаев……………… 5

2.3. Мать Мария Александровна Мейн………………..6

2.3.Старшая сестра Валерия . . . …………………………… 6

2.4. Брат Андрей   …………….6

2.5. Младшая сестра Анастасия …………………… 7

2.6. Дочь Ариадна Сергеевна Эфрон………………7

2.7. Сын Георгий Сергеевич Эфрон ……………….8

     3.Заключение………………………………………………………. 9

4.Список используемой литературы………………………………10

5.Приложения……………………. 11-19

ВВЕДЕНИЕ

Имя поэта Марины Цветаевой не нуждается в комментариях.Марина Цветаева вписала в историю русской поэзии выразительную и исполненную высокого драматизма страницу. Однако и многие другие Цветаевы, представители разных поколений этой большой и славной семьи, имеют право на наше внимание и память. Именно о них мне и хочется рассказать.

Тема  моего  исследования: «Творчество семьи Цветаевых».  

Цель  исследования:  изучить творчество представителей семьи Цветаевых.

Марина Ивановна Цветаева… Наследие её велико. Тринадцать изданных ею книжек и множество, вышедших посмертно. Среди созданного Цветаевой, кроме, лирики, - семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза. Без лучших стихов и поэм Цветаевой сейчас уже невозможно составить достаточно полное представление о русской литературе ХХ века. Умом она не была обижена, характер её  был противоречивый, а судьба была к ней жестока.

Корни таланта Марины Цветаевой уходят в далёкое прошлое.

Задачи  исследования:  

  • анализ  литературы, материалов  
  • сбор  материалов
  • обобщение  результатов.

Объект  исследования: семья Марины Ивановны Цветаевой.

Предмет  исследования:  представители семьи Цветаевых, их творческие способности.

Гипотеза  исследования:  проведя  исследование,  

 

  1. Я узнаю:  
  • Представителей семьи Цветаевых;
  • Корни таланта Марины Цветаевой.

2.Я дополню:

  • свои знания о великой русской поэтессе и представителях её семьи;

3. Я соберу:  

  • материалы  для  бесед, внеклассного мероприятия по литературе.

Методы  исследования:

  1. анализ  литературы, материалов  Интернет;
  2. обобщение;

Дед Владимир Васильевич Цветаев (1818—1884)

        Недалеко от Иванова, в пригородном селе Ново-Талицы, полтора столетия стоит дом с мезонином. Этот дом построен священником Владимиром Васильевичем Цветаевым. Почтенный отец Владимир пользовался уважением у  всей округи. Заботился он и о народном образовании в Талицах.ВТалицком народном училище (первом учебном заведении в Талицах, открытом при его содействии в середине 60-х годов) он обучает крестьянских детей чтению, письму, счёту и церковному пению. И здесь проявлялось его внимание к людям. У отца Владимира было 4 сына. Он был счастлив в детях – все они оправдали его надежды. Сын Пётр стал священником, а остальные трое избрали просвещение, занимались гуманитарными науками – филологией, историей, искусствоведением.

Отец Иван Владимирович Цветаев (1847 -1913)

Иван Владимирович Цветаев (отец Марины Цветаевой) стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, основателем Государственного музея изобразительных искусств в Москве. Занимаясь изучением истоков латыни – древнеиталийских наречий, молодой учёный не довольствовался имевшейся литературой; он пешком исходил всю Италию, собственноручно снимая слепки с древних надписей, высеченных на камне. Став в 26 лет магистром, а в 29-профессором, Цветаев остался крестьянским сыном, не чурающимся никакой работы. Результатом большого труда явилось прекрасное издание в пяти книгах памятников древнеиталийской письменности «Италийские надписи», которое принесло ему не только русскую, но и европейскую известность.  За заслуги в изучении корней латинского языка он стал в 1888 году почётным доктором Болонского университета в Италии.

Мать Мария Александровна Мейн (1869 -1906)

На матери Марины Цветаевой – 23-летней Марии Александровне Мейн – Цветаев женился в 1891 году. Она была прекрасно  образованна, знала несколько языков, писала стихи, переводила, рисовала и великолепно играла на рояле. Эта мужественная женщина, выйдя замуж за немолодого вдовца с двумя детьми, со всей энергией молодости вошла в его заботы и мечты и была ему верной помощницей и соратницей. Первая жена И.Цветаева тоже   была творческая и одарённая личность. У таких талантливых родителей не могли родиться дети без искры таланта. И это действительно так. Все дети Цветаевых (Валерия и Андрей – от первого брака, Марина и Анастасия – от второго) обладали удивительными творческими способностями, были людьми одарёнными и талантливыми.

Старшая сестра Валерия (18831966)

Валерия – старшая сестра. Ей никогда не было скучно. Пела, как её покойная мать, - высоким чистым голосом. Рисовала, особенно любила рисовать яркие цветы на шёлке, на клеёнке. Кроме цветаевского трудолюбия, цветаевской тяги к знаниям, проявилась в ней и фамильная склонность к искусству. С детства художественно одарённая, она увлеклась в конце концов искусством вольного танца и пантомимы, была последовательницей знаменитой Айседоры Дункан. Увлечение стало профессией - В.Цветаева преподавала пластику в Московской Школе искусства движения при ВХУТЕМАСе.

Брат Андрей (1890-1933)

Брат Андрей от матери (Варвары Дмитриевны Иловайской) унаследовал музыкальность. Сам, по самоучителю, выучился играть на мандолине, балалайке, гитаре. В юности писал стихи, но об этом не знали даже сёстры.

Младшая сестра Анастасия (1894 -  1993)

Младшая сестра Марины Цветаевой Анастасия прожила долгую жизнь и скончалась в 1993 году, не дожив до 99-летия три недели. Видно, судьбой ей было отпущено прожить за всех недоживших Цветаевых, чтобы написать о них и донести их живые образы до потомков.

        Первая часть жизни почти совпадает с биографией Марины Цветаевой, вторая – с пережитым Ариадной. Анастасия Ивановна Цветаева была репрессирована и пробыла в ссылке до 1956 года. На седьмом десятке жизнь начиналась снова. Вышли три издания её «Воспоминаний», вышли повести «Московский звонарь», «Моя Сибирь», напечатан роман «Amor «Анастасия»-значит воскресшая…» и множество замечательных стихов.

Марина была третьим ребёнком в семье Цветаевых. К.Паустовский в своём ярком портрете Ивана Цветаева назвал Марину главным его даром родине. Став замечательным потом, она на весь мир прославила имя Цветаевых, и известность её с годами растёт всё больше. Судьба её сложилась трагически – как, пожалуй, едва ли не у всех лучших русских поэтов.

Дочь Ариадна Сергеевна Эфрон (19121975)

Дочь М. Цветаевой, Ариадна Сергеевна Эфрон, её друг и помощница, первый читатель, единственный свидетель почти всей её жизни, оставила о ней прекрасные воспоминания. Аля (Ариадна) была разносторонне одарена. В 7 лет она писала стихи, которые Цветаева включила в свой сборник «Психея». Аля очень хорошо рисовала, училась в художественной школе при Лувре, участвовала в одной из парижских выставок. Письма и воспоминания её говорят о том, что она могла бы стать писателем. В 27 лет – арест, и только в 43-реабилитация.

Сын Георгий Сергеевич Эфрон ( 1925 – 1944)

Долгожданный, столь сильно любимый сын Мур (Георгий Эфрон) внешне очень походил на мать. Отец в шутку называл его «маленький Марин Цветаев». Георгий интересовался поэзией, театром, живописью, ходил на концерты. Как все Цветаевы, вёл постоянно дневник, уверен был в том, что его ждёт блестящее будущее (выбирал между карьерой художника и писателя). Много читал, переводил, пробовал сочинять, мечтал всю жизнь посвятить пропаганде французской культуры в России и русской во Франции. Но в начале 1944 года, в 19 лет, мобилизован, погиб на Западной Двине.

Корней своих Манина Цветаева не забывала никогда: «То, что я, всё, что я – от них… Без этой обязанности отцу, без гордости им … человек – скот… я ничем не посрамила линию отца» (Из письма В.Меркурьевой).

        Семья Цветаевых заслуживает пристального внимания и благодарной памяти уже потому, что взрастила в себе неповторимого, ни на кого не похожего поэта – Марину Цветаеву. Жизнь её трагична. Но судьба художника не сводится к его личной судьбе: художник уходит – искусство остаётся.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследовательской работы были  описаны  художественные способности разных представителей семьи Цветаевых. Я познакомилась  с членами семьи Марины Ивановны Цветаевой, с их разнообразными талантами и способностями. Именно такая семья могла воспитать столь неповторимого поэта, как М.И.Цветаева.

      Работа включала  в себя сбор  и анализ литературных источников, журнальных статей, материалов Интернета, обобщение материала.

      Предполагается, что данный материал  может быть использован на классных часах, на внеклассных занятиях по литературе.

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Агеносов В.В. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - Москва, " Дрофа", 1997


2. Биккулова И.А., Обернихена Г.А. Изучение поэзии " серебряного века" в школе. Методические рекомендации. - М.," Дрофа", 1994


3. Кудрова И. Лирическая проза М. Цветаевой. - " Звезда", 1982, № 10


4. Саакянц А.М. Цветаева. Страница жизни и творчества. М., 1986


5. Цветаева М. Избранные произведения. - М., " Просвещение", 1984


6. Цветаева М. Письма, М., " Новый мир", 1969, № 4


7. Цветаева А. Воспоминания; - М., "Советский писатель", 1984


8. http: //www.coolsoch.ru/

9.  «Серебряный век» - книга-энциклопедия: М., Просвещение, 1995

10. «Я познаю мир – литература»: М, 1993

11. Энциклопедия «Все обо всем»: М.,1992

        

                                                                                                 Приложение №1

C:\Users\Nemo\Downloads\biography_cvetaeva_photo.jpg

                  Марина Ивановна Цветаева

                                                                                                    Приложение №2

C:\Users\Nemo\Downloads\CVET017.jpg

Старшая сестра Валерия Ивановна Цветаева

                                                                                            Приложение №3

C:\Users\Nemo\Downloads\CVET058.jpg

Брат Андрей Иванович Цветаев с отцом

                                                                                   Приложение №4

C:\Users\Nemo\Downloads\museum-cvetaeva-otec-portret-1903.jpg

Отец Иван Владимирович Цветаев

C:\Users\Nemo\Downloads\0005-003-Mat-M.-TSvetaevoj-Marija-Aleksandrovna-Mejn.jpg

Мать Мария Александровна Цветаева (Мейн)

                                                                                               Приложение №5

C:\Users\Nemo\Downloads\var_ilovai.jpg

Варвара Дмитриевна Иловайская, первая жена И.В.Цветаева

C:\Users\Nemo\Downloads\040555708.JPG

Анастасия Ивановна Цветаева, младшая сестра

Приложение №6

C:\Users\Nemo\Downloads\Ariadna.jpg

Ариадна Сергеевна Эфрон, дочь

C:\Users\Nemo\Downloads\1941_Mur.jpg

Георгий Сергеевич Эфрон, сын

                                                                                                        Приложение №7

М. Цветаева. "Стихи к дочери"

"Девочка! - Царица бала!

Или схимница, - Бог весть!

Сколько времени? - Светало.

Кто-то мне ответил: - Шесть.

Чтобы тихая в печали,

Чтобы нежная росла, -

Девочку мою встречали

Ранние колокола!"

М. Цветаева. "Стихи к сыну"

Ни к городу и ни к селу --

     Езжай, мой сын, в свою страну, --

     В край - всем краям наоборот! --

     Куда назад идти - вперед

     Идти, - особенно - тебе,

     Руси не видывавшее

     Дитя мое... Мое? Ее --

     Дитя! То самое былье,

Которым порастает быль.

     Землицу, стершуюся в пыль,

     Ужель ребенку в колыбель

     Нести в трясущихся горстях:

     "Русь - этот прах, чти - этот прах!"

     От неиспытанных утрат --

     Иди - куда глаза глядят!

     Всех стран - глаза, со всей земли --

     Глаза, и синие твои

     Глаза, в которые гляжусь:

     В глаза, глядящие на Русь.

     Да не поклонимся словам!

     Русь - прадедам, Россия - нам,

     Вам - просветители пещер --

     Призывное: СССР, --

     Не менее во тьме небес

    Призывное, чем: SOS.

     Нас родина не позовет!

     Езжай, мой сын, домой - вперед --

     В свой край, в свой век, в свой час, - от нас

     В Россию - вас, в Россию - масс,

     В наш-час - страну! в сей-час - страну!

     В на-Марс - страну! в без-нас - страну!

             Январь 1932

М. Цветаева. "Маме"

В старом вальсе штраусовском впервые

     Мы услышали твой тихий зов,

     С той поры нам чужды все живые

     И отраден беглый бой часов.

     Мы, как ты, приветствуем закаты,

     Упиваясь близостью конца.

     Все, чем в лучший вечер мы богаты,

     Нам тобою вложено в сердца.

     К детским снам клонясь неутомимо,

     (Без тебя лишь месяц в них глядел!)

     Ты вела своих малюток мимо

     Горькой жизни помыслов и дел.

     С ранних лет нам близок, кто печален,

     Скучен смех и чужд домашний кров...

     Наш корабль не в добрый миг отчален

     И плывет по воле всех ветров!

     Все бледней лазурный остров-детство,

     Мы одни на палубе стоим.

     Видно грусть оставила в наследство

     Ты, о мама, девочкам своим!

     1906

Анастасия Цветаева «Мне 80 лет…»

Мне 80 лет, ещё легка походка,
Ещё упруг мой шаг по ступеня́м.
Но что-то уж во мне внимает кротко
Предчувствиям и предсказаньям, снам.

Мне 80 лет, сие́ понять легко ли?
Когда ещё взбегаю по холму,
И никогда ещё сердечной сильной боли,
Ни головной, — но сердцу моему

Уж ве́домо предвестие томленья,
Тоска веселья, трезвость на пиру,
Молчание прикосновенья
К замедлившему на строке перу…

<1974>,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»

Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....

Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.

Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...

М.И.Цветаева в школе. Читаем на уроке одно из поздних стихотворений Цветаевой.

Сегодня мы прикоснёмся к ещё одной «гениальной загадке» М.И.Цветаевой – стихотворению её позднего периода «Бузина», самого, пожалуй, цветаевского и, вместе с тем, сквозящего какой-то удив...

Проектно-исследовательская работа "Семена - чудо природы."

Цель работы:познакомиться с цветковыми растениями;узнать, что такое семена, как они устроены;наблюдать за тем, сколько прорастают семена, что им для этого нужноЗадачи:изучить литературу по теме «Цветк...

Исследовательская работа "Семь чудес Балтачевского района"

Рейтингами любви народной не измеришь. Но составление, на наш взгляд, таких списков необходимо, так как это привлекает внимание к истории своего края.Поэтому и родилась идея составить список семи чуде...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...